До лабораторних робіт по дисципліні
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

к лабораторным работам по дисциплине

 

„Эксплуатация и обслуживание машин”

 

 

для студентов всех форм обучения

 

 

 

Краматорск 2008


Министерство образования и науки Украины

Донбасская государственная машиностроительная академия

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

к лабораторным работам по дисциплине

 

„Эксплуатация и обслуживание машин”

 

 

для студентов всех форм обучения

 

 

 

Утверждено

на заседании методического совета

Протокол № от

 

 

Краматорск 2008


Министерство образования и науки Украины

Донбасская государственная машиностроительная академия

 

 

Составители: А.М. Маковский

И.А. Лукьянов

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

к лабораторным работам по дисциплине

 

„Эксплуатация и обслуживание машин”

 

 

для студентов всех форм обучения

 

 

 

В печать экз. Первый проректор __________А.Н. Фесенко   Утверждено на заседании методического совета Протокол № от 2008  

 

Краматорск 2008


УДК 621.873

 

Методические указания к лабораторным работам по дисциплине „Эксплуатация и обслуживание машин”для студентов всех форм обучения / сост. : А. М. Маковский, И. А. Лукьянов. – Краматорск : ДГМА, 2008. – 43 с.

 

Изложены основные принципы использования грузоподъемных кранов в эксплуатации. К этим принципам отнесены способы определения технико-экономических характеристик кранов в общем парке промышленного оборудования, особенности нагружения кранов в грузовом потоке предприятия, классификация кранов по режимам работы, основные положения технической диагностики кранов и способы определения их технического состояния, отличительные особенности планирования технического обслуживания и ремонтов кранов, надзор за кранами в эксплуатации.

Рассчитано на студентов, изучающих подъемно-транспортные машины в разрезе специальности 7.090214, может быть использовано при изучении дисциплины "Эксплуатация машин", включаемой в большинство учебных планов технических специальностей, а также в практике проектирования и эксплуатации грузоподъемных кранов.

 

 

Составители: А.М. Маковский, доц.

И.А. Лукьянов, асс.

 

 

Отв. за выпуск Крупко В.Г.

 


Навчальне видання

 

 

МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ

До лабораторних робіт по дисципліні

„Експлуатація і обслуговування машин”

для студентів всіх форм навчання

 

(Російською мовою)

 

Укладачі: МАКОВСЬКИЙ ОЛЕКСАНДР МАКСИМОВИЧ

ЛУК’ЯНОВ ІГОР ОЛЕКСАНДРОВИЧ

 

Редактор О.О.Дудченко

 

Комп’ютерна верстка О.П.Ордіна

 

 

Підп. до друку Формат 60х84/16

Папір офсетний. Ум. друк.арк . Обл.-вид.арк. .

Тираж прим. Зам.№

 

Видавець і виготівник

«Донбаська державна машинобудівна академія»

84313, м. Краматорськ, вул. Шкадінова, 72

Свідоцтво про внесення суб’єкта видавничої справи до Державного реєстру

серія ДК №1633 від 24.12.2003 р.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………2

Лабораторная работа 1

ПАРК ОБОРУДОВАНИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ…………..2

Лабораторная работа 2

ИЗУЧЕНИЕ ПАСПОРТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ГРУЗОПОДЪЕМНОГО КРАНА……………………………………..5

Лабораторная работа 3

СТАТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНОГО КРАНА……………………………………..7

Лабораторная работа 4

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЖИМНОЙ ГРУППЫ КРАНА НА ОСНОВЕ

ЗАДАННОЙ СХЕМЫ ГРУЗОПОТОКА…………………………….10

Лабораторная работа 5

РАСЧЕТ КРАНОВЫХ ДЕТАЛЕЙ НА ИЗНАШИВАНИЕ

И ИЗМЕРЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ИЗНОСА……………………………18

Лабораторная работа 6

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОВРЕЖДЕННЫХ КРАНОВЫХ

ДЕТАЛЕЙ……………………………………………………………..23

Лабораторная работа 7

ИЗУЧЕНИЕ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ, РАЗРАБОТКА

КАРТЫ И СХЕМЫ CМАЗКИ………………………………………26

Лабораторная работа 8

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТАХ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ………….30

ПРИЛОЖЕНИЕ А. ……………………………………………….36

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….43

ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина учебного плана специальности 7.090214 «Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» включает лекции и лабораторные работы. Данные методические указания предназначены для руководства при выполнении студентами лабораторных работ.

