Тема 1. Введение. Экономические основы социальной сферы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ДИСЦИПЛИНЫ

 

КОД Б.1.В.15

 

РЫНОК СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

 

Направление подготовки38.03.01 Экономика (академический)

Профиль подготовки «Финансы и кредит»

Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр

Форма обучения заочная

Пермь


Рабочая программа дисциплины (РПД) «Рынок социальных услуг» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2015 г. № 1327 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 г. № 1367 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

 

РПД рассмотрена на заседании кафедры экономики, финансов, учета и налогообложения (протокол от 18.04.2016, № 5).

РПД принята на заседании Ученого совета НОУ ВПО «ЗУИЭП» (протокол от 19.04.2016, № 4).

РПД утверждена ректором (приказ от 29.04.2016, № 61-ОД).

 


Рабочая программа дисциплины «Рынок социальных услуг»

 

Составитель:

 

к. э. н., доцент Л. Ф. Курдачева

 

 

Рецензент:

 

Начальник отдела методологии департамента

планирования и мониторинга

администрации города Перми О.Г. Лобанова


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели и задачи дисциплины.......................................................................................................... 5

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы................................................. 5

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.................................................................... 5

4. Структура и содержание дисциплины........................................................................................ 7

4.1. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий и на самостоятельную работу обучающихся..................................................................................................................... 7

4.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий.................................................... 9

4.3. Содержание разделов дисциплины...................................................................................... 9

4.4. Содержание семинарских, практических занятий или лабораторных работ............... 11

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине............................................................................................................................................................ 12

Вопросы для подготовки к экзамену........................................................................................ 21

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.................................. 25

7.1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины....................................................................................................................................................... 25

7.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины................................................................................................................ 26

7.3. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины......................... 27

7.4. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем..................................................................................................................... 29

8. Описание материально-технической базы, необходимой для образовательного процесса по дисциплине............................................................................................................................................................ 29

 


1. Цели и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины «Рынок социальных услуг» – овладение системными экономическими знаниями социальной сферы для использования их в практической деятельности при разработке социальных нормативов, стандартов, программ, обсуждении и принятии законов, регулирующих социальные отношения в рыночной экономике

Задачи курса:

- научиться рассматривать теоретические и практические аспекты социальной сферы для грамотного экономического обоснования социальной помощи и социальной поддержки нуждающегося населения;

- при формировании социальной экономики в России уметь определять ее экономическое и правовое обеспечение;

- разъяснять политику государства в области формирования достойной и минимальной заработной платы;

- овладеть механизмом подключения социальной сферы к рыночной экономике в России;

- сформировать системное восприятие рынка социальных услуг как составной части единого национального рынка;

- сформировать системное социальное мышление и адекватное восприятие экономических процессов;

- ознакомиться с основами государственной законодательной, правовой системы для понимания регулирования социально-рыночных процессов.

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Учебная дисциплина «Рынок социальных услуг» относится к вариативной части (дисциплины по выбору) блока 1 (Б.1.) Дисциплины (модули) учебного плана Программы бакалавриата по направлению 38.03.01 Экономика.

Усвоение курса базируется на знаниях, полученных при изучении курса «Микроэкономика», «История экономических учений», «Экономика общественного сектора» и др. Освоение данной дисциплины необходимо для последующего изучения профильных дисциплин «Финансовая политика», «Финансовые рынки» и др.

 

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Выпускник направления подготовки «Экономика» в результате освоения дисциплины «Рынок социальных услуг» должен обладать следующими компетенциями: ОК-3, 5; ОПК-2

 

