Сегодня под мониторингом большинством ученых понимается специально организованная и постоянно действующая система необходимой статистической отчетности, сбора и анализа социально-экономической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.) и оценки (диагностики) состояния тенденций развития и конкретных региональных проблем. Такое определение мониторинга, в условиях исключительно большого разнообразия региональных ситуаций и проблем в России, требует серьезного научного сопровождения. Основная его задача состоит в создании надежной и объективной основы для адресной государственной поддержки тех или иных территорий. Термин «региональный мониторинг» в научной литературе и в практике не устоявшийся и употребляется в различных смыслах. При множестве различных региональных ситуаций и проблем количество их типов как предметов мониторинга относительно невелико, и это обстоятельство существенно повышает реальность его проведения. Важно своевременно предупредить негативное развитие региональных ситуаций и обострение региональных проблем.
Задачей регионального мониторинга является формирование системысбора точной, надежной и своевременной информации о происходящих в регионах страны событиях, процессах и явлениях.Кроме того, основными задачами мониторинга являются:
1) оценка исполнения проекта с точки зрения уровня произведенных расходов и достигнутых при этом результатов; 2) подготовка информации для органов управления.
Мониторинг должен способствовать выполнению графика программы и предоставляет важную информацию управленческого характера. Успешная организация мониторинга нуждается в соответствующих ресурсах. Мониторинг требует тонкой инфраструктуры, а часто и компьютерной базы данных, которая способна хранить и гибко использовать большое количество информации. Успешный мониторинг также нуждается в механизмах проверки для обеспечения полноты и точности информации, предоставляемой исполнителями подпрограмм и проектов. Параметры мониторинга должны принимать достаточно четкие очертания уже на фазе разработки программы. Устанавливается, какую информацию следует собирать, как и почему необходим каждый элемент, и все это укладывается в административные и технические рамки.
Трудности в создании системы мониторинга носят как объективный, так и субъективный характер. Среди трудностей объективного характера следует, в первую очередь, назвать несоответствие структуры, качества и оперативности общероссийской статистической информации самому существу процессов модернизации образования, локализованных в определенных пространственных границах и, в то же время, протекающих в контексте общероссийской ситуации и общероссийских проблем. Отдельные весьма важные направления, например, экономические, социальные, оценки качества вообще не входили в число предметов традиционной статистики.Значительные трудности в становлении полноценной системы мониторинга связанны с особенностями современного периода и состоят в наличии масштабов и полноты отчетности, необходимой, чтобы проследить все проекты, реализуемые в региональных системах.
Региональная ситуация характеризуется совокупностью количественных (редко - качественных) показателей, характеризующих состояние или динамику функционирования каждого из уровней образования территории, а также различными комбинациями этих показателей (в первую очередь, для обозначения удельных характеристик).
Неотъемлемой частью характеристик являются пропорции (например, соотношение социального, экономического, ресурсного потенциалов образования), баланс которых отражает степень устойчивости, внутренней самодостаточности каждой территории. Столь же обязательны характеристики нормативно-правовых (федеральных, региональных, местных) регуляторов территориального развития.
Мониторинг должен строиться не просто как форма статистической отчетности образования, но и как проблемный мониторинг под решение конкретных приоритетных проблем.
Поскольку в России мониторинг пока не развит на достаточном уровне, низкая производительность труда персонала несетевых российских гостиниц объясняется падением спроса, низким уровнем доходов населения и неисполнением налоговой дисциплины, а также тем, что значительная их часть находится в государственной собственности. В России 47 % номерного фонда гостиниц принадлежит муниципальным, региональным или федеральным органам власти. Еще 36 % номерного фонда частично являются собственностью местных или федеральных властей, а частично — предприятий (главным образом предприятий тяжелой промышленности). Если в США широко распространены управленческие контракты, привязывающие вознаграждение менеджеров к рентабельности гостиниц, в России договоры (по сути с государством) не обеспечивают для управляющих несетевых гостиниц достаточных стимулов к тому, чтобы избавиться от избыточного штата и совершенствовать организацию труда. Кроме того, некоторыми гостиницами такого рода управляют непосредственно государственные служащие, причем от них обычно требуют держать в резерве номера для официальных лиц, и, конечно, эти номера не приносят прибыли.
