Всё больше общинных земель переходило к князьям, путём захвата, покупки, дарения. Преимущественной формой землевладение становится вотчина – связанная с безусловным правом передачи земли по наследству, куплей – продажей, в первую очередь родственникам вотчинника. Нарду с вотчиной появляется условное землевладение - поместье, т.е земля, которую князь даёт своим дворцовым или военным слугам в награду и под условие выполнения определённых обязанностей, повинностей. Так появляются помещики.
Крестьянназвали «люди» , «смерды». Но всё чаще сельских жителей зовут «христиане» , но не только их, но и горожан. Но уже к 15 в. Это наименование в форме «крестьяне» стало применяться только к сельским жителям. Крестьянство было неоднородным. Богатые крестьяне брали в наём дополнительные участки у вотчинников.Бедные – нередко не имели ни земли, ни двора. Они могли жить на чужих дворах, работая там. Их называли захребетники, подворники.Крестьяне, жившие на земле вотчинников и помещиков, несли барщинные повинности на владельца и платили натуральный оброк. С 15 в. Владельцы начали стеснять крестьян в их праве перехода к другому владельцу. В разных местах вводятся определённые дни для такого перехода, приурочённые к окончанию полевых работ.
Существовали ихолопы,они были собственностью господ, их могли, продать, подарить, передать по наследству. Холопы делились на домашнюю и дворовую прислуга, работников на барской пашне, управляющих отдельными отраслями хозяйства – «приказные люди» - ключники и пр. Имелись и военные холопы, ходившие с барином в поход. Последние две категории были самыми привилегированными холопами. Часть холопов служило господину сю жизнь, часть по «ряду» - договору, т.е. сохранялись рядовичи. Некоторых холопов хозяева сажали на земли и они сближались по положению с крестьянами.
Ремесленники и купцы
Их положение тоже было неодинаковым. Были богатые и бедные. Богатые купцы и ремесленники покупали за свои деньги земли и становились вотчинниками, занимались ростовщичеством, строили на свои деньги церкви.
Ремесленники собирались а артели или дружины по профессиональному признаку, держали учеников. Жили они чаще всего в пределах одной улицы или «конца», «ряда», «сотни». Ремесленники имели свои церкви, обладали судебными правами.
Купцы тоже имели свои объединения или корпорации. Они тоже строили свои храмы.
Купцы, ремесленники и торговцы жили на посаде, близ крепости, где их «сажали» , т.т селили, князья и бояре; отсюда и название – посадский люд.Посадские составляли незначительную часть населения, но играли существенную роль в хозяйственной и политической жизни государства. Посадские люди давали денег на строительство, на чрезвычайные расходы властей, нередко ссужали деньгами правителей.
1.3.5*Культурное развитие русских земель и княжеств.
Развитие культуры этого периода обусловлено главными моментами, характерными для данной эпохи: раздробленностью и ордынским игом. С раздробленностью связно появление многих центров культуры. С м-т нашествием связан страшный урон культурным ценностям, упадок культуры и затем её возрождение в эпоху национального подъём – во время Куликовской битвы и образования единой Руси.
От вторжения Батыя в 1237 г. до стояния на Угре в 1480 г. русские земли находились в зависимости от Орды, что оказало крайне негативное воздействие на развитие русской культуры. Особенно тяжелы были первые несколько десятилетий. Тысячи людей погибли в битвах, огне пожарищ, от голода и эпидемий, были уведены в рабство. Чаще всего «в полон» забирали ремесленников и молодежь. На Руси наблюдалось повсеместное сокращение числа ремесленных специальностей: ювелирных, гончарных, кожевенных, кузнечных, стеклодувных и др. Прекратилось каменное строительство.
Фольклор
Устное народное творчество отразило представление русских людей о своём прошлом, об окружающем мире.
Былины о Василии Буслаеве и Садко рассказывают о Новгороде и его бурной торговой жизни. Именно в эти столетия окончательно складывается киевский былинный цикл и Владимире Кранное Солнышко, об Илье Муромце и других богатырях. В былинах, кроме фактов древнерусской истории, отражаются и более поздние события, связные ордынским нашествием и игом: битв на Калке, победа в Куликовской битве, освобождение от ига.
Фольклорные черты имеют многие произведения литературы- сказания, например, о битве на р. Калке, о разорении Рязани Батыем и о Евпатии Коловрате. Знаменита историческая песня о Щелкане Дудентьевиче, которая рассказывает о восстании в Твери против Чол – хана.
