Процесс развития подростка тесно связан с возрастными особенностями, которые оказывают значительное влияние на формирование личности. Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем любой другой. В подростковом возрасте совершается переход от детства к взрослости и связан с серьезной перестройкой психики, ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности.Психология установила, что движущими силами развития подростка являются противоречия между порождаемыми его деятельностью новыми потребностями и возможностью их удовлетворения; между растущими требованиями к подростку со стороны общества, взрослых, коллектива и наличными формами поведения подростка. Разрешаются эти противоречия путем формирования более высокого уровня психического развития, более сложных форм и видов деятельности, ряда новых качеств личности. В результате осуществляется переход подростка на более высокую ступень психического развития.С переходом в средние классы изменяется содержание обучения: от системы фактов и явлений, понимания простых и конкретных отношений между ними школьники переходят к систематическому изучению основ наук. А это требует от подростков психической деятельности более высокого уровня – глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами формирования отвлеченных понятий, более высокого уровня произвольного внимания и запоминания. Старые формы обучения, учебной деятельности вступают в противоречие с этими новыми потребностями и задачами.У школьника существенно меняются его общественная позиция, положение в системе общественных отношений. Новая социально организованная и стимулированная деятельность подростка является основой, условием и средством развития его психики, его личности.Содержательная характеристика подросткового возраста меняется с течением времени, потому что меняются биологические и особенно социальные условия существования человека.
45. Приведите 3 примера неправильной интерпретации теста «Рисунок семьи».
1.Ребенок добавляет людей, не относящихся к семейному кругу, или животных.
НЕПРАВИЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: Включенные в рисунок люди и животные значат для ребенка больше, чем родители.
ПРАВИЛЬНАЯ ИНТЕПРЕТАЦИЯ: Такое поведение трактуется как попытка заполнить пустоты, возместить нехватку близких, теплых отношений, компенсировать недостаточность эмоциональных связей и т.д. выражая тем самым недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных.
2. Младший брат/сестра не изображается на рисунке.
НЕПРАВИЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: Ребенок конфликтует со своим братом/сестрой и его/ее не любит.
ПРАВИЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: Довольно распространена ситуация, когда ребенок постарше ревнует родителей к младшему ребенку, поскольку тому достается большая часть любви и внимания родителей. Поскольку в реальности он сдерживает проявление чувства недовольства и агрессии.
3. Ребенок помещает одного из членов семьи выше остальных.
НЕПРАВИЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: Ребенок ценит этого человека больше, чем остальных членов своей семьи.
ПРАВИЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: Помещая одного из членов семьи выше остальных, ребенок тем самым придает ему исключительный статус. Этот персонаж, по мнению ребенка, обладает наибольшей властью в семье, даже если он рисует его самым маленьким по сравнению с размерами остальных.
46. Приведите 3 примера ошибочной интерпретации теста Люсина.
Тест ЭмИн Д.Люсина опирается на собственную модель эмоционального интеллекта автора . Эмоциональный интеллект определяется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Как способность к пониманию, так и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, автор вводит понятие внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, которые предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть связаны друг с другом.
1. Межличностный эмоциональный интеллект.
1.1. Шкала М1. Интуитивное понимание чужих эмоций.
1.2. Шкала М2. Понимание чужих эмоций через экспрессию;
1.3. Шкала МЗ. Общая способность к пониманию чужих эмоций;
2. Внутриличностный эмоциональный интеллект.
2.1. Шкала В1. Осознание своих эмоций;
2.2. Шкала В2. Управление своими эмоциями;
2.3. Шкала ВЗ. Контроль экспрессии.
Предлагаемая модель эмоционального интеллекта, как утверждает автор принципиально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Допускается введение только таких личностных характеристик, которые более или менее прямо влияют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта.
Тем не менее данная методика не может быть отнесена и к моделям способностей, ввиду того что является опросником, основанным на самоотчете.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Следует иметь в виду, однако, что интерпретация отдельных шкал более информативна, т. к. они относительно независимы
Обращает на себя внимание утверждение 46 Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются , имеющее высокую нагрузку по фактору 1 ≪Понимание своих эмоций≫, хотя по замыслу автора должно относиться к субшкале ≪Понимание чужих эмоций≫. Такое же противоречие было получено и в исследовании 2006 г. Возможно, следует перенести это утверждение в субшкалу ≪Понимание своих эмоций≫. Видимо, испытуемые трактуют его примерно следующим образом: ≪Я не понимаю, что я делаю не так, из-за чего люди на меня обижаются≫. Тем самым оно оказывается индикаторов внутриличностного, а не межличностного ЭИ.
Внутренняя структура опросника является не очень сильной, но легко поддается осмысленной интерпретации, практически полностью соответствующей априорной структурной модели ЭИ, положенной в основу разработки опросника ЭмИн. Подавляющее большинство, хотя и не все
утверждения из каждой субшкалы имеют высокие нагрузки на соответствующий им фактор.
