Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

После нашествия баты Русь переживала тяжёлые времена. Земли, подвергшиеся нашествию, были полностью опустошены. Многий угнали в рабство, включая талантливых русских ремесленников и строителей. Города пришли в упадок. В них практически до конца13 в. Прекратилось каменное строительство, заглохли многие ремёсла, замирают, полностью или частично, составление летописей, переписка рукописей.

Но постепенно крестьяне восстановили своё хозяйство, ввели в оборот заброшенные участки земли. Стали появляться«чисти» и «сечи» - новые участки освобождённые от деревьев и кустарника. Вырастают и новопостроенные деревни –починки.Несмотря на внутренние неурядицы и внешнюю опасность земледелие в 14 – 15 в.в. давало всё больше продукции. Наряду с подсекой и перелогом крестьяне стали применять паровую систему земледелия с трёхполным севооборотом (ярь, озимь и пар) . Это качественно повышало степень эффективности использования пахотных земель, а соответственно и прокорм населения.

Увеличилось у них число лошадей и волов, а сл-но и больше навоза. Это естественное удобрение способствовало росту урожайности.

Хоть и медленно, но восстанавливались и города. Возрождают своё ремесло кузнецы, специалисты по производству оружия, доспехов, кожевники, сапожники, каменщики и пр. Появляются новшества – литьё пушек, впервые упомянутое в летописи под 1382 г. , чеканка серебряной монеты, со второй половины 14 в. . В качестве материала для письма начинают использовать бумагу. . Города вновь становились центрами торговли и работали на рынок.. В сельских районах преобладал местный обмен: между отдельными селениями. Обширную торговлю вели монастыри. Рынки были местного значение, развивались областные рынки (нОвгород, Москва, Тверь и пр). так развивались и усиливались экономические связи м/у княжествами, что способствовало развитии. Тенденций к объединениею. Торговали русские купцы с Золотой Ордой и Средней Азией, Кавказомом, Крымом, Византией, Италией, Литвой и странами Балтики.

Этот период представляет собой время роста крупных землевладений, начавшегося еще в XIII веке. Возникающие боярские вотчины сначала были маленькими Они служили небольшими подсобными хозяйствами для вассалов и слуг князя. Вотчины должны были полностью обеспечивать повседневный и праздничный стол феодала всеми необходимыми продуктами, что позволяло не ввозить их извне (исключением были виноградные вина и заморские яства). Другими словами, феодал не нуждался в крупной вотчине, так как не был нацелен на продажу того, что давала ему вотчина.

В отличие от боярства, более крупным землевладельцем становится церковь, что стало возможным благодаря веротерпимости ордынцев, освободивших ее от уплаты дани. С середины XIV в. монахи живут сообща и имеют свое хозяйство. Со второй половины XIV в. по новой церковной реформе, проведенной Сергием Радонежским, монахи отказываются от личной собственности. Теперь монастыри становятся общиной с общей собственностью и имеют право на приобретение земли и другого имущества. Земля жалуется князьями, отходит по завещанию. Со временем церковные земли и богатство приносят экономическое могущество, а сама церковь становится соперником князей за власть в государстве.

В IX–X вв. междуречье Волги и Оки междуречье населяли финно-угорские племена и племена балтийского происхождения. Постепенно эта местность стала заселяться славянскими переселенцами. В поисках лучших земледельческих угодий славянский народ двинулся сюда с разных сторон (с северо-запада – новгородские славяне, с запада – смоленские кривичи, с юга – вятичи). В IX в. образуются районы постоянных компактных поселений на волжско-окской земле. Так возникают города Ростов, Суздаль, Муром, Белоозеро и Рязань. Славяне намного превосходят финские народности по степени общественного развития и материальной культуре. Путем ассимиляции (смешения) южнорусских переселенцев с финскими народами возникло одно племя – великорусское, во главе которого стали князья из Суздальской земли.

Заселение территорий Волги и Оки напрямую связано с распространением феодальных усобиц по территории Руси и постепенным включением этой местности в состав политической и экономической структуры древнерусского государства. Во второй половине XIII в. Волжско-Окское междуречье уже считается территорией Северо-Восточной Руси и важнейшей частью всего русского государства

Еще самим Владимиром Мономахом и его сыном Юрием Долгоруким территория Северо-Восточной Руси активно укреплялась и застраивалась, защищая тем самым Владимиро-Суздальское ополье, которое являлось основой земледельческого хозяйства. С возникновением новых городов увеличивалось количество торгово-ремесленного населения. Развивающаяся торговля способствовала благоприятным условиям для установления новых экономических и культурных отношений как внутри региона, так и в целом для русского государства. Земли этих территорий начинают представлять ценность для князей. В XII в. здесь уже насчитывалось 224 города, рост которых со временем увеличивался, даже несмотря на нашествие монголов.

