Тема №5. Государства на территории Казахстана на местной этнической основе в послемонгольский период.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. История образования и падения государства Ак-Орды.

2. Государство Моголистан: территория, этнический состав,
политическая и хозяйственная жизнь.

3. Ханство Абулхайра и Ногайская Орда на территории Дешт-и Кипчака.

4. Политический строй государств на местной этнической ос­нове.

I. Как известно, территория Казахстана после завоевания та­таро-монголами вошла в состав двух монгольских улусов- Джучи и Чагатая. В первый вошел полностью Дешт-и Кипчак, во второй Семиречье, Мавереннахр и Восточный Туркестан. Основную массу населения в этих улусах составляли тюркские и тюрко-монгольские племена. Монгольские улусы-государства в Дешт-и Кыпчаке, в Средней Азии, в восточно-европейской части, в По­волжье, Западной Сибири не отличались стабильностью и прочно­стью экономического положения. Населенные разнородными эт­ническими общностями они постепенно дробились, на их террито­риях возникали политические образования с более тесной этниче­ской и хозяйственной основой. Этому способствовали постепен­ное восстановление производительных сил, усиление позиций ме­стной феодальной знати, стремившейся к утверждению своей по­литической власти. Используя недовольство народных масс мон­гольскими порядками, тюркская знать в улусах Джучи и Чагатая добилась, в конечном счете отделения от Золотой Орды.

В XIV в. на территории Северо - Восточного, Центрального и Южного Казахстана появилось независимое государство Ак - Ор­да, а на территории Юго-Восточного Казахстана и Киргизии воз­ник Могулистан.

Под Ак-Ордой ХIV- н. XV вв. источники понимали огромную территорию казахстанских степей от реки Урал до Западно-Сибирской низменности, включая низовья и среднее течение Сырдарьи, т.е. земли сыновей Джучи - Орда - Еджена и Шайбана (Шибана-Сыбана).

При чем следует отмстить, что земли удела Шибана были по­глощены потомками Орда-Еджена, ( эти сведения важны для по­нимания последующих событий) и с этого времени государство стало называться Ак Ордой, а раньше называлось Кок-Ордой.

Ак-Орда - первое крупное государственное образование на ме­стной этнической основе, т.е. тюркской в послемонгольский пери­од на территории Казахстана. Она была населена тюркоязычными племенами, переместившимися во время нашествия Чингис­хана из восточных районов. Наряду с кыпчаками здесь обитали кайманы, кереиты, карлуки. уйсуны, а также коп граты и мангыты.

Династийные таблицы приводят имена 11 ханов Ак - Орды, начиная от Орда-Еджена и заканчивая Бараком. Источники отме­чают, что ханы Ак Орды, сохраняя скотоводческое хозяйство на степных просторах, предпринимали шаги к восстановлению хозяй­ственной и культурном жизни в оседло-земледельческих районах. Хан Ерзен много занимался восстановлением городов, благоуст­роил Сыгнак. Куда правители Ак Орды перенесли свой админист­ративный центр, построил немало зданий в Отраре. Сауране, Дженде в 14 в. ханы чеканили монеты уже только от собственного имени.

