Под инвестиционной деятельностью понимается процесс, включающий в себя:
• маркетинговые исследования рынка инвестиций;
• вложение средств с целью сохранения и увеличения капитала;
• проектирование, строительство и пуск или приобретение готового объекта инвестиций;
• получение прибыли.
Для финансовых инвестиций третий пункт отсутствует.
Целью инвестиций является получение любыми путями прибыли от вложенных средств, а целью инноваций — улучшение объекта инвестирования. Поэтому инновационная деятельность преследует более высокие цели, чем инвестиционная. Инвестиции — это средства инноваций. Отсюда можно сделать следующие выводы:
• инвестиционная деятельность является менее сложной сферой вложения капиталов по сравнению с инновационной деятельностью;
• для инновационной организации приоритетным должно быть вложение капиталов в инновации. Другие формы инвестиций — приобретение (аренда) земли, основных фондов, оборотных средств, нематериальных активов, ценных бумаг и т. п. — должны осуществлять только при их стратегической экономической целесообразности или необходимости;
• для инновационной организации инвестиционная деятельность является частью, функцией инновационной деятельности;
• государство должно осуществлять законодательную поддержку и финансирование инновационных проектов, ориентированных на конкретное развитие отдельных сфер деятельности общества в целом, рост благосостояния населения;
• поскольку для инновационной организации инвестиционная деятельность является частью инновационной деятельности, то для нее обязательны научные подходы, принципы и методы менеджмента, рассмотренные в теме.
В соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов» создание и реализация проекта включает следующие этапы:
а) формирование инвестиционного замысла (идеи);
б) исследование инвестиционных возможностей;
в) технико-экономическое обоснование проекта;
г) подготовку проектной документации;
д) строительно-монтажные работы;
е) эксплуатацию объекта, мониторинг экономических показателей.
Рассмотрим краткое содержание перечисленных этапов. Формирование инвестиционного замысла (идеи) предусматривает:
• выбор и предварительное обоснование замысла;
• инновационный, патентный и экологический анализ технического решения (объекта, техники, ресурса, услуги), организация производства которого предусмотрена намеченным проектом;
• проверку необходимости выполнения сертификационных требований;
• предварительное согласование инвестиционного замысла с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами;
• предварительный отбор предприятия, организации, способной реализовать проект;
• подготовку информационного меморандума реципиента (организации, осуществляющей проект).
Предпроектное исследование инвестиционных возможностей включает:
• предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и импорта;
• оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию;
• подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу участников;
• оценку предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам и предварительную оценку их коммерческой эффективности;
• подготовку исходно-разрешительной документации;
• подготовку предварительных оценок по разделам ТЭО проекта;
• утверждение результатов обоснования инвестиционных возможностей;
• подготовку контрактной документации на проектно-изыскательские работы;
• подготовку инвестиционного предложения для потенциального инвестора (или решения о финансировании работ по подготовке ТЭО проекта).
ТЭО проекта предусматривает:
• проведение полномасштабного маркетингового исследования (спрос и предложение, сегментация рынка, цены, эластичность спроса, основные конкуренты, маркетинговая стратегия, программа удержания продукции на рынке и т. п.);
• подготовку программы выпуска продукции;
• подготовку пояснительной записки, включающей в себя данные предварительного обоснования инвестиционных возможностей;
• подготовку исходно-разрешительной документации;
• разработку технических решений, в том числе генерального плана, технологических решений, по организационно-техническому развитию производства и его обеспечению;
• градостроительные, архитектурно-планировочные и строительные решения;
• инженерное обеспечение;
• мероприятия по охране окружающей природной среды и гражданской обороне;
• описание организации строительства;
• описание системы управления;
• сметно-финансовую документацию, в том числе: оценку издержек производства; расчет капитальных издержек; расчет годовых поступлений; расчет потребности в оборотном капитале; проектируемые и рекомендуемые источники финансирования проекта (расчет);
• предполагаемые потребности в иностранной валюте;
• условия инвестирования;
• выбор конкретного инвестора;
• оформление соглашения;
• оценку рисков, связанных с осуществлением проекта;
• планирование сроков осуществления проекта;
• оценку коммерческой эффективности проекта;
• формулирование условий прекращения реализации проекта.
Подготовка контрактной документации включает:
• подготовку тендерных торгов и по их результатам контрактной документации;
• проведение переговоров с потенциальным инвестором;
• тендерные торги на дальнейшее проектирование объекта и разработку рабочей документации.
