Разберем здание на части. К концу курса – соберем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Разберем здание на части. К концу курса – соберем

Сложность обучения проектированию состоит в том, что архитектура включает в себя целый комплекс составляющих, которые необходимо учитывать в процессе проектирования одновременно. По этой причине с первого занятия студентам предлагаются максимально доступные для понимания знания об архитектурном объекте, «разобранном» на отдельные составляющие. Таким же образом развиваются навыки проектирования – через упражнения на отработку отдельных составляющих и на их взаимосвязи – в этом главная особенность методики.

Студентам на первых же занятиях последовательно выдается информация о содержании проектной деятельности архитектора или просто – «из чего состоит архитектура». Архитектор в своей деятельности моделирует процессы жизнедеятельности человека в пространствах, организованных архитектурной формой. Любой архитектурный объект включает в себя две важнейшие базовые составляющие – пространство и форму. Вне любой из этих составляющих невозможно существование архитектурного объекта. В процессе архитектурного моделирования осуществляется разделение пространства формой на пространство внутренне и внешнее. Эти отношения выражаются в основополагающей триаде –

ВНЕШНЕЕ-ФОРМА-ВНУТРЕННЕЕ

Внешнее пространство выступает в качестве контекста, окружающего архитектурный объект. Внутреннее пространство выражает функцию или назначение объекта. В отношениях этих, взаимовлияющих на форму пространств, и создается то, что называется архитектурным объектом.

В течение 1 курса производится (отдельно, а затем комплексно) освоение и отработка следующих составляющих профессиональной деятельности архитектора:
ПРОСТРАНСТВО (внешнее, внутреннее)
ФОРМА
ФУНКЦИЯ
КОМПОЗИЦИЯ
ОБРАЗ
ВЕРБАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
ГРАФИКА
1-й курс (1 и 2-й семестр) дисциплины «Архитектурное проектирование» состоит из 6 курсовых работ, каждая из которых включает в себя основной проект и целый комплекс текущих кратковременных упражнений. Основные проекты, усложняясь, все более полно охватывают весь состав курса. Текущие экспресс-упражнения (от нескольких минут до 1-го занятия) сопутствуют основным проектам или (как правило) предшествуют им.

ПРОСТРАНСТВО ВНЕШНЕЕ – 1 КУРСОВАЯ РАБОТА

Композиция – средство, а не цель

Свободное владение средствами архитектурной композиции – неотъемлемая составляющая профессии архитектора, а навыки композиционного моделирования лежат в основе архитектурного формообразования. Композиционное развитие начинающего архитектора сродни развитию речевого аппарата. Человеческое умение говорить для архитектора означает умение выражать свои мысли архитектурной формой. Средства композиции являются основой художественного языка архитектуры, способствуют решению задач по организации и архитектурной формы и пространства, позволяют выражать формальными знаками идею, чувство, образ.

 

На проект – как на праздник

Следует учитывать, что на 1-й курс приходят студенты, которые едва вышли из детского возраста (16 – 17 лет). С одной стороны, они сохранили непосредственность и искренность восприятия мира, с другой – уже получили не всегда желательный для творческого роста визуальный опыт окружающей среды, приобретя ряд «взрослых комплексов» и стереотипов. Важная задача с первых же занятий «вернуться в детство», к свободному творческому восприятию мира, развиваясь в архитектуре как в игре – легко и непосредственно.

 

От плоскости к объему

На протяжении 1-й курсовой работы, как и в период всего 1-го курса, задания по композиции развиваются последовательно – от отвлеченных графических заданий (симметрия, ритм, метр и т.д.) до объемных композиций с образной составляющей. Развитие композиционных навыков с последовательным переходом от плоскостных (графических) к аксонометрическим и объемно-пространственным композициям в традиции отечественной методологической школы. Прежде всего – советского авангарда 20-х гг. (школа ВХУТЕМАС, супрематизм К. Малевича, Л. Лисицкого и др.).

 

Рассказываем и защищаем

Вербальное моделирование – важная составляющая профессии архитектора. Переход от вербального моделирования к формальному – есть акт материализации архитектурного замысла. Необходимо ощущать, переживать и личностно воспроизводить возникающий образ в форме и пространстве. Принципиальный момент – участие студентов в анализе и коллективном обсуждении создаваемых работ, поскольку без умения выдвигать, обосновывать и оценивать творческую идею невозможна профессиональная деятельность архитектора.

