ПО ВЫПОЛНЕНИЮ выпускной квалификационной
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГБОУ ВПО «РГУТиС»

 

Факультет сервиса

 

Кафедра сервиса

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ выпускной квалификационной

РАБОТЫ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

для студентов, обучающихся по специальности 100101.65 Сервис,

специализации 100101.65-22 Экспертиза качества и сертификация услуг и работ

 

Москва 2013г.

 

 

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы на 2014 год для студентов, обучающихся по специальности 100101.65 Сервис, специализации 100101.65-22 Экспертиза качества и сертификация услуг и работ /составитель: преподаватель кафедры сервиса ФГБОУ ВПО «РГУТиС» к.т.н., профессор Ю.Я. Тюменев.

 

 

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы составлены на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 100101.65 Сервис

 

 

Методические рекомендации одобрены Ученым советом ФГБОУ ВПО «РГУТиС» (протокол № от « » 2013 г.

 

© ФГБОУ ВПО «РГУТиС»

 

Содержание
Предисловие
Общие требования к выпускной квалификационной работе
Цели и задачи дипломного проектирования
Тематика выпускных квалификационных работ
Основные исходные положения дипломного проектирования
Содержание и объем выпускной квалификационной работы
Структура и содержание выпускной квалификационной работы
Методические указания по выполнению разделов выпускной квалификационной работы
Реферат
Введение
Социально-экономический раздел
Методические указания по выполнению научно-исследовательского раздела выпускной квалификационной работы
Методические указания по выполнению экспертного раздела выпускной квалификационной работы
  Организационно-экономический раздел
Общие выводы и практические рекомендации
Список использованных литературных источников
Приложения
Правила оформления выпускной квалификационной работы
  Общие требования к изложению пояснительной записки
  Условные обозначения, символы, единицы и термины
  Написание формул
  Иллюстрации
  Таблицы
  Приложения
  Список использованных литературных источников
  Список рекомендуемой литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
       

Предисловие

Настоящие методические указания предназначены для студентов, выполняющих выпускную квалификационную работу (ВКР) по специальности 100101.65 Сервис, специализации 100101.65-22 Экспертиза качества и сертификация услуг и работ, а также для руководителей и консультантов выпускных квалификационных работ.

В методических указаниях рассматриваются вопросы, связанные с выбором темы ВКР, требования к структуре и содержанию основных разделов ВКР, правила оформления пояснительной записки ВКР и ее графической части. Методические указания разработаны на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 100101.65 Сервис.

При составлении настоящих методических указаний учтен положительный опыт, накопленный кафедрой «Материаловедение и товарная экспертиза» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса» за 14 лет подготовки специалистов по сервису, специализации 100101.65-22 Экспертиза качества и сертификация услуг и работ.

 

Общие требования к выпускной квалификационной работе

Обязательным условием итоговой государственной аттестации выпускника является выполнение и защита ВКР, которая является документированным результатом самостоятельной работы студента. ВКР выполняется для получения квалификации «Специалист по сервису» в форме дипломной работы.

Требования к содержанию ВКР определяются требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 100101.65 Сервис. ВКР представляет собой законченную разработку, в которой выпускник показывает навыки самостоятельного решения профессиональных вопросов по экспертизе качества и сертификации услуг и работ.

ВКР (дипломная работа) состоит из расчетно-пояснительной записки и графического материала в виде презентации, иллюстрирующего полученные результаты научного исследования.

В процессе дипломного проектирования студент совершенствует навыки творческого подхода к решению вопросов по экспертизе качества и сертификации услуг и работ и использует накопленные теоретические и практические навыки для обоснованного и эффективного решения задач дипломного проектирования.

 

Содержание и объем выпускной квалификационной работы

Расчетно-пояснительная записка должна в краткой и четкой форме рас­крывать творческий замысел дипломной работы, ее новизны, содержать анализ, обоснование и аргументацию принимаемых решений, а также указывать прак­тическую значимость работы и другие материалы.

