Условия договора о труде, ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством Украины о труде, являются недействительными.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Комментируемой статьей устанавливается важная гарантия осуществления права на труд. Законодательное обеспечение трудовых прав не должно зависеть от правового регулирования на производственном уровне или на уровне индивидуально-договорного регулирования, с помощью которых работодатели могут снижать уровень обеспечения трудовых прав.

2. В данной статье словосочетание «договор о труде» вызывает определенные разночтения. Обычно в трудовом законодательстве используется словосочетание «трудовой договор», определение которого содержится в ст.21 настоящего Кодекса. Это дает основания расширенно толко^-вать понятие договора о труде, включая в него трудовой договор, коллективный договор и отдельные виды договоров, регулирующих условия труда, таких, как договор полной материальной индивидуальной ответственности, об установлении неполного рабочего времени, о переводе на другую временную или постоянную работу и т.п.

Также недействительными следует признать такие условия трудового договора, которые ухудшают положение работников по сравнению с локальными нормативными актами, принятыми или утвержденными на предприятии, в учреждении, организации в установленном законом порядке собственником или уполномоченным им органом по согласованию с профсоюзным или иным уполномоченным на то органом.

3. Следует отметить, что трудовой договор, содержащий условия, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, считается действительным, недействительными признаются только вышеуказанные условия.

Недействительные условия договора о труде не могут порождать юридических последствий, поэтому они считаются недействительными с момента их внесения в такой договор.

4. В случае возникновения спора о признании недействительными условий договора о труде заинтересованные лица могут обратиться в суд.

 

Статья 9'. Дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы.

Предприятия, учреждения, организации в пределах своих полномочий и за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников.

Предприятие может материально поощрять работников медицинских, детских, культурно-просветительских, учебных и спортивных учреждений, организаций общественного питания и организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в его состав.

1. Из комментируемой статьи можно сделать вывод, что правом устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников обладают как предприятия, так и учреждения и организации, но с соблюдением следующих требований:

— предприятия, учреждения, организации могут устанавливать эти льготы в пределах своих полномочий;

— эти льготы могут устанавливаться только за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций.

Из анализа Кодекса законов о труде под «социально-бытовыми льготами» следует понимать: льготы бытового, жилищного, культурного, оздоровительного, медицинского, спортивного и другого характера.

2. Частью второй комментируемой статьи право материально поощрять работников медицинских, детских, культурно-просветительских учебных и спортивных учреждений, организаций общественного питания и организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в его состав, предоставлено только предприятиям. Это вытекает из п.1 ст. 18 Закона «О предприятиях в Украине», в соответствии с которым только предприятиям предоставлено право распоряжаться своей прибылью самостоятельно.

Правом, установленным ч.2 комментируемой статьи, учреждения и организации, финансируемые из бюджета, не пользуются.

Льготы могут устанавливаться как для отдельных работников, так и для определенных категорий работников.

Глава II КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР

 

Статья 10. Коллективный договор.

Коллективный договор заключается на основе действующего законодательства, принятых сторонами обязательств в целях регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношении и согласования интересов трудящихся, собственников и уполномоченных ими органов.

1. Коллективный договор — это локальный нормативно-правовой акт, который регулирует трудовые, социально-экономические отношения между собственником и работниками данного предприятия.

Коллективный договор — это соглашение, которое заключается для согласования интересов собственника или уполномоченного им органа, с одной стороны, и трудовым коллективом в лице профсоюзного или иного органа (лица), уполномоченного на представительство, с другой стороны, на предприятиях, в учреждениях, организациях, основанных на любых формах собственности, содержащее обязательства сторон по регулированию трудовых, производственных и иных социально-экономических интересов и нормативные положения, устанавливающие условия труда, оплату труда, режимы рабочего времени и времени отдыха и т.д., а также дополнительные, по сравнению с действующим законодательством, льготы и преимущества для работников.

Фиксируя нормальные условия труда, коллективный договор позволяет трудящимся принимать участие в принятии решений. Он ослабляет абсолютную власть собственника или уполномоченного им лица в вопросах, которые раньше решались исключительно в нормативном порядке.

2. Коллективный договор заключается на основе действующего законодательства: Законы Украины «О предприятиях в Украине», «Об оплате труда», «Об охране труда», «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и иных граждан преклонного возраста в Украине».

Обязательными при заключении коллективного договора являются положения, содержащиеся в региональных, отраслевых и Генеральном соглашении. Так, например, в Генеральном соглашении между Кабинетом Министров Украины и Конфедерацией работодателей и профсоюзными объединениями Украины на 1999-2000 годы, действие которого продлено на 2001 год с дополнениями, предусмотрено, что положения этого соглашения являются обязательными для применения во время ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений низшего уровня как минимальные гарантии.

