Тема: Государственное регулирование экономики: сущность, цели и инструменты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Понятие, цели, объекты и субъекты ГРЭ

2. Функции государства в экономике

3. Методы государственного экономического регулирования

1. Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулирова­нию рыночной экономики развитых стран:

1) кейнсианская школа (теория государ­ственного регулирования хозяйственного механизма);

2) синтез неокейнсианских, подчас консервативных, доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества.

В условиях рынка государственное регулирование экономики (ГРЭ) представля­ет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего ха­рактера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющим­ся условиям хозяйствования.

Субъектами ГРЭ выступают центральные, региональные, муни­ципальные или коммунальные органы управления.

2. Экономические функции современного государства многообразны и сложны. Можно выделить основополагающие группы выполняемых государством эконо­мических функций:

• обеспечение поддержки функционирования рыночной системы и создания конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное зако­нодательство;

• перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения ресур­сов с целью изменения структуры национального продукта, стабилизации экономики посредством контроля над уровнем занятости и инфляции;

• ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма;

• достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ в миро­вой экономике.

Эти функции государства осуществляются посредством раз­вития способности фирм конкурировать в новых и традиционно сложивших­ся отраслях на мировом рынке.

3.Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.

Правовое регулирование состоит в установлении государством правил «эконо­мической игры» для фирм-производителей и потребителей. Система законодатель­ных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудо­вых отношений профсоюзов и работодателей и др.

Административное регулирование включают в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т. д. С помощью систе­мы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной став­кой, валютным курсом.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных свя­зей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование фак­торов экономического роста.

Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и соци­альных целей.

Денежно-кредитная политика предполагает использование метода косвенно­го воздействия национального банка на элементы рыночного механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения.

Тема: Экономический рост

1. Понятие, показатели и факторы экономического роста

2. Типы экономического роста

3. Модели экономического роста

Экономический рост – это прогрессивные изменения в экономике страны, выражающиеся в увеличении способности национального хозяйства производить продукт, удовлетворяющий потребности людей.

Факторы экономического роста можно классифицировать следующим образом:

ü по степени опосредованного воздействия на экономический рост – прямые и косвенные;

ü по воздействию на определенные стороны национального рынка - факторы спроса и факторы предложения;

ü по источникам экономического роста – внутренние и внешние;

ü по влиянию на производительность труда и капитала – интенсивные и экстенсивные.

К прямым факторам, непосредственно воздействующим на экономику, относятся:

- объем и качество сырьевых, энергетических и природных ресурсов;

- численность населения, в том числе экономически активного, уровень его образования и профессиональной подготовки;

- объемы основного капитала и уровень его использования;

- НТП и степень его воздействия на экономику.

Косвенными называют институциональные, культурные, политические и психологические факторы экономического роста, которые могут стимулировать или тормозить экономический рост. Их вклад в экономический рост практически не поддается количественной оценке, но их значимость в развитии экономики постоянно возрастает.

2.В зависимости от того, какая группа факторов играет доминирующую роль в экономике, различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста.

Повышение темпов роста национального производства за счет наращивания физических факторов производства характеризует экстенсивный экономический рост (в переводе с латинского – «расширяющийся»). Экстенсивный рост производства - самый простой и исторически первый путь расширенного воспроизводства. Ему свойственен технический застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом. Экстенсивное расширение производства предполагает наличие в стране достаточного количества трудовых и природных ресурсов, за счет которых могут увели­чиваться масштабы экономики. В результате экономический рост в возрастающей степени начинает носить затратный характер. Более сложный тип экономического роста интенсивный (в переводе с французского – «напряжение»). Он характеризуется совершенствованием применяемых факторов производства на основе НПТ и оптимального их размещения, изменением их качественных параметров.Его основной критерий – рост средней производительности труда в обществе или превышение темпов роста объемов производства над ростом численности занятых.

3.В настоящее время можно выделить три основных направ­ления моделирования экономического роста - кейнсианские, не­оклассические и историко-социологические; модели.

Кейнсианские модели основаны на главенствующей роли спроса в обеспечении макроэкономического равновесия. Ре­шающий элемент спроса - инвестиции, которые посредством мультипликатора увеличивают прибыль.

