ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. М. КОЗЫБАЕВА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
Для специальностей 5В050600 «Экономика»
5В050800 «Учет и аудит»
5В050900 «Финансы»
5В051000 «Государственное и местное управление»
г. Петропавловск
2011 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Северо-Казахстанский государственный университет
Им М. Козыбаева
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
Для специальностей 5В050600 «Экономика»
5В050800 «Учет и аудит»
5В050900 «Финансы»
5В051000 «Государственное и местное управление»
г. Петропавловск
2011 г.
Рецензент
Доцент кафедры «Экономика», к. э. н., Баранова И. В.
Разработчики:
Орлова Ю. С., ст. преподаватель кафедры «Экономика»
Терёхин А. Н., ст. преподаватель кафедры «Экономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальностей 5В050600 «Экономика», 5В050800 «Учет и аудит», 5В050900 «Финансы», 5В051000 «Государственное и местное управление», изучающих дисциплину «Экономическая теория» как государственный компонент. УМКД содержит силлабус, тезисы лекций, некоторые задания практического характера, а также задания для самостоятельной работы (СРС). Полная версия учебно-методического комплекса находится в электронной библиотеке университета по адресу http://is.nkzu.edu/elibrary, доступ к которой имеет каждый студент.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
Типовая учебная программа дисциплины | ||
Силлабус (рабочая учебная программа дисциплины) | ||
Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины | ||
Методические рекомендации по дисциплине | ||
Лекционный комплекс | ||
План практических (семинарских) занятий | ||
Материалы для СРС | ||
Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся |
ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Типовая программа по дисциплине «Экономическая теория» находится в отделе методической работы УМС (2 корп./216 каб., дело № 02-03-14).
2. СИЛЛАБУС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»для специальностей5В050600 «Экономика», 5В050800 «Учет и аудит», 5В050900 «Финансы», 5В051000 «Государственное и местное управление»
Преподаватели:Орлова Юлия Сергеевна, Терёхин Александр Николаевич
Телефон: 49-32-02 или 49-40-42 (дополнительно набрать 1188 в тоновом режиме)
Кабинет:315А, 312 (6 корпус)
Офисные часы и время консультаций:устанавливаются в соответствии с расписанием занятий и расписанием консультаций на кафедре.
Разработан на основании ГОСО РК специальностей 5В050600 «Экономика», 5В050800 «Учет и аудит», 5В050900 «Финансы», 5В051000 «Государственное и местное управление», типовой учебной программы, утвержденной и введенной в действие решением Республиканского учебно-методического совета при МОН РК от 06.06.2006 г. рабочих учебных планов специальностей.
Выписка из рабочих учебных планов
Поток | Кредиты | Общее кол-во часов | Распределение аудиторных часов | Трансферт | Форма контроля | ||
лекции | практические | лабораторные/ студийные | |||||
Э | - | - | экзамен, курсовая работа | ||||
Э-у | - | - | экзамен, курсовая работа | ||||
зЭ-у | - | - | экзамен, курсовая работа | ||||
зЭ-в | - | - | экзамен, курсовая работа | ||||
УиА | - | - | экзамен, курсовая работа | ||||
УиА -у | - | - | экзамен, курсовая работа | ||||
зУиА-у | - | - | экзамен, курсовая работа | ||||
зУиА -в | - | - | экзамен, курсовая работа | ||||
ГМУ | - | - | экзамен, курсовая работа | ||||
ГМУ-у | - | - | экзамен, курсовая работа | ||||
зГМУ-у | - | - | экзамен, курсовая работа | ||||
зГМУ-в | - | - | экзамен, курсовая работа | ||||
Фс | - | - | экзамен, курсовая работа | ||||
Фс-у | - | - | экзамен, курсовая работа | ||||
зФ-у | - | - | экзамен, курсовая работа | ||||
зФ-в | - | - | экзамен, курсовая работа |
Общие сведения
1.1 Цель и задачи курса. Цель курса: формирование у студентов знаний по актуальным теоретическим и прикладным проблемам экономики и как следствие - воспитание экономически грамотных специалистов, умеющих самостоятельно мыслить и принимать ответственные решения. Задачи курса: уяснение студентами сущности и специфики основных механизмов функционирования экономики на макро- и микроуровне.