Это значит, что при внесении в коллективный договор условий, которые противоречат законодательству, последние не имеют действия, то есть являются ничтожными и применяться не могут. При заключении коллективного договора действует принцип неуменыпаемости прав работников в сравнении с законодательством, а также сохранения уровня социальных и трудовых прав и гарантий, установленных соглашениями более высокого уровня, этот принцип получил в международной практике название «принцип in favorem».

3. В процессе заключения коллективного договора стороны принимают на себя определенные обязательства. На основании этих обязательств и заключается коллективный договор, но они будут обязательны для сторон лишь в том случае, если будут закреплены в установленной законом форме.

4. Коллективный договор заключается с целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений, а также для согласования интересов работников, с одной стороны, и собственников— с другой А это способствует улучшению хозяйственной деятельности предприятия, повышению его рентабельности и качества продукции, которая производится, обеспечению трудящимся возможности принимать участие в управлении производством, усовершенствованию системы вознаграждения за труд, повышению уровня труда, материально-бытового и культурного обслуживания трудящихся. 5. Коллективный договор как вид правового акта выполняет следующие функции:

— регулирование условий труда;

— обеспечение стабильности трудовых отношении;

— обеспечение и защита интересов собственника или уполномоченного им органа и работника;

— приспособление трудовых отношений на предприятии, в учреждении, организации к реальным экономическим отношениям.

Интересы работодателя защищаются тем, что в коллективном договоре они приобретают правовую форму, их можно защищать с помощью государственного регулирования. Нормативные условия коллективных договоров имеют все признаки правовых норм, хотя они и не исходят от государства и его органов. К категории нормативных условий коллективного договора относятся условия, которыми устанавливаются тарифные ставки, должностные оклады, размеры и условия доплат и надбавок^к заработной плате, размеры и условия выплаты премии, дополнительные отпуска, льготы и тому подобное.

6. Коллективным договором могут устанавливаться иные производственные, трудовые и социально-экономические условия, чем установленные законодательством, но эти условия, как уже отмечалось, могут только улучшать положение работника. Кроме коллективного договора, для регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений в законодательстве предусмотрено заключение соглашении: Генерального между соответствующими объединениями профсоюзов и собственников на национальном (государственном), отраслевом и региональном уровнях (Закон «О коллективных договорах и соглашениях»).

 

Статья 11. Сфера заключения коллективных договоров.

Коллективный договор заключается на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, использующих наемный труд и обладающих правами юридического лица.

Коллективный договор может заключаться в структурных подразделениях предприятия, учреждения, организации в пределах компетенции этих подразделений.

1. Исходя из анализа данной статьи, можно прийти к выводу, что коллективные договора должны заключаться на всех предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности и хозяйствования, которые характеризуются следующими признаками:

1) обладают правами юридического лица;

2) используют наемный труд. Если отсутствует хотя бы один из этих признаков, коллективный договор не заключается.

Коллективный договор заключается как в хозрасчетных, так и в бюджетных организациях.

В части второй ст. 1 Закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» дается следующее определение понятия «наемный работник»: «Наемный работник — это физическое лицо, которое работает по трудовому договору на предприятии, в учреждении, организации, в их объединениях либо у физических лиц, которые используют наемный труд». Исходя из этого определения, под наемным трудом следует понимать исполнение работником работы за определенное вознаграждение, которое обусловлено трудовым договором или контрактом.

2. В соответствии со ст. 2 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» коллективный договор может заключаться и в структурных подразделениях предприятий, учреждений, организаций. Такая формулировка свидетельствует о том, что это право, а не обязанность сторон. Под такими подразделениями следует понимать цеха, отделы, лаборатории, секторы, управления и т.п. Главное, что должно учитываться при решении этого вопроса, — это финансовые, экономические, организационные и материальные возможности этих подразделений для установления работникам дополнительных социальных льгот с учетом специфики работы конкретного подразделения в пределах его компетенции.

Коллективный договор подразделения может заменять для данного подразделения коллективный договор предприятия. Но последний может решать только отдельные вопросы социально-экономических и трудовых отношений подразделения. В таком случае коллективный договор структурного подразделения является дополнением к общему коллективному договору предприятия, действие которого распространяется и на структурное подразделение.

