Методические указания по выполнению экспертного раздела
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выпускной квалификационной работы

Экспертный раздел

Экспертный раздел является основным разделом пояснительной записки выпускной квалификационной работы. В данном разделе студент проводит комплексную экспертизу качества предоставляемой услуги или изделия, выполненного по заказу индивидуального потребителя.

Комплексная экспертиза качества проводится для всестороннего изуче­ния и оценки качества услуг, работ и изделий, поэтому проведение такой экспертизы ориентирует студентов на системный, комплексный подход к анализу объекта оценки.

В зависимости от целей и задач, поставленных перед студентом, ком­плексные экспертизы качества могут быть потребительскими и технологиче­скими. Вид экспертизы имеет решающее значение при формировании номенк­латуры оцениваемых свойств услуги или изделия.

Выполнение дипломных работ предполагает наличие объекта эксперти­зы:

- услуг: туристических, гостиничных, банковских;

- услуг химчистки, салонов красоты, SPA-салонов, парикмахерских;

- работ по изготовлению и ремонту швейных изделий, художествен­ных изделий, мебели;

- работ по ремонту бытовых машин и приборов, радиоэлектронной техники, технологических машин и оборудования, автотранспорта;

- работ по оценке качества мате­риалов, кожи, меха, их реставрации и облагораживания и др.

Методические указания по проведению комплексной экспертизы качества услуг, работ и изделий, рассмотрены для работ по изготовлению изделий по заказу индивидуального потребителя, как наиболее типичном варианте экспертизы услуг и работ.

Процедура экспертизы включает две основные стадии - сравнительный анализ и оценку. Изложение материала этого раздела ди­пломной работы отражает содержание этих стадий:

2.1. Аналитический обзор

2.1.1. Ассортиментная характеристика услуг или изделий и их классификация.

2.1.2. Требования, предъявляемые к качеству услуги или изделия.

2.1.3. Изучение потребительского спроса.

2.2. Подготовка к проведению экспертизы.

2.2.1. Сбор документации, характеризующей качество услуги или изделия.

2.2.2. Анализ соответствия документации предъявляемым требованиям.

2.2.3. Идентификация услуги или изделия.

2.3. Экспертиза качества предоставляемой услуги.

2.3.1. Методика проведения комплексной экспертизы качества.

2.3.2. Выбор номенклатуры показателей качества.

2.3.3. Оценка показателей качества.
2.3.4. Экспертная оценка показателей качества услуги.

2.1. Аналитический обзор

Ассортиментная характеристика услуги или изделия и их классификация

В этом подразделе приводится общегосударственная (в соответствии с ОКУН или ОКП) классификация услуг или изделий исследуемой однородной группы и краткая характеристика видов и разновидностей услуг или изделий.

При описании общегосударственной классификации товаров студенты указывают класс ОКУН или ОКП, к которому относится исследуемая группа услуг или изделий, подклассы, группы и признаки их классификации.

Описывая отдельные виды и разновидности услуг или изделий следует привести их основные отличительные признаки, преимущества и недостатки по сравнению с другими объектами аналогичного назначения. В заключении необходимо описать новые изделия и перспективы развития ассортимента исследуемой группы на основе анализа новейших достижений отечественного и зарубежного производства.

Направления развития и принципы формирования ассортимента

В этой части дипломной работы студент рассматривает основные направ­ления совершенствования ассортимента изделий аналогичного назначения на основе изучения современных направлений развития требований и интересов потребителя по отечественным и зарубеж­ным литературным источникам, указывает тенденции изменения, способов создания формы изучаемо­го вида изделия. Для изложения материала данного пункта дипломной работы следует использовать язык научного повествования и отказаться от рекламных и разговорных оборотов речи, терминологии журна­лов мод. Анализ тенденций развития ассортимента изучаемого вида изделий следует представить в форме, удобной для ее дальнейшего использования при разработке базовых рядов образцов и оценке эстетических свойств изделия.

