Объективная оценка и самооценка характера.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Индивидные психологические свойства личности исследуются тесной связи с физиологическими свойствами человека. Те и другие свойства могут быть исследованы на основе общей логики, начала которой были заложены И. П. Павловым, В самом деле, приступая к исследованию свойств нервной системы высших млекопитающих, И. П. Павлов прежде всего опирался на предложенную им методику, считая ее наиболее адекватной для такого рода исследований. Эта методика основывается на использовании фистулы, позволяющей абсолютно точно измерить по количеству капель желудочного сока степень реактивности или активности поведения животного. Кроме того, И. П. Павлов заключил, что по особенностям поведения животные должны быть несомненно разделены на некоторые строго дифференцируемые типы.

Логика, скрытая в исследованиях И. П. Павлова, была фактически использована в оригинальных представлениях о темпераменте Я. Стреляу, но с точки зрения исследования психологических индивидных свойств. При этом польский ученый творчески подошел к решению вопроса о методическом обеспечении изучения темперамента как меры развития индивидных психологических свойств: Ян Стреляу разработал специальные процедуры наблюдения реактивного и активного поведения Испытуемых и, кроме того, составил специальные личностные опросники как наиболее адекватные средства изучения психологии человека.

Не фистула, а наблюдение и интервью стали основой значительного вклада Я. Стреляу в изучение психологии человека.

Обе методики для определения активности—реактивности поведения как учащихся, так и взрослых представляют собой реализацию очень ценного методического приема организации наблюдения или самонаблюдения. Этот методический прием может быть использован и для экспертной оценки того или иного проявления психологической активности человека, относятся ли эти проявления к сфере темперамента, характера, способностей или мотивации. Собственно, этот же самый методический прием применяется, например, К. Роджерсом в его работе «Групповая психотерапия», где 10 экспертов, оказывается, с точностью до 0,05 % оценивают или исключают присутствие того или иного психотерапевтического эффекта по наблюдению видеозаписи группового психологического тренинга. Вместе с тем, применяя методики (само)наблюдения психологической активности—реактивности в поведении человека, всегда полезно сопоставлять результаты этих методик с результатами, получаемыми по опросникам, составленным для оценки тех же самых характеристик личности.

12. Интеллектуальный потенциал личности.

Интеллект и интеллектуальный потенциал образуют единство, но не тождество. Интеллектуальный потенциал – это прежде всего связь потенций и тенденций, ресурсов и резервов субъекта с движущими силами интеллекта, с мотивационно-потребностной сферой и общими способностями человека и, наконец, с энергетическим обеспечением творческой продуктивности человека в процессе деятельности. Безусловно, интеллектуальный потенциал – это системное свойство, имеющее множественную и разноуровневую детерминацию. Раскрыть интеллектуальный потенциал человека можно на основе анализа взаимосвязей: интеллект – процессы жизнедеятельности; интеллект – личность. Формируется и накапливается он в ходе развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Интеллектуальный потенциал – это своеобразное «опережающее» отражение действительности, качественно новые элементы и запасы функций, необходимые для перехода системы интеллекта на новый уровень функционирования. Широко распространена точка зрения, согласно которой интеллект – это то, что можно измерить с помощью интеллектуальных тестов. Понятие «интеллект» сводят то к некой общей биологической функции и общему фактору, то к мобильности формальных операций, то к речевому мышлению, значениям и личностным смыслам и, наконец, к предельно широко трактуемому «познанию» как атрибуту сознания и общей способности к рефлексии. В истории исследования генезиса интеллекта человека можно выделить два главных подхода, взаимно обогащающих друг друга. Первый связан с именем Ж. Пиаже. В его исследованиях было показано, каким огромным природным потенциалом развития обладает интеллект (операторный механизм уравновешивания субъекта с окружающим миром). Источник развития интеллекта – в нем самом, развитие представляет собой развертывание стадий операторных механизмов по сформированным природой алгоритмам. Источником развития является также актуальная жизнь субъекта, которая ставит проблемы, создает сложности и противоречия, которые необходимо преодолеть субъекту. Выход из противоречий позволяет формировать функциональные механизмы ассимиляции предметной реальности, иначе интеллектуальные операции разных уровней (от сенсорно-моторных до формально-логических – понятийного мышления).Другой подход отражен в работах А. Баллона, Л. С. Выготского, Дж. Брунера и др. Ключевым для этих исследований был вопрос об опосредованиях общением интеллектуального развития человека. Интеллектуальное развитие рассматривалось как эффект общей социализации человека. Совершенно оригинальный подход к пониманию интеллекта был предложен Б. Г. Ананьевым, который отводил интеллекту особое место в общей совокупности потенциалов человеческого развития. Интеллект он рассматривал как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую психофизиологические процессы, состояния и свойства личности. Эта организация, в свою очередь, связана с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека. Они являются своеобразными эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной работоспособности и цену интеллектуального напряжения, степень их полезности и вредности для здоровья человека.Для оценки наличного состояния системы интеллекта, продуктивности интеллектуальной деятельности в данный период жизни человека используется понятие интеллектуального статуса. Понятие интеллектуального потенциала в определенной степени перекрывает понятие статуса, оно обозначает реальные интеллектуальные возможности человека, его готовность действовать, а также нереализуемые интеллектуальные свойства, интеллектуальные резервы. Кроме того, понятие интеллектуального потенциала отражает разные классы психических свойств и механизмов, которые определяют прогрессивные изменения интеллекта, движущие силы интеллектуального развития. Функциональные механизмы интеллекта (сенсорно-перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, психомоторные, речедвигательные и др.) составляют филонтогенетический фонд интеллекта. Потенциалы и уровни достижения в тренировке этих механизмов определяются природными свойствами человека, особенно возрастными и нейродинамическими. Они включают регуляторные системы, отвечающие за энергообеспечение интеллектуальных процессов, за стабильность, устойчивость достигнутых уровней интеллектуальных операций, в значительной степени выполняют функции сохранения видовых системных качеств интеллекта человека.К операциональным интеллектуальным механизмам относятся интеллектуальные операции, алгоритмы, которые складываются в ходе развития человека как субъекта деятельности, в процессах обучения, воспитания, в многообразных формах человеческой активности и самореализации личности. Операциональные механизмы (системы наблюдений, рациональных операций, мыслительных процедур, абстрактно-символических представлений и пр.) являются полифункциональными.