1.2 Пререквизиты. Экономическая теория использует знания, выработанные как другими экономическими науками, так и смежными естественными и общественными науками. Для успешного освоения курса студент должен обладать знаниями по истории, математике и иметь представление о методах научного познания.
1.3 Постреквизиты. Курс «Экономической теории» является базовой дисциплиной, которая преподается на всех специальностях и направлениях подготовки. Теоретические знания и практические навыки, полученные в результате изучения данной дисциплины, используются в дальнейшем при изучении прикладных экономических наук: микроэкономики, макроэкономики, экономики предприятия, мировой экономики и прочих. Кроме того, экономическая теория является одной из мировоззренческих дисциплин, поскольку позволяет обосновывать смысл глобальных политических идей и ведущих целей общественного развития. Минимум знаний, умений и навыков, осваиваемых при изучении курса экономической теории, включает:
1) владение понятийным и категориальным аппаратом общей экономической теории;
2) умение разбираться в сущности экономических отношений на микро- и макроуровне;
3) навыки применения в практической деятельности экономических законов для разрешения проблем, поставленных хозяйственной практикой и другие.
2. Организация и планирование курса
Курс лекционных занятий
Таблица 2
№ занятия | Содержание лекционных занятий | Кол-во часов | |
очное | заочное | ||
Тема: Введение в экономическую теорию 1. Предмет экономической теории 2. Методы экономической теории 3. Функции экономической теории | |||
Тема: Основы общественного производства 1. Потребности и экономическая деятельность человека 2. Экономические ресурсы и факторы производства 3. Структура общественного производства | |||
Тема: Отношения собственности и их роль в экономике 1. Экономическое и правовое содержание собственности 2. Формы собственности 3. Экономическая теория прав собственности | |||
Тема: Формы общественного хозяйства 1. Товарное и натуральное хозяйство 2. Понятие и свойства товара 3. Возникновение и сущность денег | |||
Тема: Характеристика рыночного хозяйства 1. Сущность рынка 2. Структура и инфраструктура рынка 3. Функции рынка 4. Преимущества и недостатки рыночной экономики | |||
Тема: Теория спроса и предложения 1. Спрос: понятие, факторы и закон спроса 2. Предложение: понятие, факторы и закон предложения 3. Взаимодействие спроса и предложения 4. Эластичность спроса и предложения | СРС | ||
Тема: Теория капитала и предпринимательской деятельности 1. Социально-экономическая сущность предпринимательства 2. Виды и формы предпринимательской деятельности 3. Кругооборот и оборот капитала 4. Основной и оборотный капитал 5. Физический и моральный износ. Амортизация | СРС | ||
Тема: Издержки и доход предприятия (фирмы) 1. Понятие и виды издержек 2. Понятие дохода и прибыли | СРС | ||
Тема: Рынки факторов производства и формирование факторных доходов 1. Сущность и особенности рынка факторов производства 2. Спрос на факторы производства 3. Предложение и доходность факторов производства 4. Равновесие на рынке факторов производства 5. Ценообразование на факторы производства и формирование факторных доходов | СРС | ||
Тема: Национальная экономика как система 1. Национальная экономика: понятие, цели и результаты 2. СНС и макроэкономические показатели | СРС | ||
Тема: Теория макроэкономического равновесия 1. Равновесное функционирование национальной экономики 2. Макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS» | СРС | ||
Тема: Цикличность экономического развития 1. Экономический цикл и его разновидности 2. Фазы цикла и динамика макроэкономических показателей | СРС | ||
Тема: Безработица и инфляция как проявления экономической нестабильности 1. Понятие и причины безработицы 2. Последствия безработицы 3. Сущность, причины и виды инфляции 4. Последствия инфляции. Антиинфляционная политика 5. Взаимосвязь инфляции и безработицы | СРС | ||
Тема: Государственное регулирование экономики: сущность, цели и инструменты 1. Понятие, цели, объекты и субъекты ГРЭ 2. Функции государства в экономике 3. Методы государственного экономического регулирования | СРС | ||
Тема: Экономический рост 1. Понятие, показатели и факторы экономического роста 2. Типы экономического роста 3. Модели экономического роста | СРС | ||
Итого часов: | 5+10 СРС |
Требования преподавателя
1) Задания СРС необходимо сдавать на проверку в срок. В случае несвоевременной сдачи без уважительной причины результат снижается на 50% (в случае, если работа предоставляется в течение одной недели). При сдаче СРС позже недельного срока – работа к проверке не принимается.