Анализ ассортимента основных и вспомогательных материалов

для изготовления изучаемого изделия

Студент изучает ассортимент основных и вспомогательных материалов для изготовления изделия, представленного на экспертизу, и приводит краткое описание ассортимента материалов и фурнитуры. Им подчеркиваются наиболее предпочти­тельные варианты выбора материалов с точки зрения принципов подбора и направлений совершенствования ассортимента материалов, указываются их преимущества и недостатки. Так же как и для предыдущего пункта остается актуальным требование к стилю изложения материала: данные из различных литературных источников должны быть изучены студентом, со­поставлены и переработаны в соответствии с требованиями к изложению мате­риала в дипломных работах.

Изучение покупательского спроса

Для изучения и прогнозирования спроса следует использовать социологические и маркетинговые методы исследований.

Анкету опроса покупателей составляют таким образом, чтобы в нее входили вопросы относительно цены, качества и ассортимента товаров, частоты покупок, причин отказа от покупки и др. Методика анкетирования, форма матрицы обработки результатов опроса должны быть согласованы с руководителем дипломной работы. Следует иметь в виду, что достоверность результатов прогнозирования спроса пропорциональна численности опрошенных покупателей. Для дипломной работы рекомендуемое количество покупателей должно быть не менее 30. Состав опрошенных должен наиболее полно представлять группы покупателей по полу, возрасту, социальному положению. Результаты прогнозирования спроса следует представить графически в форме круговой или столбчатой диаграммы (гистограммы).

Идентификация услуги или изделия

В этом пункте следует обобщить наиболее характерные для исследуемых услуг или изделий виды фальсификации, объяснить их причины. Разработать предложения по оперативному выявлению фальсифицированных услуг или изделий на основе идентификации.

Идентификация – важная часть экспертизы. Она проводится с целью установления соответствия представленного на экспертизу изделия требованиям, предъявляемым к данному виду продукции.

В этом пункте проводится ассортиментная идентификация услуги или изделия, в результате которой определяется соответствие наименования услуги или изделия его ассортиментной характеристике, обуславливающей предъявляемые к нему требования.

Проводя качественную идентификацию, следует выявить наличие допустимых и недопустимых дефектов, а также установить градацию качества изделия. Для стандартных изделий необходимо определить его соответствие сорту, указанному на маркировке.

Критерии идентификации, которые позволят отождествить наименование и уровень качества услуги или изделия, следует обосновать, выявив их соответствие следующим требованиям:

- типичность;

- объективность;

- сопоставимость;

- проверяемость;

- трудность фальсификации.

На отдельном листе студент представляет эскиз изделия (вид спереди, вид сзади в соответствующем масштабе) и приводит описание общих характери­стик изделия: стиль, форма, а также подробное описание мо­дельных и конструкторских особенностей узлов и деталей.

Заканчивается описание характеристикой способов создания формы изделия.

При написании данного пункта студент представляет результаты внеш­него осмотра изделия в соответствии с ГОСТ «Ме­тоды контроля качества» для соответствующего изделия, проводит ассортиментную идентификацию и указы­вает:

- класс изделия по общему назначению;

- класс изделия по условиям эксплуатации;

- группу изделия;

- видовое наименование, а также кон­кретизирует назначение изделия.

Студент проводит измерения узлов и деталей представленного на экспер­тизу изделия в соответствии с ГОСТ, определяет методы основных измерений, выявляет на изделии места измерений, указывая наименование места измерения, порядковый номер и приводя описание методики измерения в фор­ме табл. 4.

Места основных измерений следует указать на рисунке, выполнив эскиз заданного изделия (вид спереди и сзади). Стрелками указывают место измере­ния и над стрелкой - номер измерения в соответствии с табл.4.

Таблица 4.

Номер измере­ния на чертеже Наименование места из­мерения и величина, см Метод измерения изделия
     
     
     

На основе анализа данных таблицы 4 студент идентифицирует размеры изделия.

В результате внешнего осмотра изделия органолептическими методами студент описывает цвет, рисунок, характер поверхности, фактуру материала, выявляет дефекты внешнего вида материалов.

Для изучаемого изделия студент выбирает методы контроля качества, указывает средства проверки качества, формулирует признак, характеризую­щий качество изделия. Результаты выбора методов проверки качества следует представить в форме табл. 5.

Таблица 5.

Объект контроля Метод проверки Средство проверки Характеристика качества изделия
       
       
       
       

Примечание: в табл.5 указывают объекты контроля для всех видов изделий. Студент выбирает только те из них, которые характерны для изделия, представленного на экспертизу.