Наряду с ними появились и новые предания и легенды. Особенно любили «Сказание о граде Китеже» – городе, ушедшем при нападении захватчиков под воду, на дно озера, со всеми защитниками и жителями, не сдавшимися врагам.
Литература
В литературе заняла героическая и «житийная», или биографическая, темы. В воинских повестях рассказывается о нашествии монголо – татар и борьбе с ними. Одно из таких произведений патриотическая повесть об Александре Невском, которую, по мнению учёных, написал его воевода. Он воспевает мужество и жизнь своего героя, описывает битвы, выигранные им с русичами, его поездку орду и кончину. Позднее, на основе этой повести было создано житие Александра Невского- его герой изображён идеальным правителем, подобно библейским и римским правителям. Вообще церковная (житийная) литература пользовалась особой популярностью. Монголо-татары отличались веротерпимостью, так что русская церковь имела возможность и поддержать патриотические настроения народа. «Житие» Дмитрия Донского создавало образ мужественного полководца. Талантливые церковные писатели Пахомий Логофет, Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших деятелей Русской православной церкви: митрополита Петра, перенесшего церковную столицу из Владимира в Москву, Сергия Радонежского – основателя Троице-Сергиева монастыря.
Во второй половине 14 – начале 15 в.в. появилось значительное число произведений о борьбе с Золтой Ордой – Куликовской битве «Задонщина» и летописные повести, «Сказание о Мамаевом побоище; Тохтамышевом разорении 1382 г, приходе на Русь Тамерлана, нашествии Едигея. Особое место среди этих произведений занимает «Задонщина» её автор Софоний Рязанец, рассматривает события 1380 как прямое продолжение борьбы Киевской Руси с кочевниками. Победа на куликовом поле – это возмездие за поражение на Калке. Образцом для подражания у автора было «Слово о полку Игореве». Из Слова Софоний заимствовал образы, литературный стиль, отдельные обороты, выражения. Теме монголо – татарского нашествия посвящена «Повесть о разорении Москвы ханом Тохтамышем», где описывается о бедствия и горе, связанные с этим нашествием.
Возобновилось и летописание, а также переписывание и создание новых книг. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты этой эпохи свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения. В XIV в. дорогой пергамен, изготавливавшийся из телячьих кож, стал заменяться бумагой, в обиход вошло более беглое и свободное письмо – полуустав, заменившее бытовавшее ранее «уставное» письмо. С XIV в. летописи вновь становятся все более подробными, ведутся почти во всех крупных городах, но постепенно центром летописания становится Москва. Во всех летописях отразились местные интересы, взгляды князей и бояр, церковных иерархов, иногда – взгляды простых людей. Такова, например, запись одной из новгородских летописей о мятеже середины13 в. Речь идёт от имени простого горажанина о восстании, в ходе которого в среде новгородце произошёл раскол: меньшие (бедные) – против больших (богатых). Автор указывает, что за «правду новгородскую» стоят, как раз, меньшие, а не «большие» люди.
Составление летописей и других сочинений, переписка рукописей переживает подъём со второй половины 14 в. Постепенно ведущее место переходит к Москве. В самой столице, её монастырях переписывается большое число рукописной духовной и светской литературы. В 1408 г. был составлен Общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1480 г. относится создание Московского летописного свода. В 1442 г. Пахомием Логофетом был составлен первый русский Хронограф, в котором нашли отражение события всемирной истории. Свои летописи вели в Твери, Рязани, Н. Новгороде и др. центрах Все они, как и московские памятник, начинают своё изложение с «Повести временных лет». Тем самым они подчеркивают преемственную связь с Киевской Русью. В летописях часто по мимо местных лейтмотивов, звучат стремления к объединению, общерусские мотивы. . конечно всё это – с учётом местных интересов, например, Тверская летопись, конечно, говорила, что Тверь должна стать центром объединения русских земель
Одним из самых распространенных литературных жанров были исторические повести, в которых описывались «хождения» (путешествия) и крупные исторические события. Выдающимся памятником русской культуры XV в. явилось «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, содержащее сведения об Индии и странах, лежащих на пути из Руси в Индию. Ценные географические описания других территорий представлены в «Хождениях» новгородца Стефана (1348–1349) и смолянина Игнатия (1389–405) в Царьград (Константинополь).
