Тема 2. Розничная купля-продажа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы

1. Понятие и значение договора розничной купли-продажи, его особенности.

2. Стороны договора розничной купли-продажи.

3. Порядок заключения и форма договора розничной купли-продажи.

4. Содержание договора розничной купли-продажи.

5. Права и обязанности сторон и их исполнение.

6. Последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора розничной купли-продажи.

7. Виды договора розничной купли-продажи.

8. Защита прав потребителей.

 

Контрольные вопросы (1-2 темы):

1. В чем заключается сущность договора купли-продажи?

2. Какие вещные права, помимо права собственности, могут переходить по договору купли-продажи?

3. Какие имущественные права могут быть предметом договора купли-продажи?

4. Как соотносятся между собой момент заключения и момент перехода права собственности по договору купли-продажи?

5. Является ли исчерпывающим перечень договоров купли-продажи, названых в п.5 ст.454 ГК РФ?

6. На какие отношения распространяется действия Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров от 1980? В каких случаях приоритет отдается российскому законодательству?

7. В каких случаях продавец не является собственником товара?

8. Каковы существенные условия договора купли-продажи?

9. Чем устанавливается качество товара?

10. Что понимается под гарантией качества?

11. Чем отличается срок годности от срока службы?

12. В чем заключается специфика ответственности сторон по договору купли-продажи?

13. Может ли быть покупателем по договору розничной купли-продажи юридическое лицо, если да, то при каких условиях?

14. К каким отношениям, помимо договора розничной купли-продажи, применяется Закон о защите прав потребителей?

15. Кто такой потребитель?

16. Что понимается под существенным недостатком товара?

17. Каковы процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей?

18. Каковы материально-правовые особенности защиты прав потребителей?

19. Предусмотрен ли обязательный претензионный порядок урегулирования споров по защите прав потребителей?

20. За какие нарушения предусмотрено взыскание неустойки по Закону о защите прав потребителей?

21. Возможно ли применение ст. 333 ГК РФ по делам о защите прав потребителей?

 

Нормативные правовые акты (к темам 1 – 2)

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11.04.1980 г.) // Вступила в силу с 01 января .1988 г.// Вестник ВАС РФ № 1, 1994

1. Конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже товаров (Гаага, 15.06.1955 г.) // Вступила в силу с 01.09.1964 г.

2. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (в посл. ред.) // СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6287; 2007. № 44. Ст. 5282.

3. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381- ФЗ (в посл. ред.) // СЗ РФ. 2010. № 1. Ст.2.

4. О рекламе: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38 - ФЗ (в посл. ред.) // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.

5. Правила продажи отдельных видов товаров: Утв. пост. Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 (в посл. ред.) // СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 482; 2007. № 14. Ст. 1697.

6. Правила продажи товаров по образцам: Утв. пост. Правительства от 21 июля 1997 г. № 918 (в посл. ред.) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3057; 2000. № 50. Ст. 4908.

7. Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара: Утв. пост. Правительства от 19 января 1998 г. № 55 (в посл. ред.) // СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 482; 2007. № 14. Ст. 1697.

8. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации: Утв. пост. Правительства от 19 января 1998 г. № 55 (в посл.ред.) // СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 482; 2007. № 14. Ст. 1697.

9. Перечень технически сложных товаров: Утв. пост. Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 924 // СЗ РФ. 1997. № 20. Ст. 2303-2304.

10. Перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы: Утв. пост. Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720 (в посл.ред.) // СЗ РФ. 1997. № 25. Ст. 2942; 2001. № 20. Ст. 2023.

11. Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом: Утв. пост. Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 (в посл. ред.) // СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4894.

 

Судебная практика (к темам 1 – 2)

1. О рассмотрении судами гражданских дел о защите прав потребителей: Пост. Пленума Верх. Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17// Бюлл. Верховного Суда РФ. 2012. № 17

 

Литература (к темам 1 – 2)

1. Агафонова Н.Н. Некоторые проблемы договора розничной купли-продажи / Н.Н. Агафонова // Закон. 2004. № 10.

2. Брагинский М.И. Договорное право. Кн. 2: Договоры о передаче имущества / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. М., 2002.

3. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды / В.В. Витрянский. М., 1999.

