Тема № 3. Тюркоязычные раннефеодальные государства на территории Казахстана.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Западно-тюркский и тюргешский каганаты: история образо­вания и падения.

2. Карлуки и огузы в Казахстане, их государственные образо­вания.

3. Кимекский каганат: территория, государственное устройство, политическая история.

I. В эпоху бронзы (II-1 тыс. до н.э.) начался распад первобытно-родовых отношений. Но рабовладельческий уклад, зародивший­ся в недрах первобытнообщинного строя, не развился и не перерос в общественно-экономическую формацию, хотя на протяжении веков в Казахстане существовало патриархальное рабство.

На территории Казахстана в процессе разложения первобыт­нообщинного строя складывались раннефеодальные отношения, сохраняя при этом пережитки родовых отношений в экономике и в быту.

Вместе с раннефеодальными отношениями складываются ран­нефеодальные государства. Первым таким государством в Центральной Азии был Тюркский каганат, (от слова "тюрк"). Сначала слово "тюрк" означало – представитель знати, затем этот термин приобрел этническое значение, тюрками стали называться все люди, подвластные знати. Слово "тюрк" означало также "союз", Союз 10 племен, сложившихся в V в. на Алтае, назывался "он тюрк бодун", где бод переводится как "племя", "он ок бодун" - так первоначально называлось ядро этого народа. Позднее их государство стало называться "тюрк эль". Первое упоминание имени тюрк" относится к 542 г. В китайских летописях сообщает­ся, что в это время северные границы княжества Вэй ежегодно подвергаются опустошительным набегам со стороны тюрок, пришедших с северо-запада. Следующие события развива­лись стремительно. Тюркский каган Тумынь (Бумын) разгромил аваров (552 г.), проживавших в центр и южной части современной Монголии, от которых ранее зависели тюрки, и завладел их территорией. Затем тюрки покорили на востоке пле­мена киданей, отуз - татаров, енисейских кыргызов. Еще более ак­тивными тюрки становятся в эти годы на западе. Эти походы воз­главил Иштеми (Истеми), считающийся первопредком западных тюрок и основателем Западного тюркского каганата. Он покорил племена Семиречья, а затем, заключив союз с Ираном, подчинил Среднюю Азию. До 580 г. в состав тюркского государства вошли Крым и западный Кавказ. Империя тюрок или Тюркский каганат, созданная силой оружия и охватывающая огромные территории, долго удержаться не могла. Обострение внутренних противоре­чий, наступление Китая на границы каганата, процесс автономизации его районов привели к тому, что в 603 г. Тюркский каганат распался на 2 самостоятельных государства: Восточный и Западный каганаты. Западно-тюркский каганат за­нимал древние усуньские земли, а также оседлоземледельческие оазисы Восточного Туркестана и Средней Азии. Население горо­дов, и согдийское, и тюркское, занималось торговлей, ремеслами, хлебопашеством. Торговый обмен как внутренний, так и внеш­ний, вызвал появление денежного обращения.

Развитие общественно-экономических отношений происхо­дило в направлении становления феодальных отношений, но име­ло свои особенности. Первым лицом в государстве западных тю­рок был каган - верховный правитель, военачальник, распоряди­тель и собственник всех земель. О богатстве каганского рода гово­рят письменные источники. Так буддийский монах отмечал, что "юрта кагана вся так была украшена золотом, что рябило и глазах".

Вторым лицом в государстве был улуг. Высшие титулы в ка­ганате – ябгу, шад, эльтебер принадлежали к представителям ка­ганского рода, они правили вассальными племенами. Судебные функции выполняли буюруки и тарханы. Важную роль играли уй-каганы (домашний каган, глава патриархальной общины, семьи).