Расчетно-пояснительная записка включает:

- титульный лист (приложение А);

- задание на дипломное проектирование (приложение Б);

- реферат (аннотацию);

- содержание;
- основной текст записки;

- общие выводы и практические рекомендации;

- список использованных литературных источников;

- приложения (в случае необходимости).

Графическая часть ВКР выполняется в виде презентации или на ватмане формата А1 в количестве 6 - 10 листов.

 

Структура и содержание выпускной квалификационной работы

Расчетно-пояснительная записка должна в краткой и четкой форме раскрывать творческий замысел ВКР, ее новизну, содержать анализ, обоснование и аргументацию принимаемых решений, а также определять практическую значимость работы и другие материалы. Структура пояснительной записки ВКР в зависимости от направления дипломной работы (экспертиза качества услуги, работы, изделия или научное исследование) представлена в форме табл. 1:

Таблица 1

Экспертиза качества услуги, работы, изделия Научное исследование  
Титульный лист (приложение А)  
Задание на дипломное проектирование (приложение Б)  
Реферат (аннотация)  
Содержание  
Введение  
1.Социально-экономический раздел  
2. Экспертный раздел 2. Научно-исследовательский раздел  
2.1. Аналитический обзор. Ассортиментная характеристика услуг и их классификация; Требования, предъявляемые к качеству услуги; Изучение потребительского спроса. 2.1. Аналитический обзор  
2.2. Методика проведения исследования и оценка результатов эксперимента. Выбор объекта исследования; Выбор приборов и методов измерений; Характеристика методов первичной обработки результатов эксперимента; Выбор методов исследования.  
2.2. Подготовка к проведению экспертизы. Сбор документации, характеризующей качество услуги; Анализ соответствия документации предъявляемым требованиям; Идентификация услуги или изделия.  
2.3.Экспериментальная часть. Подготовка и проведение предварительного эксперимента; Подготовка и проведение основного эксперимента.  
2.3. Экспертиза качества предоставляемой услуги. Методика проведения комплексной экспертизы качества; Выбор номенклатуры показателей качества; Оценка показателей качества; Экспертная оценка показателей качества услуги или изделия.  
Анализ и систематизация полученных данных.  
Выводы по разделу.  
3.Организационно-экономический раздел  
Общие выводы и практические рекомендации  
Список использованных литературных источников  
Приложения  

 

 

Реферат

Текст реферата должен отражать объект исследования, цель работы, методы исследования, полученные результаты и их новизну, рекомендации по внедрению результатов работы, область применения, экономическую эффективность или значимость работы, прогнозные предположения о развитии объекта исследования.

В начале реферата приводятся сведения об объеме расчётно-пояснительной записки, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, использованных литературных источников.

В реферате должны быть указаны 15-20 ключевых слов, которые представляют собой наименования объектов области исследования в соответствии с темой выпускной квалификационной работы. Они представляют собой термины, имеющие наибольшее употребление в тексте пояснительной записки и необходимые для информационного поиска ключевых слов. Их пишут прописными буквами путем простого перечисления.

 

Введение

Введение должно отражать оценку современного состояния решаемой проблемы, обоснование и исходные данные для разработки темы.

Во введении должны быть показаны актуальность, новизна и практическая значимость темы, связь данной темы с другими научно-исследовательскими работами. Актуальность дипломной работы заключается в обосновании новизны и положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения выдвинутой задачи.

Если ВКР относится к разряду исследований, в основе которых лежит моделирование уже известных поисковых решений, то основная цель выполнения работ такого рода - поиск новых технических решений изучаемого объекта.

Во введении должны быть сформулированы цель и задачи работы.

Экспертный раздел

Экспертный раздел является основным разделом пояснительной записки выпускной квалификационной работы. В данном разделе студент проводит комплексную экспертизу качества предоставляемой услуги или изделия, выполненного по заказу индивидуального потребителя.