4. Кузнецов Н.В. Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по договору розничной купли-продажи / Н.В. Кузнецов // Журнал российского права. 2006. № 8.

5. Парций Я.Е. Новый Гражданский кодекс и законодательство о защите прав потребителей и сертификации / Я.Е. Парций // Хозяйство и право. 1996. № 6, 7.

6. Селянин А.В. Защита прав потребителей: учебное пособие для вузов / А.В. Селянин. М., 2006.

7. Семенихин В.В. Договор розничной купли-продажи / В.В. Семенихин // Юрист. 2007. № 8.

8. Хаскельберг Б.Л. Об основании и моменте перехода права собственности на движимые вещи по договору / Б.Л. Хаскельберг // Правоведение. 2000. № 3.

9. Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей / А.Е. Шерстобитов. М., 1993.

Задачи (к темам 1 – 2)

Задача 1

ООО «Связь» обратилось к индивидуальному предпринимателю Иванову с иском об обязании произвести замену некомплектного товара на комплектный. В обоснование заявленных требований представитель ООО пояснил, что в купленном им аппарате РДК отсутствует деталь (телесистема), без которой аппарат не работает и его невозможно использовать по назначению.

Ответчик иск не признал, пояснив, что согласно счету-фактуре N 111 от 15.04.2010 г., договору купли-продажи N 13 от 19.03.2010 г. истец получил и принял от ответчика аппарат РДК. В соответствии с условиями названного договора распаковка товара проводится в присутствии представителей продавца. Распаковка товара была произведена истцом лишь 28.05.2010 г. и без вызова представителей ответчика, что исключает возможность предъявления претензий и удовлетворение заявленных исковых требований.

Какой договор купли-продажи заключен между сторонами?

Какое решение должен вынести суд?

Изменится ли решение задачи, если в договоре будет отсутствовать условие о вызове представителей ответчика на распаковку товара?

 

Задача 2

12.02.2011 г. между ООО «Прогресс» (покупатель) и ОАО «Краслес» (продавец) был заключен договор купли-продажи двух баннеров. 12.03.2011г. ОАО «Краслес» направило факсимильной связью ООО «Прогресс» счет N 799 на товар: баннер размером 5,0 x 50 x 5 м в количестве 2 штук на сумму 40 000 руб. с учетом НДС. В данном счете также был указан срок исполнения договора - 21 день с момента оплаты, способ отгрузки – самовывоз и срок оплаты - 10 банковских дней. Кроме того, указанный счет содержал следующие отметки: оплата данного счета означает согласие со всеми предложенными условиями договора.

Согласно платежному поручению № 220 от 20.03.2011г. ООО перечислило ОАО данную денежную сумму и в платежном поручении указало, что оплата произведена согласно счету № 799 от 12.03.2011 г.

28.03.2011 г. ООО направило в адрес ОАО претензию, в которой предлагало в течение пяти дней с момента ее получения возвратить денежные средства в сумме 40 000руб., поскольку в ходе приемки на складе было обнаружено, что ОАО предложен товар, не обусловленный договором, а именно: вместо баннера размером 50 x 50 x 5 м предложен баннер размером 5 x 50 x 5 м.

ОАО претензию не признало, сославшись на то, что направленный в адрес истца по факсу счет на предоплату содержал все существенные условия договора купли-продажи (наименование товара, цена, ассортимент, количество), в связи с чем является офертой на заключение договора; действия ответчика по выставлению счета (оферта) и осуществление предоплаты этого счета истцом (акцепт) свидетельствуют о заключении между сторонами разовой сделки купли-продажи; истцу был предложен товар в ассортименте, соответствующем условиям этой сделки.

Не согласившись с доводами продавца покупатель - ООО и обратился в суд с иском о взыскании 40000 руб. предварительной оплаты за товар, не переданный ответчиком.

Оцените доводы сторон.

Какое решение должен вынести суд?

 

Задача 3

Согласно договору купли-продажи, заключенному 10.11.2011г. № 45-01 между ответчиком (продавец) и истцом (покупатель), последний обязался оплатить стопроцентную долю участника в уставном капитале ООО, принадлежащую ответчику в размере 100 000 долларов США и 300 000 рублей.

