Активность и реактивность личности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон — даже звук). Источниками и сущностью реактивности личности являются ощущения, потребности и связанная с ними оптимальная стимуляция действий индивида в конкретных ситуациях «сейчас и здесь» — во внешнем и внутреннем пространствах бытия человека. Конкретность включенности личности в деятельность выражается в следующих психодинамических свойствах ее реактивности: 1) Пространственно-ориентированные: — экстраверсия—интроверсия (ориентированность вовне или вовнутрь); — тревожность [(не)склонность к избеганию]; — агрессивность [(не)склонность к внешнему или внутреннему конфликту]; — экстрапунитивность [(не)склонность к раздражительным реакциям в ситуации фрустрации]; — фрустрированность [(не)склонность к разрушению индивидуального стиля деятельности]; — ригидность—флексибильность [(не)склонность к «застреваемости» в ситуациях однородной стимуляции действий]; — психотизм [ориентированность на положительную или отрицательную (не)высокую потребность в стимуляции извне или изнутри]. 2) Энергетические: — энергетический потенциал — утомляемость; — непроизвольная регуляция энергии; — темп расходования энергии; — моторная речевая активность (иногда — двигательная активность, работоспособность); — эмоциональная возбудимость — стабильность; — мажорное или минорное интонирование эмоций и настроений. 3) Временные: — скорость реакций (мыслительных и моторных процессов); — темп и ритмичность реакций; — длительность реакций (умственных и моторных действий); — гибкость и беглость (моторных) реакций (гибкость мышления). Активность и реактивность выступают как интегрирующие функции по отношению к индивидуальности человека, проявляющейся в характере и темпераменте и в основных ведущих и профессиональных видах деятельности. Поэтому активность и реактивность являются основой причинных типологий индивидуальных различий человека в связи с возрастом, полом, социально-ролевым положением, профессиональной и познавательной деятельностью. Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания). Реактивность понимается как интегрирующее психодинамическое образование, представляющее доминирующие способы реагирования человека во взаимодействии внутреннего и внешнего и, соответственно, представляющее личность как средоточие этого взаимодействия. Способы взаимодействия обеспечивают меру включенности личности в деятельность как меру объединенности внутреннего и внешнего, а реактивность выражает эту меру в пространственно-временном и энергетическом планах, не отражающих специфики того, чем и насколько эффективно занимается человек в данный конкретный момент. Реактивность и темперамент как совокупность отдельных свойств личности содержательно не определяют ее особенности, они их только модифицируют во всех реакциях (внешних и внутренних действиях) человека. Реальное единство личности базируется не только на сходных, но и на противоречивых тенденциях функционирования ее свойств, в частности, на реактивности и активности, равно необходимых на рубежах внешнего и внутреннего миров человека.

Сравнительная характеристика кизкореактивных и высокореактивных индивидов

Низкореактивные индивиды Высокореактивные индивиды:
Экстраверсия Подвижность высокая Низкая скорость образования условных реакций Активное устранение рассогласования между субъектом и средой Примерное соответствие уровня притязании уровню выполнения задачи (реалистичность притязаний) Стабильная самооценка Преобладание главных действий над вспомогательными Более высокая выносливость в стрессе Низкая тревожность Низкая сенсорная чувствительность Малая подверженность утомлению Непоследовательность неоднородных действий и их непрерывность Низкая обучаемость, стремление к самообразованию, самодостаточность Предпочтение устной речи Предпочтение профессий с высоким физическим и социальным риском Интроверсия Подвижность низкая Высокая скорость образования условных реакций Приспособление к среде Уровни притязаний необоснованно ниже (или, реже, выше) уровня выполнения задачи (неадекватность притязаний) «Плавающая» самооценка Преобладание вспомогательных действий над главными Менее высокая выносливость в стрессе Высокая тревожность Высокая сенсорная чувствительность Повышенная утомляемость Поочередность выполнения действий и выраженная их дискретность Высокая обучаемость, пониженное стремление к самообразованию, стремление учиться у других людей Предпочтение письменной речи Предпочтение профессий вне физического риска, несклонность к занятиям спортом

При изменениях активности личности, проявляющихся в стилях внешней и внутренней деятельности, указанные связи также изменяются. Кроме того, по В. С. Мерлину, эти связи могут вообще исчезать и вновь появляться даже в пределах одной выборки или для одного и того же конкретного испытуемого. Изменения связей первого ряда опосредованы моторной активностью, а второго — активностью личности, включающей и нравственные компоненты. Это означает, что изменения связей психодинамических свойств, входящих в структуру реактивности личности и, в частности, в структуру темперамента, не могут быть объяснены в пределах параметра реактивности.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 208.