Метод анализа и его особенности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Метод анализа и его особенности.

Метод – это путь исследования явлений, методом анализа является комплексное изучение, измерение и обобщение факторов, влияющих на изменение экономических показателей.

Особенности:

- фактические пок-ли деят-ти предприятия оцениваются по равнению с базовыми данными;

- при анализе сначала изучаются итоговые показатели, а затем они детализируются по месту и времени их возникновения;

- при анализе устанавливается всесторонние причинные связи между экономическими показателями и определяется влияние отдельных факторов на тот или иной показатель;

- при анализе применяется комплексное изучение данных бухгалтерской, статистической и оперативной деят-ти.

 

3. Приемы экономического анализа.

Различают :логические, математические и эвристические приемы.

Эвристические приемы – в их основе лежит наука о творческом мышлении, позволяющая выработать абсолютно новое решение. Здесь используется прием аналогий, прием контрольных вопросов.

Математические – позволяют системно представить хозяйственный объект и имитировать его поведение в меняющихся условиях рынка. Здесь применяется дисперсный анализ, корреляционный метод и массовое обслуживание.

Логические приемы – отличаются относительной простотой и основываются на сравнительной оценке показателей.

 

4. Характеристика традиционных (логических) приемов экономического анализа.

Логические приемы – отличаются относительной простотой и основывается на сравнительной оценке показателей. В процессе анализа используются следующие технические приемы:

- сравнение;

- расчленение совокупного показателя;

- группировка факторов;

- изменение влияния факторов.

Сравнение – фактические данные сравниваются с планом, с данными предыдущих периодов, определяются тенденции изменения показателя за ряд лет, с данными других предприятий и банков.

Расчленение совокупного пок-ля: применяются тогда, когда необходимо дать не только общую оценку показателя, но и проанализировать его составные элементы.

Группировка факторов – позволяет изучить то или иные экономические явления в их взаимосвязи и выявить влияние наиболее существенных факторов на изучаемый показатель.

Измерение влияния факторов – 1)цепная подстановка

2) способ разниц

3)балансовый.

 

5. Измерение влияния факторов – основной прием анализа.

Измерение влияния факторов производится следующими способами: 1) Цепной подстановки; 2) Способ «разниц»;

3) Балансовый.

Способ цепной подстановки состоит в том, что постепенно, как бы по цепи базовые показатели заменяются фактическими.

Способ разниц - в основу расчета берется разница между фактическими и базовыми показателями.

Балансовый способ – сущность его состоит в том, что источники ср-в сравниваются с размещением ср-в.

 

Классификация видов экономического анализа.

1) по периодичности проведения:

ежедневный;

декадный;

квартальный; еженедельный; ежемесячный; годовой.

2) по степени охвата: сплошной и выборочный.

3) по кругу изучаемых вопросов:

полный и тематический.

4) по субъектам: внешний (аудиторы, налоговики); и внутренний (сами проводят).

5) по времени проведения:

предварительный (до совершения хоз операций) и оперативный(изучение текущей работы банка с целью проверки соблюдения экономических нормативов), ретроспективный(оценка эффективности деятельности банка за анализируемый период) и перспективный(прогнозирование результатов на предстоящий период, определение дальнейших направлений развития).

6) по объектам исследования: функциональный и структурный, операционно-стоимостный и народно-хозяйственный.

 

7. Информационная база экономического анализа.

Экономическая информация – это совокупность сведений, характеризующих экономическую сторону деят-ти.

Качественным критерием информации является: полнота, достоверность, практическая значимость, которая в свою очередь включает такие принципы как актуальность, целенаправленность и оперативность.

Источники анализа:

- базовые (бизнес план, хоздоговоры, данные предыдущих периодов.

- Учетные (данные отчетности, данные текущего учета, первичные документы).

- Внеучетные (материалы ревизий, переписка с поставщиком, беседа с работниками).

 

Этапы чтения баланса.

 

9. Приемы анализа баланса.

Существуют 3 приема анализа баланса:

- вертикальный – заключается в исследовании структуры баланса, его разделов и статей. Представляется он в виде относительных величин. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи в их общей ст-ти.

- горизонтальный – это анализ изменения статей баланса за анализируемый период. Предусматривает дополнение абсолютных показателей показателями темпов роста.

- трендовый – (анализ коэффициентов) – предусматривает расчет разнообразных коэффициентов, характеризующих рентабельность, кредитоспособность, ликвидность, финансовую устойчивость.

 

10. Анализ ассортимента выпускаемой продукции предприятия.

Выполнение плана по ассортименту означает выпустить изделие по заданной номенклатуре.

Оценка выполнения плана по ассортименту определяется как коэффициент ассортимента:

Отношение ст-ти фактически выпущенной продукции в пред плана к ст-ти планового выпуска продукции.

Этот способ применяется на тех предприятиях, где номенклатура выпуска продукции невелика.

Причины недовыполнения плана по изделиям:

1. Внешние (конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции);

2. Внутренние (недостатки в организации производства, низкое технологическое состояние парка оборудования, потеря рабочего времени, аварии).