2) Задания СРС, не связанные с выполнением курсовой работы, допускается сдавать в рукописном варианте либо в виде машинописного текста (шрифт Times New Roman, размер 12, одинарный интервал между строк, абзацный отступ 1,25 см, выравнивание текста по ширине, поля: слева 2,5 см, справа 1 см, сверху и снизу по 1,5 см).
КАРТА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 1
Список литературы
№ | Название, год и место издания |
Основная литература | |
Салимова Б.Х., Орлова Ю.С., Рамазанова Ш.Ш. Экономическая теория. Часть 1- Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007 | |
Темирбекова А.Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: «Экономика», 2007 | |
Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006 | |
Гордиевич М. З., Гордиевич Т.И. Активный тренинг по экономической теории. - Петропавловск: СКГУ, 2004 | |
Хрестоматия по экономической теории/ сост. Е.Ф. Борисов. – М.: Юрист,1997. | |
Дополнительная литература | |
Лизогуб А.Н., Симоненко В.И. Экономическая теория (конспект лекций в схемах). – М.: ООО «Приориздат», 2006 | |
Экономическая теория / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2005 | |
Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2002 | |
Соколова С.В. Основы экономики.- М.: АСАDЕМIА, 2003 | |
Крымова В. Экономическая теория. – Алматы: Экономика, 2002 |
3.2. Методическое обеспечение дисциплины
Таблица 2
№ | Название | Местонахождение |
Курс лекций по дисциплине «Экономическая теория» | 312/6, электронная библиотека | |
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы | 312/6, электронная библиотека | |
Экзаменационные тестовые задания по дисциплине «Экономическая теория» | 312/6, электронная библиотека | |
УМКД по дисциплине «Экономическая теория» | 312/6, электронная библиотека | |
Презентации по курсу лекций по дисциплине «Экономическая теория» | 312/6, электронная библиотека |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Логика изложения дисциплины предполагает четкую последовательность изучения представленных тем. Программа курса предусматривает последовательное изучение экономической теории. Рекомендуется следующая последовательность в овладении курсом: вначале нужно ознакомиться с программой курса и методическими указаниями по его изучению, а также методическими указаниями по выполнению курсовой работы; проработать материал по учебникам и лекциям, затем следует обратиться к дополнительной монографической литературе и публикациям в журналах.
Курс начинается с изучения основ экономической теории (темы №№ 1 – 5, 7), и, затем переходит к изучению начальных аспектов микроэкономики (темы №№ 6, 8, 9), макроэкономики (темы №№ 10 – 15).
Контроль за результатами работы осуществляется в виде выполнения тестовых заданий, а также заданий СРС. Своеобразным итогом изучения курса, является выполнение и защита курсовой работы, оцениваемой отдельно.
ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
Тема: Экономический рост
1. Понятие, показатели и факторы экономического роста
2. Типы экономического роста
3. Модели экономического роста
Экономический рост – это прогрессивные изменения в экономике страны, выражающиеся в увеличении способности национального хозяйства производить продукт, удовлетворяющий потребности людей.
Факторы экономического роста можно классифицировать следующим образом:
ü по степени опосредованного воздействия на экономический рост – прямые и косвенные;
ü по воздействию на определенные стороны национального рынка - факторы спроса и факторы предложения;
ü по источникам экономического роста – внутренние и внешние;
ü по влиянию на производительность труда и капитала – интенсивные и экстенсивные.
К прямым факторам, непосредственно воздействующим на экономику, относятся:
- объем и качество сырьевых, энергетических и природных ресурсов;
- численность населения, в том числе экономически активного, уровень его образования и профессиональной подготовки;
- объемы основного капитала и уровень его использования;
- НТП и степень его воздействия на экономику.
Косвенными называют институциональные, культурные, политические и психологические факторы экономического роста, которые могут стимулировать или тормозить экономический рост. Их вклад в экономический рост практически не поддается количественной оценке, но их значимость в развитии экономики постоянно возрастает.
2.В зависимости от того, какая группа факторов играет доминирующую роль в экономике, различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста.