Выбрав методы контроля качества, студент описывает последователь­ность проверки качества изделия, указывая условия осмотра, направление ос­мотра, последовательность проверки качества изготовления отдельных деталей и узлов.

Используя перечень дефектов изделий, учитываемых при про­ведении экспертизы, студент дает характеристику дефектов из­делия, указывает причины их возникновения и метод определения в форме таб­лицы 6:

Таблица 6.

Наименование дефекта Рисунок дефекта Описание внешнего ви­да дефекта Размеры дефекта, см Происхож­дение, метод оп­ределения
         
         
         

Примечание: в табл.6 указываются только те дефекты, которые выявлены студентом для изделия, представленного на экспертизу.

Используя методику определения снижения качества изделий в процентах [27], студент определяет уровень снижения качества изделия по вы­явленным дефектам при качественной идентификации (табл. 7).

Таблица 7.

№ п/п Наименование дефекта Снижение качества, %
   
   
  Итого:  

Выбор номенклатуры показателей качества

 

Для исследуемого изделия студент определяет объект экспертизы - сово­купность потребительских свойств, проявляющихся при взаимодействии изде­лия с человеком-потребителем в процессе его эксплуатации (потребления) при потребительской экспертизе или совокупность технико-экономических свойств изделия при технологической экспертизе.

Структуру свойств изделия студент определяет на основе результатов ка­чественного анализа с учетом типовой структуры свойств изделий. В зависимости от вида изделия, представленного на экспертизу, перечень основ­ных групп свойств может быть расширен путем выделения в самостоятельную группу таких свойств как безопасность, надежность и др.

Развернутую номенклатуру показателей качества студент строит на осно­ве развернутой номенклатуры показателей качества изделий и материалов для их изготовления, изучения номенклатуры показателей, указанных в стандартах, перечня показателей качества, обеспечивающих безопасность, проверяемых при сертификации изделий сервиса.

Определяя номенклатуру показателей свойств изделия, следует учесть и показатели качества ведущих предприятий и фирм по изготовлению изделий рассматриваемой ассортиментной группы, а также общеизвестные показатели, в том числе групповой показатель качества упаковки и соответствующие ему единичные показатели - безопасности, экологичности, надежности, совмести­мости, взаимозаменяемости, экономической эффективности.

На основе анализа развернутой номенклатуры свойств, нормативно-технической документации студент осуществляет выбор номенклатуры показа­телей качества изделия. Из развернутого перечня исключают показатели, не ха­рактерные для качества анализируемого изделия, а также включают при необ­ходимости новые показатели (особенно единичные).

Конкретная номенклатура показателей качества изделия должна быть со­ставлена студентом в виде схемы, разделенной на уровни, т.е. должна иметь иерархическую структуру (табл.8).

Таблица 8. Конкретная номенклатура показателей, используемых для комплексной экспертизы качества

Групповой показатель качества Единичный показатель качества Единицы измерения показателя качества Характеризуемое свойство изделия
1. 1.1.    
1.2.    
1.3.    
   
2. ... 2.1    
2.2    
   

Количество отобранных показателей качества должно быть минимальным и достаточным для вынесения обоснованного суждения о качестве изделия.

Конкретную номенклатуру показателей качества изделия следует обосно­вать, т.е. представить доказательства правомерности исключения того или ино­го показателя из развернутой номенклатуры, включения новых показателей, необходимости объединения тех или иных показателей в новую группу и т.п. Обоснование должно учитывать требования различных групп потребителей из­делия, условия, способы и особенности его эксплуатации.

 

Оценка показателей качества

Оценка показателей качества включает операции по измерению характеристик свойств, во­шедших в номенклатуру показателей качества, и нахождению их фактических значений, обусловливает переход от рассмотрения свойств к оперированию со значениями показателей качества изделия.

Для измерения показателей качества студент использует технические ме­тоды измерений: измерительный, расчетный, регистрационный и др., стандарт­ные методики определения. При использовании гостированных методик следу­ет ограничиться ссылками на соответствующий ГОСТ без приведения в тексте подробного описания методики. Если же испытания проведены по негостированной методике, то необходимо полностью описать методику испытаний с указанием первоисточника, ее рекомендовавшего.