Весь практикум состоит из 8 работ. Каждая работа включает цель работы, теоретическую часть, описание установки, рекомендуемую форму отчёта.

Ввиду ограниченного числа часов лекций в лабораторном практикуме теоретическая часть излагается более подробно, и это является особенностью данных методических указаний, которая должна учитываться преподавателями и студентами при проведении данных занятий.

Лабораторная работа 1

ПАРК ОБОРУДОВАНИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ

Цель работы

 

Освоение студентами понятия парка оборудования промышленного предприятия, а также приобретение навыков изображения планов цехов, построения схем расположения оборудования, составления характеристик парка оборудования цеха.

 

Лабораторное оборудование

 

В лабораторной работе используется зал лаборатории, а также установленное в лаборатории оборудование, приборы, энергетические установки, подъемно-транспортные средства.

 

Теоретические положения

 

Под парком оборудования понимается совокупность машин, механизмов, транспортных средств, аппаратов и приборов. Сюда входят также теплоэнергетические и электрические силовые установки, системы тепло- и электропередач, другие вспомогательные технические устройства. Оборудование эксплуатируется в промышленных зданиях и сооружениях, составляющих вторую часть основных производственных фондов предприятия. В структуре предприятия парк оборудования выступает самостоятельным объектом, оказывающим существенное влияние на общую техническую характеристику предприятия и на эффективность его внешнеэкономической деятельности.

Парк оборудования в схематическом изображении представляют в виде плана цеха, участка или другого места его установки.

На плане наносят контуры сооружения и схему расположения оборудования. Единицы оборудования нумеруют для дальнейшей подготовки его спецификации.

В общем парке выделяют следующие группы оборудования: технологическое (основное), подъемно-транспортное (вспомогательное), энергетическое и контрольно-измерительное.

По способу применения и управления оборудование делят на универсальное, специальное, автоматическое. По виду привода – электрическое, гидравлическое, пневматическое, с ручным приводом.

Парк оборудования характеризуется следующими показателями: показатель объема, выраженный в количестве единиц, общей сумме стоимости, массе, установленной мощности; структурный показатель; показатель эффективности (загрузка по времени, по техническим параметрам и др.).

Порядок выполнения работы

1 Изобразить план лаборатории (план цеха), на котором нанести контуры и схему расположения оборудования. Присвоить каждой единице оборудования кодовые номера.

2 Составить список оборудования лаборатории в виде табл. 1.1.

3 Составить характеристику парка оборудования лаборатории в виде табл. 1.2.

 

Таблица 1.1Список оборудования лаборатории

 

Номер группы Наименование группы Кодовые номера единиц оборудования Наименование единиц оборудования
Технологическое Станок
2...  
Подъемно-транспортное Кран-балка
 
Энергетическое Пульт ввода
 
Контрольно-измерительное Тензоустановка
 

 

Таблица 1.2 – Характеристика парка оборудования

 

Способ классификации Характеристики Кодовые номера единиц оборудования
По назначению Универсальное 1, 2, …
Специальное 17, 21, …
Автоматическое 6, 10, …
Автоматизированное
По приводу Электрическое  
Гидравлическое  
Пневматическое  
Ручное  

 

4 Привести основные показатели парка оборудования в виде табл. 1.3.

 

Отчет о работе

Отчет о работе включает цель работы, основные теоретические положения, план лаборатории, заполненные таблицы 1, 2 и 3.

