Коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии, социально-бытовые льготы.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Содержание коллективного договора — это все его условия, о которых стороны договорились при его заключении. Эти условия определяют права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение.

2. Часть первая комментируемой статьи устанавливает, что стороны коллективного договора имеют право самостоятельно определять содержание коллективного договора, но при этом они не должны выходить за рамки своей компетенции. По-видимому, таким образом законодатель предупредил распространение такой практики, когда определенные субъекты властных полномочий выходили за эти пределы.

3. В соответствии с частью второй ст. 13 КЗоТ коллективный договор регулирует производственные, трудовые и социально-экономические отношения. По сути, в коллективном договоре могут решаться любые вопросы, связанные с трудом, производством, социальным положением работников и членов их семей и т. п.

4. Законодатель в ст. 13 настоящего Кодекса дает лишь примерный перечень вопросов, по которым могут включаться взаимные обязательства сторон. Этот перечень не исчерпывающий и носит рекомендательный характер.

5. Как уже отмечалось, законодатель предоставляет право самим сторонам определять и содержание, и структуру (т. е. какие разделы) коллективного договора. И рекомендуемый перечень вопросов является лишь ориентиром для них. Стороны могут включать в коллективный договор определенные дополнительные к трудовому законодательству льготы для работников предприятия в виде отпусков, сокращенного рабочего времени, дополнительных вознаграждений, надбавок к пенсиям, досрочного Ухода на пенсию (за счет предприятия). Таким образом, все условия коллективного договора по их характеру могут быть классифицированы по трем следующим видам:

а) нормативные условия, предоставляющие дополнительные льготы, преимущества или устанавливающие виды и размеры оплаты труда, дополнительные отпуска и т. д. Эти условия применяются каждый раз к тем работникам, кто имеет по договору право на них. Действуют эти условия весь период существования коллективного договора.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 14 апреля 1997 г. утвержден «Порядок предоставления ежегодного отпуска продолжительностью до 56 календарных дней руководящим, педагогическим, научно-педагогическим работникам образования и научным работникам», которым предусмотрено, что этим работникам ежегодный отпуск в случае необходимости санаторно-курортного лечения может предоставляться не в период каникул, а на протяжении учебного года, если это предусмотрено коллективным договором.

В соответствии с «Положением об организации учебного процесса в высших учебных заведениях», утвержденным приказом Министерства образования Украины от 2 июня 1993 г. № 161, вуз самостоятельно устанавливает минимальный и максимальный объем учебной нагрузки в порядке, установленном уставом и коллективным договором.

Часть 2 ст. 50 КЗоТ предусматривает право предприятий и организаций при заключении коллективного договора устанавливать меньшую продолжительность рабочего времени, т.е. менее 40 часов.

Согласно ст. 43 «Горного закона» Украины, принятого Верховной Радой Украины 6 октября 1999 г., предприятия по добыче угля и углестроительные предприятия бесплатно выдают уголь на бытовые потребности в размерах, устанавливаемых коллективным договором. В соответствии со ст. 46 этого Закона работникам горных предприятий, которые увольняются в связи с выходом на пенсию при ликвидации или консервации горного предприятия выплачивается компенсация, предусмотренная коллективным договором (отраслевым соглашением).

Составной частью коллективного договора должно быть определение условий регулирования фондов оплаты труда. Если раньше коллективный договор предусматривал лишь условия распределения средств на оплату труда путем утверждения тарифных ставок, должностных окладов, доплат, надбавок, условий премирования, то теперь в коллективном договоре следует определить и сам механизм формирования фонда оплаты труда. Это может быть метод прямого расчета, когда сумма средств на оплату труда определяется исходя из тарифных условий (действующих ставок, расценок, окладов, доплат, надбавок, премий), а можно применять и другие методы, например исходя из плановой численности персонала и плановой средней зарплаты одного работника.

В п. 2.1.3. Генерального соглашения между Кабинетом Министров Украины и Конфедерацией работодателей Украины и профсоюзными объединениями Украины на 1999-2000 гг. предусмотрено, что стороны договорились содействовать формированию фондов оплаты труда на предприятиях с учетом результатов производственной деятельности и производительности труда;

б) обязательственные условия представляют конкретные обязательства сторон с указанием сроков их выполнения и их субъектов-исполнителей, отвечающих за их выполнение. Эти условия действуют до их выполнения, а затем погашаются выполнением. Большая часть обязательственных условий в коллективном договоре, как правило, направлена на улучшение охраны труда и бытового обслуживания работника;

в) организационные условия — это условия о сроках действия договора, контроля за его выполнением, о порядке изменения и пересмотра, а также об ответственности за нарушение условий коллективного договора. 6. Все условия коллективного договора могут лишь улучшать по сравнению с законодательством условия труда работников. Условия, ухудшающие их, считаются недействительными .

 

Статья 14. Коллективные переговоры, разработка и заключение коллективного договора, ответственность за его выполнение Заключению коллективного договора предшествуют коллективные переговоры.

