Понятие и сущность государственной экономической политики. Объекты, цели и средства государственного регулирования смешанной экономики. Государственное регулирование смешанной экономики на современном этапе.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
№ | Разделы (темы) учебной дисциплины | Используемые образовательные технологии, способы и методы обучения | ||
Лекции | Семинары | Практические занятия | ||
1. | Тема 1. «Экономическая наука, ее предмет и методы». | классическая лекция | - | - |
2. | Тема 2. «Основы общественного производства. Проблема выбора в экономике». | классическая лекция | семинар-диалог | - |
3. | Тема 3 «Организация экономической жизни в обществе. Государство и рынок». | классическая лекция | семинар-диалог | - |
4. | Тема 4. «Экономическая теория товара и денег». | классическая лекция | семинар-диалог, семинар защиты творческих работ | - |
5. | Тема 5. «Механизм функционирования рынка. Теория спроса и предложения». | классическая лекция | семинар-диалог, разбор конкретных ситуаций | - |
6. | Тема 6. «Предприятие (фирма) в рыночной экономике. Капитал предприятия, его структура». | классическая лекция | разбор конкретных ситуаций | - |
7. | Тема 7. «Издержки и доходы предпринимательской деятельности». | классическая лекция | семинар защиты творческих работ | - |
8. | Тема 8. «Типы рынка. Предприятие (фирма) в условиях совершенной и несовершенной конкуренции». | классическая лекция | семинар-диалог, разбор конкретных ситуаций | - |
9. | Тема 9. «Рынки факторов производства. Формирование факторных доходов». | классическая лекция | семинар защиты творческих работ | - |
10. | Тема 10. «Макроэкономика, ее предмет основные проблемы и показатели». | классическая лекция | семинар-диалог, разбор конкретных ситуаций | - |
11. | Тема 11. «Циклы и кризисы в экономике». | классическая лекция | - | - |
12. | Тема 12. «Накопление и потребление. Социальные проблемы макроэкономики». | классическая лекция | семинар-диалог | - |
13. | Тема 13. «Денежно-кредитное обращение. Инфляция». | классическая лекция | семинар защиты творческих работ | - |
14. | Тема 14. «Финансовая система. Налоги». | классическая лекция | семинар защиты творческих работ | - |
15. | Тема 15. «Роль экономики в государственном управлении». | классическая лекция | - | - |
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ:
1. Предмет экономической теории. Основные этапы становления и развития экономической теории.
2. Методы экономической теории. Экономические категории и законы, их роль в хозяйственной деятельности.
3. Потребность людей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.
4. Общественное производство. Производительные силы и производственные отношения: их структура, взаимная связь и зависимость.
5. Организация экономической жизни. Взаимодействие государства и рынка.
6. Воспроизводство, его фазы и типы.
7. Экономические системы, принципы их классификации. Современная типология экономических систем.
8. Способы организации производственной деятельности: традиционный, рыночный, директивный, смешанный.
9. Смешанная экономика, ее структура, виды и закономерности развития.
6. Собственность, ее экономическое содержание и формы.
7. Товарное производство. Условия его возникновения.
8. Товар и его основные свойства. Характеристика труда, создающего товар.
9. Деньги, их функции. Характеристика денежного обращения.
10. Законы товарного производства: закон стоимости и теория предельной полезности.
11. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы, влияющие на величину рыночного спроса.
12. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Факторы, влияющие на величину рыночного предложения.
13. Эластичность спроса и предложения, методы ее измерения.
14. Взаимодействие спроса и предложения.
15. Фирма в системе рыночных отношений. Основные типы фирм и формы организации предпринимательства.
16. Акционерные общества: понятие, виды, порядок создания. Устав АО. Органы управления АО. Капитал АО.
17. Капитал фирмы. Его виды и функционирование.
18. Издержки производства, их виды. Трансакционные издержки, их структура и роль в развитии экономики.
19. Доходы фирмы: валовой доход, выручка, прибыль. Норма прибыли и факторы ее определяющие.
20. Предпринимательство в сельском хозяйстве. Земельная рента, ее виды и формы.
21. Предпринимательство в сфере торговли. Издержки обращения и торговая прибыль.
22. Структура и инфраструктура рынка. Виды конкурентной борьбы.
23. Конкурентный рынок, его характерные черты. Поведение фирмы в условиях чистой (несовершенной) конкуренции.
24. Монополия. Основные формы монополистических объединений. Ценообразование на рынке несовершенной конкуренции
25. Олигополия. Монополистическая конкуренция.
26. Структура и инфраструктура товарного рынка. Товарные биржи, их функции и тенденции развития.
27. Рынок капиталов. Ссудный капитал.