Компетенции Знать Уметь Владеть
общекультурные компетенции    
ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности - закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне; - основные понятия, категории и инструменты категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин; - основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки - основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне; - основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру направления экономической политики государства - анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне; - выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-эномических последствий; - использовать источники экономической, социальной, управленческой информации - методологией экономического исследования; - современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных
ОК-5 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия - закономерности и этапы исторического процесса основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории - основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления; - основные нормативные правовые документы - применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; - применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности - навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; - навыками литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке, навыками публичной и научной речи
общепрофессиональне компетенции    
ОПК-2 способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач - основы математического анализа, линейной алгебры, теории вероятностей и математической статистики, необходимые для решения экономических задач; - методы построения эконометрических моделей объектов, явлений и процессов; - основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне - применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования для решения экономических задач; - рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели; - использовать источники экономической, социальной, управленческой информации; - анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально- экономических показателей; - осуществлять поиск информации по полученному - заданию, сбор, анализ решения поставленных экономических задач - навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; - навыками применения современного математического инструментария для решения экономических задач; - методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов; - современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных; - современной методикой построения эконометрических моделей; - методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей

 

Компетенции: ОК-3, 5; ОПК-2

В результате освоения дисциплины «Рынок социальных услуг» студент должен

знать:

- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;

- основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;

- закономерности формирования социально-рыночной экономики, ее содержание и механизм функционирования;

- основы экономического и социального устройства общества, принципы и критерии его преобразования;

- социально-экономический механизм, направленный на позитивные изменения в обществе: кредитно-денежный, налоговый, антиинфляционный, социальный, внешнеэкономический;

уметь:

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

- рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;

- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

- выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;

- разбираться в механизме регулирования рыночной и социальной экономики как подсистемы национальной экономики;

владеть:

- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;

- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне;

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;

- основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

 

 

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий и на самостоятельную работу обучающихся

 

Дисциплина «Рынок социальных услуг»

 

Форма обучения – очная 4 года, заочная 5 лет

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет шесть зачетных единиц, 216 часов.

 

Вид учебной работы очная форма обучения заочная форма обучения
количество часов З.е. количество часов З.е.
Всего часов/з.е. на дисциплину
Контактная (аудиторная работа) , в т.ч. 2,00 0,78
- занятия лекционного типа, в т.ч. 0,83 0,39
лекции (лекции-презентации)        
- занятия семинарского типа, в т.ч. 1,17 0,39
семинарские занятия        
практические занятия 1,17 0,39
- занятия в интерактивной форме      
Самостоятельная работа, в т.ч. 4,00 5,22
контактная работа (консультации) 0,03 0,06
проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной, научной и нормативной литературы) 0,89 1,72
тестирование 0,97 1,81
Подготовка докладов-презентаций 1,11 1,67
Контроль 1,00  
Текущий контроль реферат   контрольное задание  
Промежуточный контроль экзамен   зачет  

 


 

4.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Разделы и темы Общая трудоемкость занятия лекционного типа занятия семинарского типа Самостоятельная работа в т.ч.контпктная работа Занятия в интерактивной форме
  Очная форма обучения            
Введение. Экономические основы социальной сферы    
Социальное рыночное хозяйство  
Рынок рабочей силы  
Заработная плата  
Экономическое пространство рынка социальных услуг
  Итого
  Заочная форма обучения            
Введение. Экономические основы социальной сферы      
Социальное рыночное хозяйство      
Рынок рабочей силы    
Заработная плата  
Экономическое пространство рынка социальных услуг    
  Итого  

4.3. Содержание разделов дисциплины

Тема 3. Рынок рабочей силы

Понятие рабочей силы, ее товарная форма. Собственность на рабочую силу. Содер­жание рынка труда. Спрос и предложение рабочей силы, особенности конкурентной борьбы.

Фонд жизненных средств – стоимостная оценка рабочей силы. Факторы, влияющие на величину стоимости рабочей силы, значение социальных факторов. Потребительная стоимость товара рабочая сила.

Необходимость определения стоимости рабочей силы российского работника. Связь между галопирующей инфляцией и деформированной стоимостью рабочей силы.

Компетенции ОК-3, 5; ОПК-2

Тема 4. Заработная плата

Достойная заработная плата – цена товара «рабочая сила». Формирование заработной платы в советской экономике. Остаточный принцип, уравниловка. Построение заработной платы в рыночной экономике.