Результаты исследований должны быть представлены в форме таблиц. Представление полученных зависимостей в виде графиков или формул не должно заменять их представлений в форме таблиц. Таблице должна предшествовать текстовая часть, содержащая описание методики исследования, условий проведения измерений показателей свойств, аппаратуры и обработку получен­ных данных.

В процессе проведения исследования студент должен соблюдать все тре­бования, обеспечивающие объективность и достоверность результатов в части, касающейся методики отбора и подготовки образцов, методов и условий испы­тания, количества и воспроизводимости опытов, способа обработки получен­ных данных.

Степень детализации описания отдельных вопросов количественного анализа определяется студентом и руководителем в зависимости от цели и за­дач дипломной работы.

Оценка значимости показателей качества.

Для получения обобщенной оценки качества изделий при проведении комплексной экспертизы качества используется оценка значений показателей качества в баллах [28].

Групповые показатели качества не ранжируются, принимаются равнозна­чимыми, так как все они в равной степени важны для потребителя. Поэтому студент каждому групповому показателю присваивает 100 баллов. Однако зна­чимость какого-либо группового показателя может быть увеличена или умень­шена. Так групповой показатель качества упаковки следует оценить 70 -80 бал­лами. Для изделий детского ассортимента (одежды, обуви, мебели и пр.) следует увеличить значимость груп­пового показателя, обеспечивающего безопасность продукции до 130 - 180 бал­лов. Увеличение или уменьшение оценки значи­мости группового показателя по сравнению со 100 баллами следует обосновать.

После оценки значимости групповых показателей качества студент рас­пределяет число баллов каждого группового показателя между соответствую­щими единичными показателями качества. Баллы распределяются их ранжиро­ванием с учетом значимости единичных показателей качества изделия. Студент ранжирует единичные показатели качества каждой группы отдельно с помо­щью экспертного метода и определяет балльную оценку значимости единично­го показателя качества по формуле:

Б j ед.доп. = Б i групп j , (2)

где Б j ед.доп. - количество баллов, соответствующее допустимому значению еди­ничного показателя качества;

Бi групп - количество баллов, соответствующее групповому показателю каче­ства; j - коэффициент весомости единичного показателя качества.

Результаты расчета допустимых значений единичных показателей качества следует представить в форме табл.9.

Таблица 9.

Наименование группового показателя качества Оценка значимости, баллы Наименование единичного показателя качества Коэффициент весомости единичного показателя качества Оценка допустимого значения единичного показателя качества, баллы
         
             
             

Разработка критериев оценки групповых показателей качества

а) разработка критериев оценки количественных показателей качества.

В дипломной работе студент разрабатывает критерии оценки для каждо­го группового показателя качества. Если в групповой показатель качества вхо­дят количественные единичные показатели качества, то для каждого из них следует установить допустимые и оптимальные значения. В качестве допусти­мых значений студент выбирает предельные, максимально или минимально до­пустимые, с точки зрения качества, значения.

В качестве оптимальных значений следует выбрать предельно возможные или целесообразные, с точки зрения их достижения и практической необходи­мости.

Для отдельных единичных показателей качества допустимые и опти­мальные значения могут быть одинаковыми.

При комплексной экспертизе качества услуги или изделия без проведения ее срав­нительной оценки с аналогичным объектом, студент использует понятия нормального и высшего уровня качества [28]. Нормальному уровню качества соответствуют значения оцениваемых единичных показателей качества, лежа­щих в интервале от допустимых до граничных значений, высшему уровню - от граничных до оптимальных. В качестве граничных значений принимаются средние между допустимыми и оптимальными значениями:

Ргр = (Ропт + Рдоп) / 2 (3)

Величину баллов, соответствующую оптимальному значению единичного показателя качества определяют по формулам:

если оптимальное значение более допустимого:

Бj ед.опт. = Бj ед.доп. j опт / Рдоп), (4)

если оптимальное значение менее допустимого:

Бj ед.опт. = Бj ед.доп. [2 – (Ропт / Рдоп)], (5)

где Бj ед.опт. - количество баллов, соответствующее оптимальному значению единичного показателя качества;

Бj ед. доп. - количество баллов, соответствующее допустимому значению единичного показателя качества;

Ропт - оптимальное значение единичного показателя качества;

Рдоп - допустимое значение единичного показателя качества.

