методы анализа» для студентов
Химико-технологических специальностей
Минск 2002
УДК 543
Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом университета.
Составители: А. Е. Соколовский, | |
Н. А. Коваленко, Н. Ф. Поповская, | |
Е. В. Радион | |
Под редакцией канд. хим. наук Е. В. Радион | |
Рецензент доцент кафедры общей и неорганической химии Т. Л. Залевская |
По тематическому плану изданий учебно-методической литературы университета на 2002 год. Поз.7.
Для студентов химико-технологических специальностей.
© Учреждение образования «Белорусский государственный технологический университет», | |
© Соколовский А. Е., Коваленко Н. А., Поповская Н. Ф., Радион Е. В., составление, 2002 |
ВВЕДЕНИЕ
Главным содержанием всех химико-аналитических работ являются разделение компонентов анализируемого вещества и выделение их, идентификация компонентов анализируемого вещества и количественное определение компонентов. Идентификациякомпонентов – задача качественного анализа, количественное их определение – задача количественного анализа. Разделениекомпонентов необходимо для обоих видов анализа.
В соответствии с этим курс аналитической химии условно делится на 2 больших раздела – «Методы обнаружения и разделения элементов (качественный анализ)» и «Методы количественного определения элементов (количественный анализ)».
Изучение основ качественного анализа имеет целью закрепить знание теоретических основ аналитической химии; изучить качественные реакции катионов и анионов, выявляющих сходство и различие их химико-аналитических свойств; освоить методы анализа смесей катионов и анионов (разделение и идентификация).
Качественный анализ неорганических веществ включает анализ катионов и анализ анионов и предусматривает подразделение их на группы. Аналитическую группу составляют сходные по химико-аналитическим свойствам ионы. Сходство химико-аналитических свойств ионов характеризуется главным образом общими реакциями, а различие – частными реакциями. При изучении аналитической химии необходимо прежде всего знать сходство и различие свойств ионов, которые позволяет предвидеть Периодический закон Д.И.Менделеева.
В основу классификации ионов в аналитической химии положено различие в растворимости образуемых ими соединений. При систематическом ходе анализа ионы выделяют из сложной смеси не поодиночке, а целыми группами, пользуясь одинаковым отношением их к действию некоторых реагентов, называемых групповыми реагентами. Классификация катионов и анионов приведена в табл. 1 и 2.
В химическом анализе используют все типы химических реакций. Каждую реакцию и операцию необходимо осуществлять при вполне определенных условиях, благоприятствующих им и препятствующих протеканию нежелательных процессов (коллоидообразование, соосаждение, гидролиз и т.п.).
Направление и полнота протекания химических процессов в растворах зависят от условий, при которых они осуществляются (концентрация реагирующих веществ, температура, рН среды, катализаторы, время и т.д.). Скорость протекания химических реакций зависит от концентрации реагирующих веществ в растворе, температуры и др. факторов. Растворимость веществ, константы диссоциации слабых электролитов зависят от температуры и от природы электролита.
Таблица 1
Классификация катионов
I группа | II группа | III группа | IV группа | V группа |
K+, Na+, NH4+, Mg2+ и др. | Ba2+, Sr2+, Ca2+ и др. | Al3+, Cr3+, Fe3+, Fe2+, Mn2+, Zn2+, Co2+, Ni2+ | Cu2+, Cd2+, Bi3+, Hg2+, AsV, AsIII, SbV, SbIII, SnIV, SnII и др. | Ag+, Hg22+, Pb2+ |
Группового реагента не имеют | Групповой реагент – (NH4)2CO3 | Групповой реагент – (NH4)2S | Групповой реагент – H2S(в присутствии HCl) | Групповой реагент – HCl |
Сульфиды растворимы в воде | Сульфиды не растворимы в воде (или вместо них образуются нерастворимые в воде гидроксиды) | |||
Карбонаты растворимы в воде | Карбонаты не растворимы в воде | Сульфиды (или гидроксиды) растворимы в разбавленных кислотах | Сульфиды не растворимы в разбавленных кислотах |
Таблица 2
Классификация анионов
№ гр. | Характеристика группы | Анионы, образующие группу | Групповой реагент |
I | Соли бария малорастворимы в воде | SO42-, S2O32-, SO32-, CO32-, PO43-, CrO42-, Cr2O72-, F-, C2O42- | BaCl2 (при рН»7–9) |
II | Соли серебра малорастворимы в воде и разбавленной HNO3 | Cl-, Br-, I-, SCN-, [Fe(CN)6]4-, [Fe(CN)6]3- | AgNO3 (в присут-ствии 2 н. HNO3) |
IIII | Соли бария и серебра растворимы в воде | NO3-, NO2-, ClO4-, CH3COO-, MnO4- и др. | Группового реагента нет |
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КАЧЕСТВЕННОМУ
АНАЛИЗУ
Изучение методов обнаружения и разделения элементов начинается с ознакомления с основными аналитическими реакциями ионов, поэтому при выполнении лабораторных работ Вы должны:
1. Самостоятельно и индивидуально выполнить описанные в методических указаниях (или учебных пособиях) реакции обнаружения соответствующих катионов и анионов: пробирочные, капельные, микрокристаллоскопические;
2. Провести контрольные анализы образцов, в состав которых входят соединения изученных элементов (растворы, сухие смеси и т.п.).
Вся работа в практикуме фиксируется в лабораторном журнале. В табл. 3 приведены образцы записей в лабораторном журнале при изучении аналитических реакций ионов и выполнении контрольных анализов. Эта таблица составляется на развернутом листе тетради. Во всех случаях необходимо отмечать внешний эффект реакции.
Таблица 3
Образцы записей
Ион | Реагент, условия проведения реакции | Аналитическая реакция | Аналитический эффект |
Ba2+ | K2Cr2О7 в присутствии ацетатного буфера при нагревании | 2Ba2+ + K2Cr2О7 + H2O ® 2BaCrО4¯ + 2K+ + 2H+ | Выпал желтый кристаллический осадок |
ПОСУДА И РАБОЧЕЕ МЕСТО
При изучении пробирочных реакций обнаружения и разделения элементов используется полумикрометод, а при выполнении микрокристаллоскопических и капельных реакций – микрометод анализа. Это требует чистоты рабочего места, используемой посуды, реагентов, а также внимания и аккуратности в работе.
Всю используемую в работе посуду следует тщательно вымыть с помощью ерша содовым раствором, сполоснуть несколько раз водопроводной, а затем 2 раза дистиллированной водой. В табл. 4 приведен перечень наименований химической посуды, которая используется для выполнения практикума.
Таблица 4
Дата: 2016-10-02, просмотров: 169.