Таблица 1. 3 – Показатели парка оборудования

 

Показатели Группы оборудования
Количество, шт.  
Стоимость, тыс. грн.  
Установленная мощность, кВт  
Сменность

 

 

Лабораторная работа 2

Цель работы

Ознакомление студентов с эксплуатационной документацией грузоподъемного крана. Изучение паспорта крана и его технических паспортных характеристик.

 

Лабораторное оборудование

 

В лабораторной работе используется действующий однобалочный мостовой кран, а также эксплуатационная документация крана в виде паспорта, инструкции по эксплуатации, комплекта чертежей на основные детали и узлы.

 

Теоретические положения

Стандартными эксплуатационными документами на изделие являются:

- техническое описание изделия, его устройство и принцип работы согласно назначению;

- инструкция по эксплуатации изделия и его составных частей, выполняющих отдельные функции;

- инструкция по техническому обслуживанию агрегатов;

- инструкция по монтажу, пуску, отладке;

- формуляры на отдельные агрегаты и узлы, требующие отличных способов ухода и наладки;

- паспорт изделия;

- этикетка;

- ведомость запасных частей;

- ведомость эксплуатационных документов.

Основным документом крана является паспорт – документ, удостоверяющий возможность применения крана по его назначению. В паспорте указаны основные технические параметры крана (паспортные характеристики):

- номинальная грузоподъемность крана Qн, т;

- скорость подъема груза Vгр, м/с;

- высота подъема груза Н, м;

- скорость передвижения грузовой тележки Vт, м/с;

- скорость передвижения крана Vкр, м/с;

- скорость вращения поворотной части ω кр, рад/с;

- скорость изменения вылета груза Vвыл, м/с;

- пролет крана L, м;

- вылет груза наибольший L mах;

- режимная группа крана К;

- режимная группа механизмов М.

В паспорте указан завод-изготовитель крана, дата его изготовления и заводской номер. На основе паспортных данных грузоподъемный кран регистрируется в органах Госнадзорохрантруда и получает регистрационный номер, который заносится в паспорт.

Кроме технических параметров, в паспорте крана даются характеристики материалов металлоконструкций, типы и характеристики канатов, тормозов, электроустановок. В отдельных разделах паспорта регистрируются: время установки крана у владельца, все переустановки крана с изменением владельца, время проводимых освидетельствований и обследований и их результаты, предписания инспектора Госнадзорохрантруда, выполненные на кране капитальные ремонты и модернизации.

По своей форме паспорт крана должен отвечать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (Приложение 7 Правил).

 

Порядок выполнения работы

1 Составить форму паспорта крана, пользуясь Приложением 7 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

2 Заполнить форму паспорта крана по натурному образцу.

3 Выполнить эскизы деталей и узлов, которые занесены в паспорт крана (по указанию преподавателя).

 

Отчет о работе

Отчет о работе включает цель работы, основные теоретические положения, заполненный паспорт крана (см. приложение 1).

 

Лабораторная работа 3

Цель работы

Научить студентов проводить статические и динамические испытания крана при освидетельствованиях.

 

Лабораторное оборудование

В лабораторной работе используется действующий однобалочный мостовой кран и паспорт крана.

 

Теоретические положения

Главными мероприятиями по контролю за техническим состоянием грузоподъемных кранов являются осмотры, освидетельствования и обследования.

Освидетельствования грузоподъемных кранов проводят полные и частичные. Частичные включаются в цикл полных освидетельствований и не содержат испытаний крана, которые обязательны при полных освидетельствованиях. Срок проведения освидетельствований регламентируется Правилами, для полных – в среднем, три года, для частичных – один год. По решению органов надзора могут быть проведены внеочередные освидетельствования.

Проводят два вида испытаний крана: статические и динамические. Приведем порядок выполнения операций при статических испытаниях мостовых, козловых и консольных передвижных кранов.