Подготовка рабочей документации включает:
• подготовку документации по ТЭО проекта;
• определение изготовителей и поставщиков нестандартного технологического оборудования;
• подготовку и утверждение ироектно-конструкторской, строительной и технологической документации.
Строительно-монтажные и наладочные работы предусматривают:
• строительно-монтажные работы, наладку оборудования;
• обучение персонала;
• подготовку контрактной документации на поставку сырья, материалов, комплектующих и энергоносителей;
• подготовку контрактов на поставку продукции;
• выпуск опытной (лидерской) партии продукции.
Мониторинг экономических показателей, в частности, предусматривает:
• сертификацию продукции;
• создание дилерской сети;
• создание центров ремонта;
• текущий мониторинг экономических показателей проекта.
На стадии осуществления проекта отдельные элементы организационно-экономического механизма могут закрепляться и конкретизироваться в договорах между участниками.
14.2. Экономические вопросы организационно-технологической подготовки производства
В перечень экономических вопросов организационно-технологической подготовки производства (ОТПП) входят:
• анализ эффективности использования ресурсов;
• анализ организационно-технического уровня производства с целью определения его прогрессивности и соответствия требованиям «входа» системы, конкурентоспособности;
• анализ соблюдения принципов рациональной организации управленческих и производственных процессов;
• экономическое обоснование инвестиционных проектов по развитию ОТПП;
• экономическое обоснование приобретения лицензий на право пользования изобретениями, промышленными образцами, полезными моделями, ноу-хау и т. д.;
• экономическое обоснование показателей технологичности новых объектов производства;
• нормирование потребности в материалах, сырье, топливно-энергетических ресурсах, оборудовании, трудовых и других ресурсах;
• нормирование параметров организации производства, труда и менеджмента;
• экономическое обоснование инструментальной подготовки производства;
• разработка и обоснование организационных проектов (организационные структуры, планировка цехов, участков и рабочих мест, кооперация и т. п.).
Показатели эффективности ОТПП:
• эффективность инвестиций в ОТПП;
• продолжительность ОТПП по отдельным объектам;
• показатели соблюдения принципов рациональной организации производственных процессов (пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерывности, ритмичности и др.);
• показатели унификации элементов технологического оснащения;
• показатели типизации технологических процессов;
• уровень автоматизации производства;
• наличие автоматизированной системы ОТПП;
• показатели эффективности использования ресурсов;
• конкурентоспособность технологий.
Затраты па ОТПП подразделяются на первоначальные (капитальные), текущие и ликвидационные. В первоначальные затраты входят:
• затраты на приобретение лицензий, ноу-хау;
• стоимость проектно-изыскательских работ;
• затраты на проведение строительно-монтажных работ;
• затраты на приобретение, монтаж и апробацию оборудования;
• затраты на содержание дирекции строящейся организации (предприятия);
• затраты на подготовку персонала;
• затраты на создание технологической и социальной инфраструктуры;
• затраты на преодоление отрицательных социальных и экологических последствий реализации проекта;
• страховые взносы в предпроизводственный период;
• капитальные вложения в создание и прирост оборотных средств для реализации проекта и др.
Текущие издержки на ОТПП включают:
• материальные затраты;
• расходы на оплату труда и отчисления в социальные фонды;
• затраты на ремонт и обслуживание оборудования и транспортных средств;
• административные накладные расходы;
• заводские накладные расходы;
• внепроизводственные расходы.
Ликвидационные затраты состоят из затрат на ликвидацию объекта, т. е. на его демонтаж, разборку, слом, уничтожение, утилизацию.
Основными условиями эффективного использования ресурсов являются: применение научных подходов (см. тему 4); унификация выпускаемой продукции и средств технологического оснащения с целью реализации эффекта масштаба; повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, технологии и других объектов производства.
Одним из вопросов ОТПП является выбор критической программы, при которой два варианта технологических процессов изготовления деталей равноэффективны. Критическая программа определяется по формуле:
,
где — критическая программа — программа равноэффективности двух технологических процессов; и — соответственно условно-постоянные расходы по первому и второму вариантам технологии, условно неизменные при изменении программы (общецеховые, общезаводские и т. п. расходы); — переменные, пропорциональные программе расходы (материалы, заработная плата основных рабоччих и т. п.).
Схематично это соотношение можно представить следующим образом (рис. 10.1).
Дата: 2016-10-02, просмотров: 198.