Превращение Южного Казахстана в центр способствовало ук­реплению связей Ак Орды, с др. государствами. Ханы пытались объединить обе части улуса Джучи, т.е. Золотую Орду и Ак-Орду. Активно участвовал в борьбе за золотоордынский трон хан Ак Орды Урус. Урус стал ханом Ак Орды в 1361 г. Его характеризуют как сильного, могу­щественного правителя с решительным характером. При поддерж­ке знати он предпринял поход в сторону Поволжья и овладел г. Сараем, осадил Астрахань, подчинил иа время земли Камских булгар. Однако его успех был кратковременным, в борьбе со став­ленником феодалов Золотой Орды Мамаем он проиграл. Он вы­нужден был возвратиться на берега Сырдарьи еще и потому, что на Южных рубежах Ак Орды начал военные действия правитель Средней Азии эмир Тимур. В 70-90-х гг. 14 в. Тимур предпринял более десятка походов в Восточный Дешт - и Кипчак и Семиречье с целью помешать укреплению хозяйственной и политической не­зависимости Ак Орды и Могулистана. Поводом для войны с Ак Ордой послужило бегство к Тимуру Тохтамыша - сына казненного Урус-ханом удельного владетеля. Тимур снабдил Тохтамыша вой­сками и несколько раз постылал его в поход против Ак Орды. Только с четвертой попытки уже после смерти Урус-хана Тохта-мыш захватил Сыгнак и утвердился в Ак Орде. В 1380 г. он захва­тил г. Сарай, Астрахань, Крым и Орду Мамая, т.е. объединил две части улуса Джучи. Однако Тохтамыш усилившись, перестал по­виноваться Тимуру, за что был свергнут им и бежал в Сибирь. В результате войн с эмиром Тимуром и из-за внутренних усо­биц Ак-Орда значительно ослабела. В 1424 г. внук Урус-хана Ба­рак одолел своих соперников и захватил власть в ханстве, затем выступил в поход против тимурида Улугбека, отвоевал Сыгнак и другие присырдарьинские города. Но после его смерти власть в 1428 г. в Восточном Дешт-и Кыпчаке перешла к наследникам Шибана-Шайбанидам, которые стали основателями нового государст­ва под названием ханства Абулхайра.

II. Одновременно с Ак-Ордой на территории Казахстана в его Юго-Восточной части возникло другое государство на местной этнической основе- Могулистан. Его образование связано с распа­дом Чагатаидского государства в сер. 14 в. на западную и восточ­ную части. Феодальная знать восточной части племени дулат воз­главила движение за отделение от Маверанахра и в 1348 г. поста­вила в Могулистане ханом Тоглук-Тимура. Дуглаты в это время были наиболее крупным племенем Семиречья, и его знать владела значительными богатствами. М.Х.Дулати- выходец из этой знати пишет, что феодальная верхушка дуглатов владела к тому же оседло-земледельческими оазисами в Восточном Туркестане. Тер­риторию, которой владел эмир дуглатов Пуладчи, называли Манглай-Субе. В те времена в этой стране было несколько городов - Кашгар, Хотан, Яркенд, Аксу и другие, Аксу был резиденци­ей Пуладчи.

Утверждая ханом своего ставленника, дуглатские эмиры пыта­лись укрепить свое влияние внутри страны и оградить свои владе­ния от нападений со стороны Ферганы и Мавераннахра.

Границы Могулистана, по словам М.Х.Дулати, были следую­щими: "восточная окраина примыкает к землям калмаков ..., на севере его граница проходит по Балхашу, на западе граничит с Туркестаном и Ташкентом, на юге с вилайетом Фергана". Далее Дулати продолжает: "В Могулистане имеется много рек, по вели­чине равных Аму-Дарье, среди них Или, Эмиль, Иртыш, Чу, Нарын. Но следует отметить, что границы Могулистана не были по­стоянными, на протяжении 150 лет его существования они посто­янно изменялись. Так Восточный Туркестан то входил в состав государства Тоглук-Тимура, то в государство тимуридов (наслед­ники Эмира Тимура). В 80е гг. XV в. в состав могульских владе­ний вошли Ташкент и Сайрам, но отпало Семиречье. Ко времени распада Могулистана в нач. XVI в. власть его ханов ограничива­лась только Кашгарией.

Термин "Могулистан" образован от этнонима "могул", так в Средней Азии писалось слово "монгол". Но это не значит, что здесь господствовали монголы. Их племена и роды были погло­щены местным тюркским населением, и почти все население было тюркоязычным. Могулистан представлял собой государство-объединение тюркских и тюркизированных монгольских племен, прошедших процесс слияния.

Источники относят к могулам такие крупные племена, как дуглаты (дулаты), канглы, кереиты. аргинуд, барласы, булгачи и другие.