Эксплуатируемая масса каганата состояла из свободных об­щинников - скотоводов, называемых "кара-будун" (чернь). Были в обществе тюрок и рабы-кулы. Племена делились на аристократи­ческие и зависимые (вассальные). Главной повинностью послед­них был "налог крови", т.е. участие в военных действиях, причем нахождение в авангарде. Главной целью войн тюрок против сосе­дей был захват добычи и рабов, причем захватывались часто дети, превращаемые в домашних рабов и манкуртов. Рабство в Западно-тюркском каганате ие достигло классических форм, здесь в VII-VIII в.в. шел процесс формирования раннефеодальных отношений. Массовое проникновение тюрок на территорию Казахстана в сер I тыс. н.э. означало начало нового этапа в этногенетических процес­сах. Тюркские кочевники подчинили себе ие только Семиречье, но и степи Западного Казахстана, продвинувшись до Волги. Расселе­ние тюрок на огромной территории Казахстана усилило процесс активного смешения потомков саков с мигрантами, тюркская речь стала преобладающей, тюрки утвердили здесь монголоидный эле­мент у местного населения, т.е. сыграли важную роль в этногенезе казахов.

Междоусобные войны в Западно-тюркском каганате, постоян­ное вмешательство Китая, стремившегося утвердиться в Семире­чье, привели к ослаблению власти кагана. В условиях раздроблен­ности возвысилось племя тюргешей (тюркеши) под предводитель­ством Учлика. Будучи многочисленным племенем, тюргеши с VI в. занимали территорию в междуре­чье Чу и Или. После поражения войск тюрок Учлик перенес свою столицу в г. Суяб, назвав его Большой ставкой, а затем столица переместилась в г. Талас (Тараз).

В тюргешском каганате также велась ожесточенная борьба за власть между сары-тюргешами и кара-тюргешами. Выдающимся тюргешским каганом был ставленник кара-тюргешей Сулук (Сулу), при котором наметился расцвет городов, торговли на караван­ном пути, появились медные деньги, что научно доказано раскоп­ками в г. Тараз, широко было развито земледелие. Внутренние распри в тюргешском каганате не ослабевали, в их итоге был убит Сулук. Разобщенные племена с трудом выдерживали натиск ки­тайцев и арабов, а в 766 г. каганат пал под напором тюркоязычного племени карлуков.

II. Со II п. VIII в. процесс феодализации на территории Казахстана усилился, возникли новые раннефеодальные государства, в частности, Карлукский каганат. Карлуки стали наследниками зе­мель тюргешей, переселившись в Семиречье с западного Алтая.

Первые сведения о карлуках относятся к V в., в китайских ис­точниках они названы по имени главного рода булак. Древнетюркские летописи называют три племени карлуков - булак, чигиль, ташлык. О карлуках известно, что произошли они от тюрок и со­ставляли одну из их ветвей. В Семиречье племена карлуков сме­шались с племенами бывших Западно-тюркского и тюргешского каганатов. В Карлукскую конфедерацию вошли племена: тухси, чигили, халаджи, чаруки. аргу и др. Кроме того -часть огузов, уй­гуров и согдийцсв. Говорили карлуки на разных диалектах тюрк­ского языка и относились к европеоидному расовому типу с не­значительной примесью монголоидных черт.

В V1II-X в.в. карлукские племена расселялись на обширной
территории Казахстана: от Джунгарского Алатау до среднего те­чения Сыр-Дарьи. Они обитали между о.Балхаш и Иссык-куль, по р.Чу, Талас, Или. Город Тараз в VIII в. являлся городом "славных и благопристойных тюрок-чаруков".

В этот период им пришлось вести борьбу с уйгурами, от кото­рых потерпели поражение, и с арабами, которые отняли у карлу­ков г. Кулан, Отрар, а также с Саманидами, в чьи руки перешел г. Исфиджаб и Тараз. После падения Уйгурского каганата под на­тиском енисейских кыргызов карлукский правитель - джабгу принял титул кагана, и государство стало называться каганатом.

Государство карлуков представляло собой удельно-племенную систему, т.е. централизованного государства у них не было. Удельные правители, которые стояли во главе племен, пользова­лись большой самостоятельностью. Племенная знать имела боль­шие привилегии, которые передавались по наследству. Основная масса населения -рядовые общинники находилась в экономиче­ской зависимости от знати. Роды карлуков тоже были неравно­правны, знать владела скотом, пастбищами и городами. В стране карлуков насчитывалось 25 городов - Тараз, Кулан. Мирки, Барсхан. Талгар и др., находившиеся на Великом Шелковом пуги.

