Контроль маркетинговой деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нынешнее время – это время быстрого развития технологий и рынков. Оно требует постоянного анализа маркетинговой деятельности и гибкого реагирования на происходящие изменения. Это связано с тем, что на деятельность фирмы влияет множество факторов маркетинговой среды. Поэтому фактическая ситуация часто отклоняется от планируемой по различным параметрам. Следовательно, с целью своевременной корректировки деятельности фирм необходимо вести постоянный маркетинговый контроль за ходом выполнения планов.

Задачами маркетингового контроля являются: повышение эффективности деятельности фирмы и учет показателей ее работы в реальных условиях развития рынка.

Маркетинговый контроль позволяет выявить положительные и отрицательные моменты в конкурентных возможностях фирмы и внести коррективы в план маркетинга и в бизнес-план в целом.

Контроль маркетинга проводится в четыре этапа:

· установление реальных показателей или положения;

· сравнение реальных показателей с плановыми (цели и нормы) или прогнозируемым развитием событий;

· анализ результатов сравнения;

· оценка и внесение корректив.

Контроль маркетинга включает:

1. Контроль текущих результатов

2. Контроль эффективности маркетинга

Контроль текущих результатов предполагает рассмотрение итогов деятельности фирмы за год с позиций финансов, маркетинга и долевого участия.

Контроль эффективности маркетинга основан на аудите маркетинговой среды, целей, стратегий деятельности фирмы и оценке качества маркетинговой деятельности. Он включает:

1) контроль маркетинговой среды;

2) контроль стратегии маркетинга;

3) контроль комплекса маркетинга;

4) контроль маркетинговых систем;

5) контроль результативности маркетинга.

 

Контроль текущих результатов

Контроль текущих результатов проводится по следующим оценочным листам: финансовый оценочный лист (табл. 4), маркетинговый оценочный лист (табл.5) и долевой оценочный лист (табл. 6). Сравнение проводится по результатам отчетного года к базисному году за ряд лет.

 

Контроль эффективности маркетинга

Контроль маркетинговой среды

Контроль маркетинговой среды проводится на основании выявления различных событий в микро- и макросреде фирмы, сопоставления с прогнозами и анализа влияния факторов на деятельность фирмы. Для выявления влияния событий необходимо дать ответы на следующие вопросы.

Макросреда

Демографическая среда:

§ Какие основные демографические тенденции наметились и как они влияют на развитие фирмы?

§ Какие шаги предприняла фирма?

 

 

Таблица 4

Финансовый оценочный лист

  Показатели Год
базовый
1. Доходы            
2. Расходы всего,            
В т.ч. производственные            
Расходы на маркетинг            
Расходы на НИОКР            
Расходы административные            
3. Прибыль            
4. Рентабельность            
5. Активы            
6. Прибыль на активы (%)            

 

Таблица 5

Маркетинговый оценочный лист

Показатели Год
базовый
1. Рост рынка (%)            
2. Рост объемов сбыта услуг(%)            
3. Доля рынка (%)            
4. Старые клиенты (%)            
5. Новые клиенты (%)            
6. Недовольные клиенты (%)            
7.Относительное качество услуг            
8.Относительные продажи новых услуг            

 

Таблица 6

Долевой оценочный лист

  Показатели Год
базовый
1.Уровнень удовлетворенности акционеров            
2. Уровень удовлетворенности персонала            
3. Уровень удовлетворенности посредников            
4. Уровень удовлетворенности поставщиков            

 

Экономическая среда:

§ Какие факторы экономической среды повлияли на деятельность фирмы?

§ Какие шаги предприняла фирма?

Политическая среда:

§ Какие изменения в законах и инструкциях повлияли на маркетинговую стратегию и тактику фирмы?

Техническая среда:

§ Какие основные изменения происходят в техническом отношении с производственными, технологическими процессами?

§ Какие технические, технологические новшества использует фирма?

§ Как новшества влияют на товары услуги?

Природная среда

§ Как складывается ситуация в отношении доступности природных ресурсов и энергии, необходимых фирме?

§ Каковы проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды?

Культурная среда

§ Каково общественное мнение о фирме, ее товарах или услугах?

§ Какие изменения в образе жизни и предпочтениях потребителях влияют на деятельность фирмы?

Микросреда

Потребители

§ Каковы потребности клиентуры, и какие изменения в них происходят?

§ Какова мотивация различных групп потребителей при выборе фирмы, ее товаров и услуг?

§ Как реальные и потенциальные потребители влияют на фирму и конкурентов?

§ Каковы отзывы потребителей о фирме?

§ Как можно повлиять на ситуацию до ее выхода из под контроля?

Конкуренты

§ Кто является основными конкурентами фирмы?

§ Каковы их главные цели, стратегии?

§ Каковы сильные и слабые стороны конкурентов?

§ Какова доля рынка конкурентов?

§ Какое влияние оказывают конкуренты на фирму?

Посредники

§ Какие основные посредники имеются у фирмы?

§ Какие отношения и условия работы складываются с посредниками?

§ Какова эффективность работы посредников?

Поставщики

§ Как складывается работа с поставщиками?

§ Каково качество и стоимость материальных ресурсов?

§ Каковы принципы деятельности поставщиков?

Контактные аудитории

§ Какие контактные аудитории способствуют процветании компании, а какие наоборот, доставляют проблемы?

§ Какие шаги предприняла фирма для эффективного сотрудничества с каждым из них?

Стратегический контроль

Стратегический контроль предназначен для выяснения уровня маркетинговой эффективности в целом: насколько реальны цели и как они воплощаются в жизнь.

Для этого необходимо ответить на следующие вопросы.

Цели фирмы

§ Четко ли сформулированы цели фирмы?

§ Насколько цели реальны?

Цели маркетинга

§ Насколько цели маркетинга соответствуют целям фирмы?

§ Насколько цели маркетинга соответствуют ситуации?

Стратегии

§ Соответствуют ли выбранные стратегии складывающейся ситуации?

§ Дают ли возможность стратегии реализовать поставленные цели по различным аспектам маркетинга?

§ Какова доля рынка фирмы?

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 189.