Комплексная экспертиза качества проводится для всестороннего изуче­ния и оценки качества услуг, работ и изделий, поэтому проведение такой экспертизы ориентирует студентов на системный, комплексный подход к анализу объекта оценки.

В зависимости от целей и задач, поставленных перед студентом, ком­плексные экспертизы качества могут быть потребительскими и технологиче­скими. Вид экспертизы имеет решающее значение при формировании номенк­латуры оцениваемых свойств услуги или изделия.

Выполнение дипломных работ предполагает наличие объекта эксперти­зы:

- услуг: туристических, гостиничных, банковских;

- услуг химчистки, салонов красоты, SPA-салонов, парикмахерских;

- работ по изготовлению и ремонту швейных изделий, художествен­ных изделий, мебели;

- работ по ремонту бытовых машин и приборов, радиоэлектронной техники, технологических машин и оборудования, автотранспорта;

- работ по оценке качества мате­риалов, кожи, меха, их реставрации и облагораживания и др.

Методические указания по проведению комплексной экспертизы качества услуг, работ и изделий, рассмотрены для работ по изготовлению изделий по заказу индивидуального потребителя, как наиболее типичном варианте экспертизы услуг и работ.

Процедура экспертизы включает две основные стадии - сравнительный анализ и оценку. Изложение материала этого раздела ди­пломной работы отражает содержание этих стадий:

2.1. Аналитический обзор

2.1.1. Ассортиментная характеристика услуг или изделий и их классификация.

2.1.2. Требования, предъявляемые к качеству услуги или изделия.

2.1.3. Изучение потребительского спроса.

2.2. Подготовка к проведению экспертизы.

2.2.1. Сбор документации, характеризующей качество услуги или изделия.

2.2.2. Анализ соответствия документации предъявляемым требованиям.

2.2.3. Идентификация услуги или изделия.

2.3. Экспертиза качества предоставляемой услуги.

2.3.1. Методика проведения комплексной экспертизы качества.

2.3.2. Выбор номенклатуры показателей качества.

2.3.3. Оценка показателей качества.
2.3.4. Экспертная оценка показателей качества услуги.

2.1. Аналитический обзор

Ассортиментная характеристика услуги или изделия и их классификация

В этом подразделе приводится общегосударственная (в соответствии с ОКУН или ОКП) классификация услуг или изделий исследуемой однородной группы и краткая характеристика видов и разновидностей услуг или изделий.

При описании общегосударственной классификации товаров студенты указывают класс ОКУН или ОКП, к которому относится исследуемая группа услуг или изделий, подклассы, группы и признаки их классификации.

Описывая отдельные виды и разновидности услуг или изделий следует привести их основные отличительные признаки, преимущества и недостатки по сравнению с другими объектами аналогичного назначения. В заключении необходимо описать новые изделия и перспективы развития ассортимента исследуемой группы на основе анализа новейших достижений отечественного и зарубежного производства.

Направления развития и принципы формирования ассортимента

В этой части дипломной работы студент рассматривает основные направ­ления совершенствования ассортимента изделий аналогичного назначения на основе изучения современных направлений развития требований и интересов потребителя по отечественным и зарубеж­ным литературным источникам, указывает тенденции изменения, способов создания формы изучаемо­го вида изделия. Для изложения материала данного пункта дипломной работы следует использовать язык научного повествования и отказаться от рекламных и разговорных оборотов речи, терминологии журна­лов мод. Анализ тенденций развития ассортимента изучаемого вида изделий следует представить в форме, удобной для ее дальнейшего использования при разработке базовых рядов образцов и оценке эстетических свойств изделия.

Анализ ассортимента основных и вспомогательных материалов

для изготовления изучаемого изделия

Студент изучает ассортимент основных и вспомогательных материалов для изготовления изделия, представленного на экспертизу, и приводит краткое описание ассортимента материалов и фурнитуры. Им подчеркиваются наиболее предпочти­тельные варианты выбора материалов с точки зрения принципов подбора и направлений совершенствования ассортимента материалов, указываются их преимущества и недостатки. Так же как и для предыдущего пункта остается актуальным требование к стилю изложения материала: данные из различных литературных источников должны быть изучены студентом, со­поставлены и переработаны в соответствии с требованиями к изложению мате­риала в дипломных работах.