Каганат, как и др. тюркские государства, раздирался усобица­ми, чем воспользовались соседи из Кашгара, которые в 940 г. захватили столицу карлуков - г.Баласагун. так при пел конец держа­ве карлуков, часть из них ушла в Северное Семиречье, где образо­вано небольшое владение с центром в г. Каялыке. В Чуйской же долине установилось господство Караханидов.

С территорией Казахстана тесно связана история тюркоязычного раннефеодального государства огузов, которое сложилось в 1Х-Х вв. в бассейне нижнего и среднего течения Сырдарьи и в степях Западного Казахстана. Огузы передвинулись на террито­рию Казахстана вместе с карлуками, вместе они вели борьбу за тюргешское наследство, но затем были вытеснены карлукамн па запад. В IX в. после длительной борьбы огузские племена разгро­мили печенегов и захватили Приаралье, а также междуречье Волги и Урала. Нa этих территориях и сложилась огузская конфедерация в результате смешения с давними насель никами Южного и За­падного Казахстана. Формирование огузской этнической общно­сти было долгим и сложным процессом «Они, - писал ал-Масуди, -самые низкорослые из тюрок и у них самые маленькие глаза», т.е. огузы относились к монголоидному расовому типу.

Источники отмечают, что огузы делились на 22 или 24 племе­ни , которые поровну разделялись на 2 крыла: старшие бузуки и младшие - учуки. Первые были привилегированными. Роды и племена входили в состав племенных союзов - иль (народ). Огузское общество было раннеклассовым обществом, а государство раннефеодальным. Государство не было монолитным, у огузов было несколько царей или князей. Главой государства был вер­ховный правитель - ябгу, его власть передавалась по наследству. Жены ябгу джабгу носили титул "хатун", а наследники называ­лись "инал". Важное место при дворе занимал предводйтель огузского войска-сюбаши, опиравшийся на военный совет. В X веке стал складываться аппарат управления, функционировала система налоговых сборов.

Государство огузов играло важную роль в политической и во­енной истории Евразии. Так известно, что в 965 г. между огузским и киевским князем Святославом был заключен военный союз, направленный против хазар. Его результатом явился разгром Хазарского каганата. В X в. огузские джагбу вместе с русскими князьями нанесли поражение Волжской Булгарии. Особенно уси­лилось государство огузов при Шахмелике, при котором огузы захватили Хорезм. Именно он стал и последним джабгу огузов, че­рез 2 года. Шахмелик в стычке с сельджуками был пленен, а затем казнен. Огузское государство стало приходить в упадок, а оконча­тельный удар но нему нанесли кыпчаки, под их ударами огузы ушли в пределы Восточной Европы, в Малую Азию. Часть огузов подчинилась кыпчакам, другие подпали под власть сельджуков и караханидов.

Однако следует помнить, что огузы - это один из компонентов, участвовавших в формировании казахской народности, а также узбекской, туркменской, каракалпакской.

III. Процесс развития раннефеодальных отношений и ранне­феодальных государств во II п. I тыс. происходил не только на юге и западе, но и в северных, восточных и центральных районах Ка­захстана, в районах обитания в VIII-[X в.в. кимекских и кыпчакских тюркоязычных племен.

По данным письменных источников, кимеки и кипчаки до сер. VIII в. обитали на Иртыше, их соседями были карлуки и енисей­ские кыргызы. Со II п. VIII в. кимеки стали расселяться на землях карлуков, в Северо-Вост. Семиречье. В то же время происходило перемещение кыпчаков с Иртыша на запад. Кимеки и Кыпчаки -это 2 родственных этноса, которые говорили на одном языке. Пер­вое упоминание о государстве кимеков появляется в IX в., причем отмечается, что кыпчаки входили в состав их государства. Но мнение о тождестве этих племен ошибочно. О кимеках писали, что они, как и огузы, самые сильные из тюрок и имеют царей. Царь кимеков в к. IX стал носить высший титул у тюрок-хакан. Хакан кимеков обладал реальной властью, назначал малых царей, пред­ставителей племенной знати. Власть хакана и малых царей пере­ходила по наследству. Согласно источников, "хакан кимеков име­ет 11 управителей" Правители уделов были в то же время воен­ными вождями, а свои уделы получали за службу. Удельные вла­дения выставляли войско, этническая среда в уделах состояла в основном из представителей одного племени. Удельно-племенная система говорит об элементах административного деления в кимекском обществе. Правители крупных уделов стремилась упро­чить свои позиции, некоторые из них превращались в полузависи­мых от хакана правителей.