Неоклассические модели экономического роста учитывают не один, а два производственных фактора и предполагают их взаимозаменяемость. Рост BHП становится возможным за счет различных комбинаций производственных факторов. Среди аналитических инструментов неоклассических моделей главное место принадлежит производственной функции Кобба-Дугласа.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Тема «Введение в экономическую теорию».

Формы проведения и используемые методы: тестирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет экономической теории

2. Методы экономической теории

3. Функции экономической теории

Список рекомендуемой литературы:

1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;

2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;

3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.

 

Занятие 2. Тема «Основы общественного производства».

Формы проведения и используемые методы: тестирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Потребности и экономическая деятельность человека

2. Экономические ресурсы и факторы производства

3. Структура общественного производства

Список рекомендуемой литературы:

1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;

2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;

3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.

Занятие 3. Тема «Отношения собственности и их роль в экономике».

Формы проведения и используемые методы: тестирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Экономическое и правовое содержание собственности

2. Формы собственности

3. Экономическая теория прав собственности

Список рекомендуемой литературы:

1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;

2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;

3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.

 

Занятие 4. Тема «Формы общественного хозяйства».

Формы проведения и используемые методы: тестирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Товарное и натуральное хозяйство

2. Понятие и свойства товара

3. Возникновение и сущность денег

Список рекомендуемой литературы:

1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;

2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;

3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.

 

Занятие 5. Тема «Характеристика рыночного хозяйства».

Формы проведения и используемые методы: тестирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность рынка

2. Структура и инфраструктура рынка

3. Функции рынка

4. Преимущества и недостатки рыночной экономики

Список рекомендуемой литературы:

1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;

2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;

3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.

 

Занятие 6. Тема «Теория спроса и предложения».

Формы проведения и используемые методы: тестирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Спрос: понятие, факторы и закон спроса

2. Предложение: понятие, факторы и закон предложения

3. Взаимодействие спроса и предложения

4. Эластичность спроса и предложения

Список рекомендуемой литературы:

1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева,, 2007;

2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;

3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.

 

Занятие 7. Тема «Теория капитала и предпринимательской деятельности».

Формы проведения и используемые методы: тестирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Социально-экономическая сущность предпринимательства

2. Виды и формы предпринимательской деятельности

3. Кругооборот и оборот капитала

4. Основной и оборотный капитал

5. Физический и моральный износ. Амортизация

Список рекомендуемой литературы:

1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;

2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;

3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.

 

Занятие 8. Тема «Издержки и доход предприятия (фирмы)».

Формы проведения и используемые методы: тестирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и виды издержек

2. Понятие дохода и прибыли

Список рекомендуемой литературы:

1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;

2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;

3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.

 

Занятие 9. Тема «Рынки факторов производства и формирование факторных доходов».

Формы проведения и используемые методы: тестирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность и особенности рынка факторов производства

2. Спрос на факторы производства

3. Предложение и доходность факторов производства

4. Равновесие на рынке факторов производства

5. Ценообразование на факторы производства и формирование факторных доходов

Список рекомендуемой литературы:

1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;

2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;

3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.

 

Занятие 10. Тема «Национальная экономика как система».

Формы проведения и используемые методы: тестирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Национальная экономика: понятие, цели и результаты

2. СНС и макроэкономические показатели

Список рекомендуемой литературы:

1. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;

2. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006;

3. Экономическая теория / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.

 

Занятие 11. Тема «Теория макроэкономического равновесия».

Формы проведения и используемые методы: тестирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Равновесное функционирование национальной экономики

2. Макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»

Список рекомендуемой литературы:

1. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;

2. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006;

3. Экономическая теория / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.

 

Занятие 12. Тема «Цикличность экономического развития».

Формы проведения и используемые методы: тестирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Экономический цикл и его разновидности

2. Фазы цикла и динамика макроэкономических показателей

Список рекомендуемой литературы:

1. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;

2. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006;

3. Экономическая теория / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.

 

Занятие 13. Тема «Безработица и инфляция как проявления экономической нестабильности».

Формы проведения и используемые методы: тестирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и причины безработицы

2. Последствия безработицы

3. Сущность, причины и виды инфляции

4. Последствия инфляции. Антиинфляционная политика

5. Взаимосвязь инфляции и безработицы

Список рекомендуемой литературы:

1. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;

2. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006;

3. Экономическая теория / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.

 

Занятие 14. Тема «Государственное регулирование экономики: сущность, цели и инструменты».