По "Тарих-и Рашиди" Тоглук-Тимуру при поддержке дуглатской знати удалось стабилизировать обстановку в Могулистане. Его ставка находилась в г. Алмалыке. Первый хан сохранил улус­ную систему, должность верховного бека закрепил за главой дуглатов, упорядочил сбор налогов, принял меры по распространению ислама в Могулистане среди тех, кто оставался язычниками.

Тоглук - Тимур пытался распространить свою власть и на Мавераннахр, надеясь, что враждующие стороны не окажут ему сопро­тивления, и его расчет оправдался. В 1360-61 гг., когда будущий Эмир Тимур еще не был силен, Тоглук-Тимур временно утвердил­ся в Мавераннахре. Оставив здесь наместником своего сына Ильяс-Ходжу, он возвратился в Могулистан. Смерть Тоглук-Тимура заставила Ильяс-Ходжу вернуться на родину, по пути домой он был рагромлен Тимуром.

Став ханом Мохулистана, Ильяс-Ходжа еще неоднократно сталкивался с войском Тимура, но восстановить Чагатаидское го­сударство ему так и не удалось. Феодальные усобицы в Могулистане, возникшие при Ильяс-Ходже, усилились после его смерти, что вызвало недовольство народных масс. Этой обстановкой вос­пользовался Эмир Тимур, который пытался подчинить себе Могу­листан, предприняв ряд походов в эти земли. Только союз Ак Орды и Могулистана помог им сохранить свою фактическую са­мостоятельность, но Тимур оставил за собой право назначать здесь ханами своих ставленников. Следствием военных походов Тимура явилось усиление феодальной раздробленности в Могулистане и распад в 1 четверти XV в. Ак Орды на ханство Абулхайра и Ногай­скую Орду.

III. В конце 20-х г. XV в. На территории центральных, запад­ных и северо-западных районов Казахстана существовало не­сколько независимых феодальных владений, которые вели ожес­точенную борьбу за власть. В этой обстановке выдвинулся пото­мок Шайбана Абулхайр. Он довольно быстро сумел найти под­держку у господствующей верхушки многих племен Центрального и Северного Казахстана, которые в 1428 г. провозгласили в г. Туре 17 летнего Абулхайра ханом. Среди приверженцев Абулхайра бы­ли представители 92 ветвей кыпчаков. Эти племена, близкие по языку, типу хозяйства в источниках с 60-х г. XIV в. называют со­бирательным именем "узбек", а потому ханство Абулхайра полу­чило название "ханство кочевых узбеков".

Обязанный своим избранием и ханским троном влиятельным кругам кочевого общества Абулхайр должен был проводить поли­тику, отвечающую их интересам, совершать военные походы, по­корять народы, завоевывать страны. Первым делом Абулхайр на­чал борьбу с Тимуридами за присырдарьинские города и Хорезмом, одновременно подавляя выступления внутри ханства непокорных султанов, в основном наследников Орда-Еджена. В 1446 г. он за­хватил ряд городов на Сыр- Дарье и в предгорьях Каратау- Сузак, Сыгнак, Ак - Курган, Узгенд и перенес свою столицу в г. Сыганак ( до этого была Тура и позже Орду).

IV. Одним из крупных государственных образований на тер­ритории Казахстана в ходе распада Золотой Орды и ослабления Ак Орды была Ногайская Орда. Ногай это имя полководца Золо­той Орды, внука Чингисхана. Он начал военные походы вместе с Батыем и долгое время оставался военачальником. После смерти хана Золотой Орды Берке огромные земли от Дона до Дуная нахо­дились под контролем Ногая. Он оказывал большое влияние на ханов Золотой Орды. Чтобы избавиться от Ногая, Тохтамыш навя­зал ему войну, в ходе которой Ногай был убит. Подчиненные ему роды перекочевали в Прикаспий и назывались ногайлы или ногай­ский народ. Сначала они были в одном союзе, но затем раздели­лись на узбекских, казахских, крымских, каракалпакских и др. ногаев. На территории Казахстана образовалась государство Но­гайская Орда. Племена, относящиеся к нему, кочевали от Волги до Иртыша, от Каспийского и Аральского морей до Тюменских зе­мель. Столицей являлся г. Сарайчик в устье р. Урала. Основным занятием поганцев было кочевое скотоводство. Действительным основателем Ногайской Орды являлся Едыге, который ранее воз­главлял "Мангытский юрт" и носил звание "бек всех беков". Его власть была беспредельна.

