Понятие управления маркетингом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие управления маркетингом

Маркетинг может иметь широкое и узкое толкование, но всегда – это управленческая деятельность на уровне фирмы, так как он предлагает средства для решения различных проблем, возникающих в процессе ее работы.

Маркетинг означает системный подход к управлению фирмой, так как имеет четко поставленную цель, тщательно разработанную систему мер по ее достижению и соответствующее организационно-техническое, коммерческое и финансовое обеспечение ее реализации.

Маркетинг, являясь концепцией в управлении фирмой в условиях рынка, в свою очередь, представляет собой сложную систему, требующую регулирования и управления. От правильности построения организационно-технического процесса управления маркетингом зависит эффективность маркетинговой деятельности фирмы.

Маркетинг как деятельность в управлении фирмой направлена на изучение, учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации фирмы на потребителей, что обеспечит ей получение намечаемой прибыли или прочное положение на рынке.

Под управление маркетингом понимается широкий комплекс мер стратегического и тактического характера направленный на эффективное осуществление рыночного поведения фирмы и достижения ее основной цели.

Иными словами, нужно так управлять маркетингом, чтобы сегодня и в перспективе товары и услуги фирмы пользовались спросом и покупались по цене, обеспечивающей ей не только возмещение всех издержек, но и возможности нормального развития.

Управление маркетингом требует:

1. Верно поставить цели маркетинга, т.е. так, чтобы оптимально увязать возможности рыночной ситуации и потенциал фирмы (правильно оценить состояние рынка, состояние фирмы, использование эффективных методик расчета).

2. Правильно спланировать все мероприятия маркетинга и эффективно организовать их осуществление для достижения указанных целей. Если, выводя на рынок новый вид товаров или услуг, опоздать с рекламой, то на языке управления это означает низкое качество планирования маркетинга. А если посредники сообщают о том, что не успевают обслуживать потребителей, это означает, что плохо организована их сеть с точки зрения сервисных задач.

3. Своевременно производить оперативное вмешательство в ход маркетинговых процессов в связи с изменяющимися обстоятельствами и ситуацией.

4. Эффективно контролировать, анализировать и оценивать весь ход маркетинга в фирме, подготавливая необходимые коррективы целей, средств и методов маркетинга на будущее.

5. Стимулировать эффективную работу всего персонала, занятого маркетингом (вне зависимости от его принадлежности к фирме) для получения максимальной творческой отдачи.

В общем виде все это и составляет управление маркетингом.

 

Процесс управления маркетингом

Процесс управления маркетингом состоит из следующих четырех составляющих:

1. Анализ рыночных возможностей и возможностей фирмы.

2. Планирования маркетинговой деятельности.

3. Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.

4. Контроль маркетинга.

Анализ рыночных возможностей необходим для того, чтобы фирма могла выявить открывающиеся на рынке возможности и определить, какие из них подходят фирме с точки зрения ее целей и ресурсов.

Анализ рыночных возможностей фирмы включает:

§ анализ рынка;

§ анализ маркетинговой среды;

§ анализ потенциальных возможностей фирмы;

§ отбор целевых рынков.

Отбор целевых рынков проводится по результатам анализа рынка, маркетинговой среды и возможностей фирмы с точки зрения целей и ресурсов. Рынки изучаются с позиций их величины и характера, для чего производят замеры и прогнозирование спроса, сегментирование рынка и принимают решение о позиционировании товаров и услуг.

Изучив рыночные возможности фирмы с точки зрения величины и характера рынка, приступают к планированию маркетинга. Этот этап включает:

§ разработку товаров и услуг;

§ разработку ценовой политики;

§ разработку методов распределения товаров и услуг;

§ разработку методов маркетинговой коммуникации;

§ планирование бюджета маркетинга.

Управленческая функция «планирование» реализуется посредством разработки стратегических и тактических планов маркетинга.

Плановые мероприятия необходимо претворить в жизнь. Для этого служба маркетинга фирмы реализует намеченные планы в соответствии с календарными сроками, привлекая финансовые, трудовые и материальные ресурсы.

В процессе претворения в жизнь мероприятий маркетинга, а также по итогам плановых периодов проводится контроль маркетинговой деятельности. Он необходим для оценки правильности стратегических и тактических подходов в сфере маркетинговой деятельности, эффективности конкретных мероприятий. На основе результатов контроля делается вывод о необходимости внесения корректировок или продолжении запланированного процесса.

Ситуационный анализ

Ситуационный анализ — ступень планирования деятельности фирмы, представляющая собой внутреннюю ревизию, комплексный анализ производственно-коммерческой деятельности фирмы, ее внешней среды, положения на рынке по состоянию на определенную дату.

Он состоит из двух частей:

1. Ситуационный анализ внутренней деятельности фирмы.

2. Ситуационный анализ внешней деятельности фирмы.