Архитектура
Подъем русской культуры в XIV–XV вв. проявился и в архитектурном творчестве. К концу XIII в. положение начало немного улучшаться. Возведение деревянных построек – изб, хором, часовен, церквей, - возобновилось после монголо – татарского нашествия довольно быстро. Этого требовала жизненная необходимость. Первые каменные постройки появились в конце 13 в. До нашего времени сохранились церковь Николы на Липне под Новгородом (1292 г.) ,
Фёдора Стратилата на Ручью (1360 г.) в Новгороде
спаса на Ильине улицы (1374 г. ) в Ногороде
В Твери, претендовавшей на роль центра Северо-Восточных земель, в 1285 г. начал возводиться каменный храм в честь Преображения Господня. Спасопреображенские храмы нередко строились в то время в этом регионе, поскольку Спас почитался покровителем Владимирской княжеской династии. С начала XIV в. каменное строительство постепенно приобретало размах
В Новгороде в XIV в.в 1345 г. были построены Ковалевская церковь по заказу одного новгородского боярина. , имеющая фресковую роспись, которая была создана в 1380 г.
Волотовская церковь и др.
В городах и монастырях строят каменные стены, другие крепостные сооружения- в Изборске, Копорьё и пр.
В Ногороде в 15 в. построен комплекс зданий Софийский дом – резиденция архиепископа, боярские палаты.
Еще при Дмитрии Донском в 1367 г. были возведены первые белокаменные стены Московского Кремля.
Спустя столетие с помощью итальянских мастеров были возведены уже из красного кирпича кремлевские стены, которые сохранились в основном до наших дней.
Московский Кремль стал одной из крупнейших крепостей в мире. Под укрытием мощных стен в нем были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри. В центре Кремля, на Соборной площади начали строить самое высокое здание в тогдашней Москве – колокольню, получившую название «Иван Великий», окончательно достроенную позже, уже при Борисе Годунове.
В 1479 г. был сооружен на фундаментах старой церкви главный собор Московского Кремля – Успенский, который начали строить псковские мастера, а завершил талантливый зодчий итальянского Возрождения Аристотель Фиорованти. Пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени.
В 1484–1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор – домовую церковь московских государей.
Неподалеку от него несколько позже была сооружена усыпальница московских великих князей – Архангельский собор.
В конце XV в. была построена Грановитая палата, названная так благодаря «граням», украсившим наружные стены. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Московский Кремль стал своеобразным символом могущества и силы сложившегося вокруг Москвы государства. Архитектор Марко Фрязин.
Идея русского единства воплотилась и в ряде других архитектурных памятников, например в соборе Савино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода,
Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря,
Звенигородском соборе и др. При сооружении этих храмов были использованы традиции древнерусского зодчества (планы зданий, особенности архитектурной композиции и т. д.). В некоторых соборах делались цветные (майоликовые) полы, медные двери с различными изображениями и украшениями, золоченые прорезные кресты, производилась внутренняя и внешняя роспись стен. На каменное зодчество XIV–XV вв. большое влияние оказал стиль деревянных построек, тесно связанный с народным творчеством. Характерное для русской культуры того времени подчеркивание исторических связей с предшествующим периодом нашло, в частности, свое выражение в реставрации архитектурных памятников Переяславля, Ростова, Владимира, Твери, Новгорода.
Церкви и соборы обычно расписывались фресками, в алтарях и на стенах развешивались иконы.
Живопись
Русская иконописная традиция к XIV–XV вв. достигла замечательных высот. В Новгороде, при росписи Волотовской церкви, храма Спаса на Ильине улице, а позднее в Москве в конце XIV – начале XV в. работал выходец из Византии выдающийся художник Феофан Грек, приехавший из Византии Он расписал вместе с Симеоном Черным московскую церковь Рождества Богородицы.
Высший подъем иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека – русского художника Андрея Рублева. Рублёв родился приблизительно в 1360 г. И стал монахом Троице – Сергиева монастрыя. Впечатление цельности и законченности образов А. Рублева создается во многом благодаря сочетанию чистых и нежных красок. Знаменитая «Троица» стала одной из вершин не только русского, но и мирового искусства.
Его же икона «СПАС», изображающая Христа
Кисти А. Рублева принадлежит также фресковая роспись Успенского собора во Владимире месте с Даниилом Чёрным
иконы Звенигородского собора, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре, а также Благовещенский собор в Москве вместе с Феофаном Греком.