 

Усложнение образных решений

Главная работа 3-й курсовой – формально-образное композиционное задание «Природная форма». Это задание традиционное для кафедры Основ проектирования. Однако в структуре предлагаемого нами метода меняется алгоритм действий. Традиционно работа развивалась в направлении от биоформы – к ее анализу и стилизации. Однако, на наш взгляд, при таком подходе изначальная природная форма довлеет в процессе проектирования. Более верным для архитектурного проектирования представляется не алгоритм «кукуруза → объект», но – «кукурузные свойства → объект».

Студентам предлагается путем формальных композиций выразить комплекс свойств, характерных для той или иной биоформы. Преподаватель задает первичный чувственный образ в вербальной форме. Например: «Сгусток плотности в хрустальной утонченности» (ёж); «Упругая пластика. Текучесть мягкого» (кошка); «Равновесие тяжести. Пластика камня. Грубая грация» (медведь); «Динамика, резкость, острота опасного» (щука). Вербальная эмоционально-чувственная модель последовательно – от плоскостных элементарных и сложных композиций воплощается в модель объемную. Не стилизация природной формы, а материализация свойств и состояний через чувства и образы. На протяжении разработки всего задания, вплоть до дня сдачи, студентам не говорится о том, что они выполняют природную форму – они решают лишь заданный образ.

 

На наш взгляд, именно такая последовательность приближает студентов к решению формально-образных задач аналогично архитектурной практике. Например, в данном контексте объекту необходимо иметь такие-то свойства – пластичность или массивность, устойчивость, лаконичность, дробность и т.п. И архитектор реализует эти свойства в форме, выражая формальными знаками «характер» своего произведения. Именем же по своему образу объект нарекается потребителем (так например, в ростовской архитектурной практике возникли «имена» зданий – «трактор», «белый рояль» и т.д.).

 

 

Задания на соотношение параметров пространства и формы

Серия клаузур на развитие навыков работы с формой в параметрически преобладающем пространстве – «Преодоление притяжения», «Невесомость», «Растворение в бесконечном пространстве». Задания выполняются на модульной основе. Однако в данном случае модульная сетка (10 см) крепится на вертикальной плоскости. На двух противоположных стенах закреплены доски с крючками, на которых натянуты нити, образующие горизонтальную сетку, структурирующую пространство и частично выполняющую конструктивную роль.

 

Разберем здание на части. К концу курса – соберем

Сложность обучения проектированию состоит в том, что архитектура включает в себя целый комплекс составляющих, которые необходимо учитывать в процессе проектирования одновременно. По этой причине с первого занятия студентам предлагаются максимально доступные для понимания знания об архитектурном объекте, «разобранном» на отдельные составляющие. Таким же образом развиваются навыки проектирования – через упражнения на отработку отдельных составляющих и на их взаимосвязи – в этом главная особенность методики.

Студентам на первых же занятиях последовательно выдается информация о содержании проектной деятельности архитектора или просто – «из чего состоит архитектура». Архитектор в своей деятельности моделирует процессы жизнедеятельности человека в пространствах, организованных архитектурной формой. Любой архитектурный объект включает в себя две важнейшие базовые составляющие – пространство и форму. Вне любой из этих составляющих невозможно существование архитектурного объекта. В процессе архитектурного моделирования осуществляется разделение пространства формой на пространство внутренне и внешнее. Эти отношения выражаются в основополагающей триаде –

ВНЕШНЕЕ-ФОРМА-ВНУТРЕННЕЕ

Внешнее пространство выступает в качестве контекста, окружающего архитектурный объект. Внутреннее пространство выражает функцию или назначение объекта. В отношениях этих, взаимовлияющих на форму пространств, и создается то, что называется архитектурным объектом.

В течение 1 курса производится (отдельно, а затем комплексно) освоение и отработка следующих составляющих профессиональной деятельности архитектора:
ПРОСТРАНСТВО (внешнее, внутреннее)
ФОРМА
ФУНКЦИЯ
КОМПОЗИЦИЯ
ОБРАЗ
ВЕРБАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
ГРАФИКА
1-й курс (1 и 2-й семестр) дисциплины «Архитектурное проектирование» состоит из 6 курсовых работ, каждая из которых включает в себя основной проект и целый комплекс текущих кратковременных упражнений. Основные проекты, усложняясь, все более полно охватывают весь состав курса. Текущие экспресс-упражнения (от нескольких минут до 1-го занятия) сопутствуют основным проектам или (как правило) предшествуют им.

















Дата: 2016-10-02, просмотров: 279.