Рынок – это всё организационное производство, юридические, материальные механизмы и институты, обеспечивающие обмен товарами, всё, что соединяет продавца и покупателя в их стремлении к увеличению своего богатства.
1) Общественное разделение труда;
2) Экономическая обособленность производителей;
3) Свободный обмен ресурсами;
Функции рынка:
1) Информационная – через постоянно меняющиеся цены процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве ассортимента и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынке;
2) Посредническая – рынок определяет на сколько взаимовыгодна является та или иная технология и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства;
3) Ценообразующая – устанавливает подвижную взаимосвязь между стоимостью и ценой;
4) Регулирующая – даёт ответ на вопросы: Что? Как? Для кого?
5) Санирующая – очищает с помощью конкуренции общественное производство от нежизнеспособных хозяйственных единиц, даёт развитие более предприимчивым и эффективным.
Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства.
Основным субъектом рыночного хозяйства принято делить на 4 группы:
1) домашнее хозяйство;
2) предприятие;
3) банки;
4) государства;
1. Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц которая:
a) обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала;
b) самостоятельно принимаемое решение;
c) является собственником какого либо фактора производства;
d) стремится максимально удовлетворить своих потребителей;
2. Предприятие – это экономическая единица, которая:
a) использует факторы производства для изготовления продукции с целью её продажи;
b) стремится к максимизации прибыли;
c) самостоятельно принимает решения;
3. Банк – это самостоятельное кредитное учереждение, регулирующее денежные массы необходимые для нормального функционирования рынка.
4. Государство – представлено правительственными учреждениями, осуществляющее юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Объектами рыночного хозяйства являются: товары и услуги, факторы производства, деньги, налоги, кредит, дотации, льготы, ценные бумаги и др.
Рынок – это система экономических отношений, складывающаяся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств.
Сущность потребностей и их классификация.
Потребность – это наука в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.
Потребности можно разделить на первичные и вторичные. Первичные или низшие потребности – это потребности в еде, питье, одежде и т.д. Вторичные или высшие потребности – это духовные потребности, к ним относятся потребности образования, культуре, спорте и т.д. Потребности могут быть первой необходимости и потр. в предметах роскоши. Потребности безграничны. Научно-технический прогресс стимулирует новые потребности людей и общества в целом.
Пусть потребитель выбирает товар один в кол-ве q1 и товар два в количестве q2. (q1, q2) образует потребительскую корзину. Каждый продукт удовлетворяет ту или иную потребность, т.е. обладает определенной полезностью. Существует кардиналистическая и ординалистическая концепции потребительского поведения. Кардиналис. конц. - измеряет полезность блага определенным числом. Ординалис. концеп. – основывается на предпочтениях потребителей при этом применяется ранжирование полезности благ. Блага, имеющие первые, вторые и т.д. номера, обладают большей полезностью.
Для оценки полезности благ применяется величина “ютила” – она представлена числом, с которым можно совершать любые арифметические действия. Оценивая полезность тех или иных благ потребитель ограничен в своём выборе целым рядом факторов:
1) доходы;
2) цена;
3) воспитание;
4) законы; и др. факторы.
Различают общую полезность и предельную полезность. Общая полезность обозначается TV – это сумма полезностей всех благ, имеющихся у потребителя. Предельная полезность обозначается MV (маргинальная полезность) – это приращение общей полезности при увеличение благ на одну единицу.
Предельная норма замещения.
Потребительские предпочтения являются нормальными если они отвечают 3 гипотезам:
1) гипотеза ненасыщенности – возрастают функции полезности при одновременном возрастание q1, q2;
2) потребитель способен сделать выбор;
3) потребительские предпочтения транзитивны – имеется 3 блага:
благо1 (предпочтительней) благо2 благо3
1>2 2>3 1>3
Считаем, что функция полезности для нормальных потребительских предпочтений имеет вид V = q1*q2 = 120
Яблоки 1 2 3 4
Конфеты 120 60 40 30
Пред.норм. 60 20 10
зам.
Предельная норма замещения (ПНЗ) – называется отношение….
ПНЗ = -q2/q1 ПНЗ – убывает
ПНЗ – показывает сколько единиц товара 2 мы согласны уступить для увеличения товара 1 на единицу. Потребитель всякий раз дополнительно получает одно яблоко, но количество конфет, которые он при этом теряет, всё время уменьшается, в этом случае говорят об уменьшающейся предельной норме замещения.
Это объясняется тем что чем больше яблок уже имеется у потребителя, тем меньшем количеством всё более дефицитных конфет он готов пожертвовать, чтобы получить дополнительное яблоко.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 210.