1. Понятие, цели, объекты и субъекты ГРЭ
2. Функции государства в экономике
3. Методы государственного экономического регулирования
1. Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики развитых стран:
1) кейнсианская школа (теория государственного регулирования хозяйственного механизма);
2) синтез неокейнсианских, подчас консервативных, доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества.
В условиях рынка государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.
Субъектами ГРЭ выступают центральные, региональные, муниципальные или коммунальные органы управления.
2. Экономические функции современного государства многообразны и сложны. Можно выделить основополагающие группы выполняемых государством экономических функций:
• обеспечение поддержки функционирования рыночной системы и создания конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодательство;
• перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта, стабилизации экономики посредством контроля над уровнем занятости и инфляции;
• ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма;
• достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике.
Эти функции государства осуществляются посредством развития способности фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся отраслях на мировом рынке.
3.Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.
Правовое регулирование состоит в установлении государством правил «экономической игры» для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.
Административное регулирование включают в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т. д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом.
Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста.
Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей.
Денежно-кредитная политика предполагает использование метода косвенного воздействия национального банка на элементы рыночного механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения.
Тема: Экономический рост
1. Понятие, показатели и факторы экономического роста
2. Типы экономического роста
3. Модели экономического роста
Экономический рост – это прогрессивные изменения в экономике страны, выражающиеся в увеличении способности национального хозяйства производить продукт, удовлетворяющий потребности людей.
Факторы экономического роста можно классифицировать следующим образом:
ü по степени опосредованного воздействия на экономический рост – прямые и косвенные;
ü по воздействию на определенные стороны национального рынка - факторы спроса и факторы предложения;
ü по источникам экономического роста – внутренние и внешние;
ü по влиянию на производительность труда и капитала – интенсивные и экстенсивные.
К прямым факторам, непосредственно воздействующим на экономику, относятся:
- объем и качество сырьевых, энергетических и природных ресурсов;
- численность населения, в том числе экономически активного, уровень его образования и профессиональной подготовки;
- объемы основного капитала и уровень его использования;
- НТП и степень его воздействия на экономику.
Косвенными называют институциональные, культурные, политические и психологические факторы экономического роста, которые могут стимулировать или тормозить экономический рост. Их вклад в экономический рост практически не поддается количественной оценке, но их значимость в развитии экономики постоянно возрастает.
2.В зависимости от того, какая группа факторов играет доминирующую роль в экономике, различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста.
Повышение темпов роста национального производства за счет наращивания физических факторов производства характеризует экстенсивный экономический рост (в переводе с латинского – «расширяющийся»). Экстенсивный рост производства - самый простой и исторически первый путь расширенного воспроизводства. Ему свойственен технический застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом. Экстенсивное расширение производства предполагает наличие в стране достаточного количества трудовых и природных ресурсов, за счет которых могут увеличиваться масштабы экономики. В результате экономический рост в возрастающей степени начинает носить затратный характер. Более сложный тип экономического роста интенсивный (в переводе с французского – «напряжение»). Он характеризуется совершенствованием применяемых факторов производства на основе НПТ и оптимального их размещения, изменением их качественных параметров.Его основной критерий – рост средней производительности труда в обществе или превышение темпов роста объемов производства над ростом численности занятых.
3.В настоящее время можно выделить три основных направления моделирования экономического роста - кейнсианские, неоклассические и историко-социологические; модели.
Кейнсианские модели основаны на главенствующей роли спроса в обеспечении макроэкономического равновесия. Решающий элемент спроса - инвестиции, которые посредством мультипликатора увеличивают прибыль.
Неоклассические модели экономического роста учитывают не один, а два производственных фактора и предполагают их взаимозаменяемость. Рост BHП становится возможным за счет различных комбинаций производственных факторов. Среди аналитических инструментов неоклассических моделей главное место принадлежит производственной функции Кобба-Дугласа.
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Занятие 1. Тема «Введение в экономическую теорию».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Предмет экономической теории
2. Методы экономической теории
3. Функции экономической теории
Список рекомендуемой литературы:
1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;
2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.