Трудный путь перехода России к рыночным законам распределения. Современная политика в области заработной платы. Механизм государственного регулирования заработной платы. Функции оплаты труда, принципы организации, критерии и условия дифференциации. Экономический потенциал достойной заработной платы. Императив реформы заработной платы.

Минимальная заработная плата и ее назначение в рыночной экономике (Ф. Рузвельт). Законодательные нормы установления минимальной заработной платы. Методика определения минимальной заработной платы в РФ. Прожиточный минимум, необходимость его расчета и принцип измерения. Величина прожиточного минимума в РФ, Пермском крае. Прожиточный минимум – экономическая основа минимальной заработной платы. Регулирующая роль минимальной заработной платы в механизме определения уровня заработной платы на предприятии всех категорий работников.

Компетенции ОК-3, 5; ОПК-2

Содержание семинарских, практических занятий или лабораторных работ

Компетенции ОК-3, 5; ОПК-2

Тема 2. Доходы населения

1. Собственность и доход.

2. Доходы и цены. Инфляция и индексация.

3. Система поддержания уровня доходов.

Темы рефератов, эссе

1. Реальные доходы россиян через призму социальных реформ и оценок.

2. Уровень жизни: где мы находимся?

3. Качество трудовой жизни в развитых странах.

 

Тема 3. Рынок рабочей силы

1. Понятие рабочей силы, ее товарная форма.

2. Собственность на рабочую силу.

3. Содержание рынка труда. Спрос и предложение рабочей силы, особенности конкурентной борьбы.

4. Фонд жизненных средств – стоимостная оценка рабочей силы. Факторы, влияющие на величину стоимости рабочей силы, значение социальных факторов. Потребительная стоимость товара рабочая сила.

5. Необходимость определения стоимости рабочей силы российского работника. Связь между галопирующей инфляцией и деформированной стоимостью рабочей силы.

 

Темы рефератов, эссе, научно-исследовательских работ

1. Собственность на рабочую силу.

2. Спрос и предложение рабочей силы, особенности конкурентной борьбы.

3. Потребительная стоимость товара рабочая сила.

4. Связь между галопирующей инфляцией и деформированной стоимостью рабочей силы.

5. Стоимостная оценка рабочей силы

Тема 4. Заработная плата

1. Достойная заработная плата – цена товара «рабочая сила».

2. Формирование заработной платы в советской экономике.

3. Построение заработной платы в рыночной экономике.

4. Механизм государственного регулирования заработной платы.

5. Функции оплаты труда, принципы организации, критерии и условия дифференциации.

6. Минимальная заработная плата и ее назначение в рыночной экономике (Ф. Рузвельт).

7. Законодательные нормы установления минимальной заработной платы.

8. Методика определения минимальной заработной платы в РФ.

9. Величина прожиточного минимума в РФ, Пермском крае.

Темы рефератов, эссе, научно-исследовательских работ

1. Проблемы построения заработной платы в рыночной экономике.

2. Экономический потенциал достойной заработной платы.

3. Прожиточный минимум – экономическая основа минимальной заработной платы.

4. Регулирующая роль минимальной заработной платы в механизме определения уровня заработной платы на предприятии всех категорий работников.

Примерная тематика эссе (доклад-презентация)

ОК-3, 5; ОПК-2

1. Экономический и социальный порядок страны.

2. Социально-рыночная экономика.

3. Модели социального рыночного хозяйства (зарубежный опыт).

4. Экономическое и правовое обеспечение социально-рыночного хозяйства.

5. Рынок труда.

6. Заработная плата – цена рабочей силы.

7. Экономические основы минимальной заработной платы.

8. Бедность в богатой России и ее преодоление.

9. Социальная политика и социальные программы.

10. Социальная система и налоги.

11. Источники финансирования социальной сферы.

12. Бюджет и социальная политика.

13. Рынок здравоохранения.

14. Рынок жилья.