Кран устанавливают над опорами крановых путей. Тележка крана должна находиться в положении, отвечающем наибольшему прогибу пролетной балки или консоли. Грузоподъемным устройством захватывается груз, на 25% превышающий номинальную грузоподъемность крана, и поднимается на высоту 200...300 мм. Груз выдерживают в поднятом состоянии в течение 10 мин. С помощью отвеса, закрепленного на пролетной балке, регистрируется положение балки (или консоли) до начала подъема груза, после подъема и после выдержки его на весу в течение 10 мин. Регистрируют все показания прибора. Затем груз опускают и замеряют с помощью отвеса положение балки в разгруженном состоянии. Результаты замеров используют следующим образом.

Величина упругого прогиба балки, полученная при ее нагружении, сравнивается с допустимым значением, которое установлено для данного крана. Если после выдержки груза в поднятом состоянии и его освобождения по результатам замеров положение балки изменилось в сравнении с первоначальным ее положением, то говорят, что балка получила остаточный прогиб. В этом случае металлоконструкция крана не может быть признана пригодной к дальнейшей работе.

Динамические испытания производят грузом, на 10% превышающим номинальную грузоподъемность крана. Во время испытаний кран осуществляет все движения, предусмотренные его паспортными характеристиками. Причем, выбираются предельно допустимые режимы движений, остановка механизмов производится автоматически конечными выключателями. При динамических испытаниях регистрируется путь торможения крана и грузовой тележки, могут быть проверены другие общие параметры машины.

 

Порядок выполнения работы

Выполнить статические испытания крана, для чего в соответствии с рис.3.1:

1 Установить кран над подкрановыми колоннами лаборатории.

2 Вывести тележку (тельфер) на середину моста крана.

 

1 – мост крана; 2 – грузовая тележка; 3 – опорные колонны

подкранового пути; 4 – испытательный груз; 5 – струна;

6 – измеритель прогиба моста.

Рисунок 3.1 – Установка для выполнения статических испытаний крана

 

3 Установить на мосту крана отвес, выполненный из струны с грузом.

4 Соединить отвес с измерителем прогиба моста.

5 Навесить на крюк испытательный груз массой Qcт.исп =1,25.

6 Выдержать груз на высоте 200 мм в течение 10 мин.

7 Снять груз и зарегистрировать возврат стрелки указателя прогиба моста в исходное положение.

8 Если стрелка указателя прогиба моста не возвращается в исходное положение, отметить величину остаточного прогиба моста.

9 Зарегистрировать упругий прогиб моста.

 

Выполнить динамические испытания крана, для чего:

1 Поднять краном груз массой Qдин.исп = 1,1.

2 Выполнить все движения крана, которые осуществляются при подъеме и перемещении груза в процессе работы.

3 Установить соответствие всех паспортных характеристик крана замеренным, а также установить надежное срабатывание конечных выключателей на механизмах.

Отчет о работе

В отчете необходимо указать цель работы, привести основные теоретические положения, изложить порядок выполнения статических и динамических испытаний крана.

В разделе "Порядок выполнения работы" привести результаты статических и динамических испытаний крана с изображением схемы нагружения крана, установки прогибомера, таблиц проверяемых паспортных характеристик.

 

Лабораторная работа 4

ЗАДАННОЙ СХЕМЫ ГРУЗОПОТОКА

 

Цель работы

Приобретение студентами навыков построения схемы грузопотока на основе плана цеха (участка) и определения режимной группы крана, обслуживающего участок.

 

Лабораторное оборудование

В лабораторной работе используется зал лаборатории и установленный в лаборатории грузоподъемный кран.

 

Теоретические положения

 

Для расчета режимной группы крана требуются два показателя:

Qi – массы поднимаемых краном грузов за срок его службы;

Ci – число подъемов каждой массы за это же время.

На основе этих данных определяется коэффициент использования CТ:

,

и класс использования крана C(табл.4.1).