Результаты определения оптимальных и допустимых значений единич­ных показателей качества для каждого группового показателя качества студент приводит в табличной форме 10.

Таблица 10.Расчет критериев оценки

№ п/п Наименование единич­ного показателя качества Рдоп Ргр Ропт Бдоп Бгр Бопт
1.              
2.              
3.              
             
  Итого: - - - * * *

Критериями оценки для группового показателя качества, в который вхо­дят количественные единичные показатели качества, будут суммы баллов, со­ответствующие нижней границе интервала нормального качества - , верх­ней границе интервала высшего качества , и сумма баллов, соответствую­щая границе между интервалами нормального и высшего качества .

Интервалы значений нормального и высшего уровней качества студенту следует представить на схеме:

Нормальный уровень качества Высший уровень качества
= … = … = …
       

 

 

б) разработка критериев оценки эстетических показателей качества

Поскольку эстетические показатели качества относятся к неизмеримым, то для их оценки не выбираются базовые показатели качества, а составляются базовые ряды образцов. Базовый ряд образцов составляется из изделий-аналогов, упорядоченных по уровню их эстетических свойств и разделенных на группы.

При выполнении дипломной работы студент составляет базовый ряд об­разцов на основе не менее 20 изделий - аналогов, выбранных в результате изучения направлений развития ассортимента, ранжированных в порядке повыше­ния уровня эстетических свойств. Для построения базового ряда образцов сле­дует использовать следующую экспертную шкалу (табл. 11):

Таблица 11

Оценка, баллы Качественная оценка
Отлично Хорошо Удовлетворительно Плохо

 

Изделия-аналоги студент разбивает на группы в соответствии с эксперт­ной шкалой и представляет эскизы этих изделий, объединенных в группы по соответствующей оценке.

Полученный базовый ряд образцов применяется студентом для фактиче­ской оценки в баллах эстетических свойств исследуемого изделия с помощью экспертного метода. При проведении опроса эксперты сопоставляют оценивае­мые значения эстетических свойств с базовым рядом, разработанным студен­том и определяют их балльные оценки Рфакт. Допустимые и оптимальные зна­чения эстетических свойств изделия будут составлять соответственно 3 и 5 баллов.

в) оценка фактических значений показателей качества

В соответствии с методикой экспертизы [28] на этапе оценки эксперт об­ращает внимание не только на оценку того или иного показателя качества в баллах, но и на его фактическое значение.

Если фактическое значение хотя бы одного единичного показателя качества ниже допустимого, то изделие считается некачественным, т.е. его качество не может быть отнесено ни к нормальному ни к высшему уровню качества.

Поэтому сначала студент оценивает фактические значения единичных показа­телей качества и определяет к какому уровню качества относится каждый еди­ничный показатель качества по своему фактическому значению в форме табл. 12.

Таблица 12. Оценка единичных показателей качества по фактическим значениям

№ п/п Наименование единич­ного показателя качества Рдоп Ргр Ропт Рфакт Уровень ка­чества (выс­ший или нормальный)
1.            
2.            
3.            
...            

По результатам таблицы 12 студент делает заключение, что ни один из, единичных показателей качества не имеет фактическое значение ниже допус­тимого или, напротив, что один или несколько единичных показателей качества имеет фактическое значение ниже допустимого и продукция считается некаче­ственной.

Заканчивая оценку единичных показателей качества, студент рассчитыва­ет их оценки в баллах, суммируя которые вычисляет оценку группового показа­теля качества.

Величину баллов, соответствующую фактическому значению единичного показателя качества определяют по формулам:

если оптимальное значение более допустимого:

Бj ед.факт. = Бj ед.доп. факт.доп.) (6)

если оптимальное значение менее допустимого:

Бj ед.факт. = Бj ед.доп. [2 - (Рфакт.доп.)] (7)

где Бj ед.факт. - количество баллов, соответствующее фактическому значению единичного показателя качества;

Бj ед. доп. - количество баллов, соответствующее допустимому значению еди­ничного показателя качества;

Рфакт. - фактическое значение единичного показателя качества;

Рдоп. - допустимое значение единичного показателя качества.