15. Рынок образования.

16. Зарплата, инфляция и индексация.

17. Стоимостная оценка рабочей силы.

18. Пенсионное обеспечение в России.

19. Законы о пенсиях: обоснование уровня.

Контрольные задания для самостоятельной работы студентов

(примерный перечень тем)

Компетенции ОК-3, 5; ОПК-2

 

1. Социальная политика трансформирующегося общества.

2. Модели социального государства в современном мире.

3. Этические аспекты управления в социальной сфере.

4. Программно-целевой подход к управлению социальным развитием региона.

5. Проектирование в системе управления социальным развитием региона.

6. Трансформация региональной системы социальной защиты.

7. Адресная социальная защита: теория и практика.

8. Организация адресной социальной поддержки: региональный аспект.

9. Развитие страховой системы социальной защиты в регионе.

10. Организация работы территориальных пенсионных фондов.

11. Организация услуг по обязательному и добровольному медицинскому страхованию.

12. Организация услуг по обязательному и добровольному пенсионному страхованию.

13. Развитие сети учреждений социального обслуживания населения в регионе.

14. Взаимодействие органов государственной власти и управления с организациями гражданского общества в реализации социальной политики.

15. Приоритеты в системе управления социальным развитием тюменского Севера.

16. Реформа системы пенсионного обеспечения в современной России.

17. Управление развитием региональных образовательных систем.

18. Управление развитием муниципальных образовательных систем.

19. Модернизация системы общего образования в регионе.

20. Управление развитием профессионального образования в регионе.

21. Стратегия развития сферы образования в современной России.

22. Технологии социальной работы в решении национально-этнических проблем.

23. Организация социальной защиты малообеспеченных групп населения.

24. Стратегия и приоритеты развития здравоохранения в регионе.

25. Управление развитием муниципальной системы здравоохранения.

26. Стратегия реформы здравоохранения в России.

27. Федеральный и субфедеральный аспекты социальной политики: мировой и российский опыт.

28. Социально-экономические проблемы коренных малочисленных народов Севера и пути их решения.

29. Социальная структура безработных в регионе и разработка региональной политики занятости.

30. Региональные особенности уровня жизни: компаративный анализ.

31. Роль внебюджетных фондов в обеспечении социальной политики.

32. Информационно-аналитические технологии в управлении социальным развитием региона.

33. Показатели социального развития общества и региона.

34. Роль социальной политики в устойчивом развитии региона.

35. Проблема бедности и пути ее решения: региональный аспект.

36. Миграционная политика как фактор стабильности региона.

37. Гендерный аспект социальной политики: отечественный и зарубежный опыт.

38. Проблема социальной защиты северян.

39. Социальная поддержка семьи как инструмент демографической политики.

40. Оптимизация межбюджетных отношений в социальной сфере.

41. Проблема дифференциации уровней экономического и социального развития рос-сийских регионов и пути ее разрешения.

42. Роль государства в развитии отношений социального партнерства.

43. Формы социального партнерства государства и НКО в социальной политике.

44. Предпринимательство и коммерческая деятельность в отраслях социальной сферы.

Деловая игра по дисциплине «Рынок социальных услуг»

Теория

При отсутствии дискриминации на рынке труд всех работников оплачивается по единой ставке, равной равновесной ставке заработной платы. Исключение составляют работники, у которых объем предложения труда при равновесной ставке заработной платы равен нулю, — они остаются без работы.

Пример 1. Дискриминации работников нет. Рассматриваются пять ставок заработной платы: 20, 40, 60, 80 и 100 руб./ч. Они записаны в первый столбец табл. 1. Во второй столбец этой таблицы записан суммарный спрос на труд со стороны работодателе (в ч/день). На рынке есть четыре работника: А, В, С и D. Функции их индивидуального предложения труда записаны в соответствующих столбцах таблицы. В предпоследнем столбце таблицы записаны значения суммарного предложения труда на рынке.