 

Таблица 4.1 – Классы использования крана

 

Коэффициент использования крана СТ Класс использования С
До С0
Св. до С1
Св. до С2
Св. до С3
Св. до С4
Св. до С5
Св. до С6
Св. до С7
Св. до С8
Св. С9

 

Определяется коэффициент нагружения kQ:

где QН – номинальная грузоподъемность крана,

и класс нагружения крана Q(табл.4.2).

 

Таблица 4.2 – Классы нагружения крана

 

Коэффициент нагружения kQ Класс нагружения Q
До 0,063 Q0
Св. 0,063 до 0,125 Q1
Св. 0,125 до 0,25 Q2
Св. 0,25 до 0,5 Q3
Св. 0,5 до 1 Q4

 

Группу режима работы крана K находят по таблице 4.3 при известных номерах классов C и Q:

 

Таблица 4.3 – Группы режима работы кранов

 

Класс С Класс Q
Q0 Q1 Q2 Q3 Q4
C0 K1 K1 K2
C1 K1 K1 K2 K3
C2 K1 K1 K2 K3 K4
C3 K1 K2 K3 K4 K5
C4 K2 K3 K4 K5 K6
C5 K3 K4 K5 K6 K7
C6 K4 K5 K6 K7 K8
C7 K5 K6 K7 K8 K8
C8 K6 K7 K8 K8
C9 K7 K8 K8

 

Методика получения масс грузов Qi и числа их подъемов Ci предполагает выполнение нижеследующих пунктов.

 

Рисунок 4.1 – План рабочего участка крана

 

Таблица 4.4 – Места грузопереработок на рабочем участке крана

 

Номер места
Наименование Станок Сварочный стенд Стеллаж Тележка

 

 

Список грузовых единиц на рабочем участке крана по рассматриваемому примеру приведен в табл. 4.5.

 

Таблица 4.5 – Грузовые единицы на рабочем участке крана

 

Код грузовой единицы
Наименование Заготовка Корпус Контейнер
Масса, т

 

Мощность потока грузовых единиц выражается их количеством, перерабатываемым на данном участке за отмеченный отрезок времени. При известном потоке за смену можно определить мощность потока за год:

 

,

 

где e – количество единиц, проходящих за смену;

z – количество смен в сутки (сменность);

ДР – число рабочих дней в году.

При известной программе выпуска изделия, в которое входит данная грузовая единица, мощность потока для нее определяем по формуле

 

,

 

где П – годовая программа выпуска изделия;

k – количество грузовых единиц на одно изделие.

По рассматриваемому примеру мощность потока грузовых единиц приведена в табл.4.6.

 

Таблица 4. 6 – Мощность потока грузовых единиц

 

Код грузовой единицы
Мощность потока, шт./год

 

Кратность переработки грузовых единиц определяется числом подъемов данной грузовой единицы на данном месте грузопереработки. Количество подъемов может зависеть от числа перестановок детали на станке, перекантовок изделия, подъемов при монтаже и др.

 

Грузовые единицы

 
 

 

 
         

 

Рисунок 4.3 – Матрица кратности грузопереработок

На рабочем участке крана

 

3 Определение значений Qi и Сi

 

Обозначим матрицу кратности грузопереработок К, а матрицу мощности потока грузовых единиц как матрицу-cтолбец Г. Произведение этих двух матриц дает матрицу числа подъемов грузовых единиц Ч за год, так как каждой переработке груза на одном месте соответствует один подъем, т.е.

 

Ч = К Г.

 

По рассматриваемому примеру

 

,

 

.

 

Сумма членов i-го столбца матрицы Сi является числом подъемов груза i-й массы Qi за один год.

Данные по рассматриваемому примеру приведены в табл.4.6.

Таблица 4.6Значения Qi и Ci на рабочем участке крана

Qi, т
Ci, 1/год

 

Таким образом, получены исходные данные для расчета режимной группы крана.

Порядок выполнения работы

Для выполнения работы необходимо первоначально задать на одном из участков лаборатории условное размещение мест грузопереработок, список грузовых единиц, схему грузопотока, мощность потока за год и отработанный срок службы крана L. Эти данные студент получает от преподавателя по заданным вариантам.