Занятие 2. Тема «Основы общественного производства».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Потребности и экономическая деятельность человека
2. Экономические ресурсы и факторы производства
3. Структура общественного производства
Список рекомендуемой литературы:
1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;
2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.
Занятие 3. Тема «Отношения собственности и их роль в экономике».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Экономическое и правовое содержание собственности
2. Формы собственности
3. Экономическая теория прав собственности
Список рекомендуемой литературы:
1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;
2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.
Занятие 4. Тема «Формы общественного хозяйства».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Товарное и натуральное хозяйство
2. Понятие и свойства товара
3. Возникновение и сущность денег
Список рекомендуемой литературы:
1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;
2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.
Занятие 5. Тема «Характеристика рыночного хозяйства».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность рынка
2. Структура и инфраструктура рынка
3. Функции рынка
4. Преимущества и недостатки рыночной экономики
Список рекомендуемой литературы:
1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;
2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.
Занятие 6. Тема «Теория спроса и предложения».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Спрос: понятие, факторы и закон спроса
2. Предложение: понятие, факторы и закон предложения
3. Взаимодействие спроса и предложения
4. Эластичность спроса и предложения
Список рекомендуемой литературы:
1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева,, 2007;
2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.
Занятие 7. Тема «Теория капитала и предпринимательской деятельности».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Социально-экономическая сущность предпринимательства
2. Виды и формы предпринимательской деятельности
3. Кругооборот и оборот капитала
4. Основной и оборотный капитал
5. Физический и моральный износ. Амортизация
Список рекомендуемой литературы:
1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;
2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.
Занятие 8. Тема «Издержки и доход предприятия (фирмы)».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие и виды издержек
2. Понятие дохода и прибыли
Список рекомендуемой литературы:
1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;
2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.
Занятие 9. Тема «Рынки факторов производства и формирование факторных доходов».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность и особенности рынка факторов производства
2. Спрос на факторы производства
3. Предложение и доходность факторов производства
4. Равновесие на рынке факторов производства
5. Ценообразование на факторы производства и формирование факторных доходов
Список рекомендуемой литературы:
1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;
2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.
Занятие 10. Тема «Национальная экономика как система».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Национальная экономика: понятие, цели и результаты
2. СНС и макроэкономические показатели
Список рекомендуемой литературы:
1. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
2. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006;
3. Экономическая теория / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.
Занятие 11. Тема «Теория макроэкономического равновесия».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Равновесное функционирование национальной экономики
2. Макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»
Список рекомендуемой литературы:
1. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
2. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006;
3. Экономическая теория / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.
Занятие 12. Тема «Цикличность экономического развития».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Экономический цикл и его разновидности
2. Фазы цикла и динамика макроэкономических показателей
Список рекомендуемой литературы:
1. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
2. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006;
3. Экономическая теория / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.
Занятие 13. Тема «Безработица и инфляция как проявления экономической нестабильности».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие и причины безработицы
2. Последствия безработицы
3. Сущность, причины и виды инфляции
4. Последствия инфляции. Антиинфляционная политика
5. Взаимосвязь инфляции и безработицы
Список рекомендуемой литературы:
1. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
2. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006;
3. Экономическая теория / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.
Занятие 14. Тема «Государственное регулирование экономики: сущность, цели и инструменты».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие, цели, объекты и субъекты ГРЭ
2. Функции государства в экономике
3. Методы государственного экономического регулирования
Список рекомендуемой литературы:
1. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
2. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006;
3. Экономическая теория / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.
Занятие 15. Тема «Экономический рост».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие, показатели и факторы экономического роста
2. Типы экономического роста
3. Модели экономического роста
Список рекомендуемой литературы:
1. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
2. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006;
3. Экономическая теория / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.
МАТЕРИАЛЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К СРС
СРС 1. Тема: «Курсовая работа». Выбрать тему по курсовой работе.
Цель и задачи: выбрать тему курсовой работы.
План выполнения СРС 1: 1) самостоятельный выбор темы после ознакомления со списком предложенных тем; 2) предоставление и согласование выбранной темы с руководителем курсовой работы.