Изучение покупательского спроса

Для изучения и прогнозирования спроса следует использовать социологические и маркетинговые методы исследований.

Анкету опроса покупателей составляют таким образом, чтобы в нее входили вопросы относительно цены, качества и ассортимента товаров, частоты покупок, причин отказа от покупки и др. Методика анкетирования, форма матрицы обработки результатов опроса должны быть согласованы с руководителем дипломной работы. Следует иметь в виду, что достоверность результатов прогнозирования спроса пропорциональна численности опрошенных покупателей. Для дипломной работы рекомендуемое количество покупателей должно быть не менее 30. Состав опрошенных должен наиболее полно представлять группы покупателей по полу, возрасту, социальному положению. Результаты прогнозирования спроса следует представить графически в форме круговой или столбчатой диаграммы (гистограммы).

Идентификация услуги или изделия

В этом пункте следует обобщить наиболее характерные для исследуемых услуг или изделий виды фальсификации, объяснить их причины. Разработать предложения по оперативному выявлению фальсифицированных услуг или изделий на основе идентификации.

Идентификация – важная часть экспертизы. Она проводится с целью установления соответствия представленного на экспертизу изделия требованиям, предъявляемым к данному виду продукции.

В этом пункте проводится ассортиментная идентификация услуги или изделия, в результате которой определяется соответствие наименования услуги или изделия его ассортиментной характеристике, обуславливающей предъявляемые к нему требования.

Проводя качественную идентификацию, следует выявить наличие допустимых и недопустимых дефектов, а также установить градацию качества изделия. Для стандартных изделий необходимо определить его соответствие сорту, указанному на маркировке.

Критерии идентификации, которые позволят отождествить наименование и уровень качества услуги или изделия, следует обосновать, выявив их соответствие следующим требованиям:

- типичность;

- объективность;

- сопоставимость;

- проверяемость;

- трудность фальсификации.

На отдельном листе студент представляет эскиз изделия (вид спереди, вид сзади в соответствующем масштабе) и приводит описание общих характери­стик изделия: стиль, форма, а также подробное описание мо­дельных и конструкторских особенностей узлов и деталей.

Заканчивается описание характеристикой способов создания формы изделия.

При написании данного пункта студент представляет результаты внеш­него осмотра изделия в соответствии с ГОСТ «Ме­тоды контроля качества» для соответствующего изделия, проводит ассортиментную идентификацию и указы­вает:

- класс изделия по общему назначению;

- класс изделия по условиям эксплуатации;

- группу изделия;

- видовое наименование, а также кон­кретизирует назначение изделия.

Студент проводит измерения узлов и деталей представленного на экспер­тизу изделия в соответствии с ГОСТ, определяет методы основных измерений, выявляет на изделии места измерений, указывая наименование места измерения, порядковый номер и приводя описание методики измерения в фор­ме табл. 4.

Места основных измерений следует указать на рисунке, выполнив эскиз заданного изделия (вид спереди и сзади). Стрелками указывают место измере­ния и над стрелкой - номер измерения в соответствии с табл.4.

Таблица 4.

Номер измере­ния на чертеже Наименование места из­мерения и величина, см Метод измерения изделия
     
     
     

На основе анализа данных таблицы 4 студент идентифицирует размеры изделия.

В результате внешнего осмотра изделия органолептическими методами студент описывает цвет, рисунок, характер поверхности, фактуру материала, выявляет дефекты внешнего вида материалов.

Для изучаемого изделия студент выбирает методы контроля качества, указывает средства проверки качества, формулирует признак, характеризую­щий качество изделия. Результаты выбора методов проверки качества следует представить в форме табл. 5.

Таблица 5.