В настоящем виде опросник ЭмИн обладает достаточно высокой надежностью, однако для дальнейшего психометрического обоснования требуются исследования его валидности. Валидизация методик на измерение ЭИ сталкивается с рядом проблем. В частности, довольно трудно выбрать внешний критерий, свидетельствующий о высоком или низком развитии эмоционального интеллекта. Одним
из возможных критериев может быть успешность профессиональной деятельности. Разумно предположить, что если человек успешен в профессиональной деятельности, тесно связанной с общением с другими
людьми, пониманием их эмоциональных состояний и умением на них воздействовать, то ЭИ у него должен быть развит лучше, чем у не успешных представителей этой же профессии или представителей
других профессий, не связанных с общением. Другой подход может состоять в сопоставлении баллов ЭмИн с успешностью выполнения испытуемыми различных заданий на понимание чужих и своих собственных эмоций.
Серьезная сложность при валидизации любого опросника на ЭИ состоит в том, что получаемые баллы основаны на самоотчете испытуемых. Одним из источников смещений результатов может быть субъективная важность ЭИ для испытуемого. Например, можно ожидать, что профессиональные психологи осознанно или неосознанно будут завышать свои результаты, так как для них ЭИ представляется
профессионально важным качеством.
47.Приведите 3 примера ошибочной интерпретации теста Томаса.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К.Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К.Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
Соперничество (соревнование, конкуренция) как стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Компромиссное стороны немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто главном.
Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
При интерпретации этой методики возможны следующие ошибки, первая использование сырых баллов, без ключа. Например проверяющий, делает выводы сам, читая выбранные ответы испытуемым. При этом не использую специальный ключ к методике. Вторая ошибка, при одинаково сложившихся баллах, на свой ничем не обоснованное решение выбрать определенный тип поведения. Например, испытуемый набрал одинаковое количество баллов по «приспособлению» и «избеганию» и проверяющий на свой выбор решил, что он все таки избегающий тип. При этом не используя дополнительных методик и тестов. Еще одна ошибка при интерпретации, это когда при чтении результата испытуемому, проверяющий говорит что тот или иной тип поведения является неправильным и с оценкой подходит к обсуждению интерпретации.
48.Приведите 3 примера ошибочной интерпретации ПДО Личко.
Метод патохарактерологического исследования подростков, названный Патохарактерологическим Диагностическим Опросником (ПДО), предназначен для определения в возрасте 14–18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, делинквентности и др.), перечисленных в предыдущем разделе. ПДО может быть использован психиатрами, медицинскими психологами, врачами других специальностей и педагогами, получившими специальную подготовку по медицинской психологии.
При использовании теста ПДО возможны следующие ошибки, первая это применение этой методики на испытуемом старше 20 лет и младше 10 лет, так как этот тест предназначен для подростков в возрасте 14-18 лет.
Следующая возможная ошибка при интерпретации теста, это неправильное использование ключа. В обоих исследованиях разрешается отказываться от выбора ответа в отдельных таблицах, проставляя 0 в регистрационном листе. Если число таких отказов в обоих исследованиях составляет в сумме 7 и более, это не всегда свидетельствует о трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта, но проверяющий может неадекватно оценить ситуацию и предположить что испытуемый обладает невысоким интеллектом. Большое количество 0 также может говорить о негативном отношении к исследованию. В последнем случае работу с опросником можно повторить после психотерапевтической беседы. Большое число 0 встречается при сенситивном типе — такие подростки предпочитают отмолчаться, чем сказать неправду.
Еще одна возможная ошибка при интерпретации, это проверка таблиц, в которых есть более 3 вариантов ответа. Если в каком-либо наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать два-три выбора. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается. Поэтому оценка таких результатов может привести к сбою и неадекватным результатам.
49.Приведите 3 примера ошибочной интерпретации теста Кейрси.
Назначение теста - Определение соционического типа личности. Интерпретация каждого из четырех факторов осуществляется по преобладающему типу в каждой сопряженной паре. В случае равенства показателей в паре тексты интерпретации игнорируются. Тексты интерпретаций 4 факторов составлены как описания ярко выраженных типов. Примечание к компьютерной версии. В связи с тем, что по шкала экстраверсии - интроверсии состоит из 10 вопросов, а остальные шкалы из 20, тестовые показатели при построении диаграммы переводятся в проценты, что позволяет сравнивать все шкалы между собой по степени их выраженности. Интерпретация психологического типа осуществляется по формуле Кейрси. Подсчет результатов производится путем суммирования баллов по шкалам;большая сумма баллов соответствует выраженности определенной черты. В каждой паре (E-I), (S-N), (T-F), (J-P) выделяют букву, которой соответствует большее число баллов (если в какой-либо паре числа равны, то выделяют правую букву). Эти четыре выделенных буквы образуют формулу психологического типа. Примечание. Во второй паре символ интуитивного типа "N", а не "I", т.к. символом "I" обозначен интроверт в первой паре.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 273.