Рекомендуемая литература: Орлова Ю. С., Терёхин А. Н. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория». - http://is.nkzu.edu/elibrary/.
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: 1) Тема предоставляется на СРСП 1 в форме записи темы на листе А4, с указанием Ф.И.О. студента, группы; 2) после закрепления за студентом темы курсовой работы изменение темы не допускается.
Форма контроля: проверка руководителем работы соответствия названия темы предложенному списку.
Материалы самоконтроля: список предлагаемых к выполнению курсовой работы тем:
Тематика курсовых работ:
1. Необходимость разработки новой научной парадигмы в экономической теории в конце XX - начале XXI в. в
2. Основные подходы к периодизации развития общества: формационный и цивилизационный
3. Понятие экономических ресурсов в современной экономической теории.
4. Факторы производства: способ соединения и взаимосвязь
5. Воспроизводство природных ресурсов и эффективность их использования.
6. Экономический аспект экологических проблем.
7. Основные концепции общественного воспроизводства.
8. Цикличность общественного воспроизводства
9. Экономический рост: типы и факторы.
10. Основные типы общественного хозяйства.
11. Исторические модели товарного хозяйства.
12. Кочевничество: его роль и место в развитии казахского общества.
13. Азиатский способ производства, его особенности и месте в современном мире.
14. Развитие товарно-денежных отношений в условиях феодального способа производства.
15. Проблема первоначального накопления капитала и ее решение в разных странах.
16. Особенности трансформации капитализма в постиндустриальную эпоху.
17. Смешанная экономика: ее сущность, типы и реальные возможности.
18. Рынок: сущность, структура, механизм формирования в постсоциалистической экономике.
19. Закономерности и особенности становления современного рынка в Казахстане.
20. Рынок труда: особенности и проблемы формирования в РК.
21. Проблемы становления рыночной инфраструктуры в РК.
22. Формирование и развитие фондовых бирж в Казахстане.
23. Товарные биржи: сущность и тенденции развития.
24. Формирование казахстанского рынка ценных бумаг.
25. Экономические законы: их объективный характер и механизм использования.
26. Законы спроса и предложения
27. Теория предельной полезности.
28. Возникновение и сущность денег
29. Проблемы становления и укрепления национальной валюты в РК.
30. Структура кредитной системы Казахстана и роль банков в стабилизации экономики.
31. Государственный бюджет Казахстана: проблемы формирования и использования.
32. Налоговая политика Казахстана: целевая направленность и механизм функционирования.
33. Финансовая система Республики Казахстан.
34. Инфляция и антиинфляционная политика РК.
35. Доходы и их распределение в рыночной экономике.
36. Структура народного хозяйства и необходимость структурных сдвигов в экономике РК.
37. Инвестиционная политика Республики Казахстан.
38. Демонополизация и антимонопольная политика в Казахстане.
39. Роль государства при переходе к рыночной экономике.
40. Негосударственный сектор и экономической системе Казахстана.
41. Приватизация государственного лектора экономики Казахстана.
42. Сущность, формы и виды предпринимательской деятельности.
43. Развитие предпринимательской деятельности в Казахстане.
44. Приватизация сельскохозяйственного производства в Казахстане.
45. Крестьянские хозяйства, перспективы их развития.
46. Разгосударствление и приватизация собственности: формы, методы, проблемы.
47. Проблемы становления частной собственности в Республике Казахстан.
48. Акционерная форма собственности: преимущества и недостатки.
49. Проблемы формирования единого экономического пространства в рамках СНГ.
50. Опыт государственного регулирования экономических и социальных процессов в промышленно развитых странах мира.
51. Концепция социально-ориентированного рынка: причины разработки и последствия применения в различных странах.
52. Цели, этапы и результаты экономических реформ в странах Центральной и Восточной Европы
53. Проблемы реформирования экономик стран СНГ
54. Стратегия экономического развития Казахстана как суверенного государства
55. Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы становления в РК
56. Современная НТР: основные черты и главные направления
57. Причины, виды и сущность безработицы. Меры по борьбе с безработицей в РК
58. Основной и оборотный капитал. Проблемы воспроизводства основного капитала в промышленности РК
СРС 2. Тема: «Генезис экономической теории». Подготовить конспект на тему «Генезис экономической теории»
Цель: рассмотреть школы экономической теории:
- меркантилизм;
- маржинализм;
- классическая политическая экономия;
- неоклассическая школа экономической теории;
- кейнсианство;
- неокейнсианская школа;
- институционализм;
- неоинституционализм;
- либерализм;
- физиократизм;
- марксизм.