В состав Ногайской Орды вошли такие роды, как конграты, найманы, аргыны, канглы, алшины, кыпчаки, алаши, мангыты. Они все сыграли большую роль в образовании казахской народно­сти. Чокан Валиханов отмечал, что ногайцы и казахи, жившие в дружественных отношениях при первом казахском хане Жанибеке, были "двуединой ордой". В Ногайской Орде вся политическая власть и экономическая жизнь находились в руках мангытских эмиров потомков Едыге. Между ними постоянно велась борьба, которая ослабляла это политические объединения. В ХУ1в. стали расти и укрепляться торгово-экономические и политические связи с русским государством. А когда Россия завоевала Астраханское и Казанское ханство, Ногайская Орда распалась на самостоятельные владения. В годы правления казахских ханов Касыма и Есима мно­гие земли Ногайской Орды были присоединены к Казахскому хан­ству.

IV. Политический строй Ак-Орды, Могулистана, ханства Абулхайра и Ногайской Орды соответствовал феодальной их сути. В источниках эти государства называются улусами, кроме того, к ним применялись и такие понятия, как "иль" и "эль". Они имели во многом одинаковое государственное и административно-политическое устройство. Главой являлся хан, ого власть переда­валась по наследству, но по традиции провозглашение хана осу­ществлялось беками и эмирами, с которыми ханы обязаны, были совещаться. Государства эти делились на уделы, их правители подчинялись хану, но собирать налоги с подвластного населения ханы могли только с помощью правителей уделов. Ханский совет состоял из родственников хана, знати племен, духовенства. Боль­шую роль играли улусбеки, атабеки (воспитатели наследников), ички (руководители дворцовой службы) и другие должностные лица. В Могулистане и ханстве Абулхайра были государственные и финансовые ведомства. Государственная документация скрепля­лось печатями. Периодически проводилась перепись войск, кото­рые комплектовались на базе ополчений вассалов хана, понятно, что такие войска были ненадежны, так как военачальники в любое время могли увести свои отряды. Строились войска на десятичной основе.

Таким образом, Ак -Орда, Могулистан, ханство Абулхайра и Ногайская Орда-это феодальные государства на территории Ка­захстана, образовавшиеся на местной тюркской основе в период распада Золотой Орды. Их племена сыграли важную роль в этно­генезе казахов.

Тема №6. Образование казахской народности и казахской го­сударственности по « Тарнх-и Рашиди» М. X. Дулати.

1. Жизнь и деятельность М.Х. Дулати.

2. « Тарих-и Рашиди» как исторический источник

3. Образование казахской национальной государственности (по книге « Тарих-и Рашиди»)

4. Касым- хан - « собиратель» казахских земель.

М. X. Дулати - великий предок казахского народа, чье имя но­сит ТарГУ, известен нам как ученый- историк и философ, как про­светитель и путешественник. Но его имя долгое время не находи­ло своего достойного места в отечественной науке, да и сейчас ос­тается мало известным в широких слоях общества. Отчасти это объясняется тем. что да недавних времен отсутствовал полный пе­ревод его произведения « Тарих-и Рашиди» на доступные нам языки; так только в 1996 г. узбекскими учеными был сделан его перевод на русский язык. Идея восстановления в памяти народа имени М. X. Дулати стала главной целью нескольких междуна­родных конференций, которые помогли переосмыслить средневековую ис­торию и привлечь большой научный интерес к наследию Дулати.