Объект контроля Метод проверки Средство проверки Характеристика качества изделия
       
       
       
       

Примечание: в табл.5 указывают объекты контроля для всех видов изделий. Студент выбирает только те из них, которые характерны для изделия, представленного на экспертизу.

Выбрав методы контроля качества, студент описывает последователь­ность проверки качества изделия, указывая условия осмотра, направление ос­мотра, последовательность проверки качества изготовления отдельных деталей и узлов.

Используя перечень дефектов изделий, учитываемых при про­ведении экспертизы, студент дает характеристику дефектов из­делия, указывает причины их возникновения и метод определения в форме таб­лицы 6:

Таблица 6.

Наименование дефекта Рисунок дефекта Описание внешнего ви­да дефекта Размеры дефекта, см Происхож­дение, метод оп­ределения
         
         
         

Примечание: в табл.6 указываются только те дефекты, которые выявлены студентом для изделия, представленного на экспертизу.

Используя методику определения снижения качества изделий в процентах [27], студент определяет уровень снижения качества изделия по вы­явленным дефектам при качественной идентификации (табл. 7).

Таблица 7.

№ п/п Наименование дефекта Снижение качества, %
   
   
  Итого:  

Выбор номенклатуры показателей качества

 

Для исследуемого изделия студент определяет объект экспертизы - сово­купность потребительских свойств, проявляющихся при взаимодействии изде­лия с человеком-потребителем в процессе его эксплуатации (потребления) при потребительской экспертизе или совокупность технико-экономических свойств изделия при технологической экспертизе.

Структуру свойств изделия студент определяет на основе результатов ка­чественного анализа с учетом типовой структуры свойств изделий. В зависимости от вида изделия, представленного на экспертизу, перечень основ­ных групп свойств может быть расширен путем выделения в самостоятельную группу таких свойств как безопасность, надежность и др.

Развернутую номенклатуру показателей качества студент строит на осно­ве развернутой номенклатуры показателей качества изделий и материалов для их изготовления, изучения номенклатуры показателей, указанных в стандартах, перечня показателей качества, обеспечивающих безопасность, проверяемых при сертификации изделий сервиса.

Определяя номенклатуру показателей свойств изделия, следует учесть и показатели качества ведущих предприятий и фирм по изготовлению изделий рассматриваемой ассортиментной группы, а также общеизвестные показатели, в том числе групповой показатель качества упаковки и соответствующие ему единичные показатели - безопасности, экологичности, надежности, совмести­мости, взаимозаменяемости, экономической эффективности.

На основе анализа развернутой номенклатуры свойств, нормативно-технической документации студент осуществляет выбор номенклатуры показа­телей качества изделия. Из развернутого перечня исключают показатели, не ха­рактерные для качества анализируемого изделия, а также включают при необ­ходимости новые показатели (особенно единичные).

Конкретная номенклатура показателей качества изделия должна быть со­ставлена студентом в виде схемы, разделенной на уровни, т.е. должна иметь иерархическую структуру (табл.8).

Таблица 8. Конкретная номенклатура показателей, используемых для комплексной экспертизы качества

Групповой показатель качества Единичный показатель качества Единицы измерения показателя качества Характеризуемое свойство изделия
1. 1.1.    
1.2.    
1.3.    
   
2. ... 2.1    
2.2    
   

Количество отобранных показателей качества должно быть минимальным и достаточным для вынесения обоснованного суждения о качестве изделия.

Конкретную номенклатуру показателей качества изделия следует обосно­вать, т.е. представить доказательства правомерности исключения того или ино­го показателя из развернутой номенклатуры, включения новых показателей, необходимости объединения тех или иных показателей в новую группу и т.п. Обоснование должно учитывать требования различных групп потребителей из­делия, условия, способы и особенности его эксплуатации.

 

Оценка показателей качества

Оценка показателей качества включает операции по измерению характеристик свойств, во­шедших в номенклатуру показателей качества, и нахождению их фактических значений, обусловливает переход от рассмотрения свойств к оперированию со значениями показателей качества изделия.