64.Так, понимаемый мониторинг в условиях большого разнообразия региональных ситуаций имеет и познавательное значение. Однако, главная его задача - сугубо практическая. Она состоит в создании надежной и объективной основы для выработки государственной политики регулирования развития образования и для определения приоритетов проектов, а также для принятия в этой связи мер селективной (выборочной) государственной поддержки тех или иных территорий, адекватных выявленной в ходе мониторинга сути конкретных проблем.
Мониторинг хода и результатов реализации программ можно рассматривать как мониторинг региональных ситуаций и проблем в образовании. В тоже время это является важной задачей, так как данный вид мониторинга в отличие от всех других его типов поможет создать информационно-аналитическую базу региональной и национальной политики в области модернизации образования. Создание и последующее функционирование такой системы, равно как и её использование в принятии государственных и региональных мер, обеспечивающих развития образования связано с решением ряда дискуссионных вопросов объективного и субъективного характера
К числу региональных проблем можно отнести и нарушения доступности образования, не достаточность его качества. Даже количество проектов, реализуемых на территории, не фиксируется в информационной базе данных, что не дает возможности выявить их воздействие на показатели качества.
Например, в России мало гостиниц, действительно соответствующих категории «три звезды». Формально такие гостиницы есть, но реально большинство из них не соответствует данной категории ни по уровню подготовки персонала, ни по качеству обслуживания, а данную категорию они получили по старым системам.
Задачей регионального мониторинга является формирование системы сбора точной, надежной и своевременной информации о происходящих в регионах страны событиях, процессах и явлениях.3
Кроме того, основными задачами мониторинга являются:
1) оценка исполнения проекта с точки зрения уровня произведенных расходов и достигнутых при этом результатов;
2) подготовка информации для органов управления.
Региональная ситуация характеризуется совокупностью количественных (редко - качественных) показателей, характеризующих состояние или динамику функционирования каждого из уровней образования территории, а также различными комбинациями этих показателей (в первую очередь, для обозначения удельных характеристик).
Неотъемлемой частью характеристик являются пропорции (например, соотношение социального, экономического, ресурсного потенциалов образования), баланс которых отражает степень устойчивости, внутренней самодостаточности каждой территории. Столь же обязательны характеристики нормативно-правовых (федеральных, региональных, местных) регуляторов территориального развития.
Мониторинг должен строиться не просто как форма статистической отчетности образования, но и как проблемный мониторинг под решение конкретных приоритетных проблем.
Практическая и теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные в работе теоретические и прикладные результаты возможно применить при разработке и реализации стратегии исследования и оценки региональных проблем гостиничного бизнеса. Содержащиеся в работе анализ, выводы и предложения могут быть использованы различными предприятиями сферы услуг, научно-исследовательскими организациями и другими учреждениями, занимающимися проблемами реализации гостиничных услуг в условиях развивающегося рынка.
Количественные исследования предназначены для измерения рынка. С их помощью решаются задачи по определению объема рынка, долей сегментов рынка, долей различных марок, частоты покупок, измерению знания марок, уровней распределения и т.п. Результаты имеют числовое выражение. При работе с результатами количественных исследований допустимо использовать статистические методы оценивания.
Качественные исследования предназначены для измерения «понимания», то есть отвечают на вопросы «как?» и «почему?». Результаты не имеют числового выражения и представлены исключительно в виде мнений, суждений, оценок, высказываний.
Выбор метода исследований зависит от целей и задач конкретного исследования, а, следовательно, нет "плохих" методов, есть последствия безграмотного использования тех или иных исследовательских приемов для решения определенных задач.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 270.