Сравнительная рейтинговая оценка финансового состояния в системе комплексного анализа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Важное место в системе комплексного анализа является сравнительная рейтинговая оценка финансового состояния и деловой активности предприятия. Необходимость такой оценки возникает в двух случаях:

1) когда требуется сопоставить работу нескольких хозяйственных объектов об их деятельности на основе единой системы показателей;

2) когда нужно сопоставить результаты хозяйственной деятельности какого-либо хозяйственного субъекта во времени.

Важнейшим условием применения методов сравнительной комплексной оценки является соизмеримость различных по сути показателей. Если в систему оценочных показателей включаются стоимостные, трудовые, натуральные показатели, то сопоставление должно проводиться не по абсолютным значениям, а основе относительных.

К методам сравнительной комплексной оценки относятся следующие:

- Суммирование значений всех показателей. Данный метод используют в случае одинаковой направленности исходных показателей и их общей сопоставимости, например, в процентах выполнения плана. Наилучшим предприятием по данному методу считается то, у которого max Z показателей-стимуляторов или min Z показателей-дестимуляторов.

- Метод суммы мест. Здесь предприятия ранжируются по показателям-стимуляторам в порядке возрастания и по показателям-дестимуляторам - в порядке убывания. В случае равенства предприятиям присваиваются одинаковые места. Наилучшие результаты в работе по данному методу будут у предприятия с минимальной суммой мест.

- Метод суммы баллов. В данном методе кроме исходных данных о значениях показателей задаются шкалы для оценки каждого показателя. Этот метод требует разработки большого числа шкальных оценок, которые необходимо согласовывать между собой. Методы суммы мест и суммы баллов не учитывает абсолютные

значения показателей, поэтому оценки, найденные по данным методам

могут исказить реальную картину достижений каждого предприятия,

если вариации предприятий мало различаются.

Метод расстояний учитывает абсолютные значения показателей при оценке конечных результатов хозяйственной деятельности. В построенной матрице из показателей находится наилучшее значение, которое затем принимается за эталон. Далее рассчитываются расстояния между показателями каждого предприятия и предприятия-эталона. Предприятия ранжируются в порядке возрастания расстояния, при этом чем меньше расстояние, тем лучше оценка

Таксонометрический. Он не только учитывает абсолютные значения показателей, но и позволяет элиминировать их различную вариацию и является обобщением метода расстояний. Матрица исходных значений преобразуется по следующим формулам:

; ;

где

x - среднее арифметическое всех уровней показателя j (столбца матрицы Х) ; , - среднее квадратическое отклонение показателя j

М.И. Бакановым и А.Д. Шереметом [2] предложена методика комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния и деловой активности предприятия.

Сущность данной методики заключается в том, что, используя исходную информацию за оцениваемый период и систему показателей для рейтинговой оценки, производят классификацию (ранжирование) предприятий по рейтингу и рассчитывают итоговую рейтинговую оценку, которая учитывает все важнейшие параметры финансовой и производственной деятельности предприятия. Далее в табл. 5.3 представлен примерный набор исходных показателей для общей сравнительной оценки. Исходные данные для рейтинговой оценки объединены в четыре группы. Убыточные предприятия в данной системе не рассматриваются. Поскольку все исходные показатели таблицы являются относительными, то необходимо осуществлять расчет их на начало либо на конец периода. Итоговый показатель рейтинговой оценки рассчитывается путем сравнения каждого показателя условного эталонного предприятия, имеющего наилучшие результаты по всем сравниваемым параметрам.

Исходные данные записывают в таблицу, где в строках находятся номера показателей (i), а в столбцах - номера предприятий (j). Далее по каждому показателю находится максимальное значение, которое заносится в столбец эталонного предприятия. По исходным показателям таблицы находят отношения соответствующих значений (аij) к максимальному (max aij):

Для каждого анализируемого показателя значение его рейтинговой оценки определяется по формуле (R j):

 

Rj = i (1-x1j)2 + (1 - x2j)2 +....................... + (1- xnj )2

 

 


Таблица 5.3. - Система исходных показателей деятельности для рейтинговой оценки по данным публичной отчетности

 

