Стадии становления экономической психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стадии становления экономической психологии

 

Первый этап исследований связан с именем французского ученого Г. Тарда. В 1902 г. вышла его двухтомная работа под названием «Экономическая психология». Он выдвинул свой подход как альтернативу австрийской школе экономической теории. Последняя определяла себя как «психологическая школа»; однако, ею используемые методы обладали определенной спецификой: экономический анализ не предполагал выхода на эмпирическую психологию. В научный оборот ими была введена концепция предельных величин, предполагавшая рассмотрение экономических явлений с учетом психологического подтекста. Зародившись во Франции, новая наука распространилась в начале ХХ века и в Германии. Отцом экономической психологии был Х. Мюнстерберг. Опираясь на традиции Лейпцигского исследователя В. Вунда, он изучал преимущественно сферу микроэкономических проблем, например, вопросы монотонности труда, его организации, степени справедливости получаемой оплаты, анализ эффекта рекламы в экономике Германии.

Второй этап исследований развернулся в США и Франции в 50-е годы. Он связан с именами двух ученых: Г. Катоны, и П. Ренольда. Его особенность заключалась в использовании исследователями психологических подходов применительно к макроэкономике. Это экономическое поведение потребителей и предпринимателей. Был предложен вариант классификации экономического поведения: импульсивное и традиционное (т.е. привычное).

В теоретических построениях были применены новые показатели, например, «индекс потребительского чувства», функциональная роль которого выражалась в способности дать характеристику психологического состояния потребителя. Кроме того, затрагивались проблемы общего экономического развития, формирования предпринимательства, положения в мировой экономике развивающихся стран.

Третьим этапом данного научного развития принято считать. 80-е годы. Один из его признаков - появление регулярного издания журнала «Экономическая психология». Его инициатором стали голландские, английские и скандинавские экономисты-психологи.

 

С середины данного десятилетия стали выходить коллективные научные труды, словари, первые учебники, которые базируются на современном уровне психологических исследований. Авторам этих работ удалось в значительной мере создать связующий мост между экономической и психологической науками. Синтез удался благодаря тому, что постановка проблемных вопросов была нацелена на экономическую сферу. Чисто психологические концепции использовались для объяснения именно теоретических моделей экономики. Таким путем сложилась наука, которую следует называть «экономической психологией», а не «психологической экономикой».

 

 

Модель экономического человека

 

Основной элемент концепции экономического человека, рациональность, является настолько сложным для научного анализа, насколько простым это понятие кажется с точки зрения обыденного сознания.

Рациональность может быть определена следующим образом: субъект (1) никогда не выберет альтернативу X, если в то же самое время (2) ему доступна альтернатива Y, которая, с его точки зрения (3) , предпочтительнее X.[2]

В современной научной литературе для обозначения экономического человека используется акроним REMM, что означает «изобретательный, оценивающий, максимизирующий человек»[3]. Такая модель предполагает, что человек по поводу извлечения полезности из экономических благ ведет себя полностью рационально. Это предусматривает следующие условия:

1) информация, необходимая для принятия решения, полностью доступна индивиду;

2) человек в своих поступках в сфере экономики является совершенным эгоистом, т. е. ему безразлично, как изменится благосостояние других людей в результате его действий;

3) не существует никаких внешних ограничений для обмена (при условии, что обмен ведёт к максимизации полезности);

4) желание увеличить свое благосостояние реализуется только в форме экономического обмена, а не в форме захвата или кражи.

Подобные допущения привели к обвинениям в адрес современной ортодоксальной экономической науки в том, что она стала, по сути, «экономикой классной доски»[4] и совершенно оторвалась от реальной жизни.

Но рациональность – это ещё далеко не всё, что определяет поведение экономического агента. Он не существует обособленно от окружающих предметов и таких же агентов как он, поэтому необходимо рассмотреть и ограничения, с которыми сталкивается человек в процессе принятия решения или осуществления выбора.

 

Меркантильность

 

Меркантильность – это черта характера человека, делающая его излишне расчетливым, мелочным, чрезмерно экономным. Меркантильность – это своекорыстие, то есть, желание любую ситуацию обернуть в выгоду для себя. Меркантильный человек – озабоченный собственной материальной выгодой, корыстный человек.

