Традиционно все предприятия, в т.ч. и малые, различаются по видам деят-ти , которая относ к 3 секторам
1 Первичный(аграрное пр-во, сырьевая энергитич и лесная промышленность)
2 Вторичный( объединяет все виды промышл деят-ти)
3 Третичный( сфера услуг)
В последнее время в современной эк-ке данная классификация все больше теряет актуальность, т.к. первичный сектор занимает все меньшее место и увеличивается сфера услуг. В США в сфере услуг 70% населения, в Европе -50-60%. В РБ-30%. Кроме того, технич изобретения и внедрение соврем технологий, еремещение «грязных» и ручных произ-в в Юго-Восточную Азию ведут к снижению и промышленного сектора. В связи с этим стирается граница между сферой пр-ва и сферой услуг. Речь преждн всего идет о таких услугах как страхование, транспорт,телекоммуникции,банковская деят-ть.Важная черта соврем Малых предприятий связана со значит диверсификацией их размеров.Это объясняется рядом факторов: предметом деят-ти, уровнем конкуренции на рынке и масштабами рынка.В зависимости от х-ра товаров и услуг на некоторых рынках могут сущ большое кол-во малых предприятий. В то же время для других характерно укрупнение пр-ва или концентрации следовательно, в совр эк-ке выделяют в структуре малых предприятий микропредприятия . Среди качественных параметров классификации выделяют также тип собственности, оганизационно-правовые формы деят-ти, отрасли эк-ки, виды экономич деят-ти, ассортимент, выпуск пр-ции идр.
Основные преимущества и проблемы развития малых предприятий
Стремительный рост кол-ва МП во 2 половине 20 в обусловлен их специфич характеристиками, которые позволили мировой экономике преодолеть кризисные явления и сформировать новые источники экономического роста.
Считается , что с конца 70х мировая экономика вступила в новый этап своего развития, для которого характерен не колич, а качеств рост.Для этого этапа характерно формирование нового технологич уклада пр-ва, в основе кот лежали новые эл-ты производительных сил: лазерная технология, микроэлектроника, генная инженерия. Это дало возможность обеспечить рост ст-ти создаваемых благ без роста и при снижении масштабов пр-ва ,затраты сырья и энергии. Одновременно происходят изменения в структуре технолог процессов, когда длинные технологич цепочки неизбежно сопровождающие пр-ва сложной пр-ции существенно уменьшились за счет аутсорсинга.Это дает возможность экономии не только ресурсов, но и времени.
Накопление знаний как фактора экономич роста,что нашло отражение в расширении сферы науки и снижении доли традиционных отраслей. Как результат происходит переход к формированию новой экономической стр-ры:: вместо стр-ры, где доминировало промышл.пр-во формируется структура с доминированием информац сектора. Это обусловило формирование новой экономич политики государств, стимулирующей развитие человека. В новых экономич условиях появилась возможность создавать технологич инновационные МП, позволяющие обеспечивать значит объем пр-ва. Кроме того, по данным нац научного фонда США фирмы, с численностью работающих до 500 чел. обеспечивают в 4 раза больше разрботок в расчете на 1 влож$ по сравнению с крупными фирмами. Опыт индустриальных стран показал совершенствование промышл стр-ры страны и формирование ее эффективн экспортного профиля возможно лишь в условиях связи крупных пр-тий с мелкими производствами.
Т.о мелкая промышленность интегрируется в совр индустриал комплекс, становится фактором его модернизации и обеспечение выпуска конкурентоспособной пр-ции. В то же время следует иметь ввиду, что сектор малого предпринимательства несмотря на свою многочисленность явл очень динамичн, подвержен постоянному обновлению.
Это обусловлено специфич внутренними проблемами малых пр-тий. Результаты исследований проведенных в ряде стран с развитой и развивающейся эк-кой показали, что эти проблемы характерны для малых пр-тий независимо от ур-ня эк-кой развитости страны.К таким проблемам относ:
· Нехватка оборотных ср-в , а также ср-в для развития
· Недостаток производственных мощностей и доступных по цене помещений для развития бизнеса
· Проблемы кадрового х-ра: нехватка квалифицир персонала и ср-в ля его привлечения, а также обучения
· Проблемы менеджмента т.е. проблемы нахождения перспективной рыночной ниши, хороших бизнес-идей, а также проблемы текущего эффективного упр-я бизнесом.
Малые предприятия в Республике Беларусь: динамика развития.отраслевая и территориальная структура
с 1 июля 2009 года к малым предприятиям относятся коммерческие организации с численностью рабочих до 100 человек в их структуре выделяются микропредприятия до 15 человек. Динамика количества малого предпр с 2006 года характеризуется след данными:
2006- 37700 ;2007- 53000; 2008-70000; 2009-77000; 2010-86000
В структуре малого предпринимательства 95,5% - частные предприятия.( остальные государственные). Прирост числа ИП за этот период по годам составил:
2006- 192000; 2007-213000; 2008-216000; 2009-220000; 2010-232000
Таким образом, если в 2006 году на 1000 жителей республики приходилось 24 субъекта малого предпринимательства ( 4- МП и 20- ИП ), то в 2010- более 33-х (9- МП и 24-ИП).
В своей деятельности малые предприятия Беларуси по прежнему пока ориентированы на сферу торговли и общественного питания- здесь сосредоточено более 40 % от общего количества. Далее следует промышленность – 20-21%, строительство – 9-10%, транспорт 8-9%, сельское хоз-во 3-4%. В науке и научном обслуживании менее 0.5 %.
Развитие малого предпринимательства по регионам страны осуществляется крайне неравномерно- прежде всего это обусловлено уровнем доходов населения, географическим положением а также наличием сырьевых и трудовых ресурсов. Распределение по регионам МП представлено след образом:
Г.Минск – 37-38% МП
Минская область 14-15%
Брестская область – 10-11%
Витебская и Гомельская – по 9-9.5%
Могилевская и Гродненская – по 8-9%
ИП в регионах распред след образом:
Г.Минск- 20-23%
Минская обл- 13-14%
Брестская обл 15-16%
Витебская и Гомельская – 13-14%
Гродненская 12-13%
могилевская 9-10%
В последнее время темпы роста малого предпринимательства в регионах оказались выше их темпов роста в минске и в областных городах. Таким образом наблюдается регионализация малого предпринимательства. По итогам 2006 года в Минске и в областных центрах работало 68% всех малых предприятий. По состоянию на начало 2011 года их доля составляла 60% а на регионы приходилось 40%.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 179.