Важная особенность архитектурного моделирования – владение навыками создания образа художественного произведения. Поэтому образная составляющая является принципиальной в развитии студентов с самого начала их творческого становления. Развитие образного мышления является важнейшей составляющей, неразрывно связанной с архитектурной формой и пространством.
Сначала студентам предлагаются более простые темы, выражающие, например, какое-либо действие («выстрел», «обвал», «прыжок обоза через пропасть»). Позднее они сменяются темами, отражающими сложные психологические, эмоциональные состояния и переживания («лень», «восторг», «сомнение», «преодоление трудности»). В дальнейшем этот навык позволит выражать посредством формы индивидуальные, личностные переживания пространства, материализовывать свои чувства, реализовывать их в системе формальных знаков.
Работа с формой в условиях пространственных ограничений
Главное задание 2-й курсовой – разработка объема в заданных ограничениях на основе модульной сетки. Выполняется на основе модуля 1 см. Состоит из двух основных элементов – объема площадью 12×12 см и высотой 24см и основания 24×24 см высотой 3 см. Не допускается выступать за внешние пределы габаритов. Задание носит отвлеченный от функции и образа характер и направлено, прежде всего, на развитие композиционных навыков объемной формы. Цель работы – развитие навыков объемного моделирования тектонической системы в заданных ограничениях. Дополнительно студенты решают задачи взаимодействия внутреннего и внешнего пространств, а также объема и основания.
Это задание, при внимательном рассмотрении, не что иное как интерпретация традиционного для нашего начального образования задания - чертеж ордерных систем. Но, с кардинальной методологической разницей. В данном случае - студенты все придумываю сами. Каждая линия на планшете является авторской, результатом собственного творческого мыслительного процесса. Это наш основополагающий методологический принцип.
ФОРМА-ОБРАЗ – 3 КУРСОВАЯ РАБОТА
Во время 3-й курсовой работы студенты разрабатывают формально-образные композиции – как плоскостные, так и объемно-пространственные. Параллельно они овладевают первичными понятиями функции и навыками функционального моделирования. Во 2 семестре эти составляющие архитектурного проектирования начинают смыкаться и осваиваться в комплексе.
От графического образа – к объемному
Объемные клаузуры – важный этап перехода к работе с формой – от плоских, графических изображений к трехмерным моделям. Если ранее упражнения на образ выполнялись в графике, то теперь – в объеме. Одна из них – объемная композиция «Телескоп». Выполняется из плотной бумаги в аудитории за один час. Перед студентами ставится задача – создать в объеме образ стилизованного механизма – в данном случае – «архитектурного телескопа».
Усложнение образных решений
Главная работа 3-й курсовой – формально-образное композиционное задание «Природная форма». Это задание традиционное для кафедры Основ проектирования. Однако в структуре предлагаемого нами метода меняется алгоритм действий. Традиционно работа развивалась в направлении от биоформы – к ее анализу и стилизации. Однако, на наш взгляд, при таком подходе изначальная природная форма довлеет в процессе проектирования. Более верным для архитектурного проектирования представляется не алгоритм «кукуруза → объект», но – «кукурузные свойства → объект».
Студентам предлагается путем формальных композиций выразить комплекс свойств, характерных для той или иной биоформы. Преподаватель задает первичный чувственный образ в вербальной форме. Например: «Сгусток плотности в хрустальной утонченности» (ёж); «Упругая пластика. Текучесть мягкого» (кошка); «Равновесие тяжести. Пластика камня. Грубая грация» (медведь); «Динамика, резкость, острота опасного» (щука). Вербальная эмоционально-чувственная модель последовательно – от плоскостных элементарных и сложных композиций воплощается в модель объемную. Не стилизация природной формы, а материализация свойств и состояний через чувства и образы. На протяжении разработки всего задания, вплоть до дня сдачи, студентам не говорится о том, что они выполняют природную форму – они решают лишь заданный образ.
На наш взгляд, именно такая последовательность приближает студентов к решению формально-образных задач аналогично архитектурной практике. Например, в данном контексте объекту необходимо иметь такие-то свойства – пластичность или массивность, устойчивость, лаконичность, дробность и т.п. И архитектор реализует эти свойства в форме, выражая формальными знаками «характер» своего произведения. Именем же по своему образу объект нарекается потребителем (так например, в ростовской архитектурной практике возникли «имена» зданий – «трактор», «белый рояль» и т.д.).
ПРОСТРАНСТВО ВНУТРЕННЕЕ - 4 КУРСОВАЯ РАБОТА
Дата: 2016-10-02, просмотров: 273.