Тема 2 «Основы социального менеджмента. Управление программами социального обслуживания и социальной помощи»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассматриваемые вопросы:

· Бедность: определение и измерение. Адресность социальных услуг.

· Управление предоставлением социальных услуг.

· Мониторинг социальных программ.

 

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

 

Для организации текущего контроля успеваемости студентов предусмотрено выполнение контрольного задания. Промежуточная аттестация знаний студентов осуществляется на зачете, который проходит в групповой форме.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Рынок социальных услуг» строится на основе рейтинговой оценки работы студентов.

Для обеспечения систематического контроля уровня знаний студентов в процессе изучения курса используется методика, позволяющая охватить весь период изучения данного курса. Основные показатели, по совокупности которых оценивается работа студентов, следующие:

- посещаемость занятий;

- качество контрольной работы;

- результаты НИРС;

- выступление с докладом;

- написание эссе;

- качество ответа на зачете.

При проведении зачета используются результаты текущего контроля по дисциплине.

Усвоение студентом дисциплины максимально оценивается 100 баллами (100 % успеха). Указанное максимальное количество баллов (Sитог), которое студент может набрать, складывается из суммы баллов, полученных на экзаменационной сессии (Sсес), и количества баллов, полученных на зачете (Sэкз). И рассчитывается по формуле: Sитог = Sсес + Sэкз

Студент, набравший в результате текущей работы по дисциплине менее 20 баллов, не допускается к сдаче экзамена, и ему выставляется 0 (ноль) сессионных баллов (Sсес = 0).

Студент, набравший от 20 до 50 сессионных баллов (Sсес), обязан сдавать экзамен по дисциплине, на котором может набрать до 50 баллов.

Если на экзамене ответ студента оценивается менее чем на 30 баллов, то экзамен считается несданным, студенту выставляется 0 (ноль) сессионных баллов, а в ведомость выставляется: «неудоалетворительно».

Если на экзамене студент набирает 30 и более баллов, то они прибавляются к сумме баллов за текущую работу в ходе сессии и переводятся в оценку (см. таблицу), которая фиксируется в зачетной книжке студента.

Студенту, набравшему в течение семестра за текущую работу (Sсес) 60 и более баллов, зачет по дисциплине может быть выставлен без процедуры сдачи.

Перевод баллов в академическую оценку

Итоговый рейтинг (Sитог) Академическая оценка
50…69 баллов «удовлетворительно» зачет
70…84 баллов «хорошо»
85…100 баллов «отлично»

Студенты, пропустившие лекционные либо семинарские занятия без уважительной причины, имеют возможность восстановить утерянные баллы. По согласованию с преподавателем, допускаются отработки в виде тестирования, подготовки презентаций, научных докладов на межвузовских студенческих конференциях, а также отработки в ходе индивидуальных консультаций преподавателя.

 

Значения рейтинговых баллов для отдельных видов учебной деятельности студента, формирующих Sитог по дисциплине

№ п/п Вид учебной деятельности Баллы
Лекции
Семинары
Контрольное задание
НИРС, статья
Тестирование
Экзамен, зачет 30–50

 

Результаты текущего контроля используются преподавателем, проводящим занятия по дисциплине:

- для доведения до студентов детальной информации о степени их готовности к изучению дисциплины и о необходимости дополнительной учебной работы для повышения уровня требуемых знаний;

- своевременного выявления отстающих и оказания им содействия в изучении учебного материала;

- организации индивидуальных занятий творческого характера с наиболее подготовленными обучающимися и др.

Результаты текущего контроля используются студентом:

- для контроля усвоения учебного материала;

- организации при необходимости повторного или углубленного изучения учебного материала.

Вопросы для подготовки к экзамену

Компетенции ОК-3, 5; ОПК-2

1. Институционально-социологическое общество и общество национальной экономики.

2. Социальная экономика как подсистема общественного организма.

3. Экономический, социальный порядок и модели социально-рыночного хозяйства.

4. Стоимостная оценка рабочей силы и проблемы ее определения в России.

5. Прожиточный минимум – экономическая основа минимальной заработной платы. Закон РФ о прожиточном минимуме.

6. Формирование достойной и минимальной заработной платы: принципиальные доходы.