 

Темперамент и характер.

Темперамент и характер человека – это индивидуальные особенности психического строения личности, которые рассматриваются как отражение его внутренней психической деятельности. Темперамент и характер человека проявляются в практически неизменном виде в течение всей жизни личности. При этом темперамент и характер человека не имеют отношения к конкретным задачам и целям, интересующим человека в данный момент времени, они также не связаны с поведением и мотивами. Как правило, человек определенного темперамента и характера не способен управлять или осуществлять контроль над проявлениями своего темперамента. Разумеется, уникальность темперамента и характера – неотъемлемая черта каждого отдельно взятого человека. У каждого человека есть определенный набор специфик, которые непременно оказывают влияние на работу центральной нервной системы. Именно Павлов определил основные характеристики функционирования нервной системы для каждого темперамента и характера человека: - меланхолики отличаются малой активностью как затормаживающего механизма, так и механизма возбуждения; - холерики характеризуются крайней степенью неуравновешенности, активностью процессов раздражения и активности нервной системы, при этом процессы затормаживающего характера проявляются более вяло; - сангвиники отличаются уравновешенностью и подвижностью; - флегматики характеризуются активностью мыслительных процессов на фоне внешнего спокойствия и даже некоторой заторможенности. Активность и устойчивость центральной нервной системы предполагает высокую степень выносливости и трудоспособности, неактивная и слабая нервная система – это неспособность контролировать раздражение и торможение. При условии повышенной активности нервной системы происходит быстрое изнашивание нервных клеток, их истощение. Темперамент и характер человека предполагает врожденные характеристики работы центральной нервной системы, непосредственно тип темперамента отражает эти особенности при любой ситуации, в которой действует человек. Характеристик психики конкретного человека, включающие привычки и умения, желания и потребности, складываются при развитии человека в течение всего жизненного пути. База деятельности психики человека – удовлетворение различной степени важности потребностей. Стоит сказать, что тип темперамента человека отражается на специфике его реакций на ту или иную ситуацию, но не регламентирует поступки человека и его мысли. Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером. Характер не является врожденным, - он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека - это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам. Несмотря на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью, Под влиянием жизненных обстоятельств и воспитания, требований общества тип характера изменяется и развивается

Дата: 2016-09-30, просмотров: 204.