В 15 в. на иконах, помимо традиционных сюжетов из Библии, житий святых, всё чаще появляются пейзажи – леса, горы, монастыри, города; портреты, например икона «Молящиеся новгородцы, изображены члены боярской семьи.
Появляются на иконх и батальные сцены, например битва новгородцев с суздальцами на одной из икон Новгорода.
Российское государство во второй половине XV – начале XVII вв.
1.4.1*Завершение объединения русских земель и образование
Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение золотордынского ига.
Во второй половине XV века русское государство вступило жестокую межкняжескую усобицу, получившую в истории название феодальной войны. Она продолжалась около двадцати лет и принесла народу горе и разорение. Войну против московских князей начал удельный князь звенигородский и галицкий Юрий с сыновьями. Они представляли те силы, которые выступали противниками создания единого государства. Галицкие князья имели определенные преимущества, так как само княжество сохраняло независимость и обладало значительными материальными ресурсами.
На протяжении 1433 и 1434 годов галицкие войска дважды занимали Москву и изгоняли оттуда великого князя. После смерти галицкого князя Юрия войну продолжили его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Арена феодальной войны расширялась, втягивая новые удельные княжества. Кроме этого русские земли становились легкой добычей и для иноземных захватчиков, в том числе и для давних противников — Литвы и Орды. Литва стремилась подчинить себе Новгородскую территорию, ордынские войска одержали победу над русскими силами под Суздалем, в результате чего сам Великий князь Василий II попал в плен и пробыл там около двух месяцев.
Однако даже после таких испытаний междоусобицы не прекращались. Воспользовавшись падением авторитета и непопулярной политикой Василия II,галицкий князь Дмитрий Шемяка в третий раз завладел московским престолом, а московского князя приказал взять в плен и ослепить, решив таким образом избавиться от соперника. Но такие ожидания не оправдались. На волне народного недовольства и усилившейся политической борьбы в верхах, ДмитрийШемяка был изгнан из Москвы в 1446 году и скрылся в Новгороде. Хотя на этом изнурительная феодальная война и не закончилась, но она уже была обречена на историческое поражение.. Завершение феодальной войны означало окончательную победу объединительной тенденции вокруг Москвы.
К середине XV века великий князь московский был самым могущественным из феодальных властителей Руси, но все же ему принадлежало не более половины территории Великороссии. Сохраняли независимость, формально признавая власть великого князя Новгород, Псков, Тверское княжество. Не стали еще подданными великого князя Ярославские, Ростовские, Смоленские земли. Большая часть этих территорий была присоединена к владениям московского князя в период княжения сына Василия II — Ивана III.
Иван Васильевич вступил на московский престол в 1462 году. Он пробыл на престоле 43 года, т. е. до 1505 года. Это был один из крупнейших государей Московской Руси. С его именем связаны новые качественные изменения, происшедшие в русском государстве во второй половине XV века. Он получил от отца Московское княжество в 400 тыс. км2, а сыну Василию оставил государство в 2 млн км2. Расширяя свои территории, Иван III использовал все возможные пути, действуя и дипломатией, и силой. Так, без особой борьбы к Московскому княжеству были присоединены Ярославские и Ростовские земли, обширный Пермский край.
С начала 70-х годов XV века главной задачей великокняжеской власти стала окончательная ликвидация самостоятельности Новгородской феодальной республики с ее сильными идеями независимости. Непосредственным поводом к походу против нее послужило заключение договора с Литвой пролитовской боярской группировкой во главе с посадницей (вдовой посадника) Марфой Борецкой. Этот акт был враждебно воспринят Москвой, тем более что против соглашения с Литвой выступила и часть новгородского боярства и купечества. Столкновение между московскими и новгородскими войсками произошло в 1471 году на реке Шелони. Оно закончилось победой Москвы и заключением договора, по которому Новгород обязывался быть союзником Москвы при определенном сохранении своей независимости.
Однако потребовался еще один поход в 1477 году, чтобы окончательно подчинить Новгород Москве. В знак этого подчинения был снят и отправлен в Москву вечевой колокол — символ новгородской независимости, было также распущено и новгородское вече. Таким образом, новгородская земля стала частью Московской Руси, причем по своей территории она превосходила территорию Московского княжества.