7. Рынок социальных услуг и механизм его формирования.

Тест (1 Вариант)/зачет

ОК-3, 5; ОПК-2

1.Социальная политика — это:

система мероприятий, направленнных на жизнеобеспечение населения;

одно из направлений деятельности государства;

искусство управлять государством;

деятельность региональных государственных органов.

2.Перечислите субъекты социальной политики.

 

3.Гражданское общество — это:

социальное государство;

тип общественного устройства, который предусматривает многосубъектность общественной жизни;

демократическое общественное устройство;

общественно-экономическая формация.

 

4.Назовите ключевые элементы социальной структуры общества.

 

5.Дайте ответ: «Да» или «Нет»?

а) Рабочий класс — один из субъектов-институтов социальной политики.

б) Профсоюз рабочих-горняков — один из субъектов-институтов социальной политики.

6.Наиболее независимыми от работодателя представителями работников являются (Выберите правильный вариант ответа):

a) советы трудовых коллективов;

b) советы рабочих;
профсоюзы;

c) забастовочные комитеты;

d) органы общественной самодеятельности.

 

7.Каков порядок создания комиссий по трудовым спорам в действующем трудовом законодательстве?

 

8.Почему при разрешении трудовых споров принцип побуждения сторон к примирению является более важным, чем при разрешении большинства иных споров?

 

9.Инженер закончил государственный ВУЗ. В государственной службе занятости ему помогли определить место работы — государственное машиностроительное предприятие.

Что по своей сущности должна представлять его заработная плата на данном предприятии:

а)стоимость труда;

в) цену рабочей силы;

б) стоимость рабочей силы;

г) цену труда.

 

10.Важной для будущего российской культуры моделью развития является:

а) модель с усиленным вниманием к отечественному культурному наследию и традиционным ценностям, ограниченным развитием инновационных форм и влиянием других культур;

б) модель интенсивного вхождения России в мировое глобальное культурное пространство, предполагающего развитие многообразия культуры на основе потенциала как российской культуры, так и других культур, ускоренное развитие отечественной индустрии культуры;

в) модель, в которой приоритеты отданы воздействию других культур, под влиянием которых Россия полностью интегрируется в мировую систему.

 

Тест (2 Вариант)

ОК-3, 5; ОПК-2

1.Правильны ли и точны ли следующие утверждения? Да или нет?

а)Социальная политика — это меры помощи социально слабым (социально уязвимым) слоям населения.

б) Социальная политика — это политика государства в социальной сфере.

2.Из перечисленных ниже субъектами социальной политики являются:

-должностные лица в государственных учреждениях;

-граждане;

-политические партии;

-футбольные болельщики;

-работодатели;

-рабочий класс;

-государство;

-милиция;

-пособия на детей;

3.Дайте определение категории «социальное положение»

4.По каким основаниям выделяются статистические социальные?

5.Должны или не должны наемные рабочие находиться в одной профсоюзной организации с начальниками цехов, с директорами предприятий?

Дайте ответ: «Да» или «Нет»?

6.Основной задачей трудового законодательства является

(Выберите правильный вариант ответа):

а)содействие росту производительности труда;

б)содействие повышению качества работы;

с) регулирование трудовых отношений работников и работодателей;

д) повышение эффективности общественного производства.

7.Закончите предложение

Источниками трудового права России являются...

а)Конституция РФ;

б)законы (федеральные и субъектов федерации);

в)указы Президента РФ;

г)нормативные акты Правительства РФ, министерств и ведомств, акты локального регулирования.

8.Какие существуют виды трудовых споров в зависимости от субъектов в них участвующих?

9.Какие проблемы в оплате труда и почему можно отнести к числу проблем,
осложняющих социальную безопасность:

а)задержки с выплатой заработной платы;

б) слабая воспроизводственная функция;

в) падение стимулирующей функции;

г)не обоснованная резкая дифференциация в оплате труда;

д) сокращение доли оплаты труда в совокупном доходе работника.

10.Кто должен отвечать за формирование рынка товаров и услуг в сфере культуры?