Задачи: необходимо выделить период существования, основную идею, заслуги школы, представителей, их труды.
План выполнения СРС 2: 1) подбор литературы; 2) подготовка конспекта.
Рекомендуемая литература:
1) Курс экономической теории / Учебник под ред. Чепурина. – М.: Кно-Рус, 2006
2) Гордиевич Т. И., Гордиевич М. З. Активный тренинг по экономической теории. – Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 1999.
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: 1) допускается сдавать в рукописном варианте либо в виде машинописного текста (шрифт Times New Roman, размер 12, одинарный интервал между строк, абзацный отступ 1,25 см, выравнивание текста по ширине, поля: слева 2,5 см, справа 1 см, сверху и снизу по 1,5 см)[1]; 2) Оформить таблицу:
Таблица - Основные школы экономической теории
Название школы | Основная идея школы | Период существования | Представители | Труды |
Физиократизм | «Дары природы». Богатство создается при использовании земли | XVII-XVIII вв. | Ф. Кенэ, А. Тюрго | Ф. Кенэ. «Экономические таблицы» |
3) работа сдается на ПЗ1.
Форма контроля: проверка преподавателем содержания конспекта (все указанные школы должны быть отражены в конспекте, наличие заполненной таблицы).
Материалы самоконтроля: 1) Ключевые идеи представителей указанных школ.
СРС 3. Тема: «Курсовая работа». Составить библиографический список по теме курсовой работы
Цель и задачи: формирование библиографического списка как одного из структурных элементов курсовой работы.
План выполнения СРС 3: 1) работа с учебной литературой; 2) работа с периодической литературой; 3) работа с нормативной литературой.[2]
Рекомендуемая литература: Орлова Ю. С., Терёхин А. Н. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория». - http://is.nkzu.edu/elibrary/.
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: 1) список предоставляется на листах формата А4 с указанием Ф.И.О. студента и группы; 2) в библиографическом списке должно быть не менее 25 источников, расположенных в алфавитном порядке; 3) список предоставляется на СРСП 2.
Форма контроля: проверка руководителем библиографического списка.
Материалы самоконтроля: нет.
СРС 4. Тема: «Типы экономических систем». Подготовить конспект на тему «Типы экономических систем»
Цель: уяснить, в чем состоят отличия между различными типами экономических систем.
Задачи: выучить характеристики экономических систем различных типов; заполнить таблицу:
Признаки | Командно-административная экономика | Традиционная экономика | Рыночная экономика | Смешанная экономика |
Масштабы обобществления производства | В рамках общества (государства) | |||
Преобладающая форма собственности | Государственная | |||
Регулирование экономики | Государственное | |||
Социально-экономические последствия | Устойчивый товарный дефицит | |||
Социальные гарантии | Сильная государственная социальная защита, ликвидация имущественного неравенства |
План выполнения СРС 4: Структура конспекта: 1) определение и характеристики традиционной экономики; 2) определение и характеристики рыночной экономики; 3) определение и характеристики командно-административной экономики; 4) определение и характеристики смешанной экономики.
Рекомендуемая литература:
1) Курс экономической теории / Учебник под ред. Чепурина. – М.: Кно-Рус, 2006;
2) Гордиевич Т. И., Гордиевич М. З. Активный тренинг по экономической теории. – Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 1999.
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: 1) работа сдается на ПЗ 2.
Форма контроля: проверка содержания конспекта и заполненной таблицы.
Материалы самоконтроля: Вопросы:1. Что представляет собой традиционная экономика? 2. Что представляет собой рыночная экономика? 3. Определение смешанной экономики. 4. Характеристики командно-административной экономики.
