1. Методика Дембо-Рубинштейн основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.
2. Тест Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой теста Кеттела является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.
3. Айзенка личностный опросник опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника.
4. Шмишека опросник — опросник личностный. Предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. С помощью этого опросника определяются 10 типов акцентуации личности
5. Методика Кейрси.Этот опросник насчитывает 70 вопросов и позволяет с высокой степенью точности определить один из четырех типов темперамента (SP - Дионисий, SJ - Эпитемей, NF - Аполлон и NT - Прометей), а также один из 16 психологических портретов.
В чем причины того, что одни практические психологи успешно применяют проективные методики ,а другие-нет?
Следует специально подчеркнуть, что практически все проективные методики обладают повышенным риском появления таких артефактов, как инструментальные ошибки и ошибки психодиагноста.Инструментальные ошибки - связаны с самой методикой. Инструментальные ошибки возникают из-за того, что нельзя прогнозировать восприятие испытуемого в отношении проективной методики. Психодиагност дает методику, а испытуемый выполняет ее формальным образом, не проецируя свою личность. Дети стараются дать типовой социально-одобряемый ответ. Нужно учитывать возраст испытуемых. Методика "Дом-дерево-человек" для дошкольников и детей младшего школьного возраста (проекция их личности). Для сокращения риска инструментальных ошибок необходимо задействовать несколько независимых методик с разным методическим принципом построения. [9]Ошибки психодиагноста возникают с повышенной вероятностью в тех случаях, когда психодиагност, не имея достаточного профессионального опыта, сам не отдает себе отчета в том, что по отношению к порожденному испытуемым материалу проявляет как бы вторичную проекцию — интерпретирует его, исходя из собственных весьма субъективных представлений. При этом нельзя исключить прямую проекцию собственных психических состояний или проблем, которые испытывает в данный момент исполнитель методики. Например, у тревожного исследователя повышается субъективная чувствительность к признакам тревожности (ассимилятивная проекция, или проекция по сходству), а авторитарно-ригидному исследователю в рисунках детей будут мерещиться признаки нонконформизма и анархического беспорядка (контрастная проекция). Критиковать валидность проективных тестов сравнительно легко, поскольку их толкование зависит от теоретических позиций тестирующего. Например, психолог с психоаналитической ориентацией может попытаться применить тест Роршаха, чтобы сделать вывод о силе Эго клиента или его подсознательных защитах. Бихевиористы отвергнут валидность такой интерпретации, поскольку не признают существования ни Эго, ни подсознательного. Даже психологи, придерживающиеся сходных теоретических конструкций, могут расходиться друг с другом в интерпретации проективных тестов.»[14, c. 142] Также «следует учесть, что на степень раскрытия личностных особенностей большое влияние оказывают ситуация, в которой предлагается тест, и особенности отношений между исследователем и испытуемым. Некоторые испытуемые весьма критически относятся к своим ответам и стараются, чтобы они очень близко соответствовали очертаниям пятна, а это обедняет их результаты.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 233.