Представители школ и направлений | Понимание СЛОВОСОЧЕТАНИЯ |
Ф.Ф. Фортунатов Петерсон П.П. Пешковский Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня ИТОГИ: | Под словосочетанием понимал любое сочетание двух знаменательных слов. Понимал словосочетание так широко, что относил к ним и простые распространенные предложения. Находил возможным называть словосочетанием даже отдельное слово, если оно интонационно оформлено. Не считали словосочетание объектом синтаксиса. В лингвистической литературе не было единого мнения о словосочетании. Можно выделить три основных направления в его изучении. |
Основные направления: 1) Основывается на идеях Фортунатова 2) Основывается на выдвинутой в 50-х годах XX-го в. концепции В.В. Виноградова. Поддерживаются Н.Д. Шведовой, Н.С. Валгиной, В.В. Бабайцевой, О,Б. Сиротининой. 3) Основывается на исследованиях В.А. Белошапковой | Словосочетание понимается в широком смысле – как любое соединение пары полнозначных слов, выделяемых из предложения. В основе концепции – идея признания словосочетания и предложения двумя разными синтаксическими единицами. Главный, но не единственный различительный признак – непредикативность / предикативность. Словосочетание в Виноградовском понимании сближается со словом и его основным свойством считается номинативность (хотя последователи Виноградова признают, что далеко не всегда словосочетание обозначает единое понятие, напр. бежать за братом). Единственный признак, разграничивающий словосочетание и предложение – предикативность. Т.о., понятие словосочетания расширяется и в число словосочетаний включаются как подчинительные, так и сочинительные сочетания слов с дальнейшими классификациями (например, сочинительные делятся на открытые, т.е. допускающие продолжение ряда: и синие, и зеленые, и красные, и закрытые: не синие, а зеленые). |
ІІІ
Слово, словосочетание и предложение: сходство и различия
Слово | Словосочетание | Предложение | |
Основная функция | Номинативная (выражает одно понятие) | преимущественно номинативная (но не всегда выражает одно понятие) | коммуникативная (выражает законченную мысль) |
Структура | 1 компонент | Не менее 2-х компонентов | число компонентов не ограничено |
Парадигма | Грамматическая | грамматическая | модально-временная |
Предикативность | _ | _ | + |
Интонационная оформленность | _ | _ | + |
Отраженность в словарях | + | _ | _ |
IV
Типы словосочетаний по степени спаянности компонентов
СВОБОДНЫЕ | НЕСВОБОДНЫЕ |
Слова сохраняют свои лексические значения, свободно сочетаются друг с другом, каждый компонент – самостоятельный член предложения. | Лексическая самостоятельность одного из компонентов ослаблена. Для раскрытия смысла зависимого компонента требуется наличие еще какого-либо слова. |
английская порода читать книгу веснушчатое лицо | собачка английской породы (нельзя сказать собачка породы) мальчик с веснушчатым лицом (нельзя сказать мальчик с лицом) |
V
Типы словосочетаний по грамматической природе
Главного компонента
И М Е Н Н Ы Е | МЕСТОИМЕННЫЕ | ГЛАГОЛЬНЫЕ | НАРЕЧНЫЕ | ||
субстан-тивные | адъек-тивные | нумера- тивные | кто-то из студентов | изучать литературу изучая литературу | бесконечно долго |
слезы радости | бледный от волнения | третий по списку |
VI
Семантико-синтаксические отношения между компонентами,
Способы их выражения
Грамматическое значение словосочетаний
Семантико-синтаксические отношения(способы выражения: формы слов, предлоги, смысл, интонация) | ||||
атрибутивные (определительные) | Объектные | обстоятельственные | комплетивные (восполняющие) | |
Грамматическое значение | «предмет и его признак» полезная работа человек долга | «действие и предмет действия» учить детей стремление победить | «действие и обстоятельство (место, время, образ, причина, цель и т. д.) действия» идти лесом любить с детства | «предметы и их количество» три пальмы множество звезд |
VII
Типы словосочетаний по объему
ПРОСТЫЕ | СЛОЖНЫЕ |
- из двухзнаменательных слов: радоваться жизни - из трех и более слов, где один из компонентов выражен ФЕ: ехать по железной дороге - несвободные словосочетания: ваза чешского стекла | - из трех и более знаменательных слов: всегда радоваться жизни |
VIII
Типы связи в словосочетании
Типы связи | Особенности | Разновидности и примеры | |
СОГЛАСОВАНИЕ Главный и зависимый компоненты имеют общие категории рода, числа, падежа | Зависимый компонент (при полном согласовании) выражен согласуемыми классами слов: именами прилагательными, порядковыми числительными, некоторыми разрядами местоимений, причастиями | Полное(главный и зависимый компоненты имеют 3 общие категории) солнечный день вторая неделя мои книги каждый ученик некоторые части играющие дети | Неполное(главный и зависимый компоненты имеют 1 - 2 общие категории) озеро Нарочь (число) река Двина (род, число) |
УПРАВЛЕНИЕ Главный компо-нент для раскрытия своего смысла требует определенной зависимой от него формы косвенного падежа. | Зависимый компонент выражен именем существительным или местоимением в косвенном падеже. | Сильное(возможен только один падежзависимого слова) вручить подарок(В. п.) подойти к нему (Д. п.) | Слабое(возможны варианты падежных форм зависимого слова) вернуться на рассвете (П. п.) (вернуться к рассвету(Д. п.), вернуться с рассветом(Т. п.)) |
ПРИМЫКАНИЕ Зависимость одного компонента от другого выражается не формами, а грамматической функцией | Зависимый компонент выражен неизменяемыми классами слов: - наречиями - инфинитивами - деепричастиями - сравнительными формами прилагательных и наречий. | быстро бегать желание учиться говорить улыбаясь ребята постарше бежать быстрее | В зависимости от морфологической природы главного компонента: приглагольное крепко спать присубстантивное шапка набекрень приадъективное слишком добрый принумеративное дважды два принаречное сегодня вечером при безлично-предикативных словах очень жаль |
Лекция ІІІ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Дата: 2016-10-02, просмотров: 265.