М.Х. Дулати или, как его называют. Мирза Хайдар родился в 1499\1500г. в г. Ташкенте. Его предки моголы, эмиры племени ду-лат, наследственные владетели и правители Кашгарии. Среди его предков выделялись эмир Пуладчи, который посадил на трои Мо-гулистана Тоглук- Тимура; улусбек Худайдат, который помог по­садить на трон б могульских ханов; эмир Сайид-Али- прославлен­ный полководец и др. Дед мирзы Хайдара тоже одно время правил Кашгаром, но был свергнут племянником Абу-Бакром. Отец М.X.Дулати с детских лет дружил с Султаном- Махмуд ханом, в даль­нейшем являлся его наместником в Ура-Тюбе, долгое время нахо­дился при нем в Ташкенте, где и родился Мухаммед Хайдар.

Когда город Ташкент завоевали Шайбаниды или кочевые уз­беки, отец Дулати бежал в Кабул к родственнику правителю 3.Бабуру. Там он был замешан в заговоре, за что был выслан, оказался в Фергане, где был казнен, но приказу Мухаммеда Шайбани как интриган.

Мать М. X. Дулати была младшей дочерью Султана Юнус-хана. После убийства отца Дулати вынужден был скрываться сначала в Бухаре, потом в Казахстане, и наконец, ушел в Кабул к Бабуру. Вместе с Бабуром ходил в 13 лет в военный поход в Среднюю Азию, где присоединился к могульскому Султану Саид-хану, и находился и его окружении до смерти хана н 1533 голу.

Вместе с Султаном Сайид-хаиом возвратился на родину пред­ков в Кашгарию, где хан сверг Абу-Бакра и основал новое госу­дарство - Могулию и новую династию. В Могулпи М. X. Дулати занимал крупные придворные должности, стал военачальником и воспитателем сына хана Абдар-Рашида. М. X.Дулати участвовал в походе на Тибет, где Султан Сайид хан скончался. После его смерти власть наследовал сын Абдар-Рашид, который сразу обрушил ре­прессии против верхушки дулатов, так как боялся, что они вновь поведут борьбу за власть. Дядя М. Хайдара, который был старшим из дулатских владетелей, был казнен и Мирза Хайдар побоялся вернуться на родину. Вновь он скитается по горным странам, за­тем уходит в Индию к великим моголам, которым служит до кон­ца своей жизни. По их заданию М. X. возглавил поход в Кашмир, завоевал его и стал правителем, причем признанным. В 1551 году в одной из стычек с горными племенами М. X. Дулати был убит.

О Мирзе Хайдаре сохранились воспоминания 3.Бабура, кото­рый отмечает его способности к писанию, рисованию, поэзии, ре­меслом, «ко всему его руки были ловки», из воспоминаний из­вестно, что М. X. Дулати получил хорошее для того времени обра­зование, влияние на него оказывали его отец, 3.Бабур, Султан Сайид хан, что все это вместе сформировало будущее историка и правителя. Заслуженную славу М.Х.Дулати принес его главный труд под названием « Тарих и Рашиди».

2 Сочинение « Тарих и Рашиди» состоит из 2 частей, причем вторая из них была написана раньше первой (1-1546 год, 2 - 1542 ). Написано это произведение в Кашмире на языке фарси ( персид­ском ). В предисловии автор объясняет причины такого названия: 1) в честь шэйха, обратившего в ислам Тоглук - Тимур, 2) в честь правильного пути, по которому вел свой народ Тоглук - Тимур, 3) в честь правителя в Кашгарии Абдар - Рашид - хана.

Источниками для написания « Тарих - и Рашиди.» послужили, прежде всего, устные предания могулов, а также некоторые труды предше­ствующих авторов.

Основная цель труда - «написать историю монгольских ханов Могулистана со времени принятия ими ислама, то есть со времени Тоглук - Тимура », тогда как предшествующая история их ха­нов изложена во многих трудах.