Группа I Показатели прибыльности хозяйственной деятельности Группа II Показатели оценки эффективности управления Группы III Показатели оценки деловой активности Группа IV Показатели оценки ликвидности и рыночной устойчивости
1. Общая рентабельность предприятия – общая прибыль на 1 руб. активов 2. Чистая рентабельность предприятия – чистая прибыль на 1 руб. активов 3. Рентабельность собственного капитала - чистая прибыль на 1 руб. собственного капитала (средств) 4. Общая рентабельность к производственным фондам - общая прибыль к средней величине основных производственных фондов и оборотных средств в товарно-материальных ценностях 1. Чистая прибыль на 1 руб. объема реализации продукции 2. Прибыль от реализации продукции на 1 руб. объема реализации продукции 3. Прибыль от всей реализации на 1 руб. объема реализации продукции 4. Общая прибыль на 1 руб. объема реализации продукции 1. Отдача всех активов - выручка от реализации продукции на 1 руб.активов 2. Отдача основных фондов - выручка от реализации продукции на 1 руб. основных фондов 3. Оборачиваемость оборотных фондов -выручка от реализации продукции на 1 руб. оборотных средств 4. Оборачиваемость запасов - выручка от реализации продукции на 1 руб. запасов и затрат 5. Оборачиваемость дебиторской задолженности - выручка от реализации продукции на 1 руб. дебиторской задолженности. 6. Оборачиваемость банковских активов - выручка от реализации на 1 руб.банковских активов 7. Отдача собственного капитала - выручка от реализации на 1 руб. собственного капитала 1. Текущий коэффициент ликвидности - оборотные средства на 1 руб. срочных обязательств 2. Критический коэффициент ликвидности – денежные средства, расчеты и прочие активы на 1 руб. 3. Индекс постоянного актива - основные фонды и прочие внеоборотные активы к собственным средствам 4. Коэффициент автономии - собственные средства на 1 руб. к валюте баланса 5. Обеспеченность оборотных активов собственными оборотными средствами - собственные оборотные средства на 1 руб. всех оборотных активов  

 

 


Затем предприятия ранжируются в порядке убывания рейтинговой оценки. Наилучшим предприятием будет считаться такое, у которого самое минимальное значение рейтинговой оценки.

Изложенный метод может применяться как для сравнения предприятий на конкретную дату, так и в динамике. В первом случае исходные данные рассчитываются по данным бухгалтерской отчетности на конец периода, во втором случае - как темповые коэффициенты роста: данные на конец периода делятся на значение соответствующего показателя на начало периода. Во втором случае получаем не только оценки текущего финансового состояния предприятия на определенную дату, но и его способностей по изменению этого состояния в динамике. Следовательно, рейтинговая оценка финансового состояния и деловой активности предприятия, используя данные публичной отчетности, на базе комплексного и многомерного подхода производит сравнение реальных достижений всех конкурентов

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. 4-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика, 2000.

2. Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующих субъектов. М.: Финансы и статистика, 2003.

3. Барсегян Л.М., Герасимова В.И., Струк Т.Г. Анализ хозяйственной деятельности: Курс лекций. Часть I. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 232 с.

4. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учеб. пособие. М.:ИНФРА-М, 2001.

5. Волков В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: ИНФРА-М, 2001.

6. Ендовицкий Д.А. Экономический анализ активов организации: учебник /Д.А. Ендовицкий, А.Н. Исаенко, В.А. Лубков, Н.В. Журавлева, Л.С. Коробейникова, А.А. Кретов, О.М. Купрюшина, И.В. Панина, Р.Р. Рахматуллина, Ю.А. Силаева, под ред. Д.А. Ендовицкого. – М.: Эксмо, 2009. – 608 с.

7. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Захаров, 2001.

8. Когденко В.Г, Экономический анализ: учеб. пособие для студентов вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТА-ДАНА, 2009.-392с.

9. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Сучков Е.А. Теория экономического анализа / Под ред. Н.П. Любушина. М.: Экономистъ, 2004.

10. Любушин Н.П. Экономический анализ: учеб. пособие – 2-е изд. переб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-423с.

11. Пласкова Н.С. Экономический анализ: стратегический и текущий: учебник.-М.ЭКСМО, 2007. – 656 с.

12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 4-е изд., перераб. и доп. Минск: Новое знание, 2000.

13. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб. пособие .-М.:ИНФРА-М, 2005. -281с.

14. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002.

15. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для экономических вузов / Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. М.: Финансы и статистика, 2000.

16. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособие / Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. М.: Финансы и статистика, 2001.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

 



Дата: 2016-10-02, просмотров: 207.