3. В настоящее время большое значение для развития экономики имеет развитие крестьянско-фермерских хозяйств, поэтому определенный интерес представляет вопрос об обязательности заключения коллективного договора в такой форме предпринимательской деятельности. В ст 9 Закона «О крестьянско-фермерском хозяйстве» указывается, что оно является юридическим лицом. Из анализа ст. 2 п. 2 и ст. 30 п. 3 можно сделать вывод о возможности использования им наемного труда. Совокупность этих двух признаков дает возможность сделать вывод об обязательности заключения коллективных договоров в крестьянско-фермерских хозяйствах, где используется наемный труд. Если же наемный труд не используется, то заключение такого договора не обязательно.

4 Коллективный договор заключается также в акционерных обществах. На этих предприятиях работники выступают, как правило, в двух ролях: 1) как собственники имущества (акционеры, члены кооперативов) они имеют право избирать правление, участвовать в формировании, распределении и использовании прибыли, получать дивиденды 2) как наемные работники они имеют право на договорное регулирование трудовых, социально-экономических отношений путем заключения коллективного договора.

Учредители таких предприятий, которые не работают в акционерных обществах, не могут представлять ни одну из сторон при заключении коллективного договора.

5 Коллективный договор заключается в объединениях предприятий, если оно является юридическим лицом и имеет обособленный аппарат, в объединении, генеральным директором которого является директор Головного предприятия, коллективный договор заключать не следует, поскольку коллективный договор заключается на каждом отдельном предприятии.

6. Коллективный договор заключается в высших учебных заведениях. Так, в п. 13 «Положения о государственном высшем учебном заведении», утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 5 сентября 1996 г. № 1071, предусмотрено, что взаимные обязательства руководства высшего учебного заведения в части обеспечения прав, безопасных условий, исполнения обязательств регулируются коллективным договором, который разрабатывается и заключается в соответствии с действующим законодательством.

7. Коллективные договоры могут заключаться также и в учреждениях и организациях, где работают государственные служащие.

Статья 12. Стороны коллективного договора Коллективный договор заключается между собственником или уполномоченным им органом (лицом), с одной стороны, и профсоюзными организациями, действующими в соответствии со своими уставами, а в случае их отсутствия — представителями, свободно избранными на общем собрании наемных работников или уполномоченных ими органов, с другой стороны.

Если на предприятии, в учреждении, в организации создано несколько профсоюзных организаций, то они должны на принципах пропорционального представительства (согласно количеству членов каждой профсоюзной организации) образовать объединенный представительный орган для заключения коллективного договора. В этом случае каждая профсоюзная организация должна определиться в отношении своих конкретных обязательств по коллективному договору и ответственности за их невыполнение. Профсоюзная организация, отказавшаяся от участия в объединенном представительном органе, лишается права представлять интересы работников при подписании коллективного договора.

1 Из анализа комментируемой статьи можно сделать вывод, что коллективный договор - это двусторонний договор. Исходя из этого, можно выделить две стороны коллективного договора:

а) собственник: непосредственно сам собственник или уполномоченный им орган (лицо);

б) трудовой коллектив: непосредственно сам трудовой коллектив, профсоюз, несколько профсоюзов, а в случае их отсутствия — представители, свободно избранные на общих собраниях наемных работников, или уполномоченные ими органы.

2 Одной стороной коллективного договора является коллектив наемных работников - обычно в лице одного или нескольких профсоюзов, если на данном предприятии создано несколько профсоюзов. Когда со стороны наемных работников выступает одновременно несколько профсоюзов или других уполномоченных на представительство коллективом наемных работников органов, то ими Формируется объединенный представительский орган для переговоров, разработки единого проекта и заключения необходимого коллективного договора.

В случае отсутствия на предприятии профсоюза (профсоюзов), интересы наемных работников могут представлять избранные и уполномоченные ими представители.

3 Законодатель признает за коллективом наемных работников в лице его выборных органов безоговорочное право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора. Следует отметить, что, в отличие от иных представительских органов, которые должны быть уполномочены собранием наемных работников на ведение коллективных переговоров и заключения коллективного договора, профсоюзная организация предприятия, учреждения, организации получения от трудового коллектива такого специального полномочия не требует.

Таким образом, комментируемая статья преимущественное право на заключение коллективного договора предоставляет профсоюзам.

4 Если переговоры по заключению коллективного договора ведет профсоюзный орган, то работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочивать профсоюз представлять их интересы во время переговоров. Полномочия работников оформляются в письменной форме.

5. Второй стороной коллективного договора является собственник непосредственно или уполномоченный им орган (лицо).