Повышение темпов роста национального производства за счет наращивания физических факторов производства характеризует экстенсивный экономический рост (в переводе с латинского – «расширяющийся»). Экстенсивный рост производства - самый простой и исторически первый путь расширенного воспроизводства. Ему свойственен технический застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом. Экстенсивное расширение производства предполагает наличие в стране достаточного количества трудовых и природных ресурсов, за счет которых могут увеличиваться масштабы экономики. В результате экономический рост в возрастающей степени начинает носить затратный характер. Более сложный тип экономического роста интенсивный (в переводе с французского – «напряжение»). Он характеризуется совершенствованием применяемых факторов производства на основе НПТ и оптимального их размещения, изменением их качественных параметров.Его основной критерий – рост средней производительности труда в обществе или превышение темпов роста объемов производства над ростом численности занятых.
3.В настоящее время можно выделить три основных направления моделирования экономического роста - кейнсианские, неоклассические и историко-социологические; модели.
Кейнсианские модели основаны на главенствующей роли спроса в обеспечении макроэкономического равновесия. Решающий элемент спроса - инвестиции, которые посредством мультипликатора увеличивают прибыль.
Неоклассические модели экономического роста учитывают не один, а два производственных фактора и предполагают их взаимозаменяемость. Рост BHП становится возможным за счет различных комбинаций производственных факторов. Среди аналитических инструментов неоклассических моделей главное место принадлежит производственной функции Кобба-Дугласа.
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Занятие 1. Тема «Введение в экономическую теорию».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Предмет экономической теории
2. Методы экономической теории
3. Функции экономической теории
Список рекомендуемой литературы:
1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;
2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.
Занятие 2. Тема «Основы общественного производства».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Потребности и экономическая деятельность человека
2. Экономические ресурсы и факторы производства
3. Структура общественного производства
Список рекомендуемой литературы:
1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;
2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.
Занятие 3. Тема «Отношения собственности и их роль в экономике».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Экономическое и правовое содержание собственности
2. Формы собственности
3. Экономическая теория прав собственности
Список рекомендуемой литературы:
1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;
2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.
Занятие 4. Тема «Формы общественного хозяйства».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Товарное и натуральное хозяйство
2. Понятие и свойства товара
3. Возникновение и сущность денег
Список рекомендуемой литературы:
1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;
2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.
Занятие 5. Тема «Характеристика рыночного хозяйства».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность рынка
2. Структура и инфраструктура рынка
3. Функции рынка
4. Преимущества и недостатки рыночной экономики
Список рекомендуемой литературы:
1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;
2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.
Занятие 6. Тема «Теория спроса и предложения».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Спрос: понятие, факторы и закон спроса
2. Предложение: понятие, факторы и закон предложения
3. Взаимодействие спроса и предложения
4. Эластичность спроса и предложения
Список рекомендуемой литературы:
1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева,, 2007;
2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.
Занятие 7. Тема «Теория капитала и предпринимательской деятельности».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Социально-экономическая сущность предпринимательства
2. Виды и формы предпринимательской деятельности
3. Кругооборот и оборот капитала
4. Основной и оборотный капитал
5. Физический и моральный износ. Амортизация
Список рекомендуемой литературы:
1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;
2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.
Занятие 8. Тема «Издержки и доход предприятия (фирмы)».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие и виды издержек
2. Понятие дохода и прибыли
Список рекомендуемой литературы:
1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;
2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.
Занятие 9. Тема «Рынки факторов производства и формирование факторных доходов».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность и особенности рынка факторов производства
2. Спрос на факторы производства
3. Предложение и доходность факторов производства
4. Равновесие на рынке факторов производства
5. Ценообразование на факторы производства и формирование факторных доходов
Список рекомендуемой литературы:
1. Салимова Б. Х., Орлова Ю. С., Рамазанова Ш. Ш. Экономическая теория. Часть 1. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007;
2. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
3. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006.
Занятие 10. Тема «Национальная экономика как система».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Национальная экономика: понятие, цели и результаты
2. СНС и макроэкономические показатели
Список рекомендуемой литературы:
1. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
2. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006;
3. Экономическая теория / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.
Занятие 11. Тема «Теория макроэкономического равновесия».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Равновесное функционирование национальной экономики
2. Макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»
Список рекомендуемой литературы:
1. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
2. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006;
3. Экономическая теория / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.
Занятие 12. Тема «Цикличность экономического развития».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Экономический цикл и его разновидности
2. Фазы цикла и динамика макроэкономических показателей
Список рекомендуемой литературы:
1. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
2. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006;
3. Экономическая теория / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.
