Транспорт – важная составляющая нашего современного мира. Транспорт, особенно в городе играет важную роль, он обеспечивает возможность жизнедеятельности города как цельной системы с его административными, экономическими, социальными и другими функциями. По мере увеличения численности населения города, требования людей к городскому транспорту непрерывно растут.
Транспорт – один из важнейших элементов социальной инфраструктуры. Городской пассажирский транспорт (ГПТ)- одна из отраслей жизнеобеспечения города, от ее функционирования зависит как работа хозяйственного комплекса, так и образ жизни населения. Нередко развитие ГПТ существенно отстает от потребностей населения в передвижениях, что вызывает социально-экономические проблемы и негативно сказывается на работе других отраслей экономики города.
Именно в крупных городах особенно остро проявляются транспортные проблемы. Функционирование пассажирского транспорта во многом определяет социально-экономический потенциал города и через фактор транспортной доступности влияет на формирование цен на рынке недвижимости, способствует повышению экономической активности, поэтому формирование системы городского заказа на транспортное обслуживание населения является одной из приоритетных задач управления городских администраций.
Наибольший спрос на транспортные передвижения формируется в городах с численностью населения более 1 млн. человек. В настоящее время 13 городов России имеют численность населения более 1 млн. человек. Из проживающих в городах России 107,3 млн. чел. (73 % от общей численности населения страны), около 60 % регулярно пользуется городским пассажирским транспортом[1].
Однако проблемы транспорта далеки от их результативного решения. Причины, поразившие отставание, остаются пока непреодолимыми. К ним следует отнести: а) разрыв между развитием системы пассажирского транспорта и потенциальными потребностями населения в передвижениях; ухудшение качества транспортного обслуживания (растет наполняемость подвижного состава, увеличиваются интервалы движения наземного транспорта до 15-20 минут в часы «пик», затраты времени на трудовые передвижения 60 % населения города достигают 2,5-3 часа вместо нормативных 80-90 минут в день, что вызывает значительную транспортную усталость); б) отсталость материально-технической базы, недостаточные провозные и пропускные мощности пассажирского транспорта.
Таким образом, проблема в целом и отдельные ее аспекты создают неустойчивость социального настроения жителей города, снижают ритм его жизнедеятельности.
Можно выделить следующие факторы, определяющие требования к пассажирскому транспорту Казани: социальные требования населения; значительный ежедневный поток рабочей силы и населения из пригородов; транзитный поток пассажиров через город; активное строительство дорог в городе.
Условия транспортного обслуживания являются также одним из показателей качества жизни, влияющих на ее продолжительность. Для решения транспортных проблем Казани особое значение приобретает деятельность органов управления, учреждений и организаций по разработке и реализации транспортной политики. Сложившиеся современные экономические условия требуют наиболее полного и качественного обеспечения потребностей населения в пассажирских перевозках, направленных на достижение стабильного функционирования ГПТ, его безопасности и эффективности.
Решением проблем, связанных с работой городского транспорта в Казани может стать внедрение проекта интеллектуальной транспортной системы (ИТС) австрийской компании «Сварко АГ», специально разработанного для столицы Татарстана.[2]
Казань — это крупнейший город, имеющий тысячелетнюю историю. Его улицы сегодня перегружены автомобилями. Поэтому предложенная зарубежными партнерами идея решения транспортных проблем, накануне летней Универсиады 2013 года, особенно актуальна.
Компания «Сварко АГ» является признанным мировым лидером, работающим в области разработок и внедрения подобных интеллектуальных систем движения. Именно они разрабатывали ИТС для Туринской зимней олимпиады в 2006 году, а также успешно работали в Берлине, Будапеште, Стокгольме и многих других крупных городах.
Именно с внедрением ИТС связаны надежды повысить среднюю скорость движения автомобильных потоков, уменьшить возникновение заторов и избавиться от пробок. Первая очередь должна охватить 95 светофоров и 16 развязок на основных маршрутах Универсиады-2013.
Ожидается, что внедрение ИТС снизит задержку движения транспорта на 15%, до 20% сократит временную продолжительность поездок, на 25% уменьшит выбросы вредных веществ в атмосферу.
980 млн. рублей — такова предварительная стоимость проекта.
Сюда входит приобретение нового оборудования, установка на основных перекрестках контроллеров и детекторов, организация центрального пункта управления, установка программного обеспечения и проведение всех строительных и монтажных работ. Все средства выделяются федеральным центром.
В дальнейшем на основе этой системы тоже планируется внедрить приоритетный пропуск общественного транспорта: при подъезде автобуса на светофоре автоматически будет загораться зеленый свет.