Для измерения показателей качества студент использует технические ме­тоды измерений: измерительный, расчетный, регистрационный и др., стандарт­ные методики определения. При использовании гостированных методик следу­ет ограничиться ссылками на соответствующий ГОСТ без приведения в тексте подробного описания методики. Если же испытания проведены по негостированной методике, то необходимо полностью описать методику испытаний с указанием первоисточника, ее рекомендовавшего.

Результаты исследований должны быть представлены в форме таблиц. Представление полученных зависимостей в виде графиков или формул не должно заменять их представлений в форме таблиц. Таблице должна предшествовать текстовая часть, содержащая описание методики исследования, условий проведения измерений показателей свойств, аппаратуры и обработку получен­ных данных.

В процессе проведения исследования студент должен соблюдать все тре­бования, обеспечивающие объективность и достоверность результатов в части, касающейся методики отбора и подготовки образцов, методов и условий испы­тания, количества и воспроизводимости опытов, способа обработки получен­ных данных.

Степень детализации описания отдельных вопросов количественного анализа определяется студентом и руководителем в зависимости от цели и за­дач дипломной работы.

Оценка значимости показателей качества.

Для получения обобщенной оценки качества изделий при проведении комплексной экспертизы качества используется оценка значений показателей качества в баллах [28].

Групповые показатели качества не ранжируются, принимаются равнозна­чимыми, так как все они в равной степени важны для потребителя. Поэтому студент каждому групповому показателю присваивает 100 баллов. Однако зна­чимость какого-либо группового показателя может быть увеличена или умень­шена. Так групповой показатель качества упаковки следует оценить 70 -80 бал­лами. Для изделий детского ассортимента (одежды, обуви, мебели и пр.) следует увеличить значимость груп­пового показателя, обеспечивающего безопасность продукции до 130 - 180 бал­лов. Увеличение или уменьшение оценки значи­мости группового показателя по сравнению со 100 баллами следует обосновать.

После оценки значимости групповых показателей качества студент рас­пределяет число баллов каждого группового показателя между соответствую­щими единичными показателями качества. Баллы распределяются их ранжиро­ванием с учетом значимости единичных показателей качества изделия. Студент ранжирует единичные показатели качества каждой группы отдельно с помо­щью экспертного метода и определяет балльную оценку значимости единично­го показателя качества по формуле:

Б j ед.доп. = Б i групп j , (2)

где Б j ед.доп. - количество баллов, соответствующее допустимому значению еди­ничного показателя качества;

Бi групп - количество баллов, соответствующее групповому показателю каче­ства; j - коэффициент весомости единичного показателя качества.

Результаты расчета допустимых значений единичных показателей качества следует представить в форме табл.9.

Таблица 9.

Наименование группового показателя качества Оценка значимости, баллы Наименование единичного показателя качества Коэффициент весомости единичного показателя качества Оценка допустимого значения единичного показателя качества, баллы
         
             
             

Разработка критериев оценки групповых показателей качества

а) разработка критериев оценки количественных показателей качества.

В дипломной работе студент разрабатывает критерии оценки для каждо­го группового показателя качества. Если в групповой показатель качества вхо­дят количественные единичные показатели качества, то для каждого из них следует установить допустимые и оптимальные значения. В качестве допусти­мых значений студент выбирает предельные, максимально или минимально до­пустимые, с точки зрения качества, значения.

В качестве оптимальных значений следует выбрать предельно возможные или целесообразные, с точки зрения их достижения и практической необходи­мости.

Для отдельных единичных показателей качества допустимые и опти­мальные значения могут быть одинаковыми.

