Потери сельскохозяйственного производства оцениваются по нормативам стоимости освоения равновеликих площадей новых земель. Эти нормативы уточнены Постановлением Правительства РФ от 27.11.95 г. № 1176. В практике оценочных работ данное постановление применяется в случае изъятия для государственных и муниципальных нужд земельных участков у собственников, землевладельцев и землепользователей, а также при застройке сельскохозяйственных угодий.
В первом случае оценивается объем компенсаций физическим и юридическим лицам в связи с вынужденной потерей их имущества.
Во втором случае определяется плата за перевод земель из сельскохозяйственных угодий в другой вид землепользования.
Нормативы стоимости освоения новых земель в настоящее время довольно широко применяются в документах, регламентирующих порядок оценки экологического ущерба. В частности, они используются в «Порядке определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами» и в «Методике определения размеров ущерба от деградации почв и земель». Потери сельскохозяйственного производства возмещаются органам местного самоуправления посредством перечисления средств в соответствующий бюджет.
Концепция эффективного использования природно-ресурсного потенциала страны. Рента как условие экономического роста.
Основным источником богатства нашей страны является природная рента. Именно она формирует основные потоки дохода и на сегодняшний момент является одним из главных реальных источников роста экономики России.
Рента по своему происхождению принадлежит обществу, тем людям, которые живут на этой земле и создают государство. Она не создана теми, кто извлекает из нее доходы, поэтому рента должна распределяться на всех, а не на личное потребление отдельных людей, которые нашли способы ее присвоить.
Но тут возникает два вопроса:
- как выделить ренту, измерить ее величину;
- что с ней делать, после того как она будет получена?
Оценка ренты не отделима от механизма формирования рыночных цен. Измерить или оценить ее можно только в условиях рыночного оборота и свободной конкуренции за право доступа к природным ресурсам, к доходам, которые возникают от их эксплуатации. Тогда величина ренты будет определяться рыночными ценами получения прав на пользование природными ресурсами, а не назначаться по чьему-то произволу в виде тех или иных природно-ресурсных платежей.
Основным условием измерения ренты и, соответственно, ее получения в доход общества является рынок, причем рынок, основанный на механизмах свободного и равноправного доступа к правам на ресурсы.
Вторым условием ее измерения, но не простого измерения, а в определенных государственных целях, например, назначения ставок платежей, включая и земельные платежи, является механизм получения информации о ценах. Для этих целей необходим механизм слежения за рыночными ценами и получения их государственными структурами — мониторинг рыночных цен. Без такого мониторинга любые работы по назначению оценок природных ресурсов, включая и кадастровые оценки, бессмысленны.
Обеспечить мониторинг рыночных цен может институт независимой оценки. Во всех странах такой институт существует. У нас он находится в начальной стадии формирования. Основная проблема оценки величины ренты заключается в ее большой неопределенности, зависящей от цены. Эта проблема может быть снята созданием института договорных отношений, когда одним из условий договора является условие изменения платы в зависимости от изменения внутренних и внешних факторов (ценовых пропорций, инфраструктуры и т.д.). Создание такого договора — дело юридической техники, которая уже реально существует. Только в этом долгосрочном договоре может быть выявлена рыночная цена. Без этого соглашения не может быть оценки. Оценив ренту, можно перейти к созданию механизма установления платежей на ее основе. Тут тоже не может быть однозначных решений. Способов установления платежей много и в каждом конкретном случае с каждым природным ресурсом надо создавать свои, приемлемые, но главное, прозрачные институциональные правила (цена на торгах, процент от рыночной стоимости, доля дохода и т.д.).
Для того чтобы сделать природную ренту реальным условием экономического роста, необходимо решить три вопроса:
- обеспечить преимущественно федеральную собственность на основные природные ресурсы, причем с созданием механизма эффективного осуществления государством полномочий собственника, включая охрану, эффективное управление и распоряжение;
- выработать правовые и организационные механизмы определения и изъятия природно-ресурсной ренты; разработать механизм постепенной замены налогов рентными платежами.
