Проект внутреннего пространства «Дом для тещи и молодой пары» имеет в основе общую функцию (жилой дом) и общий сценарий – создать в ограниченном объеме пространство сосуществования двух «антагонизмов» – тещи и молодой супружеской пары. Проект носит выраженный гротескный характер. Главная задача – в определенных границах (куб 10×10×10 м в масштабе 1:50) разработать два взаимодействующих, но раздельных пространства. Моделирование внутреннего пространства осуществляется изолированно, вне связи с внешним пространством и оболочкой. Пространство решается обобщенно (без ограждений, мебели). Выполняются чертежи планов и разрезов. В начале курсовой работы студентам выдаются материалы с информацией об эргономике – для самостоятельного изучения вне занятий.
Универсальный объемный модуль – фрагмент конструкции, оболочки, ландшафта
Универсальный объемный модуль разрабатывается параллельно с основными заданиями курсовой работы («Тещин дом» и «Мост»). На основе модуля создаются фрагменты пространственных структур. Модульная структура может иметь различное назначение – от элемента конструкции, оболочки здания, до фрагмента ландшафта.
Взаимодействие архитектурной формы и ландшафта
Создаваемая студентом на основе универсального объемного модуля структура ложится в основу другого задания – построение взаимосвязи архитектурной формы и природного ландшафта. В данном случае ставится задача – создать из разработанной структуры фрагмент ландшафта, органично трансформируемого в архитектурный объект. Эти упражнения предваряют главное задание 5-й курсовой работы «Индивидуальный жилой дом в природном ландшафте». Выполнение этого задания начинается во время 4-й курсовой работы. Вводятся задания на проектирование контекста. Выдается общий для всех ситуационный план (дороги, берег моря, ориентация по сторонам света). Студенту предлагается самому разработать природный ландшафт любой сложности и наполненности (водоем, визуальные связи). Именно этот контекст составляет основу разработки курсовой № 5. Студент приучается сживаться с контекстом так, как только возможно лично его создав. Контекст становится не данностью, не внешним обстоятельством, но одушевляется личным переживанием его творящего.
Функциональный метод – от функции к форме
В этом упражнении схематично отрабатывается функциональный метод проектирования «от функции к форме». Однако форма не является простым следствием функции. На стадии перехода к объему ведутся поиски гармонизации формы освоенными ранее композиционными средствами – симметрией, доминантой, ритмом и др.
Это упражнение – важнейшее на пути к завершенному архитектурному объекту. Параллельно ему («встречным курсом») отрабатываются навыки работы с абстрактной формой (объемный модуль, мост и др.). В 5-й курсовой работе оба этих направления смыкаются при создании законченного, полноценного проекта архитектурного объекта.
Объемные композиции во 2-м семестре задаются все чаще, и сложность заданий возрастает. В данном случае перед студентами ставится задача – передать в объеме образ действия – создание формы под воздействием внешней динамической силы.
И конструкция, и образ, и философия пространства
Архитектоническая конструкция «Мост» имеет ярко выраженную образную составляющую. С образа и начинается моделирование формы. Сам образ рождается из философских размышлений студента о понятии «мост» не столько как инженерной конструкции, но как фрагмента жизненного пути человека. Тектоника конструкции реализуемого образа строится, и на первичных знаниях, получаемых в ходе консультаций с конструктором, и на собственной интуиции. Выполнение задания завершается выступлениями, докладами, обсуждениями работ в аудитории.
Все задания 4-й курсовой работы имеют уровень, качественно и количественно более наполненный составляющими архитектурного объекта, но пока не вполне законченного. Так, в «Тещином доме» нет оболочки и внешнего пространства. В объемной функциональной схеме форма абстрактна и не имеет контекста, как и мост, который к тому же более образ, чем функция. Такой подход, на наш взгляд, обеспечивает необходимую постепенность перехода к полному объему составляющих архитектурного объекта, и что важно – позволяет отслеживать самому студенту, как формируется объект, из чего он состоит и как существует, не имея той или иной составляющей (контекста ли, функции и т.д.).
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЖИЛОЙ ДОМ В ПРИРОДНОМ ЛАНДШАФТЕ -
5 КУРСОВАЯ РАБОТА
В 5-й курсовой работе впервые архитектурный объект проектируется во всей полноте. Студенты решают важнейшую профессиональную задачу – создать индивидуальный жилой дом, одновременно решая форму, внешнее (природный контекст) и внутреннее пространство (функцию).
Задания на соотношение параметров пространства и формы
Серия клаузур на развитие навыков работы с формой в параметрически преобладающем пространстве – «Преодоление притяжения», «Невесомость», «Растворение в бесконечном пространстве». Задания выполняются на модульной основе. Однако в данном случае модульная сетка (10 см) крепится на вертикальной плоскости. На двух противоположных стенах закреплены доски с крючками, на которых натянуты нити, образующие горизонтальную сетку, структурирующую пространство и частично выполняющую конструктивную роль.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 259.