СРС 5. Тема: «Курсовая работа». Составить план (содержание) по теме курсовой работы. План курсовой работы включает порядковые номера и наименования разделов, подразделов, приложений с указанием их обозначения и заголовков. План курсовой работы оформляется как содержание на отдельном листе. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащих 3 пункта, заключения, списка использованных источников, приложений (по необходимости). Образец оформления содержания представлен в методических указаниях по выполнению курсовой работы. План курсовой работы утверждается руководителем.
Цель и задачи: составить план (содержание) по теме курсовой работы, как одного из ключевых структурных элементов.
План выполнения СРС 5: 1) Указание наименования первой главы и её пунктов 1.1, 1.2, 1.3; 2) Указание наименования второй главы и её пунктов 2.1, 2.2, 2.3.
Рекомендуемая литература: Орлова Ю. С., Терёхин А. Н. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория». - http://is.nkzu.edu/elibrary/.
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: 1) план курсовой работы сдается на СРСП 3; 2) план курсовой работы оформляется как содержание на отдельном листе формата А4; 3) студенту следует особое внимание уделить формулировке глав и их пунктов; 4) формулировка должна носить научных характер[3]; 5) На листе с содержанием курсовой работы должны быть указаны Ф.И.О студента и группа.
Форма контроля: проверка руководителем представленного содержания на соответствие требованиям и утверждение темы.
Материалы самоконтроля: нет.
СРС 6. Тема: «Разгосударствление и приватизация собственности». Подготовить конспект на тему «Разгосударствление и приватизация собственности».
Цель: определить понятие разгосударствления и приватизации, выделить основные этапы и виды приватизации в РК.
Задача: отметить проблемы и результаты проведения приватизации в Казахстане
План выполнения СРС 6: 1) написать определения терминов «разгосударствление» и «приватизация»; 2) рассмотреть этапы приватизации в Казахстане.
Рекомендуемая литература:
1) Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;
2) Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007.
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: 1) Работа сдается на ПЗ 3.
Форма контроля: проверка содержания конспекта.
Материалы самоконтроля: 1) Экономическая и юридическая трактовка собственности; 2) Объекты и субъекты собственности; 3) Определение терминов «разгосударствление» и «приватизация»; 4) Этапы приватизации в Казахстане; 5) Какова главная цель разгосударствления? Приватизации?
СРС 7. Тема: «Курсовая работа». Написать введение к курсовой работе.
Цель и задачи: Написать введение к курсовой работе
План выполнения СРС 7: Во введении должны быть: 1) оценка современного состояния решаемой проблемы; 2) актуальность темы, обозначены цель, задачи, предмет, объект, методы исследования.
Рекомендуемая литература: Орлова Ю. С., Терёхин А. Н. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория». - http://is.nkzu.edu/elibrary/.
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: 1) 2 полных страницы машинописного текста, оформленных согласно требованиям, представленным в методических указаниях по выполнению к курсовой работе. Обязательно должны быть указаны Ф. И. О. студента и группа; 2) работа предоставляется на СРСП 4.
Форма контроля: проверка руководителем материала введения на соответствие теме, указания во введении актуальности темы, обозначения цели, задачи, предмета, объекта, методов исследования.
Материалы самоконтроля: 1) Методы исследования: анализ, синтез, научная абстракция, материалистическая диалектика, индукция, дедукция, графический метод, статистический метод.
СРС 8. Тема: «Различные трактовки периодизации развития общества: формационный подход К. Маркса, постадийный подход У. Ростоу, Д. Белла, цивилизационный подход». Подготовить конспект по теме СРС.
Цель: рассмотреть сущность формационного, постадийного и цивилизационного подходов к развитию экономических систем.
Задача: выделить этапы, причины и критерии экономического прогресса.
План выполнения СРС 8. 1) формационный подход К. Маркса; 2) постадийный подход У. Ростоу, Д. Белла; 3) цивилизационный подход к периодизации общества.
Рекомендуемая литература:
1) Курс экономической теории / Учебник под ред. Чепурина. – М.: Кно-Рус, 2006;
2) Гордиевич Т. И., Гордиевич М. З. Активный тренинг по экономической теории. – Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 1999.