Согласно пункту 3 договора № 45-01 оплата стоимости доли в размере 100 000 долларов США (аванс) должна быть произведена покупателем в момент подписания договора, оставшаяся часть (300 000 руб.) - в срок не позднее семи дней с момента предъявления требования продавцом, но не ранее одного месяца с момента подписания договора.

Факт передачи истцом ответчику аванса в момент подписания договора установлен. Оставшаяся часть денег была передана истцом по частям, 280 000 руб. через 7 дней с момента предъявления требования продавцом и еще через неделю остальная сумма 20 000 руб.

Также в договоре была предусмотрена обязанность продавца в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента полной оплаты стоимости доли, предоставить истцу пакет документов, необходимый для государственной регистрации изменений в учредительные документы ООО.

Несмотря на полное исполнение истцом своей обязанности по оплате стоимости доли, предусмотренной договором, ответчик свою встречную обязанность по оформлению передачи доли в уставном капитале не выполнил, сумму аванса и остальные денежные средства, полученные от истца, возвратить отказался, ссылаясь на п. 8 договора. Указанным пунктом предусмотрено, что в случае нарушения покупателем порядка расчетов продавец вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор, произведя возврат ранее полученных в рамках договора сумм по дополнительно согласованному графику, при этом сумма аванса не возвращается.

Истец обратился в суд с требованием взыскать с ответчиков денежные средства, полученные ответчиком в рамках договора купли-продажи доли участника в уставном капитале ООО. Ответчиком был заявлен встречный иск к истцу о расторжении договора купли-продажи указанной доли.

Как оформляется договор купли-продажи доли в уставном капитале ООО третьим лицам?

Каков порядок заключения и исполнения договора купли-продажи доли в уставном капитале ООО третьим лицам?

Какими нормативными правовыми актами регулируется продажа доли в уставном капитале ООО?

Какое решение должен вынести суд?

 

Задача 4

20.02.2010 г. Петров продал Смирнову автомобиль, приобретенный им в период брака на денежные средства, взятые в банке в кредит с рассрочкой платежа. Смирнов оплатил за автомобиль, предусмотренную договором денежную сумму в полном объеме, а Петров снял автомобиль с учета и переоформил его на Смирнова.

20.03.2010 г. после неуплаты Петровым очередного взноса по кредиту, банк потребовал от Смирнова передать автомобиль в его распоряжение, поскольку он заложен в банке под кредит, выданный жене Петрова. Смирнов отказался удовлетворить требования банка, тогда банк обратился в суд с иском к Смирнову об истребовании у него автомобиля и передачи его в собственность банка.

Оцените договор купли-продажи автомобиля с точки зрения его соответствия нормам гражданского законодательства.

Каким образом Смирнов может защитить свои права?

Какое решение должен вынести суд?

Задача 5

Дудин продал Васеву наручные швейцарские часы «Breitling» за 50 000 руб. Васев уплатил лишь 10 000 руб., а остальную сумму обещал принести через пять дней. До окончательного расчета Дудин оставил часы у себя. Васев в течение двух недель не приходил за часами. Тогда Дудин продал часы Мошкину, после чего явился Васев и сообщил, что он серьезно болел, лежал в больнице и не мог придти за часами.

Дудин был готов возвратить полученные от Васева деньги в размере 10 000 руб., однако Васев полагал, что эти деньги были оставлены им в виде задатка, поэтому Дудин обязан возвратить ему задаток в двойном размере, то есть 20 000 руб., и реально исполнить договор.

Дудин не признал требования Васева. Тогда Васев обратился в суд с иском о взыскании с Дудина 20 000 руб. и передачи ему часов.

Правомерны ли требования Васева?

Можно ли переданную Дудину сумму считать задатком?

Какое решение должен вынести суд?

Изменится ли решение задачи, если Васев сообщил Дудину о своем заболевании и попросил отложить оплату оставшейся суммы до его выздоровления?

 

Задача 6

Петрин обратился в суд с иском к ОАО "АвтоВАЗ" о возврате стоимости автомобиля и возмещении убытков, причиненных возвратом товара, о взыскании неустойки и компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что 12.01.2010 г. он приобрел произведенный ответчиком автомобиль ВАЗ-21102. В процессе эксплуатации в автомобиле были выявлены многочисленные дефекты, поэтому он направил в адрес ответчика претензию с требованиями о расторжении договора, принятии назад некачественного автомобиля и возврате уплаченной за него денежной суммы. В удовлетворении претензии истцу было отказано, после чего он обратился в суд с требованием обязать ответчика принять автомобиль, выплатить ее рыночную стоимость 270 000 руб., взыскать неустойку в сумме 120 000 руб., компенсацию морального вреда в сумме 15 000 руб. и расходы по проведению экспертизы в сумме 3000 руб.