Следующим этапом станет внедрение NFC-технологии, при которой оплачивать проезд можно будет, просто приложив к валидатору свой сотовый телефон. Техническая готовность к внедрению технологии у самих перевозчиков полная, осталось дождаться мобильных операторов. Изначально эта услуга станет доступна для пользователей «Билайна», далее – для пользователей «МТС» и «МегаФона». Планируется, что на первом этапе установка таких модулей будет производиться в офисах мобильных операторов бесплатно.
Итак, транспортный спрос населения является неотъемлемой частью в системе человеческих потребностей и должен изучаться в совокупности с ними.
Проблема работы транспорта – одна из самых актуальных проблем, поэтому она изучается сейчас достаточно подробно. Реализация намеченных мероприятий послужит основой повышения качества транспортного обслуживания населения Казани.
Изучение социальной инфраструктуры города имеет давнюю традицию. Уже М.Вебер, Э.Дюркгейм, Г.Зиммель, рассматривая экономические, социальные и психологические проблемы роста городов, анализировали демографические аспекты и моральное здоровье горожан.
Серьезный вклад в разработку проблем социальной инфраструктуры внесли отечественные социологи. Различные аспекты влияния материально-вещественных элементов на эффективную деятельность разных социальных групп населения были проанализированы в работах ученых, занимающихся проблемами социального планирования, управления и прогнозирования: В.Г.Афанасьева, И.В.Бестужева-Лады, М.В.Борщевского, А.А.Буртниекса, Н.А.Денисова, В.Н.Ковалева, Л.А.Коваленко, Л.Н.Когана, А.В.Костинского, Н.В.Куксановой, В.Л.Куракова, Н.И.Лапина, В.С.Лукина, Г.И.Осадчей, Ж.Т.Тощенко, С.Ф.Фролова, О.В.Юферова.
Более объемное место занимает экономическая сущность транспортной системы, ее роль в общественном воспроизводстве. Это отражено в работах К.Маркса, В.Ойкена, Дж.М.Кейнса. За последнее время проблемы транспортной инфраструктуры находят свое воплощение в специальной литературе и периодических изданиях, в работах ученых практиков (Ф.Ф.Рыбаков, О.С.Белокрылова и пр.), где приоритет отдан техническим аспектам.
Исследование пространственного аспекта социальных систем были предметом внимания некоторых отечественных и зарубежных исследователей. Наблюдение связи экономики, истории и географического пространства можно встретить у самых разных ученых XIX — XX вв. в широком диапазоне от Фридриха Листа («автаркия больших пространств») до Фернана Броделя («миры-экономики») и Иммануила Валлерстайна («мир-системный подход»). Значительный вклад в исследование этих вопросов внесли российские социологи и экономисты прошлого - М.И. Туган-Барановский, В.И. Ленин, Н.Д. Кондратьев, современные российские исследователи - А.А. Илларионов, В.А. Осипов, Ю.М. Осипов и др.; выдающийся зарубежный ученый - М. Вебер.
Некоторые проблемы развития городских пространственных систем рассматривались в работах В.А. Чуланова, О.В. Бондаренко и др.
В отечественной науке проблемы города и урбанизации начали рассматриваться в начале XX века. Так, Н.П. Анциферов предложил комплексный подход к познанию города как единого социального организма. Вопросами планирования и развития городов занимались A. Велихов, Е.О. Кабо, Н.А. Милютин, В. Михеев, М.А. Охитович, С.Т. Струмилин, Д.С. Самойлов и др. В отечественной социологической науке наиболее активно разрабатывались проблемы преодоления различий между городом и деревней, комплексного планирования экономического и социального развития городов (Н.А.Аитов, Н.Н.Байков, А.Г.Лазарев, С.И. Семин, Ж.Т.Тощенко, О.И.Шкаратан и др.). Наиболее перспективным и необходимым для развития социологии города видится направление комплексного и системного подхода к изучению процесса урбанизации и проблем города (Н.А.Аитов, А.С.Ахлезер, А.В.Дмитриев, Л.А.Зеленов, В.М.Зуев, Ф.С.Файзуллин, О.Н.Яницкий, и др.). Изучению социальных проблем посвящены работы, раскрывающие условия и факторы городского образа жизни, характеристики уровня удовлетворения потребностей и интересов, изменения в повседневной деятельности горожан (М.Бокий, Л.Шапиро, Ю.Кириллов; Т.М.Караханова, А.А.Нещадин, Н.И.Горин, В.Д.Патрушев, В.В. Хмелев).
Дата: 2016-10-02, просмотров: 176.