Таблица1

Оплата труда без дискриминации

Ставка зарплаты Спрос А В С D Предложение Спрос-предложение
-17
-9
Зарплата - -

Поскольку точное равенство значений спроса и предложения при некоторой ставке заработной платы достигается редко, будем считать равновесной ту ставку, при которой разность спроса и предложения достигает минимального неотрицательного значения. В нашем примере этот минимум равен единице при ставке зарплаты 60 руб./ч (см. последний столбец табл. 1). Отсюда следует, что:

• у работника А — рабочий день 8 ч, заработная плата 480 руб./день;

• у работника В — рабочий день 5 ч, заработная плата 300 руб./день;

• у работника С — рабочий день 6 ч, заработная плата 360 руб./ день;

• работник D остался без работы из-за своих высоких требований к оплате труда.

В условиях ценовой дискриминации на рынке труда ставка заработной платы и продолжительность рабочего дня каждого работника устанавливаются монопсонистом исключительно в своих интересах: для максимизации прибыли или выручки, минимизации издержек и т. д. Проводя политику ценовой дискриминации на рынке труда, монопсония получает лучший финансовый результат, чем в отсутствие дискриминации. В то же время дискриминация противоречит принципам социальной справедливости, поэтому она обычно запрещена в развитых странах.

Пример 2. Дискриминация работников возможна. Монопсония стремится купить фиксированный объем труда 14 ч/день при минимальных затратах. Возможные ставки заработной платы взяты из примера 1. На рынке есть три работника — Е, F и G. Функции их индивидуального предложения труда записаны в соответствующих столбцах табл. 2 (в ч/день).

Таблица 2

Оплата труда в условиях дискриминации

Ставка Е F G Сумма
Рабочий день
Зарплата

Монопсония, стремясь минимизировать затраты на оплату труда, в первую очередь наймет работника G, который согласен работать 4 ч/ день за минимальную предложенную плату 40 руб./ч; его зарплата составит 160 руб./день. Затем будет нанят работник F на 6 ч/день с оплатой 60 руб./ч, его зарплата составит 360 руб./день. В последнюю очередь будет нанят работник Е, согласный только на высокий уровень оплаты труда. Но монопсонисту требуется всего 14 ч/день, а уже наняты два работника на 10 ч/день, поэтому работник Е будет нанят лишь на 4 ч/день, его доход составит 320 руб./день (табл.2).

В последнем столбце табл. 2 представлена функция суммарного предложения труда на рынке. Поскольку рыночный спрос на труд в данном случае равен 14 ч/день при каждой ставке зарплаты, равновесная ставка равна 80 руб./ч. Поэтому при отсутствии дискриминации затраты монопсониста на труд составили бы 80 х 14 = 1120 (руб./день), а не 840 руб./день, как при ценовой дискриминации работников.

Правила игры

1. Все студенты являются работниками, предлагающими труд одинакового качества.

2. Есть два рынка труда:

* На первом рынке устанавливается единая для всех работников равновесная ставка заработной платы, уравновешивающая суммарное предложение труда работников и суммарный спрос на труд со стороны неких работодателей, которые в игре не рассматриваются. Этот рынок мы называем легальным. На нем дискриминации в оплате труда нет.

* На втором рынке есть только один работодатель (монопсония), практикующий ценовую дискриминацию. Он устанавливает ставки заработной платы и объемы занятости так, чтобы минимизировать затраты на приобретение фиксированного объема труда. Этот рынок мы называем теневым, потому что дискриминация в оплате труда запрещена.

3. Работник выбирает первый или второй рынок труда на основе предварительного анализа:

* заданной функции рыночного спроса на легальном рынке труда;

* заданного фиксированного объема спроса на труд со стороны

Выбрав рынок труда, работник задает функцию индивидуального предложения, т. е. приводит в соответствие с каждой возможной ставкой заработной платы объем предложения труда. Возможные ставки заработной платы: 20,40, 60,80 и 100 руб./ч.

5. При формировании функции индивидуального предложения труда работник должен принять следующие условия:

* С ростом ставки заработной платы объем труда не уменьшается.