Сроки, порядок ведения переговоров, разрешение разногласий, возникающих при их ведении, порядок разработки, заключения и внесения изменений и дополнений к коллективному договору, ответственность за его исполнение регулируются Законом Украины «О коллективных договорах и соглашениях».

1. Данная статья является отсылочной. В ней предусматривается, что заключению коллективного договора предшествуют коллективные переговоры, а порядок их ведения не предусматривается. Заключение коллективного договора — это очень длительная и сложная процедура, и законодатель, чтобы не увеличивать Кодекс, отсылает к Закону «О коллективных договорах и соглашениях», где весь этот порядок детально урегулирован.

2. Любая из сторон не ранее чем за три месяца до окончания срока действия коллективного договора, соглашения или в сроки, установленные этим договором, письменно уведомляет другие стороны о начале переговоров. Вторая сторона на протяжении семи дней должна начать переговоры. Следует отметить, что в законодательстве Украины отсутствует норма, которой бы возлагалась обязанность начать переговоры на какую-либо из сторон. И это приводит к тому, что на некоторых предприятиях работа по подготовке коллективного договора часто запаздывает, а на частных предприятиях коллективные договоры, как правило, не заключаются.

Порядок ведения переговоров по вопросам разработки, заключения или внесения изменений в коллективный договор, соглашения определяется сторонами и оформляется соответствующим протоколом.

3. Для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективного договора создается рабочая комиссия из представителей сторон. Состав этой комиссии определяется сторонами. Лица, которые принимают участие в переговорах как представители сторон, а также специалисты, приглашенные для участия в работе комиссии, на период переговоров и подготовки проекта освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка и включением этого времени в трудовой стаж.

4. Стороны могут прерывать переговоры с целью проведения консультаций, экспертиз, получения необходимых данных для выработки соответствующих решений и поиска компромиссов. Стороны коллективных переговоров обязаны предоставлять рабочей комиссии всю информацию, необходимую для определения содержания коллективного договора. Участники переговоров подписывают обязательства о неразглашении данных, составляющих государственную или коммерческую тайну.

5. Рабочая комиссия готовит проект коллективного договора с учетом предложений, которые поступили от наемных работников, общественных организаций, и принимает решение, которое оформляется соответствующим протоколом.

6. Проект коллективного договора обсуждается в трудовых коллективах и выносится на рассмотрение общего собрания (конференции) трудового коллектива. Если общее собрание (конференция) трудового коллектива отклонят проект договора или отдельные его положения, стороны возобновляют переговоры для поиска приемлемого решения. Срок таких переговоров не должен превышать 10 дней. После этого проект в целом выносится на рассмотрение собрания (конференции) трудового коллектива.

После одобрения проекта коллективного договора общим собранием (конференцией) трудового коллектива он подписывается уполномоченными представителями сторон не позднее чем через 5 дней с момента его одобрения, если иное не установлено собранием (конференцией) трудового коллектива.

7. Изменения и дополнения в коллективный договор на протяжении срока его действия могут вноситься только по взаимному согласию сторон, в порядке, установленном коллективным договором.

8. На практике нередко возникают случаи, когда в процессе ведения коллективных переговоров у сторон возникают определенные разногласия. Для урегулирования таких разногласий стороны используют примирительные процедуры. Ни одна из сторон не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Если в ходе переговоров стороны не пришли к соглашению по независящим от них обстоятельствам, то составляется протокол разногласий, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон о мерах, необходимых для устранения этих обстоятельств, а также о сроках возобновления переговоров.

В течение трех дней после составления протокола разногласий стороны проводят консультации, формируют из своего состава примирительную комиссию, а в случае недостижения согласия обращаются к посреднику, избранному сторонами. Примирительная комиссия или посредник веерок до семи дней рассматривает протокол разногласии и выносит рекомендации по сути спора.

В случае недостижения согласия между сторонами относительно внесения рекомендаций допускается организация и проведение забастовок в порядке, не противоречащем законодательству Украины. Для поддержания своих требований во время проведе ния переговоров в отношении разработки, заключения или изменения коллективного договора профсоюзы, иные уполномоченные работниками органы могут проводить в ус
тановленном порядке собрания, митинги, пикетирования демонстрации.
9. Более детальный порядок решения разногласий за креплен в Законе «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)».

Во втором разделе этого Закона более детально регламентируется порядок создания примирительной комиссии и порядок решения ею коллективных споров на разных уровнях (производственном, отраслевом и национальном), дано понятие независимого посредника.

Так, этим законом вводятся такие новые примирительные органы, как трудовой арбитраж и Национальная служба посредничества и примирения, созданная Президентом Украины с целью содействия улучшению трудовых отношений и предотвращения возникновения трудовых споров (конфликтов), их прогнозирования и содействия своевременному их разрешению.

10. Законом «О коллективных договорах и соглашениях» предусматривается ответственность за уклонение от участия в переговорах, за нарушение и неисполнение коллективного договора, соглашения, а также за непредоставление информации, необходимой для коллективных

переговоров и осуществления контроля. Порядок привлечения к ответственности за данные нарушения регламентирует Кодекс Украины об административных право-нарушениях.

Статья 15. Регистрация коллективного договора.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 217.