Резиденциями "государей" служили города, окруженные сте­ной или замки-крепости. Здесь малые цари содержали войско, хранили богатства. В распоряжении кимеков имелось 16 городов, 12 из них находились в бассейне р. Иртыш, т.е. основной террито­рии кимеков.

Есть сведения о существовании у кимеков налоговых сборов. Из золота, добываемого князьями, царь брал обязательную долю для себя. Четко прослеживалось в обществе имущественное нера­венство, что вело к образованию кочевой аристократии и разоре­нию рядовых кочевников. Разорившиеся кочевники переходили к оседлости, их называли ятуки. Ятуки занимались ремеслом, рыбо­ловством, земледелием.

Есть основания предполагать, что кимеки знали письменность и пользовались древнетюркскнм алфавитом. Об этом говорят на­ходки - бронзовые зеркала с надписью .

В источниках много говорится о войнах кимеков, их набегах на соседей, об ответных нападениях. Так они часто нападали на города и земли токуз-огузов. Однако дружили с огузами, енисей­скими кыргызами.

Противоречия между верховной властью и малыми государя­ми вели к ослаблению кимекского государства. Этому способство­вали также противоречия в обществе, вызванные обогащением знати. Падение Кимекского государства было вызвано также внешним фактором - новой миграцией кочевых племен Центральной Азии в I п. XI в. - кунов, каев, которые стали теснить кимеков. В то же время стали усиливались кыпчаки, которые наследовали кимекскую государственность.

Таким образом, в II п. I тыс. н.э. на территории Казахстана од­но за другим возникают государственные образования раннефео­дального типа на тюркской основе. Это Тюргешский каганат, Карлукское и Огузское государства и Кимекский каганат, население которых - тюркоязычные племена сыграли очень важную роль в этногенезе казахов.

Тема №4. Этнополнтическая ситуация на территории Казах­стана в Х-ХШ в.в.

1. Кипчакское ханство, его роль в консолидации
тюркоязычных племен на территории Казахстана

2. Государство Караханидов: история образования,
этнический состав, политическая и хозяйственная жизнь.

3. Каракитаи, пойманы и кереиты в Казахстане, их роль в этногенезе казахов

4. Казахстан под властью татаро-монголов.

Этнополитическая ситуация на территории Казахстана в пер­вые века II тысячелетия н.э. была не менее сложной, чем в I тыся­челетии. Этот период характеризуется объединением тюркоязычных племен Казахстана в единое государство, образованием новых государств на юге-востоке, завоеванием территории Казахстана татаро - монголами.

Как известно, кыпчаки в VIII-X в.в. входили в состав Кимекского государства, а после его падения гегемония на всей террито­рии кимеко-кыпчакских племен перешла к кыпчакам. К середине XI в. кыпчаки захватили огузские земли и подошли к северным рубежам Хорезма. Восточными их рубежами являлись правобере­жье Иртыша и склоны Алтайских гор. Северные границы прохо­дили по лесостепной зоне, отделяющей казахстанские степи от за­падной Сибири. На западе племена кыпчакского объединения рас­селились до Волги, отдельные их группы проникли на п/о Ман­гышлак. Вся эта территория получила название "Дешт и Кыпчак" Но на Руси термин "кыпчак" не привился, его перевели на русский язык, как "желтый" или "половый", а отсюда пришельцев стали называть половцами, а их степь - полем половецким. Далее кыпча­ки достигли р. Дона, Днепра и Днестра," затем дошли до Карпат, Дуная, Балканских гор, где их стали называть команами.