Результаты расчета следует представить в форме табл. 13

Таблица 13. Оценка единичных показателей качества в баллах

№ п/п Наименование единично­го показателя качества Бдоп Бгр Бопт Бфакт Уровень ка­чества (выс­ший или нормальный)
1.            
2.            
3.            
           
  Итого: * * * *  

Результаты оценки i-гo группового показателя качества студенту следует представить на схеме интервалов значений нормального и высшего уровней качества:

Нормальный уровень качества Высший уровень
=… =… =… =…
       

Следует заметить, что воспользоваться формулами (6), (7) для оценки фактических значений показателей качества можно только в том случае, если зависимость между фактическим значением показателя качества и значением его оценки линейная, что возможно для ограниченного числа показателей качества изделий. В противном случае следует построить экспертную кривую по известной методике [28], определить математическую зависимость между значением показателя качества и значением его оценки, на основе кото­рой и определить оценку в баллах фактического значения показателя качества.

В соответствии с методикой комплексной экспертизы качества [28]студент подводит итоги по результатам оценки всех групповых показателей качества, входящих в номенклатуру (в форме табл. 14).

Таблица 14. Сводная таблица результатов оценки качества

Наименование показателя качества Бдоп     Бгр     Бопт     Бфакт     Уровень качества    
группового единичного
функциональ­ные              
           
Итого: * * * *  
социальные            
           
             
             
             
             
  Итого: * * * *  

По данным табл.14 студент рассчитывает доли (в %) единичных показателей качества, которые по фактическому значению равны или превышают их гра­ничные значения и меньше граничного значения.

Используя данные итогового расчета уровня снижения качества изделия по выявленным дефектам при качественной идентификации (табл.14), в соот­ветствии с [28], студент рассчитывает окончательную оценку в баллах иссле­дуемого изделия по формуле:

= (100 - ) /100, (8)

где - окончательная оценка в баллах исследуемого изделия;

- расчетная оценка в баллах исследуемого изделия;

- итоговый процент снижения качества изделия по выявленным дефектам.

Студент относит качество изделия к высшему уровню, если одновремен­но выполняются следующие условия:

- фактические значения 85% единичных показателей качества, в том числе обязательно показателей безопасности, равны или превышают их граничные значения, причем в состав этих показателей не входят показатели, для кото­рых Рдоп = Ропт;

- сумма фактических баллов качества при оценке изделия равна или боль­ше суммы баллов, соответствующей границе между интервалами нормаль­ного и высшего уровней:

Студент относит качество изделия к нормальному уровню, если все фак­тические значения единичных показателей качества равны или больше допус­тимых значений: Рфакт Рдоп. , но не выполняются вышеперечисленные условия.

Результаты оценки качества изделия и синтеза результатов оценки оформляются студентом в форме экспертного заключения в соответствии с из­вестными требованиями [6].

Экспертная оценка показателей качества услуги или изделия

Экспертная оценка проводится для тех показателей качества товаров, которые не целесообразно определять с помощью лабораторных методов испытаний. В зависимости от темы выпускной квалификационной работы по согласованию с руководителем проводится экспертная оценка эстетических свойств товаров, органолептических показателей – внешнего вида, вкуса, запаха, консистенции. В данном подразделе следует разработать анкету опроса экспертов и провести обработку результатов опроса экспертными математико-статистическими методами.

Анализ и систематизация полученных данных

Работа должна содержать анализ источников ошибок (случайных и систематических). Физические величины следует приводить в Международной сис­теме единиц (СИ) согласно ГОСТ 8.457 - 81. Однозначно определяемые величины (параметры) следует обозначать едиными символами и терми­нами.

В работе должна содержаться оценка эксперимен­тально полученных данных на основании сопоставления их с результата­ми других исследований. Необходимо указывать на особенности экспе­римента, которые могли быть причиной получения результатов, отличных от общего массива данных. В списке источников должны быть указаны источники, из которых были отобраны исходные данные, способы получения этих данных, ис­пользованные методики оценки достоверности, а также другие необхо­димые сведения.

Выводы по разделу

По второму разделу должны быть сделаны выводы и рекомендации (предложения), вытекающие из результатов работы, выполненной и обобщенной в соответствующем разделе.

 


Дата: 2016-10-02, просмотров: 195.