Решением суда первой инстанции иск был удовлетворен частично: ОАО "АвтоВАЗ" было обязано принять у Петрова некачественную автомашину, возвратить стоимость автомашины в сумме 270 000 руб., выплатить неустойку в размере 30000 руб., компенсировать моральный вред в размере 500 руб., расходы по оплате экспертизы в размере 1500 руб.

В кассационном порядке решение суда первой инстанции было отменено в части взыскания с ответчика в пользу истца неустойки и компенсации морального вреда, поскольку истец не был лишен возможности эксплуатировать автомобиль в данный период времени и действующее законодательство таких последствий в случае продажи товара ненадлежащего качества не предусматривает.

Решение кассационной инстанции было обжаловано в суд надзорной инстанции.

Какими правами обладает покупатель в случае приобретения товара ненадлежащего качества?

Какие требования он может предъявить продавцу?

В каком случае возможно уменьшение размера неустойки?

Какое решение должен вынести суд?

Изменится ли решение задачи, если покупатель нарушал правила эксплуатации автомобиля, например, заливал бензин не той марки?

Задача 7

Торговый дом «ООО «Сибирь» обратился в арбитражный суд Красноярского края с иском к ООО «Бирюса» о взыскании 150 000 руб. убытков. Торговый дом « ООО «Сибирь» реализовал по договорам розничной купли - продажи холодильники гражданам, приобретенные у ООО «Бирюса» по договору поставки.

В период гарантийного срока эксплуатации несколькими потребителями были обнаружены недостатки в приобретенном товаре. По требованиям потребителей продавец Торговый дом «ООО «Сибирь» возместил им расходы на исправление недостатков, а одному из потребителей безвозмездно устранил дефекты.

Данные обстоятельства послужили основанием для предъявления требований о возмещении убытков к изготовителю товара - ООО " Бирюса ", поскольку согласно п.2 и 3 ст.18 ФЗ "О защите прав потребителей" потребитель вправе предъявить требования о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление продавцу, а также изготовителю.

Торговый дом «ООО «Сибирь» аргументировал свою позицию следующим образом. Поскольку граждане осуществили свое право на возмещение расходов путем обращения к продавцу по договору розничной купли - продажи, у последнего в результате удовлетворения этих требований возникло право обратного требования (регресса) в размере выплаченного возмещения как к поставщику по договору, так и к изготовителю товара, установившему гарантийный срок. Поэтому предъявление регрессного иска непосредственно к изготовителю-поставщику товара является правомерным.

Какими нормами действующего гражданского законодательства должен руководствоваться суд?

Какое решение должен вынести суд?

Задача 8

Иванов купил в магазине «Электротехника» фотоаппарат марки «Sony». Через полгода фотоаппарат сломался, у него перестал выезжать объектив. Иванов обратился к продавцу с требованием о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченной за товар денежной суммы. Однако продавец отказал Иванову в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на то, что в соответствии с гарантийным талоном покупатель может заявить данные требования только в том случае, если после гарантийного ремонта фотоаппарата данный дефект проявится вновь. Кроме того, у Иванова отсутствовал кассовый чек или иной документ, подтверждающий факт приобретения товара у данного продавца, что служит основанием для отказа в удовлетворении каких-либо требований покупателя.

Иванов обратился в суд с требованием о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченной за товар денежной суммы, взыскании неустойки и компенсации морального вреда.

Какое решение должен вынести суд?

Задача 9

Кузнецова купила у продавца ООО «Быттехника» стиральную машину. При заключении договора купли-продажи продавец сообщил, что при покупке технически сложного товара бытового назначения, в отношении которого изготовителем установлен гарантийный срок и срок службы, покупатель должен также приобрести за дополнительную плату сертификат программы сервисного обслуживания товара в течение 2 лет со дня покупки. При этом продавец сообщал покупателям, что стиральная машина продается по специальному предложению и приобретение сертификата программы сервисного обслуживания товара является обязательным.

