Продолжение курса экономических реформ. Политическая система России в начале 90-х годов базировалась на двухступенчатой основе органов представительной власти — Съезд народных депутатов РФ и двухпалатный Верховный Совет. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б. Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными Силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный Суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента — В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин, многие главы администраций на местах.
Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Состоявшийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия для проведения экономических реформ. Большинство депутатов российского парламент в этот период поддерживали курс на складывание рыночной экономики в России. В конце 1991 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е. Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Предлагавшиеся программой меры «шоковой терапии» нацелены были на перевод экономики на рыночные методы хозяйствования.
Важное место в программе реформирования экономики занимала либерализация цен — освобождение их из-под контроля государства. Переход на свободные (рыночные) цены и тарифы был начат с января 1992 г. За государством сохранялось регулирование цен лишь на некоторые товары и продукцию производственно-технического назначения. Либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Обесценились и были прекращены выплаты гражданам их денежные сбережения, хранившиеся в Госбанке.
Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частого сектора в преобладающий сектор экономики. Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли ПО тыс. промышленных предприятий. Ваучерная[i] приватизация 1992—1994 гг. и последующие приватизационные акты привели к потере государственным сектором ведущей роли в экономике.
Однако изменение формы собственности не повысило эффективности экономики. В середине 1993—1994 гг. падение промышленного производства составляло 21%, в том числе в машиностроении — 31%, в производстве предметов широкого потребления — 30%. Свыше половины товаров российского рынка приходилось на долю импортной продукции.
Одним из последствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры.
Во второй половине 90-х годов большинство крупных и средних предприятий России превратились в частные, коммерческие и акционерные общества. Возникли и активно действовали многочисленные коммерческие банки, фондовые биржи и торговые дома. Все это привело к окончательной потере государством возможности управлять новыми производственными и финансовыми структурами с помощью прежних административных методов. Однако теперь в руках государства находились значительные пакеты акций заводов и фабрик, играющих ведущую роль в российской экономике. Велась разработка системы управления этими пакетами акций с целью воздействия на деятельность предприятий негосударственного сектора.
Программа экономических реформ включала серьезные преобразования в сельском хозяйстве. 90-е годы стали временем интенсивного развития новых форм хозяйствования. В агросекторе экономики преобладающую роль играли открытые и закрытые акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственные кооперативы. В 1999 г. их удельный вес в структуре сельскохозяйственных предприятий составлял 65,8%.
Экономический кризис тяжело отражался на состоянии аграрного сектора. Не хватало минеральных удобрений, автомашин и сельхозтехники. В 1996 г. предприятия сельхозмашиностроения произвели 14 тыс. тракторов, в 1998 г. — 9800, зерноуборочных комбайнов — соответственно 2500 и 1000. В последующие годы их выпуск продолжал уменьшаться. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственного производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991—1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота. К концу 90-х годов число убыточных хозяйств в государственном секторе составляло, по официальным данным, 49,2%, в частном — 57,9%.
Радикальные преобразования в российской экономике обернулись значительными потерями.
Принципы внешней политики. Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.
Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б. Н. Ельцина за рубеж — в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявила страны Европейского сообщества. В 1993—1994 гг. были заключена соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира». Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды[i]. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.
Россия активно включалась в решение важнейших международных вопросов. В октябре 1997 г. Государственная Дума ратифицировала Женевскую конвенцию о запрещении разработки, производства и применения химического оружия.
В мае 1997 г. в Париже было подписано соглашение о взаимоотношениях между РФ и странами НАТО. Документ зафиксировал обязательства сторон об отказе от применения силы в отношениях друг с другом. Предусматривалось предотвращение конфликтов и урегулирование возможных споров исключительно мирными средствами. Однако очень скоро руководство стран НАТО нарушило взятые обязательства. Прием в состав НАТО Венгрии, Польши, Чехии, а также стран Балтии свидетельствовал о стремлении этой организации расширить свое влияние на Восток.
Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.
Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.
Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили кроме России еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.
Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. В 1992—1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступлений преобладали товары народного потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность России со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее размер превышал 6 млрд. долл.
Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией. Казахстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден Устав СНГ (1993 г.). Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной организации. Периодически проходили президентские встречи, на которых решались вопросы экономического и политическою сотрудничества. Были подписаны соглашения об объединенных Вооруженных силах СНГ и о принципах обеспечения государств вооружением и военной техникой (1992 г.). В принятых документах подтверждались обязательства стран Содружества выполнять международные обязательства, вытекающие из договоров бывшею Союза ССР. В частности, подтверждалось участие СНГ в советско-американских договорах об ограничении систем противоракетной обороны (1970 г.) и о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987 г.).
Межгосударственные отношения России с некоторыми бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывала дискриминация проживающего там русскоязычного населения и нерешенность некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской Федерацией и Белоруссией.
Деятельность российского правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 203.