Присоединение Новгорода предопределило судьбу псковских и тверских земель. После потери независимости Тверью уже можно было говорить о едином русском государстве, хотя объединение русских земель в целое государство еще не означало его полной централизации. Завершение территориального собирания Северо-Восточной Руси Москвой привело к созданию национального великоросского государства, а великий князь московский становился великоросским государем
Свержение ига
К концу XV века окрепшее политически и территориально русское государство начало борьбу за окончательное свержение монголо-татарского ига, хотя уже с 1478 года оно отказалось платить дань Орде. К середине XV столетия ясно обнаружились противоречивые тенденции развития Руси и Орды. В отличие от объединившейся Руси, Золотая Орда, вследствие феодального дробления и сопротивления покоренных ею народов, распадалась на отдельные части и испытывала серьезные экономические трудности. Выход Московской Руси из повиновения осложнял и без того ухудшавшееся положение в Орде.
Стремясь выйти из создавшейся ситуации, ордынский хан Ахмат предпринял попытку вернуть прежний престиж. С этой целью летом 1480 года он отправился на Русь за данью. Ко времени подхода сил Ахмат-хана войска Ивана III заняли оборонительные позиции на берегах Оки и ее притока реки Угры. Татарам не удалось переправиться через Угру. Зная сложное внутреннее и внешнеполитическое положение Русского государства (нападения Ливонского ордена, враждебные отношения с Польшей, внутренние усобицы), ордынский хан занял выжидательную позицию. Не начинали активных действий и русские войска. Противостояние продолжалось около месяца. За это время Ивану Васильевичу удалось добиться примирения внутри страны, в Литве вспыхнуло восстание, заставившее короля Казимира IV изменить планы помощи хану. Начавшаяся морозная зима также внесла свои коррективы. В итоге Ахмат-хан был вынужден отказаться от своих планов и, не рискуя понести большие потери, в ноябре 1480 года, отступил без боя. Таким образом, ровно через 100 лет после Куликовской битвы Русь навсегда освободилась от татарского ига.
По мере объединения русских земель в Московское государство и обретения им внешнеполитической независимости стал меняться и характер власти — ее организация и идеология.
При великом князе действовал государственный совет из наиболее знатных бояр — Боярская Дума, которая юридически делила власть с великим князем. Располагая большими материальными средствами, широкими привилегиями, боярская знать чувствовала себя весьма независимо. Во многом это определялось тем, что дворянство, являвшееся реальной опорой государственной власти, еще не набрало силы. Вместе с тем великий князь все больше стремился упрочить свои позиции и ограничить вмешательство бояр в государственные дела. Во второй половине XV века наблюдался активный рост помещичьего землевладения, т. е. укрепление позиций дворянства. Это было выгодно как государству в целом, так и великому князю в частности, так как помещики получали право владения землей и живущими на ней крестьянами только при условии несения государственной службы и без права передачи ее по наследству. Зависимость от государя делала служилое сословие заинтересованным в сильной великокняжеской власти. Однако, получая землю и не имея ее в собственности, помещики стремились как можно скорее извлечь из нее прибыль, что привело к максимальной эксплуатации труда зависимых крестьян, особенно широкое распространение получила барщина. В связи с распространением отработочной ренты в конце XV и в начале XVI веков при активной поддержке централизованного государства стала постепенно формироваться общегосударственная система крепостного права. В сложившейся ситуации великокняжеской власти приходилось постоянно лавировать между феодальными сословными группировками.
Характерной чертой единого централизованного государства стала и система административно-территориального устройства.Страна делилась на уезды, станы, волости во главе с наместниками и волостелями, которые вершили суд, собирали налоги, были военачальниками. При этом часть собираемых налогов, судебных пошлин оставалась у наместников. Такая система получила название«кормление».
В целях укрепления центральной власти и создания единой судебно-административной системы на всей территории русского государства в 1497 году был принят Судебник — кодекс феодального права. Главной чертой этого документа был классовый характер норм права. Под угрозой смертной казни он защищал жизнь и имущество бояр, помещиков и духовных лиц. Большое внимание Судебник уделял центральному управлению и праву, вводил разграничение дел, порядок суда. Так, на боярском суде должны были присутствовать великокняжеские дьяки, а при определенной ситуации вершить суд можно было только после доклада великому князю.
Этот свод законов положил начало юридическому оформлению государственной системы крепостного права. Статья 57 Судебника узаконила Юрьев день (26 ноября) как единственный срок перехода крестьян. Только за неделю до этого срока или через неделю после указанного времени крестьянин мог перейти к другому господину, при этом он обязан был заплатить «пожилое» — плату за «двор».