При комплексной экспертизе качества услуги или изделия без проведения ее срав­нительной оценки с аналогичным объектом, студент использует понятия нормального и высшего уровня качества [28]. Нормальному уровню качества соответствуют значения оцениваемых единичных показателей качества, лежа­щих в интервале от допустимых до граничных значений, высшему уровню - от граничных до оптимальных. В качестве граничных значений принимаются средние между допустимыми и оптимальными значениями:

Ргр = (Ропт + Рдоп) / 2 (3)

Величину баллов, соответствующую оптимальному значению единичного показателя качества определяют по формулам:

если оптимальное значение более допустимого:

Бj ед.опт. = Бj ед.доп. j опт / Рдоп), (4)

если оптимальное значение менее допустимого:

Бj ед.опт. = Бj ед.доп. [2 – (Ропт / Рдоп)], (5)

где Бj ед.опт. - количество баллов, соответствующее оптимальному значению единичного показателя качества;

Бj ед. доп. - количество баллов, соответствующее допустимому значению единичного показателя качества;

Ропт - оптимальное значение единичного показателя качества;

Рдоп - допустимое значение единичного показателя качества.

Результаты определения оптимальных и допустимых значений единич­ных показателей качества для каждого группового показателя качества студент приводит в табличной форме 10.

Таблица 10.Расчет критериев оценки

№ п/п Наименование единич­ного показателя качества Рдоп Ргр Ропт Бдоп Бгр Бопт
1.              
2.              
3.              
             
  Итого: - - - * * *

Критериями оценки для группового показателя качества, в который вхо­дят количественные единичные показатели качества, будут суммы баллов, со­ответствующие нижней границе интервала нормального качества - , верх­ней границе интервала высшего качества , и сумма баллов, соответствую­щая границе между интервалами нормального и высшего качества .

Интервалы значений нормального и высшего уровней качества студенту следует представить на схеме:

Нормальный уровень качества Высший уровень качества
= … = … = …
       

 

 

б) разработка критериев оценки эстетических показателей качества

Поскольку эстетические показатели качества относятся к неизмеримым, то для их оценки не выбираются базовые показатели качества, а составляются базовые ряды образцов. Базовый ряд образцов составляется из изделий-аналогов, упорядоченных по уровню их эстетических свойств и разделенных на группы.

При выполнении дипломной работы студент составляет базовый ряд об­разцов на основе не менее 20 изделий - аналогов, выбранных в результате изучения направлений развития ассортимента, ранжированных в порядке повыше­ния уровня эстетических свойств. Для построения базового ряда образцов сле­дует использовать следующую экспертную шкалу (табл. 11):

Таблица 11

Оценка, баллы Качественная оценка
Отлично Хорошо Удовлетворительно Плохо

 

Изделия-аналоги студент разбивает на группы в соответствии с эксперт­ной шкалой и представляет эскизы этих изделий, объединенных в группы по соответствующей оценке.

Полученный базовый ряд образцов применяется студентом для фактиче­ской оценки в баллах эстетических свойств исследуемого изделия с помощью экспертного метода. При проведении опроса эксперты сопоставляют оценивае­мые значения эстетических свойств с базовым рядом, разработанным студен­том и определяют их балльные оценки Рфакт. Допустимые и оптимальные зна­чения эстетических свойств изделия будут составлять соответственно 3 и 5 баллов.

в) оценка фактических значений показателей качества

В соответствии с методикой экспертизы [28] на этапе оценки эксперт об­ращает внимание не только на оценку того или иного показателя качества в баллах, но и на его фактическое значение.

Если фактическое значение хотя бы одного единичного показателя качества ниже допустимого, то изделие считается некачественным, т.е. его качество не может быть отнесено ни к нормальному ни к высшему уровню качества.

Поэтому сначала студент оценивает фактические значения единичных показа­телей качества и определяет к какому уровню качества относится каждый еди­ничный показатель качества по своему фактическому значению в форме табл. 12.

Таблица 12. Оценка единичных показателей качества по фактическим значениям

Дата: 2016-10-02, просмотров: 209.

№ п/п Наименование единич­ного показателя качества Рдоп Ргр Ропт Рфакт Уровень ка­чества (выс­ший или нормальный)
1.            
2.