Чинники, що впливають на ставлення до грошей.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономические теории в основном исходят из "безликости", "одинаковости" денег. Психологи, напротив, считают, что любые суммы денег, представленные в той или иной форме, являются объектом психологической оценки, и она оказывает сильное влияние на функционирование данной конкретной суммы. Так, восприятие денег субъективно, и оно влияет на их использование. Неодинаково расходуются крупные и мелкие купюры: крупные скорее ассоциируются с накоплением, а мелкие — с потреблением. Например, чтобы не разменивать крупную купюру, человек может поступить нерационально и не купить нужную или более дешевую вещь, а на мелкие деньги может купить больше, чем планировалось. Несоответствие субъективной оценки денег их номиналу проявляется и в разном отношении к новым и старым деньгам в период денежного реформирования. Человек может проиграть в расчете ради обладания новыми деньгами или сделать нерациональную покупку, чтобы избавиться от старых денег, несмотря на одинаковые правовой статус и номинальную ценность монет и купюр старого и нового образца в данный период исторического времени.

Психологическая "окраска" денег связана с источником происхождения конкретной суммы. Бережному и экономному отношению к заработной плате часто противостоит расточительное отношение к неожиданному доходу, например, премии, и особенно к каким-либо незаслуженным деньгам. При исследовании возрастной клептомании обнаружилось, что украденные деньги чаще тратятся на неблаговидные дела, чем полученные от родителей деньги. Нечто подобное в своем экономическом поведении могут демонстрировать фирмы и организации и даже правительство.

Отношение к деньгам зависит и от конкретных целей их использования. На этом эффекте основано так называемое "отмывание" денег, создание различного рода благотворительных фондов и спонсорских программ и отчисления от прибыли сомнительного происхождения.

Различные психологические оттенки использования имеют и разные денежные формы (наличность, векселя, облигации и т.п.), а также способы наличного и безналичного расчета (чеки, электронные карточки).

Использование денег регламентируется психосоциальными нормами и социальными ценностями. Например, по отношению к подарку, выраженному в денежной форме, проявляются другие ожидания, поскольку деньги девальвируют ценность акта дарения. Если дарят деньги, то в два раза больше цены планируемого подарка. Психосоциальные нормы использования денег меняются со временем. Так, неприемлемые прежде брачные контракты, страхование жизни, сдача крови за деньги и т.д. в настоящее время не осуждаются, а, например, одалживание денег знакомым под проценты считается непредосудительным.

Психологія комерційної таємниці.

Психология коммерческой тайны — одна из новых и актуальных при­кладных проблем отечественной экономической психологии. Приватизация государственных источников информации, процесс концентрации инфор­мационных ресурсов в коммерческих структурах повлекли за собой осозна­ние ценности коммерческой информации и необходимости ее защиты.

Причина, мотивирующая предпринимателя самостоятельно зани­маться перспективной разработкой, — асимметрия информации, т.е. такая ситуация, когда он обладает важной информацией, а другие заинтересо­ванные лица — нет. Однако важно уметь сберечь информацию. Часто вновь возникшее предприятие сходит с предпринимательской сцены из-за беспечности, избыточного авантюризма и элементарной психологической неграмотности его основателей. От руководителей теперь требуется раз­работка не только рыночной стратегии, но и стратегии обеспечения ин­формационной безопасности, знание психологии обеспечения коммерче­ской тайны в фирме.

Под коммерческой тайной предприятия (фирмы) понимают сведе­ния, не являющиеся государственными секретами, но связанные с произ­водством, технологией, НИОКР, управлением, финансами и другой дея­тельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб его интересам1.

В настоящее время в отечественной литературе практически отсутст­вуют открытые работы по этой проблеме, поэтому в основном использу­ется зарубежный опыт в ее решении.

В большинстве крупных фирм и корпораций индустриально разви­тых стран созданы собственные системы защиты экономических интере­сов. По утверждениям западных экспертов в частном секторе США в на­чале 90-х годов в них было занято 1,5 млн человек. Для многих американ­ских фирм характернадвухуровневая система защиты информации. Пер­вый — обеспечение сохранности фирменных секретов силами спецслужб, второй — культивирование атмосферы бдительности и ответственности с помощью так называемых координаторов, назначаемых из лиц среднего звена. С функциями координатора наилучшим образом может справиться профессиональный психолог.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 211.