1. Инноваторы (innovators). Доминантная черта характера – изобретательство и рационализаторство. Их доля среди всего персонала организаций – около 2,5%.
2. Работники, очень быстро воспринимающие инновации (ранние реципиенты, earle recipients). Доминантная черта характера – интуитивная настройка на новшества. Охотно выступают в роли местных авторитетов. Их доля в организациях – 13%.
3. Работники с быстрой восприимчивостью расположены к инновациям, когда оказываются в роли руководителей. Следуют за работниками с быстрой адаптацией. Доминантная черта их характера – рассудительность. Их доля в организациях – 34%.
4. Работники, медленно воспринимающие инновации, принимают инновации лишь под давлением мнения большинства. Доминантная черта их характера – скептицизм. Их доля в организациях – 34%.
5. Работники с очень медленной восприимчивостью не согласны с реализацией любой инновации. Доминантная черта характера – консерватизм. Воспринимают инновацию лишь тогда, когда она становится традицией. Их доля в организациях – 16%.
Существуют два вида моделей коммерциализации новых технологий: линейная и нелинейная инновационные модели, представленные на рисунках 32, 33.
Рисунок 32 - Линейная инновационная модель
Рисунок 33 - Нелинейная инновационная модель
Инновационная стратегия представляет собой разрабатываемый руководством промышленной организации комплекс действий и мер по разработке инновационных идей и концепций при осуществлении инновационно-инвестиционной деятельности в рамках реализации инновационно-инвестиционных проектов в соответствии с целями и задачами данной организации с привлечением инвестиционных ресурсов из внутренней и внешней сред данной промышленной организации. Классификация инновационных стратегий представлена на рисунке 34.
Рисунок 34 - Классификация инновационных стратегий
Выбор инновационной стратегии во многом определяется национальной инновационной системой (таблица 19).
Национальная инновационная система(НИС)– это совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ (мелкие и крупные компании, университеты, гослаборатории, технопарки и инкубаторы).
Другая, не менее важная часть НИС – это комплексы институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие научных и предпринимательских структур и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности.
Состав компонентов национальной инновационной системы развитых стран:
1) взаимоотношения между производителями и потребителями новых знаний и технологий в пределах одного государства;
2) сеть институциональных структур в государственном и частном секторах экономики, активность и взаимодействие которых инициирует, создает, модифицирует и способствует распространению новых технологий; эти институты включают не только организации, отвечающие за проведение исследований, но и способ действий, с помощью которого управляются имеющиеся ресурсы как на уровне предприятий, так и на национальном уровне;
3) государственная научная и технологическая политика, ее возможности и ограничения в современных национальных инновационных системах стран с разным уровнем развития, высокая степень неопределенности выбора перспективных прикладных направлений делают неэффективным централизованное управление и планирование; напротив, механизм свободного рынка лучше, чем административное планирование, обеспечивает многочисленные источники инициативы, конкуренцию и перераспределение ресурсов.
Национальные особенности инновационной системы:
- большая или меньшая роль государства (частного сектора) в выполнении этих функций;
- относительное значение крупного и малого бизнеса;
- соотношение фундаментальных и прикладных исследований и разработок;
- динамика развития и отраслевая структура инновационной деятельности.
Таблица 19 – Типы национальных инновационных систем
Выделяют следующие типы инновационного поведения организации: авторитаризм; неформальность; технократичность.
Новые правила инновационного поведения предприятий - ориентация руководителей на обеспечение конкурентоспособности предприятия.
Субъекты инновационного развития:
- инновационно-технологические центры;
- инновационно-промышленные комплексы;
- малые инновационные фирмы;
- высокотехнологические предприятия;
- научные учреждения;
- университеты и др. вузы.
Основные особенности инновационных преобразований в условиях экономики знаний:
- возникновение рыночно-сетевой инновационной системы (рыночно-сетевая инновационная система – это институционализированная совокупность мотивов, правил, стратегий деятельности, направленных на развитие инноваций);
- сетевая система МПС;
- сетевые структуры организаций;
- смешанно-сетевая инновационная система:
- сеть МПС деятельности и партнерских (паритетных) взаимодействий частных, совместных и государственных организаций.
Виды организаций, осуществляющих инновационную деятельность:
1. ФПГ;
2. Корпоративные сети (интеграция крупных и малых фирм);
3. ИТЦ;
4. Федеральные центры науки и технологий (ФЦНТ);
5. Научные учреждения, университеты.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 211.