* На легальном рынке труда объем предложения труда при каждой ставке заработной платы не может превышать 8 ч/день. Таково требование «Трудового кодекса».

* На теневом рынке труда функция предложения труда должна иметь вид (0:0,..., а; а), где а — положительное число, не превышающее 24. Разрешается работать целые сутки, так как трудовое законодательство здесь не действует. Иными словами, при маленьких ставках предложение труда равно нулю, а при больших — имеет некоторое постоянное значение. Допускается функция, у которой все значения предложения труда одинаковы. Описанный специфический вид функции индивидуального предложения труда необходим для того, чтобы можно было быстро рассчитать в аудитории наилучшие для монопсонии ставки заработной платы и объемы занятости работников.

6. На легальном рынке работник остается без работы, если:

* объем его предложения труда при равновесной ставке заработной платы равен нулю;

* заданная функция рыночного спроса и сложившаяся в игре рыночная функция предложения труда не пересекаются. Это произойдет, если: минимальный объем спроса будет больше максимального объема предложения, или минимальный объем предложения больше максимального объема спроса. В этих случаях легальный рынок перестает существовать и все работники, выбравшие его, остаются без работы.

7. Если на легальном рынке работник остался без работы, он получает пособие по безработице, только если при некоторой ставке заработной платы его предложение труда равно нулю, т. е. он согласен получать за свой труд плату не ниже определенного уровня. У такого требовательного работника раньше была высокооплачиваемая работа, поэтому он имеет право на пособие. Величина пособия равна 10% от заработной платы, которую он получал бы при минимально допустимой для него ставке заработной платы. Пример. Функция предложения труда работника на легальном рынке труда задана вектором (0; 4; 5; 8; 8). Минимально допустимая для него ставка равна 40 руб./ч (вторая по счету). При этой ставке объем предложения труда работника равен 4 ч/день, поэтому он имел бы заработную плату 40 х 4 = 160 (руб./день). Пособие составит 0,1 х 160 = 16 (руб./день).

Если на теневом рынке работник остался без работы, то он не получает пособия по безработице независимо от вида его функции предложения труда. Мы видим, что теневой рынок более рискованный, чем легальный, но на нем можно заработать значительно больше, поскольку рабочий день не ограничен.

На легальном рынке труда равновесной считается ставка заработной платы, которая обеспечивает минимальное не отрицательное значение разности спроса и предложения. Отсюда следует, что при равновесной ставке заработной платы все работники обеспечены желаемым объемом занятости, т.е. между ними не возникает конкуренции.

На теневом рынке труда в условиях ценовой дискриминации возможна конкуренция между работниками. В этой ситуации монопсония отдаст предпочтение менее «алчному» работнику, который предлагает меньший объем труда при данной ставке заработной платы. Если объемы предлагаемого труда работников равны, работа распределяется между ними поровну.

Примечание. Положение о том, что монопсонист при прочих равных условиях предпочитает нанимать работников с меньшим объемом предложения труда, принято нами, чтобы исключить предложение всеми работниками на нелегальном рынке труда максимального объема труда, равного 24 ч/день. Указанное положение делает такое поведение работника весьма рискованным, и он вынужден предлагать некоторый средний объем труда. В этом случае задача участников игры усложняется, а результаты игры становятся менее предсказуемыми.

Пример. Рассмотрим случай, когда на теневом рынке есть только два работника (М и N), кривые предложения труда представлены в табл. 3. Монопсония стремится приобрести объем труда 7 ч/ день с минимальными затратами.

Таблица3

Конкуренция работников при дискриминации

Ставка М N
Рабочий день
Доход

При ставке 40 руб./ч оба работника вместе предлагают объем труда 4 + 7 = 11 (ч/день). Это превышает 7 ч/день — объем спроса монопсонии. Менее «алчен» работник М (7 больше 4), поэтому его занятость равна желаемой для него — 4 ч/день. Другой работник (N) будет работать оставшиеся 3 ч/день.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 170.