Основные функции предпринимательства в социально-эконом. системе
В соврем эк теории выд след эк ф-ции П: 1.общеэкономич- обусловлена ролью предст-лей Б как субъектов р-ка. ПД направлена на пр-во т-ров, работ, оказ-е услуги доведение их до непосредств потр-лей, что в 1-ую очередь и предопределяет его общеэк ф-цию. В связи с этим поступат разв-е П явл 1-им из усл-й увелия-я ВВП, НД и эк роста в целом. 2.ресурсная-разв-е П предполагает эффект использ-е как воспроизвод, так и огранич р-сов, причем П превращает в ср-ва пр-ва научные достиж-я и предпринимат талант. 3.творческая и инновац –обусловлена тем, что П, базир-ся на к-ции, по своему опред-ю возможно только в усл-ях реализ-и новых идей как в сфере пр-ва, так и в сфере упрвленч реш-й. 4.социальная – П дает возм-ть самореализации личности по ср-вам созд-я собств Б 5.организаторская – возм-ть принятия П-лями самост реш-й по орг-ции собств дела, его диверсиф-и и разв-и. Некот ученые выделяют ф-цию П как политич. Суть- П явл основой среднего класса, а именно средн класс явл залогом стаб-ти разв-я эволюц путем.
Типы и виды предпринимательства
В соврем эк теории сущ-ет мн-во класс-ций ПД: По фрмам соб-ти:1гос(республик, коммунальн) 2частная. По признакам законности: 1законное-в соотв с регистрацией 2незаконное-с наруш-ем уст правил 3лжепред-во-созд-е коммерч орг-ции без намерения осущ-ть ПД, а с целью получ-я кредита, освобожд-я от налогов или полу-я иной имуществ выгоды. В завис-ти от состава учредителей: 1обычное 2молодежное 3женское. С т зр-я объемов бизнеса: малое, среднее, крупное. С позиции технологии вед-я Б: обычное(традицион), инновацион. В завис-ти от орг-правовой формы: индивидуальн, П в форме орг-ции. С т зр-я направленности ПД: производственное П, коммерческо-торговое, финн-кредитное.
Понятие и основные составляющие предпринимательской среды
Предпр среда- сложившаяся в стране соц-эк, политич и гражд-правовая ситуация, обуславливающая ту или иную ст-нь эк свободы дееспос гражданам для занятия ПД.
Осн составляющие предпр среды: 1эк полож-е в стране и регионах (спрос, потр-ти) 2политич ситуация, опред ст-нь стаб-ть разв-я об-ва 3правовая среда, устан права, обяз-ти и отв-ть всех уч-ков р-ка. Чем стабильнее правовая среда, тем больше воз-мей для разв-я д/ср инвестиций 4гос регулир-е и поддержка П. 6культ среда, обусловлен ур-нем образ-я нас-я, обеспечив возм-ть разв-я разл видов Б. 7научно-технич и технологич среда, обусл кач-во Б. 8наличие ф-ров пр-ва, необход для разв-я опред видов деят-ти. 9физич или природная среда, связ с климатич усл-мя, влияющими на функц-е субъектов Б.
Т.о. предпр среда имеет объективн характер, т.е. формир-ся независимо от воли и желаний П-лей. Отд ее составляющие явл рез-том той или иной политики гос-ва.
Подходы Всемирного банка к опенке условий ведения бизнеса в странах
Всем Банк проводит ежегодное обслед-е 183 стран Мира по ключ аспектам правового регулир-я ПД. Сопоставление стран осущ-ся по 9 пок-лям: 1создание компании(8) 2получ-е разреш-й на строит-во(44) 3регистрация соб-ти(6) 4получ-е кредита(89) 5защита прав и инт-сов инвестора(109) 6налогооблож-е(183) 7междунар торговля(128) 8обеспеч-е исполнения контракта(12) 9ликвид-я компании(93). Беларусь -64 место. Данные отчета ВБ использ-ся в кач-ве основы при формир-и кредитного рейтинга страны и при выделении структ кредитов-только если мы выполняем опред усл-я.
6. Понятие малого предпринимательства и критерии определения его субъектов
Малое предпринимательство - такая форма предпринимательской деятельности, кот характеризуется небольшими объемами производства и располагаемых ресурсов. В различных странах используются различные критерии выделения из общей массы предприятий малых или средних (т.е. нуждающихся в поддержке). Вместе с тем существует общемировая тенденция: чем больше уровень развития экономики, тем выше уровень критериев. В США компания, работающая в сфере пром. производства, считается малой, если в ней занято менее 500 сотрудников. А сфере оптовой торговли не более 100 человек. В розничной торговле средний объем продаж субъекта малого бизнеса в течение трех лет не должен превышать 30 млн $ в год, а в сфере обслуживания не более 4 млн $ год, Предприятия с доходом до 1 млн $ считаются микропредприятиями.
В странах ЕС с 1 января 2005 г введены новые критерии предприятий:
- микропр-ия: с численностью до 10 человек и годовым оборотом до 2 млн евро.