Кыпчакское государство или ханство прежде всего вобрало в себя этнические племена и роды, населявшие территорию Казах­стана, за исключением юго-востока. В состав Кыпчакского Ханства вошли, кроме самих кыпчаков, кимеки, огузы канглы, карлуки и др., т.е. множество племен и родов, которые приняли имя "кыпчак", признали их язык и культуру.

Основой хозяйственной деятельности кыпчаков было ското­водство. Радиус передвижения кочевников был очень велик. Но часть кыпчаков занималась земледелием, подспорьем была охота, рыболовство, домашние промыслы. Найденные в кыпчакских по­гребениях наборы оружия, конского снаряжения, предметы укра­шений свидетельствуют о наличии среди них мастеров-ремесленников. Хозяйство оставалась в основном натуральным, хотя уже развивался обмен и торговля.

Кыпчаки вступили в этап утверждения феодальных отноше­ний, но у них сохранялись пережитки патриархального уклада. Общественная организация кыпчаков основывалась на институте родов, которые объединялись в племена и более крупные объеди­нения - иль (парод). Основой имущественного неравенства была частная собственность на скот. Посягательство на собственность строго каралось. Знать кыпчаков - ханы. беки, тарханы, баскаки, баи владели большим количеством скота и пастбищ, хотя юриди­чески собственность на землю не фиксировалась. В кыпчакском обществе были не только ханы. Но и верховные ханы. Власть ха­нов передавалась по наследству. В ханской ставке, называвшейся орда, находился аппарат управления. Династийным родом считал­ся род "ель-бориль". Родовые общинники - "мужи" считались сво­бодными, среди них была своя иерархия: более зажиточные, менее и самые бедные, безлошадные, которых называли - "ятуки", Самой бесправной группой в кыпчакском обществе были рабы, использо­вавшиеся в домашнем хозяйстве. Таким образом, кыпчакское об­щество было неоднородным. Кыпчаки строили свои отношения с народами Средней Азии, Русью, Волжской Булгарией на основе экономических контактов, обмена скота и продуктов животновод­ства на зерно и ремесленные изделия. Между кыпчакским ханст­вом и Хорезмом велась постоянная борьба за присырдарьинские земли. Чтобы ослабить кыпчаков и поставить их объединение в зависимость, Хорезм разжигал вражду между кыпчакскими вож­дями. В начале XIII в. хорезмшах подчинил часть кыпчакских вла­дений на юге, в частности, центр левого крыла - г.Сыганак. Хо­резм привлекал на свою сторону аристократию кыпчаков, превра­щая ее в замкнутое военное сословие и обращая в ислам. Но зна­чительная часть кыпчакских племен оставалась вне ислама, при­держиваясь языческой веры. Правители Хорезма брали жен из ханских родов кыпчаков и канглы, что "привязывало" родственни­ков к политике Хорезма, к отстаиванию их интересов. Кроме того, хорезмшахи поддерживали стремление племени канглы к самооп­ределению.

В к ХП-н.ХШ в.в. в кыпчакском ханстве усилились внутрен­ние противоречия, вызванные борьбой за власть и прохорезмийской ориентацией значительных групп кыпчаков. Все это привело к тому, что ко времени монгольского нашествия Дешт -и Кыпчак оказался раздробленным и не смог противостоять завоевателям.

Однако следует отметить особую роль кыпчакского этноса в деле консолидации тюркоязычных племен на территории Казах­стана. Кыпчаки были близки к формированию народности, но завершению этого процесса помешало монгольское завоевание и длительное господство татаро-монголов. Большая часть кыпчаков позже участвовала в формировании казахской народности, а часть – в формировании кыргызской, узбекской, каракалпакской и турк­менской народностей.

II. В то время, как на большей части территории Казахстана господствовали кыпчаки, на юго-востоке утверждались караханиды, создавая свое государство. Караханиды начали проникать на территорию Семиречья с середины X в. В источниках почти не сохранилось точных сведений о начальном этапе истории Караханидского государства, но известно, что пер­воначально оно включало в себя Восточный Туркестан (Кашгар) и Семиречье, вобрав в себя племена предшествовавших образова­ний. Наибольшую роль в его ранней истории сыграли племена карлуков - чигили и ягма. Родоначальником династии караханидов принято считать Сатука- Богра хана, который в 942 г. сверг прави­теля карлуков в Баласагуне и объявил себя верховным Kaганом.