28. Кредит: сущность, функции и формы. Денежно-кредитная политика государства.
29. Рынок ценных бумаг, его инфраструктура. Фондовая биржа.
30. Рынок труда. Заработная плата, факторы и условия ее образования.
31. Понятие и основные проблемы макроэкономики.
32. Валовый внутренний продукт (ВВП), валовый национальный продукт (ВНП) и методы их исчисления.
33. Чистый национальный продукт и национальный доход: факторы роста и проблемы распределения.
34. Личный располагаемый доход, его значение и методика расчета.
35. Экономический рост, его источники, типы и способы измерения. Модели интенсификации экономики в современных условиях.
36. Циклы и кризисы в рыночной экономике.
37. Экономические кризисы, их виды, причины и роль в развитии экономики. Антикризисная политика государства.
38. Потребление, сбережение, инвестиции, их взаимодействие и влияние на экономический рост. Эффект мультипликатора.
39. Доходы населения, их источники формирования и виды. Номинальные и реальные доходы.
40. Занятость и безработица: причины, основные черты, виды и последствия.
41. Совокупный спрос и совокупное предложение, их взаимосвязь и влияние на производство.
42. Макроэкономическое равновесие: классическая и кейнсианская модели.
43. Эффективность общественного производства. Ее критерии, показатели и факторы роста.
44. Современные деньги. Виды денежного обращения. Законы денежного обращения.
45. Банковско-кредитная система, ее структура и функции. Банковский мультипликатор.
46. Инфляция: сущность, формы, причины, социально-экономические последствия и пути ее преодоления в России.
47. Финансовая система: экономическая природа, функции, структура.
48. Государственный бюджет, его структура и значение в регулировании экономики. Проблема бюджетных дефицитов и профицитов, пути ее решения.
49. Денежный рынок. Спрос на деньги, его виды. Предложение денег. Равновесие на денежном рынке. Модель LM.
50. Налоги, их виды и значение. Налоговая система и пути ее совершенствования.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
· оборудование:
· ноутбук,
· проектор,
· экран,
· микрофон
· компьютерные программы:
· Microsoft Office Power Point 2003,
· Microsoft Office Word 2003,
· DVD.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ)
Самостоятельная работа студентов призвана закрепить теоретические знания и практические навыки, полученные студентами на лекциях, практических и семинарских занятиях.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формированию самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских умений.
Эффективность лекционных, семинарских и практических занятий по дисциплине во многом зависит от качества самостоятельной работы студентов, от их самоподготовки. Часть времени, отведенного на самостоятельную работу должна использоваться на подготовку к аудиторным занятиям, другая часть на выполнение домашней работы, осмысление и оформление результатов практических занятий.
При подготовке к занятиям студенту полезно:
§ изучить теоретический материал по данной теме (конспект занятия);
§ ознакомиться с литературой, рекомендованной преподавателем;
§ выполнить задания, предложенные преподавателем, к занятию;
§ составить перечень вопросов, вызывающих затруднения, неясности или сомнения, обсудить их с преподавателем или на занятии;
§ заниматься самостоятельным поиском дополнительной литературы по изучаемой теме.
Организация самостоятельной работы студентов
№ | Трудоемкость (всего, часов) | Разделы (темы) учебной дисциплины | Виды организации самостоятельной работы студентов | ||
Лекции | Семинары | Практи ческие занятия | |||
1. | Тема 1. «Экономическая наука, ее предмет и методы». | Изучение материала лекции и дополнительной литературы по первоисточникам. | Выполнение заданий к семинарскому занятию | ||
2. | Тема 2. «Основы общественного производства. Проблема выбора в экономике». | Изучение материала лекции и дополнительной литературы по первоисточникам. | Выполнение заданий к семинарскому занятию | ||
3. | Тема 3 «Организация экономической жизни в обществе. Государство и рынок». | Изучение материала лекции и дополнительной литературы по первоисточникам. | Выполнение заданий к семинарскому занятию | ||
4. | Тема 4. «Экономическая теория товара и денег». | Изучение материала лекции и дополнительной литературы по первоисточникам. | Выполнение заданий к семинарскому занятию | ||
5. | Тема 5. «Механизм функционирования рынка. Теория спроса и предложения». | Изучение материала лекции и дополнительной литературы по первоисточникам. | Выполнение заданий к семинарскому занятию | ||