Занятие 13. Тема «Безработица и инфляция как проявления экономической нестабильности».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие и причины безработицы
2. Последствия безработицы
3. Сущность, причины и виды инфляции
4. Последствия инфляции. Антиинфляционная политика
5. Взаимосвязь инфляции и безработицы
Список рекомендуемой литературы:
1. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
2. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006;
3. Экономическая теория / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.
Занятие 14. Тема «Государственное регулирование экономики: сущность, цели и инструменты».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие, цели, объекты и субъекты ГРЭ
2. Функции государства в экономике
3. Методы государственного экономического регулирования
Список рекомендуемой литературы:
1. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
2. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006;
3. Экономическая теория / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.
Занятие 15. Тема «Экономический рост».
Формы проведения и используемые методы: тестирование.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие, показатели и факторы экономического роста
2. Типы экономического роста
3. Модели экономического роста
Список рекомендуемой литературы:
1. Темирбекова А. Б. Экономическая теория. Краткий курс. – Алматы: Экономика, 2007;
2. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой и В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2006;
3. Экономическая теория / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.
МАТЕРИАЛЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К СРС
СРС 1. Тема: «Курсовая работа». Выбрать тему по курсовой работе.
Цель и задачи: выбрать тему курсовой работы.
План выполнения СРС 1: 1) самостоятельный выбор темы после ознакомления со списком предложенных тем; 2) предоставление и согласование выбранной темы с руководителем курсовой работы.
Рекомендуемая литература: Орлова Ю. С., Терёхин А. Н. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория». - http://is.nkzu.edu/elibrary/.
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: 1) Тема предоставляется на СРСП 1 в форме записи темы на листе А4, с указанием Ф.И.О. студента, группы; 2) после закрепления за студентом темы курсовой работы изменение темы не допускается.
Форма контроля: проверка руководителем работы соответствия названия темы предложенному списку.
Материалы самоконтроля: список предлагаемых к выполнению курсовой работы тем:
Тематика курсовых работ:
1. Необходимость разработки новой научной парадигмы в экономической теории в конце XX - начале XXI в. в
2. Основные подходы к периодизации развития общества: формационный и цивилизационный
3. Понятие экономических ресурсов в современной экономической теории.
4. Факторы производства: способ соединения и взаимосвязь
5. Воспроизводство природных ресурсов и эффективность их использования.
6. Экономический аспект экологических проблем.
7. Основные концепции общественного воспроизводства.
8. Цикличность общественного воспроизводства
9. Экономический рост: типы и факторы.
10. Основные типы общественного хозяйства.
11. Исторические модели товарного хозяйства.
12. Кочевничество: его роль и место в развитии казахского общества.
13. Азиатский способ производства, его особенности и месте в современном мире.
14. Развитие товарно-денежных отношений в условиях феодального способа производства.
15. Проблема первоначального накопления капитала и ее решение в разных странах.
16. Особенности трансформации капитализма в постиндустриальную эпоху.
17. Смешанная экономика: ее сущность, типы и реальные возможности.
18. Рынок: сущность, структура, механизм формирования в постсоциалистической экономике.
19. Закономерности и особенности становления современного рынка в Казахстане.
20. Рынок труда: особенности и проблемы формирования в РК.
21. Проблемы становления рыночной инфраструктуры в РК.
22. Формирование и развитие фондовых бирж в Казахстане.
23. Товарные биржи: сущность и тенденции развития.
24. Формирование казахстанского рынка ценных бумаг.
25. Экономические законы: их объективный характер и механизм использования.
26. Законы спроса и предложения
27. Теория предельной полезности.
28. Возникновение и сущность денег
29. Проблемы становления и укрепления национальной валюты в РК.
30. Структура кредитной системы Казахстана и роль банков в стабилизации экономики.
31. Государственный бюджет Казахстана: проблемы формирования и использования.
32. Налоговая политика Казахстана: целевая направленность и механизм функционирования.
33. Финансовая система Республики Казахстан.
34. Инфляция и антиинфляционная политика РК.
35. Доходы и их распределение в рыночной экономике.
36. Структура народного хозяйства и необходимость структурных сдвигов в экономике РК.
37. Инвестиционная политика Республики Казахстан.