Режимная группа крана на время L определяется в следующем порядке.

1) Изобразить план участка лаборатории (см. рис.4.1).

2) Составить список основного оборудования на участке с включением в него всех мест грузопереработок (см. табл.4.4).

3) Составить список перемещаемых на участке грузовых единиц (см. табл.4.5).

4) Составить матрицу-столбец мощности потока грузовых единиц за один год (по табл. 4.6).

5) Составить схему грузопотока (см. рис.4.2).

6) На основании схемы грузопотока составить матрицу кратности грузопереработок (см. рис.4.3).

7) Перемножением матриц по п.4 и п.6 получить результирующую матрицу числа подъемов каждой грузовой единицы на каждом месте грузопереработок за один год.

8) Сложением элементов в столбцах результирующей матрицы получить число подъемов грузовых единиц за один год.

9) Перемножением числа подъемов грузовых единиц за один год на отработанное краном время L (в годах) получить число подъемов Ci каждой грузовой единицы Qi за срок службы крана.

10) По формулам и таблицам стандарта определить режимную группу крана, в которой он находится после отработанного времени L.

Отчет о выполненной работе

В отчете необходимо привести исходные данные, все выполненные операции в соответствии с порядком выполнения работы и обосновать результат расчета режимной группы крана.

Лабораторная работа 5

Цель работы

Изучение повреждений крановых деталей изнашиванием.

 

Лабораторное оборудование

В лабораторной работе используется комплект крановых деталей с наличием изношенных рабочих поверхностей и мерительный инструмент для измерения величины износа.

 

Теоретические положения

 

Под изнашиванием понимают процесс постепенного изменения размеров тела при трении, проявляющийся в отделении с поверхности трения основного материала. Результат изнашивания называют износом.

Существует два метода инженерного расчета элементов конструкций на изнашивание:

а) расчет по допустимым давлениям на поверхности трения;

б) расчет по допустимой величине износа [2,3].

Первый метод предполагает сравнение фактических давлений на рабочей поверхности детали p с их допустимым значением [p], т.е. необходимо обеспечить условие p < [p]. Допустимые давления для материалов определяют экспериментальным путем. Метод широко применяют в машиностроении, там, где имеются конкретные условия работы поверхностей трения. При этом заранее задают диапазоны развиваемого давления, относительных скоростей трущихся поверхностей, величину предельного износа. Примером может служить фрикционная пара тормоза. Для металлического и неметаллического элементов пары, исходя из условий их работы, экспериментальным путем определяют значения допустимых давлений, которые затем используют в расчетах усилий, действующих на фрикционную пару, а также площади поверхностей трения.

Второй метод основан на аналитическом описании процесса изнашивания трущихся пар.

Рассматривается совместное изнашивание обеих рабочих поверхностей сопряжения. Предполагается, что контакт поверхностей сохраняется постоянно и по всей площади соприкасания. Износ сопряжения образуется в результате постепенного изменения размеров двух тел. При этом выделяют два расчетных случая:

а) при взаимном сближении в процессе изнашивания трущихся поверхностей элементы перемещаются в заданном неизменном направлении;

б) при взаимном изнашивании трущиеся элементы и их поверхности перемещаются свободно.

В первом случае сближение деталей

 

 

где и – износ первой и второй детали, измеренный в заданном направлении их перемещения.

Во втором случае

 

 

где и – износ поверхностей первой и второй детали, измеренный по нормали к направлению сил трения, действующих на поверхностях;

a – угол между нормалью к силе трения и возможным направлением движения детали в процессе изнашивания ее рабочей поверхности.

Каждая из величин Uх1, Uх2, U1, U2 определяется с использованием закона изнашивания

,

 

где g – скорость (интенсивность) изнашивания поверхности;

p – давление на рабочей поверхности;

V – относительная скорость скольжения поверхностей.

