1. Ведущее место в системе законодательства Украины занимает Конституция Украины, нормы которой обладают наивысшей юридической силой. В Конституции Украины изложены и основные конституционные принципы трудового права.
Вторым по юридической значимости источником трудового права являются законы, к которым относятся Кодекс законов о труде, который является кодифицированным законом и не противоречит Конституции Украины, и другие законы, которые также содержат нормы трудового права.
2. К иным актам трудового законодательства относятся:
1) законы, регулирующие трудовые отношения, например Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 1 июля 1993 года; Закон Украины «О статусе и социальной защите граждан, которые, пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» от 28 февраля 1991 года; Закон Украины «Об оплате труда» от 24 марта 1995 года; Закон Украины «Об отпусках» от 15 ноября 1996 года в новой редакции от 2.11.2000 года; Закон Украины «Об охране труда от 14 октября 1992 года; Закон Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 3 марта 1998 года; Закон Украины «О занятости населения» от 1 марта 1991 года с изменениями и дополнениями от 21 ноября 1997 года;
2) вторую группу источников в сфере трудового права составляют подзаконные акты. Среди них следует прежде всего отметить указы и распоряжения Президента Украины, например Указ Президента Украины «Об организационных мерах по усилению социальной защиты малообеспеченных граждан» от 12 мая 1995 года. Указ Президента Украины «О концепции реформирования оплаты труда в Украине» от 25 декабря 2000 года.
Сюда же входят нормативные постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, например «Об утверждении Положения о Государственном департаменте надзора за соблюдением законодательства о труде» от 29 ноября 2000 года № 1771, «Правила возмещения собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом вреда, причиненного работнику повреждением здоровья, связанным с выполнением им трудовых обязанностей», утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 23 июля 1993 года.
3) третью подгруппу составляют подзаконные акты Министерства труда и социальной политики Украины, которое издает приказы, инструкции, например приказ «Об утверждении порядка предоставления материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации безработного» от 21 ноября 2000 года № 308; приказ об утверждении «Временного положения об условиях и порядке оформления иностранным гражданам разрешений на трудоустройство в Украине» от 5 мая 1993 года № 27 (в редакции приказа 22 мая 1997 года № 42).
4) четвертую подгруппу составляют нормативные акты министерств и ведомств. Эти органы государственного управления могут создавать акты, содержащие нормы трудового права в случаях и пределах, предусмотренных законами Украины, указами Президента Украины и постановлениями Кабинета Министров Украины.
3. В условиях перехода к рыночной экономике возрастает роль локальных нормативных актов о труде. Нормативные акты, принимаемые в централизованном порядке, как правило, устанавливают исходные, общие положения, которые требуют или допускают конкретизацию.
Локальные нормативные акты разрабатываются собственником или уполномоченным им органом с участием выборного профсоюзного органа и принимаются общим собранием (конференцией) данного предприятия, организации. К локальным источникам можно отнести:
коллективные договоры; правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании, соглашения по вопросам охраны труда.
Кроме указанных выше нормативных актов, социально-трудовые отношения работников и собственника или уполномоченного им органа регулируются соответствующими видами соглашений.
Следует особо отметить положение, содержащееся в статье 9 Конституции Украины, в соответствии с которым действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Украины являются составной частью ее правовой системы, если они не противоречат Конституции Украины. Следовательно, они стали самостоятельным источником украинского национального права и, бесспорно, будут играть важную роль в регулировании трудовых отношений.
4. В развитии этой конституционной нормы нужно отметить, что важное значение в настоящее время приобретает использование международных трудовых норм в нашем национальном законодательстве. Велика роль в этом вопросе конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ), таких, например, как Конвенция № 29 1930 г. «О принудительном или обязательном труде», Конвенция № 98 1949 г. «О праве на организацию и ведение коллективных переговоров», Конвенция № 144 1976 г. «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм», Конвенция № 158 1982 г. «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя», Рекомендация № 166 1982 г. «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» и др.
В настоящее время в Украине действуют лишь 41 из 53 конвенций. Девять конвенций по тем или иным причинам денонсированы. С конкретным содержанием этих и ряда других конвенций, а также рекомендаций можно ознакомиться в сборниках: «МОТ. Конвенции и рекомендации. Том I (1919-1956), том II (1957-1990) Женева: МВТ, 1991» и «М1жнародна оргатзащя пращ. Конвенцп та рекомендаци. Том 1 (1919-1964). Том II (1965-1999). Женева: МБП, 1999».
5. В национальном праве Украины сформулировано важное правило о применении норм бывшего Союза ССР, если эти нормы не противоречат Конституции Украины, законодательству Украины, а также международным договорам (соглашениям) с участием Украины. В соответствии с постановлением Верховного Совета Украины от 12.09.1991 г. «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» на территории нашего государства до принятия собственных нормативных актов Украины по соответствующим вопросам действуют акты СССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины, при условии, если они не противоречат Конституции и законам Украины. Это правило обеспечивает определенную преемственность в правовом регулировании трудовых отношений.
В каждом случае, решая вопрос о применении той или иной союзной нормы по трудовому праву, нужно прежде всего ее сопоставить с украинским законодательством.
Статья 5. Исключена
(Закон Украины от 20 марта 1991 года).
Статья 5'. Гарантии обеспечения права граждан на труд
Государство гарантирует трудоспособным гражданам, постоянно проживающим на территории Украины:
свободный выбор вида деятельности;
бесплатное содействие государственными службами занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием; способностями, профессиональной подготовкой, образованием, с учетом общественных нужд;
предоставление предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с их предварительно поданными заявками работы по специальности выпускникам государственных высших учебных заведений, профессиональных учебно-воспитательных учреждений;
бесплатное обучение безработных новым профессиям, переподготовку в учебных заведениях или в системе государственной службы занятости с выплатой стипендии;
компенсацию в соответствии с законодательством материальных расходов в связи с направлением на работу в другую местность;
Дата: 2016-10-02, просмотров: 209.