 

Анализ прибыли клиента КО.

Основным финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль или убыток. Основное назначение Прибыли – это отражать эффективность хозяйственной деятельности предприятия.

От ее величины зависит обшее финансовое положение предприятия.

Выполнение обязательств перед бюджетом, расширение производства и осуществление других мероприятий.

Задачи анализа:

1. Дать оценку изменения прибыли в динамике

2. Выявить причины изменения прибыли за отчетный период

3. Праверить правильность исчисления налога на прибыль

4. Проверить правильность распределения прибыли

5. Выявить резервы дальнейшего увеличения прибыли

Источником анализа служит форма №2

 

19.Анализ прибыли от реализации продаж. Наибольший удельный вес в составе прибыли от обычной деятельности занимает прибыль от реализации продаж.

В процессе анализа ставятся следующие задачи:

1)Дать оценку изменения прибыли за отчетный год

2)Выявить причины изменения прибыли

Факторы, влияющие на изменение прибыли:

1.изменение объема реализации = прибыль от реализации по базе* % роста или снижения объема реализации/ % роста или снижения объема реализации.

(Фактическая выручка то реализации продукции базовая оценка/ выручка от реализации * 100%)

2. изменение структуры реализованной продукции = фактическая прибыль от реализации в базовой оценке – прибыль от реализации по базе – изменение объема реализации

3. изменение цены реализации.

Выручка от реализации по отчету – выручка от реализации фактическая в базовой оценке

4. изменение полной себестоимости. Фактическая себестоимость реализованной продукции.

Подготовка баланса клиента КО к анализу на ликвидность.

Анализ пассивов КО

 

Анализ активных операций КО

 

35. Группировка активов по степени риска.

Для оценки состояния активов осуществляется их группировка с учетом степени риска вложений и возможного их обесценения. В соответствии с инструкцией БР от 01.10.97 №1 «О порядке регулирования деят-ти КО». Все активы подразделяются на 5 групп, с учетом степени риска кроме кассы, где К-т риска - 2%.

2 и 3 группы включают активы с минимальным риском, к-т риска 10 и 20%.

4 и 5 группы – активы с повышенным риском.

Ар = ∑i Ai Ki.

36.Порядок расчета основного капитала банка в соответствии с положением БР № 215-П от 10.02.03. “О методике расчета собственных средств (капитала) КО”

 

37. Порядок расчета дополнительного капитала банка в соответствии с положением БР № 215-П от 10.02.03. “О методике расчета собственных средств (капитала) КО”

 

38. Порядок определения суммы капитала КО в соответствии с положением БР № 215-П от 10.02.03. “О методике расчета собственных средств (капитала) КО”

 

39. Анализ норматива достаточности капитала кредитной организации.

По степени ликвидности активы подразделяются на 3 группы:

- высоколиквидные активы;

- «инкассовые» ликвидные активы;

- неликвидные активы.

Ликвидность баланса – способность банка выполнять свои обязательства в установленный срок. Необходимый уровень ликвидности может быть обеспечен путем распределения активов и пассивов.

В процессе анализа целесообразно рассматривать вопрос о соответствии сроком депозитов и сроков размещения ср-в в активных операциях.

Ср-ва, которые привлекают КБ в качестве краткосрочных депозитов, могут в определенных экономических границах использоваться не только для выдачи краткосрочных, но и долгосрочных ссуд.

 

40. Анализ ликвидности баланса К/О в соответствии с письмом БР №139-Т.

Анализ ликвидности банка начинается с оценки сбалансированности активов и пассивов по срокам. Результатом сопоставления суммы активов и пассивов является избыток или дефицит д/с во временном интервале. Показатель излишка определяется нарастающим итогом как разница между общей суммой активов и обязательств, при этом положительная разница означает, что банк может выполнить свои обязательства, отрицательная – дефицит ликвидности.

При анализе необходимо определить к-т избытка или дефицита ликвидности, которая определяется нарастающим итогом как отношение величины избытка к общей сумме обязательств.

 

41. Анализ нормативов ликвидности кредитной организации.

Нормативы ликвидности: Н2 норматив мгновенной ликвидности (мin 15%)=Отношение Л/А мгновенных к обязательствам до востребования и * 100%.

Н3 норматив текущей ликвидности (min 50%) отношение Л/А текущ к обязательствам текущим (до востреб + 30 дней) * 100%.

Н4 норматив долгосрочной ликвидности (max 120%) отношение кредитов долгосрочных к К + ОД (свыше года) * 100%.

Н5 норматив общей ликвидности (min 20%) отношение Л/А текущих к Активам минус ОР * 100%.

Задачи анализа:

- дать оценку выполнения нормативов ликвидности;

- дать оценку изменения нормативов лик-ти в динамике;

- выявить причины изменения нормативов лик-ти;

- выявить резервы.

 

Анализ операций КО с ц/б

На ряду с кредитным портфелем банк в процессе размещения ср-в формирует портфель фин инвестиций, в состав кот включается портфель ц/б и портфель векселей. Портфель включает:

1.Вложения в гос долговые обязательства.