Формы проведения и используемые методы: тестирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие, цели, объекты и субъекты ГРЭ

2. Функции государства в экономике

3. Методы государственного экономического регулирования

Список рекомендуемой литературы:

1. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;

2. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006;

3. Экономическая теория / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.

 

Занятие 15. Тема «Экономический рост».

Формы проведения и используемые методы: тестирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие, показатели и факторы экономического роста

2. Типы экономического роста

3. Модели экономического роста

Список рекомендуемой литературы:

1. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;

2. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006;

3. Экономическая теория / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.

 

МАТЕРИАЛЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К СРС

СРС 1. Тема: «Курсовая работа». Выбрать тему по курсовой работе.

Цель и задачи: выбрать тему курсовой работы.

План выполнения СРС 1: 1) самостоятельный выбор темы после ознакомления со списком предложенных тем; 2) предоставление и согласование выбранной темы с руководителем курсовой работы.

Рекомендуемая литература: Орлова Ю. С., Терёхин А. Н. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория». - http://is.nkzu.edu/elibrary/.

Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: 1) Тема предоставляется на СРСП 1 в форме записи темы на листе А4, с указанием Ф.И.О. студента, группы; 2) после закрепления за студентом темы курсовой работы изменение темы не допускается.

Форма контроля: проверка руководителем работы соответствия названия темы предложенному списку.

Материалы самоконтроля: список предлагаемых к выполнению курсовой работы тем:

Тематика курсовых работ:

1. Необходимость разработки новой научной парадигмы в экономической теории в конце XX - начале XXI в. в

2. Основные подходы к периодизации развития общества: формационный и цивилизационный

3. Понятие экономических ресурсов в современной экономической теории.

4. Факторы производства: способ соединения и взаимосвязь

5. Воспроизводство природных ресурсов и эффективность их использования.

6. Экономический аспект экологических проблем.

7. Основные концепции общественного воспроизводства.

8. Цикличность общественного воспроизводства

9. Экономический рост: типы и факторы.

10. Основные типы общественного хозяйства.

11. Исторические модели товарного хозяйства.

12. Кочевничество: его роль и место в развитии казахского общества.

13. Азиатский способ производства, его особенности и месте в современном мире.

14. Развитие товарно-денежных отношений в условиях феодального способа производства.

15. Проблема первоначального накопления капитала и ее решение в разных странах.

16. Особенности трансформации капитализма в постиндустриальную эпоху.

17. Смешанная экономика: ее сущность, типы и реальные возможности.

18. Рынок: сущность, структура, механизм формирования в постсоциалистической экономике.

19. Закономерности и особенности становления современного рынка в Казахстане.

20. Рынок труда: особенности и проблемы формирования в РК.

21. Проблемы становления рыночной инфраструктуры в РК.

22. Формирование и развитие фондовых бирж в Казахстане.

23. Товарные биржи: сущность и тенденции развития.

24. Формирование казахстанского рынка ценных бумаг.

25. Экономические законы: их объективный характер и механизм использования.

26. Законы спроса и предложения

27. Теория предельной полезности.

28. Возникновение и сущность денег

29. Проблемы становления и укрепления национальной валюты в РК.

30. Структура кредитной системы Казахстана и роль банков в стабилизации экономики.

31. Государственный бюджет Казахстана: проблемы формирования и использования.

32. Налоговая политика Казахстана: целевая направленность и механизм функционирования.

33. Финансовая система Республики Казахстан.

34. Инфляция и антиинфляционная политика РК.

35. Доходы и их распределение в рыночной экономике.

36. Структура народного хозяйства и необходимость структурных сдвигов в экономике РК.

37. Инвестиционная политика Республики Казахстан.

38. Демонополизация и антимонопольная политика в Казахстане.

39. Роль государства при переходе к рыночной экономике.

40. Негосударственный сектор и экономической системе Казахстана.

41. Приватизация государственного лектора экономики Казахстана.

42. Сущность, формы и виды предпринимательской деятельности.

43. Развитие предпринимательской деятельности в Казахстане.

44. Приватизация сельскохозяйственного производства в Казахстане.

45. Крестьянские хозяйства, перспективы их развития.

46. Разгосударствление и приватизация собственности: формы, методы, проблемы.

47. Проблемы становления частной собственности в Республике Казахстан.

48. Акционерная форма собственности: преимущества и недостатки.