- малые:от 10- до 49 чел, годовой оборот (сумма год. баланса) до 10 млн евро.
- средние: от 50 до 249 человек при год. обороте до 50 млн евро и суммой годового баланса до 43 млн евро.
В РФ установлены след критерии:
- микропр-ия: до 15 человек и годовой объем реализации до 60 млн рублей.
- малые: до 100 человек включительно, и годовой оборот до 400 млн рублей.
В РБ:
- микропр-ия: до 15 человек
- малые: от 16 до 100
- средние: от 100 до 250
В то же время для получения средств господдержки применяется второй критерий - объем выручки от реализации, предельный размер которой устанавливается ежегодно постановлением совета министров.
2006- 37700 ;2007- 53000; 2008-70000; 2009-77000; 2010-86000
В структуре малого предпринимательства 95,5% - частные предприятия.( остальные государственные). Прирост числа ИП за этот период по годам составил:
2006- 192000; 2007-213000; 2008-216000; 2009-220000; 2010-232000
Таким образом, если в 2006 году на 1000 жителей республики приходилось 24 субъекта малого предпринимательства ( 4- МП и 20- ИП ), то в 2010- более 33-х (9- МП и 24-ИП).
В своей деятельности малые предприятия Беларуси по прежнему пока ориентированы на сферу торговли и общественного питания- здесь сосредоточено более 40 % от общего количества. Далее следует промышленность – 20-21%, строительство – 9-10%, транспорт 8-9%, сельское хоз-во 3-4%. В науке и научном обслуживании менее 0.5 %.
Развитие малого предпринимательства по регионам страны осуществляется крайне неравномерно- прежде всего это обусловлено уровнем доходов населения, географическим положением а также наличием сырьевых и трудовых ресурсов. Распределение по регионам МП представлено след образом:
Г.Минск – 37-38% МП
Минская область 14-15%
Брестская область – 10-11%
Витебская и Гомельская – по 9-9.5%
Могилевская и Гродненская – по 8-9%
ИП в регионах распред след образом:
Г.Минск- 20-23%
Минская обл- 13-14%
Брестская обл 15-16%
Витебская и Гомельская – 13-14%
Гродненская 12-13%
могилевская 9-10%
В последнее время темпы роста малого предпринимательства в регионах оказались выше их темпов роста в минске и в областных городах. Таким образом наблюдается регионализация малого предпринимательства. По итогам 2006 года в Минске и в областных центрах работало 68% всех малых предприятий. По состоянию на начало 2011 года их доля составляла 60% а на регионы приходилось 40%.
Факторы к/с малых фирм
К/С МП – способность длит.время удерживать и расширять рынки сбыта своей продукции, не уменьшая рент-ть операций и доход с вложенного капитала.
К/С МП в 1-ю очередь объясняется тем потенциалом, кот.заложен в МБ и его ключевыми качественными характеристиками:
- персонифицированный характер отношений с клиентами
- единство права собств-ти и непоср. упр-ния предприятием
- ключевая роль рук-ля в деят-ти предприятия.
4 основных фактора К/С:
1) Спос-ть к переменам и совершенствованию быстрого принятия решений, кот.позволяют МП извлекать выгоды из нестабильности внешней среды
2) Инновативность, т.е. способность к постоянному внедрению в пр-во новшеств, востребованных спросом
3) Способность овладевать ограниченными сегментами рынка. Напр, МП работают с небольшими партиями постоянно обновляемой продукции, т.о. даже при сравнительном насыщении рынка они находят для себя сбыт в связи с более полным учетом индив. запросов заказчика
4) МП-во требует более высокого уровня самостоятельности и ответственности, чем крупный бизнес, поэтому и мотивация деят-ти здесь принципиально иная, т.к. уровень риска гораздо выше.
Основные функции предпринимательства в социально-эконом. системе
В соврем эк теории выд след эк ф-ции П: 1.общеэкономич- обусловлена ролью предст-лей Б как субъектов р-ка. ПД направлена на пр-во т-ров, работ, оказ-е услуги доведение их до непосредств потр-лей, что в 1-ую очередь и предопределяет его общеэк ф-цию. В связи с этим поступат разв-е П явл 1-им из усл-й увелия-я ВВП, НД и эк роста в целом. 2.ресурсная-разв-е П предполагает эффект использ-е как воспроизвод, так и огранич р-сов, причем П превращает в ср-ва пр-ва научные достиж-я и предпринимат талант. 3.творческая и инновац –обусловлена тем, что П, базир-ся на к-ции, по своему опред-ю возможно только в усл-ях реализ-и новых идей как в сфере пр-ва, так и в сфере упрвленч реш-й. 4.социальная – П дает возм-ть самореализации личности по ср-вам созд-я собств Б 5.организаторская – возм-ть принятия П-лями самост реш-й по орг-ции собств дела, его диверсиф-и и разв-и. Некот ученые выделяют ф-цию П как политич. Суть- П явл основой среднего класса, а именно средн класс явл залогом стаб-ти разв-я эволюц путем.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 193.