И «Аналитическая химия и физико-химические
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

методы анализа» для студентов

Химико-технологических специальностей

 

Минск 2002


 

УДК 543

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом университета.

 

  Составители: А. Е. Соколовский,
  Н. А. Коваленко, Н. Ф. Поповская,
  Е. В. Радион  
  Под редакцией канд. хим. наук Е. В. Радион  
  Рецензент доцент кафедры общей и неорганической химии Т. Л. Залевская

 

 

По тематическому плану изданий учебно-методической литературы университета на 2002 год. Поз.7.

Для студентов химико-технологических специальностей.

 

 

  © Учреждение образования «Белорусский государственный технологический университет»,  
  © Соколовский А. Е., Коваленко Н. А., Поповская Н. Ф., Радион Е. В., составление, 2002

ВВЕДЕНИЕ

 

Главным содержанием всех химико-аналитических работ являются разделение компонентов анализируемого вещества и выделение их, идентификация компонентов анализируемого вещества и количественное определение компонентов. Идентификациякомпонентов – задача качественного анализа, количественное их определение – задача количественного анализа. Разделениекомпонентов необходимо для обоих видов анализа.

В соответствии с этим курс аналитической химии условно делится на 2 больших раздела – «Методы обнаружения и разделения элементов (качественный анализ)» и «Методы количественного определения элементов (количественный анализ)».

Изучение основ качественного анализа имеет целью закрепить знание теоретических основ аналитической химии; изучить качественные реакции катионов и анионов, выявляющих сходство и различие их химико-аналитических свойств; освоить методы анализа смесей катионов и анионов (разделение и идентификация).

Качественный анализ неорганических веществ включает анализ катионов и анализ анионов и предусматривает подразделение их на группы. Аналитическую группу составляют сходные по химико-аналитическим свойствам ионы. Сходство химико-аналитических свойств ионов характеризуется главным образом общими реакциями, а различиечастными реакциями. При изучении аналитической химии необходимо прежде всего знать сходство и различие свойств ионов, которые позволяет предвидеть Периодический закон Д.И.Менделеева.

В основу классификации ионов в аналитической химии положено различие в растворимости образуемых ими соединений. При систематическом ходе анализа ионы выделяют из сложной смеси не поодиночке, а целыми группами, пользуясь одинаковым отношением их к действию некоторых реагентов, называемых групповыми реагентами. Классификация катионов и анионов приведена в табл. 1 и 2.

В химическом анализе используют все типы химических реакций. Каждую реакцию и операцию необходимо осуществлять при вполне определенных условиях, благоприятствующих им и препятствующих протеканию нежелательных процессов (коллоидообразование, соосаждение, гидролиз и т.п.).

Направление и полнота протекания химических процессов в растворах зависят от условий, при которых они осуществляются (концентрация реагирующих веществ, температура, рН среды, катализаторы, время и т.д.). Скорость протекания химических реакций зависит от концентрации реагирующих веществ в растворе, температуры и др. факторов. Растворимость веществ, константы диссоциации слабых электролитов зависят от температуры и от природы электролита.

 

Таблица 1

Классификация катионов

 

I группа II группа III группа IV группа V группа
K+, Na+, NH4+, Mg2+ и др. Ba2+, Sr2+, Ca2+ и др. Al3+, Cr3+, Fe3+, Fe2+, Mn2+, Zn2+, Co2+, Ni2+ Cu2+, Cd2+, Bi3+, Hg2+, AsV, AsIII, SbV, SbIII, SnIV, SnII и др. Ag+, Hg22+, Pb2+
Группового реагента не имеют Групповой реагент – (NH4)2CO3 Групповой реагент – (NH4)2S Групповой реагент – H2S(в присутствии HCl) Групповой реагент – HCl
Сульфиды растворимы в воде Сульфиды не растворимы в воде (или вместо них образуются нерастворимые в воде гидроксиды)
Карбонаты растворимы в воде Карбонаты не растворимы в воде Сульфиды (или гидроксиды) растворимы в разбавленных кислотах Сульфиды не растворимы в разбавленных кислотах

 

Таблица 2

Классификация анионов

 

№ гр. Характеристика группы Анионы, образующие группу Групповой реагент
I Соли бария малорастворимы в воде SO42-, S2O32-, SO32-, CO32-, PO43-, CrO42-, Cr2O72-, F-, C2O42- BaCl2 (при рН»7–9)
II Соли серебра малорастворимы в воде и разбавленной HNO3 Cl-, Br-, I-, SCN-, [Fe(CN)6]4-, [Fe(CN)6]3- AgNO3 (в присут-ствии 2 н. HNO3)
IIII Соли бария и серебра растворимы в воде NO3-, NO2-, ClO4-, CH3COO-, MnO4- и др. Группового реагента нет

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КАЧЕСТВЕННОМУ

АНАЛИЗУ

 

Изучение методов обнаружения и разделения элементов начинается с ознакомления с основными аналитическими реакциями ионов, поэтому при выполнении лабораторных работ Вы должны:

1. Самостоятельно и индивидуально выполнить описанные в методических указаниях (или учебных пособиях) реакции обнаружения соответствующих катионов и анионов: пробирочные, капельные, микрокристаллоскопические;

2. Провести контрольные анализы образцов, в состав которых входят соединения изученных элементов (растворы, сухие смеси и т.п.).

Вся работа в практикуме фиксируется в лабораторном журнале. В табл. 3 приведены образцы записей в лабораторном журнале при изучении аналитических реакций ионов и выполнении контрольных анализов. Эта таблица составляется на развернутом листе тетради. Во всех случаях необходимо отмечать внешний эффект реакции.

Таблица 3

Образцы записей

 

Ион Реагент, условия проведения реакции Аналитическая реакция Аналитический эффект
Ba2+ K2Cr2О7 в присутствии ацетатного буфера при нагревании 2Ba2+ + K2Cr2О7 + H2O ® 2BaCrО4¯ + 2K+ + 2H+ Выпал желтый кристаллический осадок

 

 

ПОСУДА И РАБОЧЕЕ МЕСТО

 

При изучении пробирочных реакций обнаружения и разделения элементов используется полумикрометод, а при выполнении микрокристаллоскопических и капельных реакций – микрометод анализа. Это требует чистоты рабочего места, используемой посуды, реагентов, а также внимания и аккуратности в работе.

Всю используемую в работе посуду следует тщательно вымыть с помощью ерша содовым раствором, сполоснуть несколько раз водопроводной, а затем 2 раза дистиллированной водой. В табл. 4 приведен перечень наименований химической посуды, которая используется для выполнения практикума.


Таблица 4




Дата: 2016-10-02, просмотров: 169.