38. Демонополизация и антимонопольная политика в Казахстане.
39. Роль государства при переходе к рыночной экономике.
40. Негосударственный сектор и экономической системе Казахстана.
41. Приватизация государственного лектора экономики Казахстана.
42. Сущность, формы и виды предпринимательской деятельности.
43. Развитие предпринимательской деятельности в Казахстане.
44. Приватизация сельскохозяйственного производства в Казахстане.
45. Крестьянские хозяйства, перспективы их развития.
46. Разгосударствление и приватизация собственности: формы, методы, проблемы.
47. Проблемы становления частной собственности в Республике Казахстан.
48. Акционерная форма собственности: преимущества и недостатки.
49. Проблемы формирования единого экономического пространства в рамках СНГ.
50. Опыт государственного регулирования экономических и социальных процессов в промышленно развитых странах мира.
51. Концепция социально-ориентированного рынка: причины разработки и последствия применения в различных странах.
52. Цели, этапы и результаты экономических реформ в странах Центральной и Восточной Европы
53. Проблемы реформирования экономик стран СНГ
54. Стратегия экономического развития Казахстана как суверенного государства
55. Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы становления в РК
56. Современная НТР: основные черты и главные направления
57. Причины, виды и сущность безработицы. Меры по борьбе с безработицей в РК
58. Основной и оборотный капитал. Проблемы воспроизводства основного капитала в промышленности РК
СРС 2. Тема: «Генезис экономической теории». Подготовить конспект на тему «Генезис экономической теории»
Цель: рассмотреть школы экономической теории:
- меркантилизм;
- маржинализм;
- классическая политическая экономия;
- неоклассическая школа экономической теории;
- кейнсианство;
- неокейнсианская школа;
- институционализм;
- неоинституционализм;
- либерализм;
- физиократизм;
- марксизм.
Задачи: необходимо выделить период существования, основную идею, заслуги школы, представителей, их труды.
План выполнения СРС 2: 1) подбор литературы; 2) подготовка конспекта.
Рекомендуемая литература:
1) Курс экономической теории / Учебник под ред. Чепурина. – М.: Кно-Рус, 2006
2) Гордиевич Т. И., Гордиевич М. З. Активный тренинг по экономической теории. – Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 1999.
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: 1) допускается сдавать в рукописном варианте либо в виде машинописного текста (шрифт Times New Roman, размер 12, одинарный интервал между строк, абзацный отступ 1,25 см, выравнивание текста по ширине, поля: слева 2,5 см, справа 1 см, сверху и снизу по 1,5 см)[1]; 2) Оформить таблицу:
Таблица - Основные школы экономической теории
Название школы | Основная идея школы | Период существования | Представители | Труды |
Физиократизм | «Дары природы». Богатство создается при использовании земли | XVII-XVIII вв. | Ф. Кенэ, А. Тюрго | Ф. Кенэ. «Экономические таблицы» |
3) работа сдается на ПЗ1.
Форма контроля: проверка преподавателем содержания конспекта (все указанные школы должны быть отражены в конспекте, наличие заполненной таблицы).
Материалы самоконтроля: 1) Ключевые идеи представителей указанных школ.
СРС 3. Тема: «Курсовая работа». Составить библиографический список по теме курсовой работы
Цель и задачи: формирование библиографического списка как одного из структурных элементов курсовой работы.
План выполнения СРС 3: 1) работа с учебной литературой; 2) работа с периодической литературой; 3) работа с нормативной литературой.[2]
Рекомендуемая литература: Орлова Ю. С., Терёхин А. Н. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория». - http://is.nkzu.edu/elibrary/.
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: 1) список предоставляется на листах формата А4 с указанием Ф.И.О. студента и группы; 2) в библиографическом списке должно быть не менее 25 источников, расположенных в алфавитном порядке; 3) список предоставляется на СРСП 2.
Форма контроля: проверка руководителем библиографического списка.
Материалы самоконтроля: нет.
СРС 4. Тема: «Типы экономических систем». Подготовить конспект на тему «Типы экономических систем»
Цель: уяснить, в чем состоят отличия между различными типами экономических систем.
Задачи: выучить характеристики экономических систем различных типов; заполнить таблицу:
Признаки | Командно-административная экономика | Традиционная экономика | Рыночная < Дата: 2016-10-02, просмотров: 189. |