а) в связи с тем, что товары в сфере культуры носят специфический характер и их использование связано с формированием ценностей, за эту сферу полностью
должно отвечать государство;

б)формирование рынка товаров и услуг в сфере культуры может находиться за пределами государственного сектора и быть связано с использованием преимуществ хозяйствования в других секторах экономики.

 

Таблица по критериям оценки ФОС

Оценка   Профессиональные компетенции   Компетенции, связанные с созданием и обработкой текстов   Иные универсальные компетенции (коммуникабельность, инициативность, умение работать в «команде», управленческие навыки и т.д.) Отчетность  
«Отлично» Работа выполнена на высоком проф.уровне. Представленный материал фактически верен, допускаются негрубые фактические неточности. Студент свободно отвечает на вопросы, связанные с проектом. Материал изложен грамотно, доступно для предполагаемого адресата, логично и интересно. Стиль изложения соответствует задачам проекта. Студент проявил инициативу, творческий подход, способность к выполнению сложных заданий, навыки работы в коллективы, организационные способности. Документация представлена полностью и в срок.
«Хорошо» Работа выполнена на достаточно высоком профессиональном уровне. Допущено до 4–5 фактических ошибок. Студент отвечает на вопросы, связанные с проектом, но недостаточно полно.   Допускаются отдельные ошибки, логические и стилистические погрешности. Текст недостаточно логически выстроен, или обнаруживает недостаточное владение риторическими навыками. Студент достаточно полно, но без инициативы и творческих находок выполнил возложенные на него задачи. Документация представлена достаточно полно и в срок, но с некоторыми недоработками.
«Удовлетворительно» Уровень недостаточно высок. Допущено до 8 фактических ошибок. Студент может ответить, лишь на некоторые вопросы, заданные по проекту. Работа написана несоответствующим стилем, недостаточно полно изложен материал, допущены различные речевые, стилистические и логические ошибки. Студент выполнил большую часть возложенной на него работы. Документация сдана со значительным опозданием (больше недели). Отсутствуют некоторые документы.
«Неудовлетворительно» Работа выполнена на низком уровне. Допущено более 8 фактических ошибок. Ответы на вопросы по проекту обнаруживают непонимание предмета и отсутствие ориентации в материале проекта. Допущены грубые орфографические, пунктуационные, стилистические и логические ошибки. Неясность и примитивность изложения делают текст трудным для восприятия. Студент практически не работал в группе, не выполнил свои задачи или выполнил только некоторые поручения. Документация не сдана.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

 

Основная

1. Курдачева Л. Ф. Рынок социальных услуг / Л. Ф. Курдачева; Зап.-Урал, ин-т экономики и права. - Пермь, 2014. – 174 с.
2. Курдачева, Л.Ф. Рынок социальных услуг / Л. . Курдачева ; Зап.-Урал, ин-т экономики и права. - Пермь, 2014. - 174с. // Информационно-образовательный портал НОУ ВПО ЗУИЭП [Электронный ресурс]. – Сетевой режим доступа: http://portal.wuiel.ru
3. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ А.И. Балашов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.— 527 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21012, гриф УМЦ, гриф НИИ
4. Экономические основы социальной работы [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ И.Н. Маяцкая [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 264 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24849, гриф МО
5. Николаева И.П. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник/ Николаева И.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 327 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14127, гриф МО

Дополнительная

6. Тошенко Ж. Т. Социология труда: учебник для студентов вузов / Ж.Т. Тощенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. -423 с. — (Серия «Magister»).
7. Олейник А. Н. Институциональная экономика / А. Н. Олейник. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 416 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).
8. Захарова Н.А. Право социального обеспечения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Захарова Н.А., Горшков А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Омега-Л, Ай Пи Эр Медиа, 2015.— 121 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23261
9. Салихов Б.В. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник/ Салихов Б.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 724 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17604, гриф УМО
10. Лебедева Н.Н. Институциональная экономика [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Лебедева Н.Н., Николаева И.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 208 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24749, гриф МО
11. Земцова Л.В. Институциональная экономика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Земцова Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2012.— 168 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13882.
12. Парамонов В.С. Институциональная экономика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Парамонов В.С., Литвина Н.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский государственный аграрный заочный университет, 2011.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20645 13.
14. Тавокин Е. П. Исследование социально-экономических и политических процессов [Текст] : Учеб. пособие / Е. П. Тавокин. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 189 с. - (Высшее образование).
15. Юсупов К. Н. Национальная экономика [Текст] : учебное пособие / К. Н. Юсупов, Янгиров А. В.; Таймасов А. Р. ; под общ. ред. К. Н. Юсупова. - 2-е изд. ; стер. - М. : КНОРУС, 2009. - 288 с.