49. Проблемы формирования единого экономического пространства в рамках СНГ.

50. Опыт государственного регулирования экономических и социальных процессов в промышленно развитых странах мира.

51. Концепция социально-ориентированного рынка: причины разработки и последствия применения в различных странах.

52. Цели, этапы и результаты экономических реформ в странах Центральной и Восточной Европы

53. Проблемы реформирования экономик стран СНГ

54. Стратегия экономического развития Казахстана как суверенного государства

55. Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы становления в РК

56. Современная НТР: основные черты и главные направления

57. Причины, виды и сущность безработицы. Меры по борьбе с безработицей в РК

58. Основной и оборотный капитал. Проблемы воспроизводства основного капитала в промышленности РК

 

СРС 2. Тема: «Генезис экономической теории». Подготовить конспект на тему «Генезис экономической теории»

Цель: рассмотреть школы экономической теории:

- меркантилизм;

- маржинализм;

- классическая политическая экономия;

- неоклассическая школа экономической теории;

- кейнсианство;

- неокейнсианская школа;

- институционализм;

- неоинституционализм;

- либерализм;

- физиократизм;

- марксизм.

Задачи: необходимо выделить период существования, основную идею, заслуги школы, представителей, их труды.

План выполнения СРС 2: 1) подбор литературы; 2) подготовка конспекта.

Рекомендуемая литература:

1) Курс экономической теории / Учебник под ред. Чепурина. – М.: Кно-Рус, 2006

2) Гордиевич Т. И., Гордиевич М. З. Активный тренинг по экономической теории. – Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 1999.

Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: 1) допускается сдавать в рукописном варианте либо в виде машинописного текста (шрифт Times New Roman, размер 12, одинарный интервал между строк, абзацный отступ 1,25 см, выравнивание текста по ширине, поля: слева 2,5 см, справа 1 см, сверху и снизу по 1,5 см)[1]; 2) Оформить таблицу:

Таблица - Основные школы экономической теории

Название школы Основная идея школы Период существования Представители Труды
Физиократизм «Дары природы». Богатство создается при использовании земли XVII-XVIII вв. Ф. Кенэ, А. Тюрго Ф. Кенэ. «Экономические таблицы»

 

3) работа сдается на ПЗ1.

Форма контроля: проверка преподавателем содержания конспекта (все указанные школы должны быть отражены в конспекте, наличие заполненной таблицы).

Материалы самоконтроля: 1) Ключевые идеи представителей указанных школ.

 

СРС 3. Тема: «Курсовая работа». Составить библиографический список по теме курсовой работы

Цель и задачи: формирование библиографического списка как одного из структурных элементов курсовой работы.

План выполнения СРС 3: 1) работа с учебной литературой; 2) работа с периодической литературой; 3) работа с нормативной литературой.[2]

Рекомендуемая литература: Орлова Ю. С., Терёхин А. Н. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория». - http://is.nkzu.edu/elibrary/.

Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: 1) список предоставляется на листах формата А4 с указанием Ф.И.О. студента и группы; 2) в библиографическом списке должно быть не менее 25 источников, расположенных в алфавитном порядке; 3) список предоставляется на СРСП 2.

Форма контроля: проверка руководителем библиографического списка.

Материалы самоконтроля: нет.

 

СРС 4. Тема: «Типы экономических систем». Подготовить конспект на тему «Типы экономических систем»

Цель: уяснить, в чем состоят отличия между различными типами экономических систем.

Задачи: выучить характеристики экономических систем различных типов; заполнить таблицу:

 

Признаки Командно-административная экономика Традиционная экономика Рыночная экономика Смешанная экономика
Масштабы обобществления производства В рамках общества (государства)      
Преобладающая форма собственности Государственная      
Регулирование экономики Государственное      
Социально-экономические последствия Устойчивый товарный дефицит      
Социальные гарантии Сильная государственная социальная защита, ликвидация имущественного неравенства      

 

План выполнения СРС 4: Структура конспекта: 1) определение и характеристики традиционной экономики; 2) определение и характеристики рыночной экономики; 3) определение и характеристики командно-административной экономики; 4) определение и характеристики смешанной экономики.

Рекомендуемая литература:

1) Курс экономической теории / Учебник под ред. Чепурина. – М.: Кно-Рус, 2006;

2) Гордиевич Т. И., Гордиевич М. З. Активный тренинг по экономической теории. – Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 1999.

Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: 1) работа сдается на ПЗ 2.

Форма контроля: проверка содержания конспекта и заполненной таблицы.

Материалы самоконтроля: Вопросы:1. Что представляет собой традиционная экономика? 2. Что представляет собой рыночная экономика? 3. Определение смешанной экономики. 4. Характеристики командно-административной экономики.

 

СРС 5. Тема: «Курсовая работа». Составить план (содержание) по теме курсовой работы. План курсовой работы включает порядковые номера и наименования разделов, подразделов, приложений с указанием их обозначения и заголовков. План курсовой работы оформляется как содержание на отдельном листе. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащих 3 пункта, заключения, списка использованных источников, приложений (по необходимости). Образец оформления содержания представлен в методических указаниях по выполнению курсовой работы. План курсовой работы утверждается руководителем.

Цель и задачи: составить план (содержание) по теме курсовой работы, как одного из ключевых структурных элементов.

План выполнения СРС 5: 1) Указание наименования первой главы и её пунктов 1.1, 1.2, 1.3; 2) Указание наименования второй главы и её пунктов 2.1, 2.2, 2.3.

Рекомендуемая литература: Орлова Ю. С., Терёхин А. Н. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория». - http://is.nkzu.edu/elibrary/.

Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: 1) план курсовой работы сдается на СРСП 3; 2) план курсовой работы оформляется как содержание на отдельном листе формата А4; 3) студенту следует особое внимание уделить формулировке глав и их пунктов; 4) формулировка должна носить научных характер[3]; 5) На листе с содержанием курсовой работы должны быть указаны Ф.И.О студента и группа.

Форма контроля: проверка руководителем представленного содержания на соответствие требованиям и утверждение темы.

Материалы самоконтроля: нет.

 

СРС 6. Тема: «Разгосударствление и приватизация собственности». Подготовить конспект на тему «Разгосударствление и приватизация собственности».

Цель: определить понятие разгосударствления и приватизации, выделить основные этапы и виды приватизации в РК.

Задача: отметить проблемы и результаты проведения приватизации в Казахстане

План выполнения СРС 6: 1) написать определения терминов «разгосударствление» и «приватизация»; 2) рассмотреть этапы приватизации в Казахстане.

Рекомендуемая литература:

1) Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;

2) Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007.

Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: 1) Работа сдается на ПЗ 3.

Форма контроля: проверка содержания конспекта.

Материалы самоконтроля: 1) Экономическая и юридическая трактовка собственности; 2) Объекты и субъекты собственности; 3) Определение терминов «разгосударствление» и «приватизация»; 4) Этапы приватизации в Казахстане; 5) Какова главная цель разгосударствления? Приватизации?

 

СРС 7. Тема: «Курсовая работа». Написать введение к курсовой работе.

Цель и задачи: Написать введение к курсовой работе

План выполнения СРС 7: Во введении должны быть: 1) оценка современного состояния решаемой проблемы; 2) актуальность темы, обозначены цель, задачи, предмет, объект, методы исследования.

Рекомендуемая литература: Орлова Ю. С., Терёхин А. Н. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория». - http://is.nkzu.edu/elibrary/.

Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: 1) 2 полных страницы машинописного текста, оформленных согласно требованиям, представленным в методических указаниях по выполнению к курсовой работе. Обязательно должны быть указаны Ф. И. О. студента и группа; 2) работа предоставляется на СРСП 4.

Форма контроля: проверка руководителем материала введения на соответствие теме, указания во введении актуальности темы, обозначения цели, задачи, предмета, объекта, методов исследования.

Материалы самоконтроля: 1) Методы исследования: анализ, синтез, научная абстракция, материалистическая диалектика, индукция, дедукция, графический метод, статистический метод.

 

СРС 8. Тема: «Различные трактовки периодизации развития общества: формационный подход К. Маркса, постадийный подход У. Ростоу, Д. Белла, цивилизационный подход». Подготовить конспект по теме СРС.

Цель: рассмотреть сущность формационного, постадийного и цивилизационного подходов к развитию экономических систем.

Задача: выделить этапы, причины и критерии экономического прогресса.

План выполнения СРС 8. 1) формационный подход К. Маркса; 2) постадийный подход У. Ростоу, Д. Белла; 3) цивилизационный подход к периодизации общества.

