Вопрос о словосочетании в лингвистике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Представители школ и направлений Понимание СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Ф.Ф. Фортунатов   Петерсон   П.П. Пешковский   Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня   ИТОГИ:   Под словосочетанием понимал любое сочетание двух знаменательных слов. Понимал словосочетание так широко, что относил к ним и простые распространенные предложения. Находил возможным называть словосочетанием даже отдельное слово, если оно интонационно оформлено. Не считали словосочетание объектом синтаксиса. В лингвистической литературе не было единого мнения о словосочетании. Можно выделить три основных направления в его изучении.
Основные направления: 1) Основывается на идеях Фортунатова   2) Основывается на выдвинутой в 50-х годах XX-го в. концепции В.В. Виноградова. Поддерживаются Н.Д. Шведовой, Н.С. Валгиной, В.В. Бабайцевой, О,Б. Сиротининой.   3) Основывается на исследованиях В.А. Белошапковой   Словосочетание понимается в широком смысле – как любое соединение пары полнозначных слов, выделяемых из предложения.   В основе концепции – идея признания словосочетания и предложения двумя разными синтаксическими единицами. Главный, но не единственный различительный признак – непредикативность / предикативность. Словосочетание в Виноградовском понимании сближается со словом и его основным свойством считается номинативность (хотя последователи Виноградова признают, что далеко не всегда словосочетание обозначает единое понятие, напр. бежать за братом).   Единственный признак, разграничивающий словосочетание и предложение – предикативность. Т.о., понятие словосочетания расширяется и в число словосочетаний включаются как подчинительные, так и сочинительные сочетания слов с дальнейшими классификациями (например, сочинительные делятся на открытые, т.е. допускающие продолжение ряда: и синие, и зеленые, и красные, и закрытые: не синие, а зеленые).  

ІІІ

Слово, словосочетание и предложение: сходство и различия

 

  Слово Словосочетание Предложение
Основная функция     Номинативная (выражает одно понятие)   преимущественно номинативная (но не всегда выражает одно понятие) коммуникативная (выражает законченную мысль)
Структура   1 компонент   Не менее 2-х компонентов число компонентов не ограничено
Парадигма Грамматическая грамматическая   модально-временная
Предикативность _   _   +  
Интонационная оформленность _ _   +
Отраженность в словарях + _ _

 

IV

Типы словосочетаний по степени спаянности компонентов

 

СВОБОДНЫЕ НЕСВОБОДНЫЕ
Слова сохраняют свои лексические значения, свободно сочетаются друг с другом, каждый компонент – самостоятельный член предложения. Лексическая самостоятельность одного из компонентов ослаблена. Для раскрытия смысла зависимого компонента требуется наличие еще какого-либо слова.
английская порода читать книгу веснушчатое лицо собачка английской породы (нельзя сказать собачка породы) мальчик с веснушчатым лицом (нельзя сказать мальчик с лицом)

 

V

Типы словосочетаний по грамматической природе

Главного компонента

И М Е Н Н Ы Е МЕСТОИМЕННЫЕ ГЛАГОЛЬНЫЕ НАРЕЧНЫЕ
субстан-тивные адъек-тивные нумера- тивные кто-то из студентов изучать литературу изучая литературу бесконечно долго
слезы радости   бледный от волнения третий по списку

VI

Семантико-синтаксические отношения между компонентами,

Способы их выражения

Грамматическое значение словосочетаний

  Семантико-синтаксические отношения(способы выражения: формы слов, предлоги, смысл, интонация)
атрибутивные (определительные) Объектные обстоятельственные комплетивные (восполняющие)
Грамматическое значение «предмет и его признак»   полезная работа человек долга «действие и предмет действия» учить детей стремление победить «действие и обстоятельство (место, время, образ, причина, цель и т. д.) действия» идти лесом любить с детства «предметы и их количество»   три пальмы множество звезд  

VII

Типы словосочетаний по объему

ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ
- из двухзнаменательных слов: радоваться жизни - из трех и более слов, где один из компонентов выражен ФЕ: ехать по железной дороге - несвободные словосочетания: ваза чешского стекла - из трех и более знаменательных слов: всегда радоваться жизни

VIII

Типы связи в словосочетании

Типы связи Особенности Разновидности и примеры
СОГЛАСОВАНИЕ   Главный и зависимый компоненты имеют общие категории рода, числа, падежа Зависимый компонент (при полном согласовании) выражен согласуемыми классами слов: именами прилагательными, порядковыми числительными, некоторыми разрядами местоимений, причастиями Полное(главный и зависимый компоненты имеют 3 общие категории) солнечный день вторая неделя мои книги каждый ученик некоторые части играющие дети Неполное(главный и зависимый компоненты имеют 1 - 2 общие категории) озеро Нарочь (число) река Двина (род, число)
УПРАВЛЕНИЕ Главный компо-нент для раскрытия своего смысла требует определенной зависимой от него формы косвенного падежа. Зависимый компонент выражен именем существительным или местоимением в косвенном падеже. Сильное(возможен только один падежзависимого слова) вручить подарок(В. п.) подойти к нему (Д. п.) Слабое(возможны варианты падежных форм зависимого слова) вернуться на рассвете (П. п.) (вернуться к рассвету(Д. п.), вернуться с рассветом(Т. п.))
ПРИМЫКАНИЕ   Зависимость одного компонента от другого выражается не формами, а грамматической функцией Зависимый компонент выражен неизменяемыми классами слов: - наречиями - инфинитивами   - деепричастиями   - сравнительными формами прилагательных и наречий. быстро бегать желание учиться говорить улыбаясь ребята постарше бежать быстрее В зависимости от морфологической природы главного компонента: приглагольное крепко спать присубстантивное шапка набекрень приадъективное слишком добрый принумеративное дважды два принаречное сегодня вечером при безлично-предикативных словах очень жаль

Лекция ІІІ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Дата: 2016-10-02, просмотров: 232.