Законно ли требование продавца об обязательном приобретении сертификата программы сервисного обслуживания товара?

Задача 10

Истец (МУП) приобрел в магазине ответчика (ООО «Электроника») цифровую видеокамеру с рассрочкой платежа до 01.12.2011 г., уплатив первый взнос платежным поручением от 01.12.2010г.

18.03.2011 г. истец вернул цифровую видеокамеру продавцу для проведения ремонта (извлечения видеокассеты), но спустя несколько дней письмом от 21.03.2011 г. истец потребовал заменить товар ненадлежащего качества на товар надлежащего качества – видеокамеру этой же или другой модели либо возвратить уплаченную за видеокамеру денежную сумму.

Согласно акту сервисного центра от 22.03. 2011 г., видеокамера принята мастером сервисного центра с заявленным дефектом - блокировкой управления, в частности невозможностью извлечения видеокассеты. 31.03.2011г. мастером защитная блокировка электронного управления была снята, видеокамера приведена в рабочий режим, видеокассета извлечена. В связи с чем, ответчик отказался заменить видеокамеру, а также произвести возврат денежных средств.

Тогда истец обратился в арбитражный суд с иском о расторжении договора купли-продажи видеокамеры и взыскании денежных средств, составляющих первоначальный платеж по договору, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, а также возмещении судебных расходов.

Подлежат ли применению к сложившимся отношениям положения ФЗ «О защите прав потребителей»?

Какое решение должен вынести суд?

Задача 11

Студент Шевченко купил в магазине ноутбук “Toshiba”, но через 3 месяца он сломался. В соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» Шевченко потребовал от продавца возврата уплаченной за товар денежной суммы. Однако магазин забрал ноутбук на экспертизу. Тогда студент Шевченко потребовал предоставить в безвозмездное пользование на время проведения экспертизы аналогичный ноутбук. Магазин отказал покупателю в предоставлении товара по причине отсутствия у него такой возможности.

Правомерны ли заявленные студентом Шевченко требования?

Задача 12

Козлов купил в магазине плазменный телевизор “Panasonic” за 300 000 руб. со сроком гарантии 1 год. Через год и одиннадцать месяцев телевизор сломался. Козлов обратился к продавцу с требованием о безвозмездном устранении недостатков товара в пределах срока для проведения гарантийного ремонта. Однако продавец отказал в проведении гарантийного ремонта телевизора, ссылаясь на то, что гарантийный срок истек.

Подлежат ли удовлетворению требования покупателя, заявленные после истечения гарантийного срока?

Что в таком случае должен доказывать истец?

Мог ли покупатель вместо требования о проведении гарантийного ремонта заявить иные требования, в частности о возврате уплаченной за телевизор денежной суммы или замене телевизора на другой телевизор аналогичной или другой марки?

Задача 13

Романова купила сапоги, однако уже через 2 недели у одного из них оторвался каблук, при этом сапог ремонту и восстановлению не подлежал. Тогда Романова обратилась к продавцу с требованиями произвести замену сапог на сапоги другой модели и другого производителя или возвратить уплаченные ей за сапоги денежные средства.

Однако продавец отказал Романовой в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что Романова нарушила условия эксплуатации сезонной обуви. Свой отказ продавец аргументировал тем, что сапоги были куплены 30.10.2011 г., являются осенними, значит, не предназначены для носки в зимний период, который начинается с 10.11.2011 г., а с требованиями Романова обратилась 15.11.2011 г., следовательно, каблук у осенних сапог сломался в период, когда их носка не соответствовала погодным условиям.

Тогда Романова обратилась в суд с иском о расторжении договора, возврате уплаченной ею за сапоги денежной суммы, взыскании неустойки и компенсации морального вреда.

Какое решение должен вынести суд?

 

Тема 3. Поставка товаров

Вопросы

1. Понятие и значение договора поставки, его особенности.

2. Субъекты договора поставки и структура договорных связей.

3. Заключение договора поставки. Порядок урегулирования разногласий.

4. Форма договора поставки.

5. Содержание договора поставки.

6. Права и обязанности сторон и их исполнение.

7. Изменение и расторжение договора поставки.

8. Последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора поставки.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 399.