Право того или иного должностного лица выступать при заключении коллективного договора в роли собственника или уполномоченного им органа определяется уставом предприятия, учреждения, организации.

6. Лица, представляющие собственника или уполномоченный им орган, не имеют права представлять работников.

По общему правилу, собственником при заключении коллективного договора выступает руководитель предприятия. В сфере государственной собственности руководитель имеет исключительное право выступать в качестве собственника при заключении коллективного договора, поскольку такое право за органами управления имуществом не признается (Декрет Кабинета Министров Украины «Об управлении имуществом, находящимся в общегосударственной собственности»). В сфере коммунальной собственности право определения органа, который уполномочен выступать при заключении коллективного договора как собственник, принадлежит руководителю предприятия, учреждения, организации, если только орган, уполномоченный управлять коммунальным имуществом, не взял эти функции на себя. Аналогичным образом решается и вопрос о субъекте коллективного договора на стороне собственника на предприятиях негосударственной формы собственности. При этом право того или иного должностного лица выступать при заключении коллективного договора в роли собственника или уполномоченного им органа должно определяться уставом.

Исходя из анализа законодательства о труде, можно сделать вывод, что под уполномоченным собственником органом понимается, как правило, должностное лицо.

7. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов (профсоюзных организаций) или иных уполномоченных трудовым коллективом на представительство органов они должны сформировать общий представительный орган для ведения переговоров и заключения коллективного договора (ст. 4 Закона «О коллективных договорах и соглашениях»). Стороной коллективного договора при этом считаются все соответствующие профсоюзы (иные уполномоченные трудовым коллективом органы). Каждая из них должна при этом определиться относительно своих конкретных обязательств по коллективному договору. Профсоюз, который отказался от участия в представительном органе, лишается права представлять наемных работников при подписании коллективного договора (часть вторая ст. 37 Закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»).

В процессе применения Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» сложилась практика, согласно которой инициатором создания такого объединенного представительного органа может выступать любой профсоюз, независимо от численности членов профсоюза.

8. На национальном, отраслевом и региональном уровнях также предусмотрено заключение соглашений, в связи с чем для ведения коллективных переговоров и заключения соглашения и профсоюзы и собственники должны объединяться.

Для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения должны объединяться собственники, на предприятиях которых занято большинство наемных работников государства. С другой стороны коллективные переговоры ведут соответствующие объединенные профессиональные союзы.

На отраслевом уровне ведение коллективных переговоров и заключение соглашений могут осуществлять собственники, которые объединились, и профессиональные союзы, которые имеют полномочия для заключения соглашения на большинстве предприятий соответствующей области. В ст. 3 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» вместо слов «соответствующей отрасли» указано «входящих в сферу их действия». Это указание, на наш взгляд, означает попытку законодателя подчеркнуть отсутствие прежней строгой дифференциации разных отраслей экономики, подчиненных соответствующим министерствам. В условиях рыночных отношений появилось большое количество самоуправляющихся предприятий, которые не подчиняются никаким министерствам.

На региональном уровне также объединяются соответствующие собственники, в том числе и субъекты коммунальной собственности, и профессиональные союзы. Причем здесь не установлены какие-либо требования, касающиеся участия в коллективных переговорах и заключения регионального соглашения сторон представляющих большинство работников региона или предприятий.

9. Законодатель позаботился о защите прав работников на предприятиях, основанных на негосударственной форме собственности. Так, в ст. 9 Закона «О предприятиях в Украине» предусмотрено, что уже при утверждении устава (а также при его изменении) собственник обязан определить, какой орган выражает интересы наемных работников. Следовательно, он не может снять с себя ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах и заключении коллективного договора, ссылаясь лишь на отсутствие уполномоченного трудовым коллективом органа, с которым надлежит вести коллективные переговоры и заключать коллективный договор.

Статья 13. Содержание коллективного договора.

Содержание коллективного договора определяется сторонами в пределах их компетенции.

В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности:

изменению в организации, производства и труда;

обеспечению продуктивной занятости;

нормированию и оплате труда, установлению форм, системы, размеров заработной платы и других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и тому подобное);

установлению гарантий, компенсаций, льгот;

участию трудового коллектива в формировании, распределении и использовании прибыли предприятия, учреждения, организации (если это предусмотрено уставом);

режиму работы, продолжительности рабочего времени и отдыха;

условиям и охране труда;

обеспечению жилищно-бытового, культурного, медицинского обслуживания, организации оздоровления и отдыха работников;

гарантий деятельности профсоюзной или иных представительных организаций трудящихся;

Дата: 2016-10-02, просмотров: 214.