Начавшийся распад Руси на отдельные враждующие между собой феодальные княжества привел к росту экономической независимости С-В территорий от Киевского княжества. Если раньше хозяевами этой земли считались киевские князья, получающие с нее дань, то теперь данная зависимость закончилась и князь Юрий Долгорукий становится самостоятельным правителем Ростово-Суздальской земли. Политическим центром Руси становится теперь Владимир, власть которого распространяется на северо-восток. В XII в. основываются новые города Устюг, Кострома.

Во время монголо-татарского ига усугубляется феодальная раздробленность между южнорусскими княжествами и северо-восточными, а Новгород и Псков и вовсе обособились (XIII–XIV вв.). Северо-восточная Русь претерпела серьезные изменения. Из разоренных монголами городов Владимира, Суздаля, Ростова, Переяславля, Юрьева население уходит в более безопасный лесной район реки Москвы и верхнее течение реки Волги. Московское и Тверское княжества от этого только выиграли. Переселенцев в Волжско-Окское междуречье охотно принимали крупные землевладельцы – местное боярство, князья и духовенство.

В период правления на Руси Золотой Орды происходит большое развитие монастырей в междуречье Волги и Оки. Нашествие монголов людям казалось наказанием Божьим за грехи, поэтому многие уходили в обители или уединенные места для покаяния, т. е. «уходили из мира». Сначала монастыри были бедные, затем у них стали появляться богатства и собственные земли, для обработки которых требовались работники. Иго заставило людей искать спасения и помощи в монастырях, так как ордынцы их не притесняли (духовенство у них почиталось), а князья освобождали от подати людей, переселившихся на церковные земли. Поэтому вынужденные переселенцы охотно шли в монастыри, образовывая близ них села и слободы. Ими прокладывались дороги и заводились новые торговые отношения. У монастырских стен в определенное время собирались ярмарки, куда съезжалось множество народа даже с отдаленных областей. Большую известность получила Макарьевская ярмарка, начинавшаяся у Макарьевского Желтоводского монастыря.

Монастыри в то время играли важную роль, оказывая помощь поселенцам и активную деятельность в хозяйственной жизни страны. Они служили так же оплотом веры на Руси (особенно в тяжелые для страны периоды), так как за их укрепленными стенами русские неоднократно отбивались от неприятеля.

В XIII–XVI вв. было выстроено 235 новых монастырей.

Благодаря новой системе полеводства, продолжающейся внутренней колонизации Северо-Восточной Руси выходцами из разных регионов, а также выгодному геополитическому и экономическому положению Твери, Нижнего Новгорода и Москвы продолжался процесс формирования русского государства с постепенной сменой его политического центра.

В то время как значение Киева уменьшалось, происходило интенсивное развитие русских северо-восточных земель. Если в X–XI вв. Суздальская земля была глухой и с малым количеством населения (в основном финскими племенами), то к концу XII в. здесь существовало множество городов: Переславль-Залесский, Тверь, Звенигород, Устюг, Углич, Владимир-на-Клязьме,

В новом центре Руси – Владимире-на-Клязьме формируются новые черты русской государственности, духовности и культуры, в том числе и ставший важным для последующего бытия культ Богородицы. Это произошло во многом благодаря чудотворной иконе Божьей Матери, привезенной владимирским князем Андреем Боголюбским из Киева, и построенным в новой столице церквям. Эта икона впоследствии стала привлекать много богомольцев, многие из которых оставались здесь, и стала одной из величайших русских святынь под названием Владимирской Божьей Матери.

Среди жителей новой столицы были не только переселенцы княжеского или боярского рода, но и простые граждане. Переселение осуществлялось поистине всенародно с перенесением во Владимирскую Русь близких сердцу названий городов и селений. Это было не легко, так как Владимир от Киева находился далеко, а путь проходил через лесные дебри, в которых приходилось прокладывать себе дорогу (в те времена Владимирская земля именовалась Залесской).

Многие из новых жителей были людьми деятельными, не боящимися невзгод, обладающими высокой киевской культурой, чем очень разнились с коренными жителями этих мест – финскими народностями. Об этом факте можно судить по воздвигнутым за короткий срок великолепным храмам, сохранившимся до наших дней. Сюда шли градостроители, земледельцы, художники-иконописцы, ремесленники, книгописцы и зодчие.

Новая молодая столица заложила основу нового этапа в формировании российской государственности. Перенесение «центра» вглубь страны способствовало сохранению и дальнейшему развитию русской культуры.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 389.