Судебник отразил и атмосферу борьбы за землю: порядок установки границ между земельными владениями и наказание за нарушение этих границ. Создавались также и особо благоприятные условия для мелких и средних феодалов, интересы которых представлял великий князь.
Таким образом, новый свод законов юридически закрепил глубокие перемены, происшедшие в жизни всех слоев русского общества, а также закрепил основные нормы существования единого централизованного государства.
Усилению внешнеполитического статуса великокняжеской власти способствовал брак овдовевшего Ивана III с племянницей последнего византийского императора Софьей (Зоей) Палеолог. Этот брак был весьма символичен и сыграл важную политическую роль в укреплении позиций московского князя: он подчеркивал династическую связь и религиозную преемственность с Византией, способствовал улучшению отношению с Европой и смягчению отношений с римской католической церковью
Мысль о национальном верховенстве великого князя, церковной и политической преемственности от византийских императоров выразилась в новом титуле московского князя, который стал именоваться «великий князь всея Руси и государь всея Руси». После падения татарского ига Иван III называет себя царем всея Руси. Этот термин— сокращенная южнославянская и русская форма латинского слова цесарь, или по старинному написанию цьсарь, что является славянским переводом византийского императорского титула.
Та же идея величия власти получила и наглядное выражение. С конца XV века в печатях и на гербе великого князя появился византийский двуглавый орел. В это время возникает и новый государственный обряд, который устанавливал церемонию венчания преемника на царство. Внешними атрибутами власти стало наличие у государя скипетра и державы, великокняжеской короны — шапки Мономаха. По официальной версии-легенде, она была дарована киевскому князю Владимиру Мономаху его дедом византийским императором в знак царского достоинства, хотя исторически доказано, что эта шапка имеет татарское происхождение и скорее всего была подарена Ивану Калите ордынским ханом Узбеком. Иван 4 стал называть себя «Иоанн, Божеюмилостью государь всея Руси″».
В конце XV века появляется и новое название централизованного государства — Россия. Особое внимание в конце XV и начале XVI веков было обращено на организацию вооруженных сил.Дружинная система изжила себя. На очередь встал вопрос о создании общегосударственной военной организации. Дворянин-помещик, получивший от государя землю, был обязан нести военную службу. По требованию великого князя он должен был являться «конно, людно и оружно», т. е. быть на коне, в полном вооружении и выставлять вооруженных людей, число которых определялось размерами поместья. Дворянская конница стала главной военной силой русского государства в конце XV — начале XVI веков.
Серьезным моментом в укреплении великокняжеской власти была политика отношений с церковью. В поисках новых дополнительных земель государственная власть вынашивала планы секуляризации церковных земель. В этой ситуации среди духовенства образовались две группы, различно представлявшие себе путь упрочения позиций церкви. Одна ее группировка, получившая название «нестяжатели», выступала с проповедью нравственного очищения церкви и ее отказа от мирских богатств и благ, в том числе и от землевладения. Им противостояла часть воинствующего духовенства во главе с игуменом Волоколамского монастыря Иосифом. Сторонники этого направления стали называться «осифлянами». Они утверждали, что только сильная и богатая церковь может выполнить свои функции, и решительно осуждали всякое посягательство на церковное имущество. В результате упорной борьбы им удалось укрепить свои позиции и добиться поддержки великого князя. Взамен великокняжеская власть получила необходимую опору со стороны церкви в борьбе со своими противниками.
Первый государь всея Руси Иван III умер в 1505 году. Уходя из жизни, он передал потомкам сильное, независимое, в основном сложившееся государство. Он наметил и новый порядок престолонаследия. В своем завещании государь не дробил земли, хотя и оставил на кормление определенную часть волостей сыновьям. Две трети государства и всю полноту власти он передал своему преемнику сыну Василию. Василий III (1505—1533) был менее энергичен и искушен в политике по сравнению с отцом, но и при нем продолжился процесс расширения и укрепления российского государства.
Главным итогом развития за период XIV—XV веков явилось образование и укрепление единого государства. Трудный путь собирания земель был завершен. Решение этой проблемы позволило Руси покончить с остатками татаро-монгольского владычества и приступить к полной ликвидации политической раздробленности, к прекращению внутренних усобиц, к подъему экономики, введению единой денежной системы на всей территории России. Образование Российского государства стало фактором большого международного значения, оно заняло видное место среди европейских государств.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 260.