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: работа предоставляется на ПЗ 4.
Форма контроля: проверка содержания конспекта.
Материалы самоконтроля: Вопросы: 1) Базис и надстройка в теории К. Маркса; 2) Формации в теории К. Маркса; 3) Причины смены формаций; 4) Теория У. Ростоу; 5) Теория Д. Белла.
СРС 9. Тема: «Курсовая работа». Подготовить пункт 1.1 курсовой работы.
Цель и задачи: Подготовить пункт 1.1 курсовой работы.
План выполнения СРС 9: 1) теоретическое рассмотрение исследуемой проблемы, в том числе ее краткий исторический обзор (включая анализ теоретических трактовок основных понятий ведущих экономистов – представителей различных школ экономической теории)
Рекомендуемая литература: Орлова Ю. С., Терёхин А. Н. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория». - http://is.nkzu.edu/elibrary/.
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: 1) не менее 4 полных страниц машинописного текста с указанием Ф.И.О. студента и группы; 2) работа предоставляется на СРСП 5.
Форма контроля: проверка руководителем предоставленного материала.
Материалы самоконтроля: нет.
СРС 10. Тема: «Формирование рынка в РК». Подготовить конспект на тему «Формирование рынка в РК»
Цель: Выделить основные этапы перехода к рынку в РК.
Задача: Отметить проблемы и результаты рыночных преобразований в Казахстане
План выполнения СРС 10: 1) Проблемы и трудности переходного периода в Казахстане; 2) Правовое обеспечение трансформации экономики.
Рекомендуемая литература:
1) Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;
2) Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007.
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: 1) 4 полных страницы машинописного текста; 2) работа сдается на проверку на ПЗ 5.
Форма контроля: проверка конспекта.
Материалы самоконтроля: Вопросы: 1) Понятие рынка; 2) Функции рынка; 3) Определение рыночной инфраструктуры; 4) Функции инфраструктуры рынка; 5) недостатки и преимущества рынка.
СРС 11. Тема: «Курсовая работа». Подготовить пункт 1.2 курсовой работы.
Цель и задачи: Подготовить пункт 1.2 курсовой работы.
План выполнения СРС 11: 1) теоретическое рассмотрение исследуемой проблемы, в том числе ее краткий исторический обзор (включая анализ теоретических трактовок основных понятий ведущих экономистов – представителей различных школ экономической теории)
Рекомендуемая литература: Орлова Ю. С., Терёхин А. Н. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория». - http://is.nkzu.edu/elibrary/.
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: 1) не менее 4 полных страниц машинописного текста с указанием Ф.И.О. студента и группы; 2) работа предоставляется на СРСП 6.
Форма контроля: проверка руководителем предоставленного материала.
Материалы самоконтроля: нет.
СРС 12. Тема: «Парадоксы спроса». Подготовить конспект на тему «Парадоксы спроса».
Цель: Доказать, что парадоксальное, на первый взгляд, поведение цены и спроса укладывается в рамки закона спроса.
Задача: Разобраться в особенностях эффектов Веблена, Гиффена, сноба.
План выполнения СРС 12: Структура конспекта: 1) Парадокс Гиффена и его графическая интерпретация; 2) Графический подход к эффекту Веблена; 3) Эффект сноба: графический подход.
Рекомендуемая литература:
1) Курс экономической теории / Учебник под ред. Чепурина. – М.: Кно-Рус, 2006;
2) Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;
3) Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007.
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: 1) Графический материал в конспекте должен быть выполнен аккуратно и точно; 2) работа сдается на проверку на ПЗ 6.
Форма контроля: проверка конспекта.
Материалы самоконтроля: Вопросы: 1) Закон спроса и закон предложения; 2) Эффекты дохода и замещения; 3) Факторы предложения и спроса; 4) Различие между понятиями «величина спроса» и «спрос», «величина предложения» и «предложение».
СРС 13. Тема: «Курсовая работа». Подготовить пункт 1.3 курсовой работы.
Цель и задачи: Подготовить пункт 1.3 курсовой работы.
План выполнения СРС 13: 1) теоретическое рассмот
Дата: 2016-10-02, просмотров: 212.