2.В негос долговые обязательства

3.Вложение в акции АО и предприятий.

Портфель векселей:

1.Векселя органов фед власти, субъектов РФ.

2.Банковские векселя.

К операциям банка с ц/б относятся6

-выпуск; хранение; покупка и продажа; управление по поручению клиентов; консультация.

При анализе необходимо изучить источники приобретения ц/б: Собственные и привлеченные ср-ва; за счет ср-в клиента; за счет прибыли.

Достаточность созданного резерва = отношение резерва на возможное обесценение ц/б к общей сумме ц/б под который создается резерв *100%.

Важным источником доходов банка явл доходы полученные от операций с ц/б. Размер дохода зависит от размера и структуры портфеля инвестиций, а так же от доходности каждого вида ц/б.

Показатели:

-доходность от операций с ц/б = отношение дохода от операций с ц/б к вложениям в ц/б * 100%.

-доходность по ссудным операциям = отношение дохода от выданных ссуд к кредитным вложениям * 100%.

-рентабельность по инвестиционному консультированию = отношение прибыли от инвестиционных консультаций к объему операций по договорам по инвестиционному консультированию * 100%

 

Анализ валютных операций КО

 

Анализ доходов КО.

Анализ финансовых результатов начинается с анализа доходов банка.

Дохода – все денежные поступления в банк.

Доходы делятся на процентные (начисленные и полученные) и не процентные (от инвестиционной деятельности).

Анализ доходов банка начинается с оценки изменения по составу и структуре в целом, в т.ч. по каждой группе отдельно. Ритмичный рост поступления доходов свидетельствует о нормальной деятельности банка.

 

Анализ прибыли КО.

Прибыль банка – это финансовый результат виде превышения доходов над расходами.

Анализ прибыли начинается с оценки общей доходности б/о, выявления причин изменения, а также изучением факторов, влияющих на прибыль.

Прибыль зависит от:доходов, расходов, налогов.

С поставлением темпов роста этих факторов позволяет оценить какой из них оказывает позитивное влияние на прибыль.

При оценке ежегодного прироста прибыли банка необходимо исходить из того, что он не должен быть ниже темпов инфляции, иначе реальные доходы будут сокращаться и произойдет обесценение банковского капитала. Поэтому величину прибыли при анализе необходимо корректировать с учетом инфляции.

Анализ расходов КО.

Расходы – это все затраты, связанные с проведением операций банка с обеспечением функциональной деятельностью банка и прочие расхолы.

Расходы делятся на процентные (начисленные и полученные) и не процентные.

При анализе необходимо определить структуру расходов их изменение по составу и структуре за анализируемый период.

Метод анализа и его особенности.

Метод – это путь исследования явлений, методом анализа является комплексное изучение, измерение и обобщение факторов, влияющих на изменение экономических показателей.

Особенности:

- фактические пок-ли деят-ти предприятия оцениваются по равнению с базовыми данными;

- при анализе сначала изучаются итоговые показатели, а затем они детализируются по месту и времени их возникновения;

- при анализе устанавливается всесторонние причинные связи между экономическими показателями и определяется влияние отдельных факторов на тот или иной показатель;

- при анализе применяется комплексное изучение данных бухгалтерской, статистической и оперативной деят-ти.

 

3. Приемы экономического анализа.

Различают :логические, математические и эвристические приемы.

Эвристические приемы – в их основе лежит наука о творческом мышлении, позволяющая выработать абсолютно новое решение. Здесь используется прием аналогий, прием контрольных вопросов.

Математические – позволяют системно представить хозяйственный объект и имитировать его поведение в меняющихся условиях рынка. Здесь применяется дисперсный анализ, корреляционный метод и массовое обслуживание.

Логические приемы – отличаются относительной простотой и основываются на сравнительной оценке показателей.

 

4. Характеристика традиционных (логических) приемов экономического анализа.

Логические приемы – отличаются относительной простотой и основывается на сравнительной оценке показателей. В процессе анализа используются следующие технические приемы:

- сравнение;

- расчленение совокупного показателя;

- группировка факторов;

- изменение влияния факторов.

Сравнение – фактические данные сравниваются с планом, с данными предыдущих периодов, определяются тенденции изменения показателя за ряд лет, с данными других предприятий и банков.

Расчленение совокупного пок-ля: применяются тогда, когда необходимо дать не только общую оценку показателя, но и проанализировать его составные элементы.

Группировка факторов – позволяет изучить то или иные экономические явления в их взаимосвязи и выявить влияние наиболее существенных факторов на изучаемый показатель.

Измерение влияния факторов – 1)цепная подстановка

2) способ разниц

3)балансовый.

 

5. Измерение влияния факторов – основной прием анализа.

Измерение влияния факторов производится следующими способами: 1) Цепной подстановки; 2) Способ «разниц»;

3) Балансовый.

Способ цепной подстановки состоит в том, что постепенно, как бы по цепи базовые показатели заменяются фактическими.

Способ разниц - в основу расчета берется разница между фактическими и базовыми показателями.

Балансовый способ – сущность его состоит в том, что источники ср-в сравниваются с размещением ср-в.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 164.