Для решения первого вопроса необходимо в законодательном порядке определить, что рента, или сверхприбыль от использования природных ресурсов, является общественным достоянием.
Решение второго вопроса связано с переходом от административных к договорным формам предоставления прав на использование природных ресурсов, разграничением собственности на природные ресурсы, предоставлением природных ресурсов в пользование преимущественно на торгах, распространением процедуры обязательной оценки рыночной стоимости прав на использование природных ресурсов, находящихся в государственной и муниципальной собственности при вовлечении их в сделку.
Решение третьего вопроса связано с обеспечением в законодательном порядке приоритета изъятия природно-ресурсной ренты перед налогообложением труда и капитала.
Применительно к земле также существует много способов изъятия ренты в доход государства. Они заключаются либо в установлении земельных платежей в процентах от ее рыночной стоимости, либо в виде доли от дохода, определяемого по разнице в цене реализации продукции и нормативно установленными издержками, либо непосредственно на торгах при продаже свободных земельных участков или прав пользования ими.
Плата за землю.
Плата за землю представляет собой общее название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с правом частной собственности и иных вещных прав на землю. В настоящее время существует три вида земельных платежей:
- земельный налог;
- арендная плата;
- плата за получение определенных прав на землю, например ее приобретение в собственность, плата за получение права аренды, плата за получение права застройки.
Земельный налог. Земельный налог уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями (кроме арендаторов, которые уплачивают арендную плату). В Законе РФ «О плате за землю» устанавливается, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий. Ставки земельного налога дифференцируются по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Средний размер налога определяются законом РФ «О плате за землю» для каждого субъекта Российской Федерации. Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, приведенных в законе о плате за землю. В свою очередь, органами местного самоуправления средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Арендная плата. Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме. В разных городах существует разная система взимания арендной платы за землю. Но наиболее эффективной является система, при которой ставки арендных платежей устанавливаются пропорционально рыночной цене земли или рыночной цене прав заключения договора долгосрочной аренды земли, рассчитанной как некое среднее значение по оценочной зоне. Такая система в настоящее время применяется в Москве. Установление платы за выкуп земельных участков из государственной и муниципальной собственности регламентируется Земельным кодексом РФ, Федеральным законом о введении в действие налогового кодекса и Правилами организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков. В соответствии с этими документами плата за приобретение земельных участков под приватизированными или находящимися в частной собственности зданиями (имеются в виду юридические лица) устанавливается по определенным, жестко фиксированным ставкам. В то же время при приобретении земельного участка или иных прав на него на торгах оплата производится по цене, определенной в ходе торгов, то есть по рыночной стоимости.
Платежи за загрязнение окружающей среды. Платежи за загрязнение окружающей среды (в формулировках нового Федерального закона об охране окружающей среды — платежи за негативные воздействия на окружающую среду; в формулировках Налогового кодекса — экологический налог) в настоящее время устанавливаются в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства от 28 августа 1992 г. №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
Настоящий порядок предусматривает взимание платы за такие виды вредного воздействия на окружающую природную среду как: выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Для исчисления размера платежей по каждому ингредиенту загрязняющего вещества указанным постановлением устанавливается два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Между этими двумя видами базовых размеров установлено 5-кратное повышающее соотношение. Это соотношение означает, что ставки платы в объемах предельно допустимых нормативов в 5 раз меньше ставок платы в объемах лимитов. За превышение лимитов к базовым размерам платы категории б) устанавливается дополнительный 5-кратный коэффициент, выполняющий роль штрафной санкции. При определении суммы платежа предусмотрен механизм зачета расходов предприятий на проведение природоохранных мероприятий. Этот механизм заключается в том, что размер платежей мог уменьшаться на сумму средств, потраченных на создание очистных сооружений.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 219.