Периодическая

1. Вопросы экономики.

2. Деньги.

3. Закон.

4. Мировая экономика и международные отношения (МЭиМО).

5. Общественные науки и современность.

6. Общество и экономика.

7. Проблемы теории и практики управления.

8. Российский экономический журнал (РЭЖ).

9. Свободная мысль.

10. США (экономика, политика, идеология).

11. Труд за рубежом

12. Финансы.

13. Человек и труд.

14. ЭКО.

15. Экономист.

16. Экономическая наука современной России

7.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

 

1. Электронная библиотечная система ЭБС IPRbooks [Электронный ресурс]. – Сетевой режим доступа: http//www.iprbookshop.ru

2. http://dlib.eastview.com/ - ООО «ИВИС» –компания-распространителей печатной периодики, книг, микрофильмов и микрофишей, электронных баз данных периодических изданий и других информационных ресурсов.

3. www.consultant.ru – справочная правовая система «КонсультантПлюс».

4. www.ffms.ru – официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам.

5. www.gks.ru – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.

6. www.economy.gov.ru – официальный сайт Министерства экономического развития и торговли.

Аналитические центры:

7. http://www.opec.ru

8. http://www.dcenter.ru

9. http://www.ress.ru

10. http://www.forecast.ru

11. http://www.kapital-rus.ru

12. http://www.iet.ru

13. http://www.perm.ru

14. http://www.invest.permtpp.ru

15. http://www.volgainform.ru

16. http://www.invir.ru

17. http://www.kapital.perm.ru

 

7.3. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

 

На самостоятельное изучение студентам предлагается проработать материалы Конвенции относительно защиты заработной платы, Европейской социальной хартии, Конвенции об основных целях и нормах социальной политики, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Аналитическое осмысление международных документов позволит студентам сформировать грамотный подход в понимании защиты прав человека за результат своего труда при получении достойной заработной платы, определения ее уровня и выйти на новые параметры этого понимания – достойное рабочее место.

В целом в работе над курсом целесообразно выделить четыре главных этапа:

1. Определение темы, уяснение круга вопросов, которые должны быть изучены. Для этого нужно внимательно ознакомиться с соответствующим разделом программы, с записями, сделанными на лекциях. С помощью этих материалов надлежит выделить вопросы, наиболее важные для изучаемой темы, найти соответствующие разделы в учебной литературе, выявить необходимую для данной темы литературу.

2. Чтение рекомендованной литературы. Оно должно быть предельно внимательным, тщательным и вдумчивым. Полезно сопоставлять читаемое с уже изученным, освоенным материалом. Уже в первом чтении следует ориентировать себя на активное усвоение материала, т. е. на то, чтобы быть готовым ответить на предусмотренные в методической литературе вопросы. Можно делать отдельные, небольшие выписки (например, термины).

3. Самоконтроль с помощью более подробных ответов на соответствующие вопросы. Если не удается сразу ответить должным образом, нужно вновь прочесть надлежащий раздел.

4. Завершающая стадия – письменное, очень краткое закрепление полученных знаний. Это делать необходимо прежде всего потому, что материал, изученный в начале семестра, может не сохраниться в памяти в полном объеме к началу экзаменационной сессии. Краткий конспект в этом случае явится весьма полезным пособием для повторения. Следует оговорить, однако, что такие записи должны быть предельно краткими, содержать лишь главные, наиболее важные тезисы. Тезисы полезно сопроводить указанием на нужные страницы учебника. Можно рекомендовать также составление схем. Конспект, являющийся итогом всей самостоятельной работы в семестре, поможет в предэкзаменационный период быстро и в сжатые сроки освежить в памяти все важнейшие разделы дисциплины.