Могулистан - главный объект исследования автора, а после его распада - Казахское ханство в Семиречье в период его станов­ления. Кыргизское государство объединение при Мухаммад- Кыргызе в начале 16 века и государство Могулия в Кашгарии. По предмету своего исследования и по своему происхождению Мирза Хайдар принадлежит нескольким родственным народам, чья исто­рия связана с государством Могулистан, а это казахи, кыргызы, уйгуры, отчасти узбеки. В "Тарих - и Рашиди." содержатся сведения и о других народах центральной Азии - ойратах ( калмыках), тибет­цах, кашмирцах и других. То есть Дулати оставил потомкам пер­воклассный источник сведений по политической, этнокультурной, социальной и экономической жизни нескольких тюркских народов за 200- летний период их развития на территории Могулистана, а также об их соседях. Это сочинение по систематичности изложения, по точности хронологии уступает «Бабур-наме». Но если бы оно не сохранилось, источниковедение Центральной Азии потеря­ло бы больше, чем при утере « Бабур - наме», так как « Тарих.- и Рашиди.» сообщает по истории Могулистана и Могулии такие уникальные сведения, которых нет в других источниках « Т. - и Р. » использу­ют все восточные авторы, которые обращались почему-либо к прошлому Могулистана, Средней Азии, Восточного Туркестана. Используют их ученые Езропы с середины века.

3. М. X. Дулати в своим историческом труде « Тарих - и Рашиди» описал историю образования казахского ханства, познакомил потомков с первыми казахскими ханами, их политикой, дал дату образования Казахского ханства ( 1465-1466г.г.) и место его обра­зования - Западный Могулистан, где « Исан-Буга хан предоставил казахам округ Чу и Козы- Басы». Первыми официальными прави­телями Казахского ханства были Джаннбек и Керей - Чингизиды, откочевавшие из ханства Абулхаира. Они обладали реальной вла­стью и силой, вокруг них сплотились значительные массы кочевников. Их силы превосходили силы Шайбанидов. Джанибек и Ке­рей в конце 60-70 годов вели успешную борьбу за объединение всей территории, населенной казахами и в первую очередь за присырдарьинские города. Под власть ханов Джанибека и Керея, а затем Бурундука переходили всё новые племена и роды, в тесный союз с ними вступили моголы. Поражения Шайбанидов на юге и в степи заставили их оставить территорию Казахстана и уйти за Сыр-Дарью, в Мавереннахр, где они захватили власть у тимуридов и основали новую династию. Казахское же ханство постепенно ук­реплялось и усиливалось.

4 Одним из выдающихся казахских ханов при котором завер­шился процесс « собирания» казахских земель, был сын Джанибека Касым (1511- 1520) При нем Казахское ханство достигло наи­большего могущества. М. X. Дулати отмечает, что « в то время, ког­да Касым - хан ещё не принимал титула хана, власть его уже была настолько велика, что никто не думал о Бурундук - хане». Дело в том, что Касым выгодно отличался от многочисленных сыновей Керей - хана и Джанибек - хана своим умом, энергией, способностя­ми военначальника. Его соперничество с Бурундук - ханом завер­шилось тем, что в 1511 году Бурундук был отвергнут подданными и был вынужден покинуть государство, а Касым, взяв власть в свои руки, продолжил борьбу с Шайбанидами - теперь уже правителями Мавереннахра; забрал у них Туркестан и Ташкент.

Во 2 десятилетии 16 века Касым - хан окончательно утвердил свое господство над степными пространствами Орды, Касым - хан стал продвигаться на ее западные территории, границы его государства дос­тигли бассейна реки Урал. Впервые со времен Кыпчакского ханст­ва в одном государстве были объединены все казахские племена и роды. Став сильным и независимым, Казахское ханство стало из­вестно в Европе. Касым - хан установил дипломатические отно­шения с Московским государством. Известен он и тем, что создал письменный свод законов « Столбовая дорога Касыма».

Однако после смерти Касыма страну захлестнули усобицы, ханы сменяли друг друга. М. X. Дулати пишет в « Тарих - и Рашиди»: « После этого на престол воссел Тахир -хан, сын Адика -султана. Так как Тахир был человек чрезвычайно жестоким, то люди вдруг отвернулись от него и рассеялись... Во времена этого Тахир- хана казахи претерпели больше невзгоды. После него ха­ном стал его брат Буйдаш».

Усобицы ослабили Казахское ханство, а наследники Касыма растеряли приобретенные им земли.


Дата: 2016-10-02, просмотров: 296.