6. | Тема 6. «Предприятие (фирма) в рыночной экономике. Капитал предприятия, его структура». | Изучение материала лекции и дополнительной литературы по первоисточникам. | Выполнение заданий к семинарскому занятию | ||
7. | Тема 7. «Издержки и доходы предпринимательской деятельности». | Изучение материала лекции и дополнительной литературы по первоисточникам. | Выполнение заданий к семинарскому занятию | ||
8. | Тема 8. «Типы рынка. Предприятие (фирма) в условиях совершенной и несовершенной конкуренции». | Изучение материала лекции и дополнительной литературы по первоисточникам. | Выполнение заданий к семинарскому занятию | ||
9. | Тема 9. «Рынки факторов производства. Формирование факторных доходов». | Изучение материала лекции и дополнительной литературы по первоисточникам. | Выполнение заданий к семинарскому занятию | ||
10. | Тема 10. «Макроэкономика, ее предмет основные проблемы и показатели». | Изучение материала лекции и дополнительной литературы по первоисточникам. | Выполнение заданий к семинарскому занятию | ||
11. | Тема 11. «Циклы и кризисы в экономике». | Изучение материала лекции и дополнительной литературы по первоисточникам. | Выполнение заданий к семинарскому занятию | ||
12. | Тема 12. «Накопление и потребление. Социальные проблемы макроэкономики». | Изучение материала лекции и дополнительной литературы по первоисточникам. | Выполнение заданий к семинарскому занятию | ||
13. | Тема 13. «Денежно-кредитное обращение. Инфляция». | Изучение материала лекции и дополнительной литературы по первоисточникам. | Выполнение заданий к семинарскому занятию | ||
14. | Тема 14. «Финансовая система. Налоги». | Изучение материала лекции и дополнительной литературы по первоисточникам. | Выполнение заданий к семинарскому занятию | ||
15. | Тема 15. «Роль экономики в государственном управлении». | Изучение материала лекции и дополнительной литературы по первоисточникам. | Выполнение заданий к семинарскому занятию |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9.1. Основная литература
№ п/п | Автор(ы) | Наименование | Издательство, год издан. | Используется при изучении разделов, тем | Семестр | Количество экземпляров в б-ке |
4. | Булатов А.С. | Экономика: учеб. для вузов- 4-е изд., перераб. и доп. | М.: Экономист, 2008. - 831 с.: ил. - ((Homo faber)). | 1, 2 | ||
5. | Непомилуев, В.М | Экономическая теория: учеб.-практ. пособие | Н.Новгород: ВВАГС, 2004. - 240 с. | 1, 2 | ||
6. | Носова, С.С., В. И. Новичкова. | Экономическая теория для бакалавров: учеб. пособие для вузов [аспир., сред., бакалавр] - 2-е изд., стер. - (Для бакалавров). - ISBN 978-5-406-01293-2 | - М.: КноРус, 2011. - 368 с. | 1, 2 |
Дополнительная литература
№ п/п | Автор(ы) | Наименование | Издательство, год издан. | Используется при изучении разделов, тем | Семестр | Количество экземпляров в б-ке |
7. | Ефимова, Е.Г. | Экономика для юристов: учебник. - 3-е изд., исправл. и доп. - ISBN 978-5-89349-325-2 (Флинта) | М.: Флинта; МПСИ, 2009. - 512 с. | 1, 2 | ||
8. | Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П. - | Экономическая теория: учеб. для вузов- изд. исправл. и доп. (Высшее образование). | - М.: ИНФРА-М, 2009. - 672 с. | 1, 2 | ||
9. | Видяпин В.И.; Журавлева Г.П. | Экономическая теория (политэкономия): учеб. для вузов- 4-е изд. (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова). | М.: ИНФРА-М, 2008. - 640 с. | 1, 2 | ||
10. | Францева-Костенко, Е.Е | Экономическая теория: практикум [аспир.] | Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2012. - 188 с. | 1, 2 | ||
11. | Непомилуев В.М. | Экономическая теория. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов | Н.Новгород: ВВАГС, 2009. - 344 с. | 1, 2 | ||
12. | Нуреев Р.М. | Сборник задач по микроэкономике. К "Курсу микроэкономики" | М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2010. - 432 с. | 1, 2 | ||
13. | Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. | Микроэкономика: учеб. для вузов. - 8-е изд., стереот. | М.: КноРус, 2008. - 624 с | 1, 2 | ||
14. | Арженовский, И.В. | Макроэкономика: учеб. пособие для вузов | Н.Новгород: ННГАСУ, 2007. - 180 с. | 1, 2 |
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «030901 «Правовое обеспечение национальной безопасности» Квалификация – СПЕЦИАЛИСТ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Нижегородский институт управления
Кафедра истории государства и права
УТВЕРЖДАЮ
Председатель УМК
______________ В.А. Шехмаметьева
«__» __________ 201__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дата: 2016-10-02, просмотров: 214.