Оформление доклада-презентации должно отвечать следующим требованиям:

1. На титульном листе указывается полное наименование учебного заведения, фамилия и инициалы автора, курс, группа, название дисциплины и темы, по которой выполняется работа, научный руководитель (ученая степень, ученое звание либо должность, фамилия и инициалы), место и год написания работы.

2. Должен быть план (оглавление). Он оформляется на отдельной странице и располагается вслед за титульным листом. Вопросы в плане обозначаются цифрами и наименованием вопроса. Следует обратить внимание на то, что в тексте работы каждый ее раздел излагается с новой страницы и выделяется заголовком, который должен точно соответствовать разделам плана.

3. Страницы текста должны быть пронумерованы. Нумерация начинается с титульного листа, но номер страницы на нем не ставится. На странице должны быть оставлены поля (сверху не менее 20 мм, снизу – 25 мм, слева – 30 мм, справа – 10 мм). Текст работы должен быть исполнен аккуратно и тщательно выверен (отредактирован). Сокращения слов, кроме общепринятых, не допускаются.

4. Во всех случаях использования учебной, монографической или иной специальной литературы, нормативных материалов, актов официального толкования необходимо делать ссылки (сноски) на источники информации. Дословное или близкое к тексту воспроизведение источника без соответствующей ссылки на него оценивается научным руководителем как плагиат.

Структурно работа должна включать:

• план;

• содержательную часть в точном соответствии с разделами (пунктами) плана;

• список использованной литературы.

В основной части работы логически последовательно рассматриваются вопросы плана, направленные на содержательный анализ предмета исследования. Любой вопрос должен состоять из введения, основной части и заключения (вывода).

Изложение содержания темы контрольного задания должно осуществляться в определенной логической последовательности.

Во-первых, уточняется категориальный аппарат, на который следует опереться при анализе; четко и конкретно излагается предмет исследования, дается формулировка того или иного теоретического постулата в виде развернутого определения.

Во-вторых, раскрывается содержание вопроса, показывается роль и значение изучаемого вопроса.

В-третьих, весьма ценным является подкрепление теоретических выводов фактами практической деятельности, примерами из правоприменительной практики.

В-четвертых, надо писать просто, помня, что вычурный стиль, по общему правилу, скрывает бедность мысли.

В-пятых, в работе обязательно должны присутствовать элементы полемики. Нельзя вырабатывать новые знания, не опираясь на критическую оценку уже имеющихся. Без этого невозможно представить развитие науки.

В-шестых, поскольку контрольная работа является результатом самостоятельного изучения студентом избранной темы, она должна быть написана в авторском изложении, содержать его личные обобщения и выводы.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определенной теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

• формулировка темы, соответствующей программе и ФГОС;

• определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

• выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

• подбор литературы для преподавателя и студентов;

• при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

• составление плана семинара из трех-четырех вопросов;

• предоставление студентам четырех-пяти дней для подготовки к семинару;

• предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллетени, статистические данные и др.);

• создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

• полнота и конкретность ответа;

• последовательность и логика изложения;

• связь теоретических положений с практикой;

• обоснованность и доказательность излагаемых положений;

• наличие качественных и количественных показателей;

• наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

• уровень культуры речи;

• использование наглядных пособий и т. п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

• качество подготовки;

• степень усвоения знаний;

• активность;

• положительные стороны в работе студентов;

• ценные и конструктивные предложения;

• недостатки в работе студентов;

• задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15–20-й минутах, второй – на 30–35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента требуют учета его индивидуального стиля учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

7.4. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

 

В процессе лекционных и семинарских занятий используется следующее программное обеспечение:

- программы, обеспечивающие доступ в сеть Интернет (например, «Google chrome»);

- программы для демонстрации видеоматериалов (например, проигрыватель «Windows Media Player»);

- программы для демонстрации и создания презентаций (например, «Microsoft PowerPoint»).

8. Описание материально-технической базы, необходимой для образовательного процесса по дисциплине

Перечень необходимых технических средств обучения, используемых в учебном процессе для освоения дисциплины:

- компьютерное и мультимедийное оборудование;

- видео-, аудиовизуальные средства обучения;

- компьютерный класс с доступом в Интернет.




Дата: 2016-10-02, просмотров: 274.