Предпосылки и основания новой цивилизации сложились в эпоху раннего Нового времени. Важнейшими явлениями европейской истории этого времени были Возрождение, Реформация и Просвещение, зарождение капиталистических отношений, первые буржуазные революции и начало промышленного переворота. Важным фактором возникновения индустриального общества стали Великие географические открытия.
В эпоху Нового времени неотъемлемым свойством европейской цивилизации стала колониальная экспансия. Сначала феодальная, а затем и капиталистическая Европа захватывала чужие территории, грабила и истребляла коренное население Америки, Азии и Африки. Начало европейской колониальной экспансии положила эпоха Великих географических открытий. Европейские мореплаватели проложили пути в Африку, на Восток — в Индию, Юго-Восточную Азию и на Запад — в Южную и Северную Америку, на Антильские острова; открыли Австралию. Великие географические открытия стали настоящей революцией в истории человечества. С одной стороны, Великие географические открытия привели к небывалому расширению пределов известного мира. Начался длительный процесс сближения и устойчивого взаимодействия цивилизаций. Однако, с другой стороны, этот процесс был омрачен европейской колониальной экспансией, в результате которой значительная часть мира превратилась в источник обогащения Западной Европы, ее экономического и политического могущества. Стал формироваться новый строй — капитализм. В Европе, в отличие от стран Востока, сложились два важнейших условия, необходимых для развития капитализма: возможность накопления капитала и наличие свободных рабочих рук. Началом капиталистического производства стали мануфактуры — капиталистические предприятия, основанные на раздельном ручном труде наемных рабочих. С появлением машин мануфактуры превратились в фабрики или заводы, что было связано с новым этапом в экономическом развитии европейского общества — промышленной революцией, начавшейся в конце XVIII в. Слово «капитал» возникло еще в XII—XIII вв. Оно означало ценности, т. е. деньги, приносящие прибыль. Самую высокую прибыль приносили международная торговля, часто связанная с большим риском, а также ростовщичество, банковские операции. Именно в этой сфере происходило первоначальное накопление капитала. Европа обогащалась также за счет торговли рабами и специями, колониального экспорта и импорта, а некоторые страны, как, например, Англия, — и за счет пиратства. Все это привело к накоплению огромных средств и чрезвычайному возрастанию роли денег в европейской экономике. Поэтому основой процесса зарождения капитализма было разорение и обнищание значительной массы крестьян, которые, лишившись средств к существованию, нанимались на работу. Так постепенно в Европе стал формироваться пролетариат. Одновременно складывался класс владельцев капитала — буржуазия. Капитализация прибыли, т. е. превращение ее в дополнительный капитал, является основным признаком капитализма. Новые капиталисты в Европе стремились не столько заработать на жизнь, сколько увеличить свои богатства.
На рубеже средних веков и Нового времени в противовес церковному взгляду на человека как на ничтожное и греховное существо возникло новое мировоззрение — гуманизм. Главное в этом мировоззрении — культ человека, интерес к его личности и признание неограниченных возможностей человеческого ума. Гуманисты интересовались культурой Древней Греции и Древнего Рима. Они словно возрождали давно забытую Европой античную культуру (отсюда и название — Возрождение). Гуманисты провозгласили право человека на счастье в земной, а не в загробной жизни, право на свободу, справедливость и лучшее общественное устройство. В узком смысле слова Реформация — это борьба за реформирование римско-католической церкви, переживавшей в XIV— XVI вв. тяжелейший кризис. В широком смысле Реформация представляла собой первую значительную битву нарождавшейся буржуазии против феодализма и его идеологической основы — вероучения церкви, которое не отвечало больше предприимчивому духу Нового времени.
Католическая церковь активно противодействовала реформационному движению. Эта политика получила название Контрреформации. Для борьбы с Реформацией католическая церковь создала специальную организацию — Общество Иисуса, более известное под названием ордена иезуитов. Эпоха Просвещения. С развитием науки начало ослабевать влияние церкви. Новые открытия основывались не на слепой вере в Бога, а на возможностях человеческого разума. Образованные люди говорили о всемогуществе человека, подвергали сомнению устройство общества, традиции, верования и, естественно, стремились перестроить окружающий мир в соответствии с научными знаниями. Не случайно XVIII в. называют веком Разума, или Просвещения. Просветители отвергали церковное учение о несовершенстве человеческой природы. Они верили в творческие силы человека, в прогресс и в то, что история движется к лучшему, развивается от несправедливого устройства общества к справедливому. Просветители выдвинули идею естественного права. Они считали, что все люди от природы имеют равные права. Различия в обществе установлены не Богом, а людьми. Следовательно, люди могут изменить то, что они сами создали. Это была поистине революционная идея. Не случайно Просвещение сформировало идеологическую платформу буржуазных революций второй половины XVIII в. Английский мыслитель Дж. Локк был основателем учения о разделении властей. Французское Просвещение, в отличие от английского, характеризовалось беспощадной критикой церкви, старинных обычаев и абсолютной монархии Под влиянием Просвещения в ряде европейских государств действительно были проведены реформы. Продолжая сохранять абсолютную власть, европейские монархи осуществили некоторые преобразования в области экономики, политики, права и культуры. Такая политика получила название просвещенного абсолютизма. Естественно, просвещенный абсолютизм в одночасье не мог привести к ликвидации феодальных порядков. В ту историческую эпоху это было возможно только путем революции — насильственного ниспровержения абсолютизма. История западной цивилизации XVIII в. отмечена двумя крупнейшими революционными переворотами: первой североамериканской буржуазной революцией, или Войной за независимость США, и Французской революцией 1789—1799 гг. Обе революции прошли под влиянием идеологии Просвещения, и их последствия во многом определили развитие истории в последующие века.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 255.