Тема: Теория спроса и предложения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Спрос: понятие, факторы и закон спроса

2. Предложение: понятие, факторы и закон предложения

3. Взаимодействие спроса и предложения

4. Эластичность спроса и предложения

1. Спрос (D – от англ. «demand») показывает количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен. То есть спрос – это платежеспособная потребность.

На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы:

1) цена данного товара (Р);

2) цены других товаров (субститутов и комплиментов) (Рs, Рc);

3) текущие доходы потребителей (V);

4) вкусы и предпочтения потребителей (Z);

5) объективные (внешние) условия потребления (N);

6) ожидания потребителей (Е).

Зависимость спроса от указанных факторов называется функцией спроса:

QD = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, V, Z, N, E),

где QD - объем спроса.

Функция спроса от цены: QD= f (P).

Зависимость между ценой и количеством покупок можно выразить графически с помощью кривой спроса. Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса есть изменение величины спроса при изменении цен (рис. 1).

 

 

 


Рис. 1 - Изменение величины спроса

Закон спроса – это обратная зависимость величины спроса от цены: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.

2. Предложение (S) – то количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время. Условия, при которых формируется объем предложения называется факторами предложения.

Факторы предложения:

1. цена данного товара (Р);

2. цены на другие товары – комплименты (РC) и субституты (РS);

3. издержки производства и уровень технологий (С);

4. налоги и субсидии (Т);

5. объективные (внешние) условия производства (N);

6. ожидания производителей (Е).

Функция предложения отражает зависимость величины «S» от факторов, его определяющих: QS = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, C, N, E, T). Функция предложения от цены: QS = f (P).

Кривая предложения – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения товаров на рынке. Закон предложения – при высоких ценах товаров предлагается больше, чем при низких. Движение вдоль кривой предложения есть изменение величины предложения при изменении цены (рис. 2). При изменении неценовых происходит сдвиг кривой предложения вправо или влево.

 
 


Рис. 2 - Изменение величины предложения

3. Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению.

Равновесная ценаe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

 
 


Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.

 

 

 
 

 

 


Pe = PD = PS – равновесная цена;

Qe=PD=PS - равновесный объем производства.

Когда величина спроса больше объема предложения возникает дефицит товаров, когда объем предложения больше объема спроса – излишек товара. Изменения в рыночном равновесии происходят вследствие изменений неценовых факторов.

4. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%.

Эластичность спроса по цене – это степень изменения спроса в ответ на изменение рыночной цены.

Эластичность спроса по цене измеряется с помощью коэффициента эластичности:

Edp=DQd%/Dр% = (DQd /Dр)×(р/Qd) – коэффициент точечной эластичности.

Edp=(DQd /Dр)×((р1 + р2)/(Qd1 + Qd2)) - коэффициент дуговой эластичности.

Qd - покупаемое количество блага;

Р – цена этого блага.

Эластичность спроса по цене будет всегда отрицательной величиной, т.к. числитель и знаменатель коэффициента эластичности имеют разные знаки, однако для экономистов важно абсолютное значение этого коэффициента, поэтому коэффициент эластичности берут по модулю -ïEdpï.

Если Edp > 1, то спрос на товар является эластичным по цене;

Если Edp < 1, то спрос на товар является неэластичным по цене;

Если Edp = 1, то эластичность спроса по цене называется единичной;

Если Edp = 0, то спрос совершенно неэластичен по цене;

Если Edp ® ¥, то спрос совершенно эластичный по цене.

На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

ü наличие товаров знаменателей, спрос на товар, имеющий близкие заменители, имеет тенденцию быть более эластичным.

ü временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. Спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем на длинном.

ü значимость товара для потребителя. Спрос на товары первой необходимости является малоэластичным.

ü удельный вес товара в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него при прочих равных условиях.

Эластичность предложения – это процентное измерение величины предложения товара в ответ на однопроцентное изменение его цены.

Esp = DQs%/Dp% = (DQs / Dp)*(p /Qs)

Esp - коэффициент эластичности предложения.

Реакция предложения на изменение цены может быть:

ü сильная – 1 < Esp < ¥ - предложение эластично;

ü слабая - 0 < Esp < 1 – предложение неэластично;

ü единичная реакция предложения по цене - Esp = 1.

Возможны также два крайних случая: 1) Esp = 0 – предложение абсолютно неэластично по цене. Кривая предложения строго вертикальна. 2) Esp = ¥ - предложение абсолютно эластично по цене. Кривая предложения строго горизонтальна.





Дата: 2016-10-02, просмотров: 181.