Меркантильность - корыстолюбие, расчётливость, торгашество.

Меркантильность связана с пониженной эффективностью общения, высокой самооценкой и очень яркой конфликтностью, при этом человек обладает очень низким уровнем удовлетворенности отношениями и меньшей стабильностью в личных отношениях

 

Бедность

 

БЕДНОСТЬ – состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности индивида или семьи.

В мировой практике выделяются три основные концепции определения бедности:

1. Абсолютная концепция бедности

Концепция абсолютной бедности тесно связана с понятием черты бедности. Черта бедности — это уровень располагаемого дохода, валового дохода или потребления, ниже которого человек считается бедным. Абсолютная бедность часто измеряется как количество людей либо домохозяйств, чей уровень потребления или дохода ниже черты бедности.

2. Относительная концепция бедности

В противопоставление абсолютной приводят относительную бедность. Меры относительной бедности выставляют относительную черту бедности и примеряют к ней доходы населения. В случае, когда реальные доходы всего населения растут, а их распределение не меняется, относительная бедность остаётся прежней. Таким образом, концепция относительной бедности является составляющей концепции неравенства. Однако это не значит, что меньшее равенство всегда означает меньшую относительную бедность, или наоборот.

3. Субъективная концепция бедности

Субъективная бедность - это концепция бедности, основывающаяся на мнении, что только сам индивид может определить, беден ли он. Для определения уровня субъективной бедности существует множество подходов: можно узнать, сколько людей считают себя бедными, либо считают бедными своих друзей. Можно выявить субъективную абсолютную черту бедности, основываясь на общественном мнении, а затем сравнить с ней доходы населения.

Депривационный подход

Измерение уровня бедности может осуществляться также с использованием депривационного подхода. Согласно ему, бедными считаются индивиды, чьё потребление не соответствует принятому в обществе стандарту, у которых нет доступа к определённому набору благ и услуг. То есть при данном подходе бедность определяется не только недостаточным доходом или низким потреблением товаров и услуг первой необходимости, но и низкокачественным питанием, недоступностью услуг образования и здравоохранения, отсутствием нормальных жилищных условий и прочее.

Среди государственных мер по снижению бедности выделяют:

- создание условий для роста производства и, соответственно, тем самым для увеличения денежных доходов населения,

- поддержание макроэкономической стабильности,

- проведение антиинфляционной политики,

- установление минимального размера оплаты труда,

- разработка социальных программ и механизмов их реализации

 

 

Группы причин бедности

 

- экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли),

- социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости),

- демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье),

- социально-экономические (низкий уровень социальных гарантий),

-образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка),

- политические (военные конфликты, вынужденная миграция),

- регионально-географические (неравномерное развитие регионов)

 

Виды адаптации

При рассмотрении проблем адаптации человека принято выделять физиологическую, психическую и социальную адаптации, а иногда к этому добавляют психофизиологическую и социально-психологическую адаптацию.

Физиологическая адаптация (или поведенческая) - совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды — гомеостаз.

Психическая адаптация – это процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды.

Социальная адаптация - процесс приспособления, освоения, как правило активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды.

 

Символическая функция денег

 

ЕСТЬ ПРОСТО ФУНКЦИИ ДЕНЕГ.. без разграничения на символические или джругие.. но есть деньги наличные и символические

Сущность денег лучше всего проявляется через выполняемые ими функции. Таких функций четыре: 1) средства обращения; 2) единицы счета; 3) средства платежа; 4) запаса ценности.

1. В качестве средства обращения деньги являются посредником в обмене товаров, в совершении сделок. Все покупается и продается за деньги. Альтернативой денежному обмену выступает бартер – обмен товара не на деньги, а на другой товар.

2. Функция единицы счета означает, что деньги являются измерителем ценности всех товаров и услуг. Как масса измеряется в килограммах, расстояние – в метрах, а объем жидкости – в литрах, так ценность (стоимость) измеряется определенным количеством денег. Пока не появились деньги, стоимость каждого товара должна была измеряться в установленных количествах всех других товаров, производимых в экономике. Для того чтобы деньги выполняли функцию единицы счета, они не обязательно должны иметься в наличии. Достаточно мысленно приравнять стоимость товара или услуги к определенной сумме денег.