Политическая история Караханидского государства насыщена примерами междоусобных распрей, войнами с соседними государ­ствами. Так, в к Х века караханиды захватили город Исфиджаб, затем без особого труда -государство Средней Азии Мавераннахр вместе с его столицей Бухарой , границы Караханидского государ­ства были не устойчивыми. Само государство было основано на системе уделов. Удельные владетели обладали большими правами, вплоть до чеканки собственных монет. Это привело к тому, что в 30-х г. ХI века государство распалось на 2 части: восточную, куда входило Семиречье и Восточный Туркестан, и западную - Маве­реннахр. Центром восточного владения был г. Орда близ Баласагуна, затем - Кашгар, а центром западного -г.Узгенд, затем Самар­канд. Оба владения в конечном счете обособились в самостоя­тельные государства и постоянно враждовали друг с другом.

Государство Караханидов в отличии от прежних государст­венных образований на территории Казахстана было развитым феодальным государством. Власть в нем принадлежала вождям самых крупных племен. Верховные правители титуловались зва­ниями "арслан" (лев) и богра (верблюд). Арслан-хан был, как пра­вило, из чигилей, а богра-хан из ягма. Первый был главным прави­телем, второй -соправитель. Всем государством до его распада правил хан ханов - хакан или тамгач-хан. Он имел большой штат придворных и чиновников, главным его приближенным был везир. Дворец хана, его главная ставка являлась центром государствен­ного и административного правления. Ханы жаловали своим род­ственников или приближенным право на сбор налогов с населения области, района или города, такое пожалование называлось "икта", а его держатели — иктадары или мукта. Категории икты были различные - крупные, средние, мелкие. Владельцы икты старались закрепить за собой не только право на получение податей, но и на землю, и на тех крестьян, которые облагались налогом. И зна­чительная часть иктадаров превращалась в наследственных собст­венников земли.

Значительной материальной базой обладало мусульманское духовенство, владевшее крупными земельными владениями и рас­поряжавшееся вакфными землями, завещанными в пользу рели­гиозных учреждений.

Главным занятием населения было кочевое и полукочевое ско­товодство, в котором преобладало коневодство. Часть племен за­нималось земледелием, выращивая просо и др. зерновые культу­ры. В оседлых районах южного и юго-восточного Казахстана од­ной из распространенных форм эксплуатации была издольщина.

В идеологии караханидов важное место занимали древнетюркские религиозные представления. Но отличительной чертой этого государства было широкое распространение ислама, который был признан государственной религией каганата. Исламизация приве­ла к сложению письменности на основе арабской графики.

В н. XII в. обстановка в Караханидском государстве характе­ризовалась нестабильностью, дроблением феодальных владений, государство приходит в упадок. Во II четв. XII в. многочисленный народ киданей завоевал Семиречье, а затем и остальные земли восточных Караханидов.

III. Кидани упоминаются в письменных источниках с IV в. как монголоязычные племена. Они обитали к северу от Китая на территории Манчжурии и Уссурийского края В сер. X в. они образовали огромное государство Ляо, империю, ко­торая простиралась от Алтая до Тихого океана. Однако в I четв. XI в. она была разгромлена Китаем с его союзниками. Одна часть киданей подчинилась завоевателям, а другая ушла на Запад, через земли Енисейских кыргызов в юго-восточный Казах­стан.

Кидани-мигранты во главе с Елюй Даши сначала служили восточным Кара-ханидам, однако, воспользовавшись их ослаблением, стали ут­верждать свою власть в Семиречье. С этого времени за ними за­крепляется новое имя "каракытай" или "карахытай".

После прихода к власти каракитаи организовали ряд походов против соседей, захватив в 30-40-е г. XII в. территорию Южного Казахстана и Мавереннахра, включая Бухару и Самарканд, т.е. тер­риторию Западных Караханидов.