Ситуационный анализ внутренней и внешней деятельности фирмы проводится по следующей схеме:

 

q Ситуационный анализ внутренней деятельности

1. Маркетинг(с информацией по соответствующим сегментам рынка )

1.1. Товары и услуги:

- перечень товаров и услуг;

- время выхода на рынок;

- ограничения;

- динамика (стоимостная, натуральная формы);

- тенденции развития.

 

 
 

 

 


Рис. 1. Методика планирования маркетинговой деятельности

На основании изложенного делают анализ приоритетов по видам товаров и услуг. Для этого определяют: какие из видов товаров и услуг наиболее рентабельны, наименее рентабельны.

1.2. Динамика доли рынка (%, ранг)

Рассматривается изменение доли рынка фирмы за ряд лет и ее ранга среди конкурентов.

1.2. Анализ цен

Анализируется уровень цен за ряд лет и индексы его изменения (рис.2).

 

 

 

 


Рис. 2. Динамика цен (предельные значения, индексы)

 

1.4. Эволюция каналов распределения:

- перечень характеристик используемых каналов;

- изменения, произошедшие с каналами за ряд лет;

- тенденции развития каналов;

- эффективность каналов.

1.5. Развитие рекламы:

- тенденции использования рекламы;

- стратегии рекламных кампаний;

- виды рекламы, используемые фирмой;

- средства массовой информации, используемые для рекламы;

- содержание рекламных обращений;

- расходы на рекламу;

- частота рекламных обращений;

- эффективность рекламы.

1.6. Другие методы коммуникации (стимулирование сбыта, личная продажа, PR):

- виды коммуникаций, используемые фирмой;

- тенденции развития методов коммуникации;

- расходы на средства коммуникации;

- эффективность коммуникационной политики.

1.7. Потребители:

- по категориям и отраслям, регионам (промышленность, торговля, индивидуальные потребители, государственные учреждения и т.д.);

- эволюция основных потребителей (лист изменения рангов по % , процент потребностей, удовлетворенных фирмой);

- изменение не основных потребителей (лист изменения рангов по %, процент потребностей, удовлетворенных фирмой);

- вновь приобретенные потребители;

- лучшие потребители и что было сделано, чтобы их привлечь, чем они отличаются от других групп потребителей?

- имеются ли потенциальные потребители, которые при повышенном внимании к ним могли бы стать клиентами фирмы?

- прогноз развития сфер деятельности фирмы по потребителям, угроза сферам деятельности, региональные тенденции.

2. Исследования и разработка (техническая область)

2.1. Динамика расходов на исследования и разработки в денежном выражении и в относительных единицах.

2.2. Преимущества перед конкурентами в технической области, исследованиях и разработках.

3. Производственная область

3.1. Динамика расходов на производство (%, тенденции)

3.2. Поставщики:

- тенденция изменения цен на продукцию;

- стабильность их деятельности – угрозы, тенденции.

Финансовая область

4.1. Динамика прибыли – балансовой, чистой;

4.2. Динамика прибыли на капитальные вложения – тенденции;

4.3. Динамика оборотного капитала – тенденции, соотношения;

4.4. Динамика оборота запасов – тенденции;

4.5. Динамика финансовых расходов – тенденции.

q Ситуационный анализ внешней деятельности фирмы

(с информацией по соответственным сегментам рынка)

1.Оценка рынка

1.1. Оценка емкости рынка; перспективы расширения или сужения рынка

1.2. Оценка конъюнктуры рынка

1.3. Перечень товаров и услуг на рынке, их конкурентность

1.4. Анализ сегментов рынка:

- описание сегментов;

- проблемы и возможности сегментов.

2. Конкуренты

2.1. Ранг в списке приоритетов и рыночная доля каждого в прошлом, настоящем, в перспективе.

2.2. Стратегия, используемая каждым конкурентом:

- в прошлом, настоящем, ожидаемые изменения в будущем;

- в области товаров и услуг;

- в области маркетинга.

2.3. Способности и возможности каждого конкурента в областях маркетинговой, технической, производственной, финансовой политики.

2.4. Новые конкуренты, которые могут выйти на рынок.

3. Государственное регулирование в прошлом и его влияние, ожидаемое.

4. Экономические условия и прогноз по отношению к конкретному рынку.

5. Другие неконтролируемые события и угрозы: социальные, политические, природные.

 

6. Цели плана маркетинга

На основании собранной информации и ситуационного анализа формируют цель плана маркетинга.

Цели могут быть поставлены по следующим областям:

а) Положение на рынке:

- увеличение (уменьшение) объема продаж;

- увеличение (уменьшение) доли рынка;

- увеличение темпов роста объема продаж

- выживание в конкурентной борьбе;

- формирование имиджа фирмы.

б) Ожидаемые финансовые выгоды:

- увеличение прибыли;

- увеличение рентабельности и т.д.

в) Совершенствование организационной структуры фирмы и т.д.

Формулировка целей должна быть четкой и выразительной. Количественные цели должны содержать конкретные цифры.