3. Функция средства платежа проявляется при использовании денег для оплаты отложенных во времени платежей (уплате налогов, выплате долгов, получении доходов). Отличие этой функции от функции средства обращения заключается в том, что использование денег в качестве посредника в обмене предполагает одновременное движение товаров и денег, в то время как при выполнении функции средства платежа: а) либо движение товаров и движение денег по времени не совпадают, например при коммерческом кредите, который представляет собой кредит под товары (по принципу «утром – стулья, вечером – деньги»); б) либо нет движения товаров, а есть только движение денег, например при банковском кредите, выплате заработной платы, получении трансфертов и т. д.

4. Деньги представляют собой запас ценности, так как они являются финансовым активом, обладающим ценностью. Эта ценность, как уже отмечалось, состоит в их ликвидности, их покупательной способности, в том, что на них в любой момент можно купить любой товар, услугу или ценную бумагу. И функцию запаса ценности начинает выполнять не национальная валюта, ценность которой падает, а стабильная валюта другой страны, ценность которой сохраняется во времени.

 

 

Предпринимательство

Предпринима́тельство — самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия, гудвилла). Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.

Может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. В России, как и во многих странах, для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Формы предпринимательства:

- Индивидуальное

- Коллективное

- Полное товарищество

- Товарищество на вере

- Общество с ограниченной ответственностью

- Общество с дополнительной ответственностью

- Закрытое акционерное общество

- Открытое акционерное общество

- Государственное

- По степени законности выделяют Законное, Незаконное (Ст. 171 УК РФ) и Лжепредпринимательство (Ст. 173 УК РФ).

- По характеру деятельности различают Производственное, Торгово-коммерческое, Кредитно-финансовое, Сервисное (оказание услуг) и др.

 

Стадии становления экономической психологии

 

Первый этап исследований связан с именем французского ученого Г. Тарда. В 1902 г. вышла его двухтомная работа под названием «Экономическая психология». Он выдвинул свой подход как альтернативу австрийской школе экономической теории. Последняя определяла себя как «психологическая школа»; однако, ею используемые методы обладали определенной спецификой: экономический анализ не предполагал выхода на эмпирическую психологию. В научный оборот ими была введена концепция предельных величин, предполагавшая рассмотрение экономических явлений с учетом психологического подтекста. Зародившись во Франции, новая наука распространилась в начале ХХ века и в Германии. Отцом экономической психологии был Х. Мюнстерберг. Опираясь на традиции Лейпцигского исследователя В. Вунда, он изучал преимущественно сферу микроэкономических проблем, например, вопросы монотонности труда, его организации, степени справедливости получаемой оплаты, анализ эффекта рекламы в экономике Германии.

Второй этап исследований развернулся в США и Франции в 50-е годы. Он связан с именами двух ученых: Г. Катоны, и П. Ренольда. Его особенность заключалась в использовании исследователями психологических подходов применительно к макроэкономике. Это экономическое поведение потребителей и предпринимателей. Был предложен вариант классификации экономического поведения: импульсивное и традиционное (т.е. привычное).

В теоретических построениях были применены новые показатели, например, «индекс потребительского чувства», функциональная роль которого выражалась в способности дать характеристику психологического состояния потребителя. Кроме того, затрагивались проблемы общего экономического развития, формирования предпринимательства, положения в мировой экономике развивающихся стран.

Третьим этапом данного научного развития принято считать. 80-е годы. Один из его признаков - появление регулярного издания журнала «Экономическая психология». Его инициатором стали голландские, английские и скандинавские экономисты-психологи.

 

С середины данного десятилетия стали выходить коллективные научные труды, словари, первые учебники, которые базируются на современном уровне психологических исследований. Авторам этих работ удалось в значительной мере создать связующий мост между экономической и психологической науками. Синтез удался благодаря тому, что постановка проблемных вопросов была нацелена на экономическую сферу. Чисто психологические концепции использовались для объяснения именно теоретических моделей экономики. Таким путем сложилась наука, которую следует называть «экономической психологией», а не «психологической экономикой».

 

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 201.