Формирование органов местного управления происходило под влиянием местных традиций. Войско каракытаев постепенно стало состоять из тюркоязычных племен. Одновременно происходило расширение пришлых этнических групп в местной среде. Появле­ние каракытаев не сопровождалась разрушением городов и посе­лений. Среди них было много кочевых групп, знавших земледелие. Однако при них тенденция к усобицам усилилась, а это при­водило к ослаблению в хозяйственном и политическом плане об­ластей Казахстана и Средней Азии.

Правление карахытаев становилось обременительным, непо­мерные налоги, подворное обложение вызывали недовольство на­селения. Недоумение и возмущение местных мусульман вызывала система наследования власти гурхана женщиной. Карахытайские военачальники стали фактически самостоятельными, ограничива­лись присылкой дани гурхану. Ослаблению карахытаев способст­вовало укрепление Хорезма, в руках у которого оказался весь Мавереннахр и г. Тараз. Обострились отношения у гурхана с другими вассалами, и он вынужден был перебазироваться в Кашгар. В 1214 г. он был свернут найманами во главе с Кучлуком. а государство карахытаев перестало существовать. Память о них сохранил род "Ктай", который вошел в состав казахского народа.

В результате войн в к. XII-XIII в.в. на территорию Казах­стана передвинулись племена наиманов и кереитов, которые ра­нее проживали на территории Монголии и были вытеснены оттуда Чингисханом, Большинство ученых считают найманов и кереитов тюркоязычными племенами, но некоторые относят их к монголоязычным. Эти племена родственные, но соперничали друг с другом. В XII в. конфедерация найманов, кереитов и меркитов представляла собой крупное центральноазиатское государствен­ное объединение. Термин "найман" переводится с монгольского как "восемь" по числу племен, входивших в конфедерацию. Из­вестно, что найманы наследовали земли секиз-огузов, поэтому их отождествляют с последними. Если это так, то это доказательство их тюркоязычности, но возможно, что они имели смешанный эт­нический состав.

В XI-XII в.в. по мере развития раннефеодальных отношений
найманский и кереитский союзы крепли, но стать прочными не смогли из-за столкновений между племенами и родами. Их госу­дарственные образования представляли собой улусы. Каждый улус имел свою территорию, хана, аппарат управления, войско и дружину. Правители крупных улусов имели личные летовки и зимние пастбища. Войско улусов делилось по десятичному принципу (10, 100, 1000, тьма). В улусах было свое делопроизводство на уйгурском языке и печати.

Часть найманов и кереитов особенно верхушка общества, были христианами, что свидетельствует об этнокультурных связях с др. народами и государствами. В 1206 г. под давлением войск Чингисхана найманы и кереиты вынуждены были уйти с Алтая в Семиречье, часть их осталась в Восточном Казахстане.

Правитель найманов Кучлук, воспользовавшись затруд­нительным положением каракытайского правителя, захватил власть в Семиречье в свои руки. Усилившись, он новел политику преследования мусульман, чем вызвал их сопротивление, а также недовольство Хорезмшаха Мухаммеда. В борьбе с Хорезмшахом Кучлук оказался сильнее, он отнял у Хорезма г. Сайрам, Ташкент, Северную часть Ферганы. Затем повел военные действия против владения с центром в г.Алмалыке, но столкнулся здесь в 1218 г. с монгольским войском, пришедшим па помощь Алмалыку. Монго­лы разбили найман, Кучлука пленили и убили. Восточный Тур­кестан и Семиречье перешли под власть монголов. Найманы и кереиты оставили значительный след в истории Казахстана, их пле­мена, сохранив свои самоназвания, участвовали в этногенезе ка­захского народа как крупные этнокомпоненты.

IV. В связи с тем, что тема "Завоевание Казахстана татаро-монголами и его последствия" хорошо известны студентам со школьного курса, этот вопрос рассматривается в форме разверну­той беседы.

Вывод по теме: в первые века II тысячелетия обстановка на территории Казахстана была весьма калейдоскопичной. Государ­ства и государственные образования этого периода оставили значи­тельный след в этнических процессах казахов.





Дата: 2016-10-02, просмотров: 205.