В маркетинговой деятельности, а следовательно, и в плане маркетинга, как правило, пользуются методом построения дерева целей, т.е. формулируют главную цель, а затем, исходя из нее, формулируют основные цели, промежуточные цели и подцели. При этом необходимо учитывать следующее:

- цели должны быть взаимосвязаны, т.е. одна вытекает из другой, чем достигается комплексный подход;

- цели не должны противоречить друг другу;

- цели должны способствовать сосредоточению сил и средств фирмы на приоритетных направлениях его деятельности (рис. 3).

Стратегии маркетинга

Если цель - это ориентир, к которому стремится фирма, то средством, обеспечивающим приближение к этому ориентиру, является стратегия.

Стратегия маркетинга – это рациональное, логическое построение, руководствуясь которым фирма рассчитывает решить свои маркетинговые цели. Или, другими словами, стратегия - это обобщенная модель действий, с помощью которой принимаются управленческие решения для достижения целей. Она включает в себя конкретные стратегии по целевым рынкам, комплексу маркетинга и уровню затрат на маркетинг. Таким образом, в маркетинговой стратегии должно отражаться следующее:

 

       
 
   
 

 

 

 


Рис. 3. Дерево целей фирмы

 

Стратегия охвата рынка

-недифференцированный маркетинг;

- дифференцированный маркетинг;

- концентрированный маркетинг.

Стратегия маркетинга должна точно назвать сегменты рынка, на которых фирма сосредоточит основные усилия и время проникновения в эти сегменты. Сегменты отличаются друг от друга по показателям предпочтительности, ответным реакциям и доходности. Целесообразно отобрать сегменты, которые фирма может обслужить наиболее эффективно с точки зрения конкуренции. Для каждого из отобранных сегментов необходимо разработать отдельную стратегию маркетинга.

Микросреда

Потребители

§ Каковы потребности клиентуры, и какие изменения в них происходят?

§ Какова мотивация различных групп потребителей при выборе фирмы, ее товаров и услуг?

§ Как реальные и потенциальные потребители влияют на фирму и конкурентов?

§ Каковы отзывы потребителей о фирме?

§ Как можно повлиять на ситуацию до ее выхода из под контроля?

Конкуренты

§ Кто является основными конкурентами фирмы?

§ Каковы их главные цели, стратегии?

§ Каковы сильные и слабые стороны конкурентов?

§ Какова доля рынка конкурентов?

§ Какое влияние оказывают конкуренты на фирму?

Посредники

§ Какие основные посредники имеются у фирмы?

§ Какие отношения и условия работы складываются с посредниками?

§ Какова эффективность работы посредников?

Поставщики

§ Как складывается работа с поставщиками?

§ Каково качество и стоимость материальных ресурсов?

§ Каковы принципы деятельности поставщиков?

Контактные аудитории

§ Какие контактные аудитории способствуют процветании компании, а какие наоборот, доставляют проблемы?

§ Какие шаги предприняла фирма для эффективного сотрудничества с каждым из них?

Стратегический контроль

Стратегический контроль предназначен для выяснения уровня маркетинговой эффективности в целом: насколько реальны цели и как они воплощаются в жизнь.

Для этого необходимо ответить на следующие вопросы.

Цели фирмы

§ Четко ли сформулированы цели фирмы?

§ Насколько цели реальны?

Цели маркетинга

§ Насколько цели маркетинга соответствуют целям фирмы?

§ Насколько цели маркетинга соответствуют ситуации?

Стратегии

§ Соответствуют ли выбранные стратегии складывающейся ситуации?

§ Дают ли возможность стратегии реализовать поставленные цели по различным аспектам маркетинга?

§ Какова доля рынка фирмы?

 

Маркетинговые коммуникации

§ Дают ли маркетинговые коммуникации ожидаемый эффект?

§ Соответствует ли уровень коммуникационной политики задачам, которые перед нею ставятся?

§ Правильно ли выбран набор необходимых методов коммуникации в соответствии со складывающейся ситуацией?

§ Достаточно ли средств выделено на коммуникации и эффективно ли они расходуются?

§ Насколько эффективно работают коммерческие агенты?

§ Достаточно ли коммерческих агентов в фирме и как они выполняют свои задачи?

§ Как работает система стимулов в отношении клиентов и персонала фирмы?

Понятие управления маркетингом

Маркетинг может иметь широкое и узкое толкование, но всегда – это управленческая деятельность на уровне фирмы, так как он предлагает средства для решения различных проблем, возникающих в процессе ее работы.

Маркетинг означает системный подход к управлению фирмой, так как имеет четко поставленную цель, тщательно разработанную систему мер по ее достижению и соответствующее организационно-техническое, коммерческое и финансовое обеспечение ее реализации.

Маркетинг, являясь концепцией в управлении фирмой в условиях рынка, в свою очередь, представляет собой сложную систему, требующую регулирования и управления. От правильности построения организационно-технического процесса управления маркетингом зависит эффективность маркетинговой деятельности фирмы.

Маркетинг как деятельность в управлении фирмой направлена на изучение, учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации фирмы на потребителей, что обеспечит ей получение намечаемой прибыли или прочное положение на рынке.




Дата: 2016-09-30, просмотров: 164.