Рекомендуемая литература:

1) Курс экономической теории / Учебник под ред. Чепурина. – М.: Кно-Рус, 2006;

2) Гордиевич Т. И., Гордиевич М. З. Активный тренинг по экономической теории. – Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 1999.

Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: работа предоставляется на ПЗ 4.

Форма контроля: проверка содержания конспекта.

Материалы самоконтроля: Вопросы: 1) Базис и надстройка в теории К. Маркса; 2) Формации в теории К. Маркса; 3) Причины смены формаций; 4) Теория У. Ростоу; 5) Теория Д. Белла.

 

СРС 9. Тема: «Курсовая работа». Подготовить пункт 1.1 курсовой работы.

Цель и задачи: Подготовить пункт 1.1 курсовой работы.

План выполнения СРС 9: 1) теоретическое рассмотрение исследуемой проблемы, в том числе ее краткий исторический обзор (включая анализ теоретических трактовок основных понятий ведущих экономистов – представителей различных школ экономической теории)

Рекомендуемая литература: Орлова Ю. С., Терёхин А. Н. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория». - http://is.nkzu.edu/elibrary/.

Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: 1) не менее 4 полных страниц машинописного текста с указанием Ф.И.О. студента и группы; 2) работа предоставляется на СРСП 5.

Форма контроля: проверка руководителем предоставленного материала.

Материалы самоконтроля: нет.

СРС 10. Тема: «Формирование рынка в РК». Подготовить конспект на тему «Формирование рынка в РК»

Цель: Выделить основные этапы перехода к рынку в РК.

Задача: Отметить проблемы и результаты рыночных преобразований в Казахстане

План выполнения СРС 10: 1) Проблемы и трудности переходного периода в Казахстане; 2) Правовое обеспечение трансформации экономики.

Рекомендуемая литература:

1) Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;

2) Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007.

Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: 1) 4 полных страницы машинописного текста; 2) работа сдается на проверку на ПЗ 5.

Форма контроля: проверка конспекта.

Материалы самоконтроля: Вопросы: 1) Понятие рынка; 2) Функции рынка; 3) Определение рыночной инфраструктуры; 4) Функции инфраструктуры рынка; 5) недостатки и преимущества рынка.

СРС 11. Тема: «Курсовая работа». Подготовить пункт 1.2 курсовой работы.

Цель и задачи: Подготовить пункт 1.2 курсовой работы.

План выполнения СРС 11: 1) теоретическое рассмотрение исследуемой проблемы, в том числе ее краткий исторический обзор (включая анализ теоретических трактовок основных понятий ведущих экономистов – представителей различных школ экономической теории)

Рекомендуемая литература: Орлова Ю. С., Терёхин А. Н. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория». - http://is.nkzu.edu/elibrary/.

Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: 1) не менее 4 полных страниц машинописного текста с указанием Ф.И.О. студента и группы; 2) работа предоставляется на СРСП 6.

Форма контроля: проверка руководителем предоставленного материала.

Материалы самоконтроля: нет.

 

СРС 12. Тема: «Парадоксы спроса». Подготовить конспект на тему «Парадоксы спроса».

Цель: Доказать, что парадоксальное, на первый взгляд, поведение цены и спроса укладывается в рамки закона спроса.

Задача: Разобраться в особенностях эффектов Веблена, Гиффена, сноба.

План выполнения СРС 12: Структура конспекта: 1) Парадокс Гиффена и его графическая интерпретация; 2) Графический подход к эффекту Веблена; 3) Эффект сноба: графический подход.

Рекомендуемая литература:

1) Курс экономической теории / Учебник под ред. Чепурина. – М.: Кно-Рус, 2006;

2) Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;

3) Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007.

Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: 1) Графический материал в конспекте должен быть выполнен аккуратно и точно; 2) работа сдается на проверку на ПЗ 6.

Форма контроля: проверка конспекта.

Материалы самоконтроля: Вопросы: 1) Закон спроса и закон предложения; 2) Эффекты дохода и замещения; 3) Факторы предложения и спроса; 4) Различие между понятиями «величина спроса» и «спрос», «величина предложения» и «предложение».

СРС 13. Тема: «Курсовая работа». Подготовить пункт 1.3 курсовой работы.

Цель и задачи: Подготовить пункт 1.3 курсовой работы.

План выполнения СРС 13: 1) теоретическое рассмот

Дата: 2016-10-02, просмотров: 179.