Величина износа за время t

 

 

Свойства материалов и внешние условия, определяющие интенсивность изнашивания, выражают коэффициентом k. Тогда закон изнашивания для конкретной пары трения имеет вид

 

 

Показатель степени m зависит от вида трения. При абразивном, окислительном и некоторых других видах трения m = 1. (Проников, А.С. Надежность машин. – M.: Машиностроение, 1978. – 592 c.) Автор разработал классификацию пар трения, согласно которой можно рассчитать величину износа в случае направленного движения сопрягающихся деталей и при их свободной самоустановке. Сопряжения представлены двумя типами, в каждом из которых имеется пять групп (рис.5.1).

В табл.5.1 приводятся примеры пар трения согласно данной классификации.

Порядок выполнения работы

1) Выполнить эскизы деталей с изношенными поверхностями.

2) Выделить на эскизах деталей поверхности с наличием износа.

3) Определить возможную группу и тип сопряжения рабочих поверхностей деталей по методу А.С.Проникова.

4) Произвести измерение износа рабочих поверхностей деталей.

5) Определить порядок расчета износа деталей на рабочих поверхностях.

Таблица 5.1 – Примеры сопряжений различных типов и групп

 

Группа Тип сопряжения
Конические тормоза и фрикционные муфты Диски фрикционных муфт
Ходовой винт – гайка, колодочные тормоза с жестким закреплением колодки Вал – подшипник скольжения, колодочные тормоза с шарнирным креплением колодок
Поршневые кольца – гильза цилиндра Поступательные направляющие скольжения
Зубчатое зацепление, кулачок – толкатель Колесо – рельс, роликовые направляющие
Режущий инструмент с жесткой установкой Режущий инструмент с самоустановкой

Отчет о выполненной работе

В отчете необходимо изложить основные теоретические положения по расчету деталей на изнашивание, привести эскизы деталей с изображением износа на рабочих поверхностях, привести группу и тип сопряжения рабочих поверхностей.

 

Лабораторная работа 6

Цель работы

 

Изучение способов восстановления крановых деталей и разработка ремонтных чертежей.

 

Лабораторное оборудование

В лабораторной работе применяется комплект поврежденных крановых деталей, используемый в лабораторной работе 5.

 

Теоретические положения

 

Восстановлению подлежат детали, имеющие следующие виды повреждений: износ, коррозия, объемные и местные изменения формы, нарушения мест присоединений. Не подлежат восстановлению детали после их старения, т.е. имеющие усталостные повреждения, а также другие (например, химические) необратимые изменения в структуре материала.

Способы восстановления деталей весьма разнообразны. В каждом конкретном случае при устранении повреждения той или иной детали требуется индивидуальный подход, изобретательность и мастерство исполнителя. Вместе с тем теорией и практикой ремонтного производства выработаны установившиеся методы восстановления, отличающиеся высокой эффективностью и производительностью. Такие методы обычно разрабатываются централизованно, технические средства для их реализации представляют собой отдельные установки, приспособления, комплекты технической оснастки. Детали при этом, как правило, поступают на восстановление поточно или обслуживание осуществляется на местах их установки данными техническими средствами поочередно. Тогда затраты на разработку и реализацию сложной технологии восстановительного процесса конструкций оправдываются.

В табл.6.1 приведен перечень типовых повреждений крановых деталей и основные применяющиеся способы устранения этих повреждений при восстановлении деталей или ремонте конструкции.

Таблица 6.1Способы восстановления поврежденных элементов

Конструкций

 

Повреждение Способы восстановления
Износ 1. Пополнение изношенного слоя 1.2 Метод заливки 1.1 Метод наплавки 1.3 Метод напыления 1.4 Метод осаждения металла 2 Механическая обработка поверхности на ремонтный размер 3 Применение сменной вставной детали
Коррозия 1 Восстановление корродированного слоя 1.1 Методы, применяющиеся при пополнении изношенного слоя 1.2 Электрохимические методы 2 Ус<

Дата: 2016-10-02, просмотров: 226.