(в скобках проставить номера последовательных действий)
1.Установите правильную последовательность результатов снижения ЦБ ставки рефинансирования:
( ) возрастают избыточные резервы коммерческих банков;
( ) увеличивается предложение денег;
( ) увеличивается совокупный спрос;
( ) увеличиваются возможности коммерческих банков предоставлять новые кредиты.
2. Установите правильную последовательность результатов проведения экспансионистской фискальной политики в закрытой экономике:
( ) увеличение государственных расходов;
( ) увеличение совокупного спроса;
( ) увеличение объема национального производства;
( ) сдвиг кривой совокупного спроса вправо.
3.Установите правильную последовательность результатов снижения налогов с бизнеса:
( ) сдвиг кривой совокупного предложения вправо и увеличение объемов производства;
( ) снижение издержек производства и увеличение прибыли;
( ) снижение уровня цен;
( ) увеличение объемов национального производства.
4.Установите правильную последовательность результатов проведения политики дорогих денег:
( ) сокращение совокупного спроса и снижение темпов инфляции;
( ) повышение ставки процента;
( ) ЦБ повышает ставку рефинансирования;
( ) уменьшение предложения денег.
5.Установите правильную последовательность результатов проведения политики дешевых денег:
( ) процентная ставка понижается;
( ) увеличиваются инвестиции;
( ) ЦБ понижает норму обязательных резервов;
( ) увеличивается объем реального национального производства.
6.Установите правильную последовательность результатов проведения сдерживающей фискальной политики:
( ) сокращение доходов домашних хозяйств;
( ) сокращение объема национального производства;
( ) повышение ставки подоходного налога;
( ) уменьшение совокупного спроса.
7.Установите правильную последовательность результатов повышения ЦБ нормы обязательных резервов:
( ) уменьшается предложение денег;
( ) снижаются возможности коммерческих банков предоставлять новые кредиты;
( ) сокращается совокупный спрос;
( ) снижаются избыточные резервы коммерческих банков.
8.Установите правильную последовательность результатовпокупки ЦБ государственных облигаций на открытом рынке:
( ) увеличивается совокупный спрос;
( ) увеличиваются возможности коммерческих банков предоставлять кредиты;
( ) возрастают избыточные резервы коммерческих банков;
( ) увеличивается предложение денег.
9.Установите правильную последовательность результатов повышения курса национальной валюты:
( ) сокращается совокупный спрос;
( ) снижается конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке;
( ) уменьшается реальный объем национального производства;
( ) уменьшается чистый экспорт.
10.Установите правильную последовательность результатов падения курса доллара:
( ) увеличивается американский чистый экспорт;
( ) повышается уровень цен в США;
( ) увеличивается занятость в США;
( ) повышается конкурентоспособность американских товаров на мировом рынке.
РАЗДЕЛ 2
Методические рекомендации студентам по изучению учебной дисциплины
2. 1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса
Экономическая теория является сложной для студентов первого курса учебной дисциплиной. Для успешного усвоения материала курса «Экономическая теория» требуются значительное время и усилия: посещение лекционных занятий и конспектирование преподаваемого материала, работа с ним дома, самостоятельная проработка материала рекомендуемых учебников и учебных пособий при подготовке к семинарским занятиям.
Помощь в самостоятельной работе по изучению макроэкономики призван оказать данный учебно-методический комплекс. УМК включает 5 основных разделов:
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины;
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины;
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций;
Раздел 4. Словарь и условные обозначения основных терминов (глоссарий);
Раздел 4. Методические указания для выполнения курсовых работ.
В первом разделе представлена рабочая программа по изучению дисциплины: тематика лекций и семинарских занятий, указан объем аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов (в часах) по каждой теме, их краткое содержание, основные понятия. В планах семинарских занятий к каждой теме предлагаются темы рефератов и эссе. В процессе самостоятельной работы необходимо руководствоваться перечнем вопросов, представленных в рабочей программе.
Второй раздел содержит методические рекомендации по изучению учебной дисциплины: рекомендации по использованию УМК, по работе с литературой, с тестовой системой, по подготовке к зачету (экзамену).
В третьем разделе предлагаются тестовые задания и практические задачи по отдельным темам учебной дисциплины.
Четвертый раздел содержит словарь и условные обозначения основных терминов (понятий) по учебной дисциплине.
В пятом разделе представлены методические рекомендации по подготовке курсовых работ.
При самостоятельной работе по изучению экономической следует обращать внимание на те моменты, на которых преподаватель акцентирует внимание при чтении лекций с указанием конкретных источников, в которых можно найти дополнительный материал. Как правило, это наиболее сложные вопросы экономической теории (макроэкономики). Поэтому при прослушивании лекций рекомендуется делать в конспектах особые пометки, выделять такие моменты. Преподаватель также обращает внимание на часто допускаемые ошибки в ответах студентов на семинарских занятиях или на экзаменах.
Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение представлены в УМК в виде таблицы, в которой указываются темы и вопросы, а также литература и формы отчетности студентов.
В экономической теории для наглядного отображения связей, зависимостей между экономическими параметрами используются графики, «прочтение» которых вызывает трудности у многих студентов, особенно у тех, кто имеет слабую математическую подготовку. Это следует учесть с самого начала изучения макроэкономики.
Для понимания смысла формул, с помощью которых рассчитываются экономические показатели, также требуются математические знания. Смысл самих показателей как раз проще понять, если понимать используемые формулы.
В подготовке к семинарским занятиям важное место занимает подготовка рефератов и эссе.
Реферат – это сочинение небольшого объема, свободно выражающее индивидуальные впечатления и размышления по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного. Цель работы – раскрыть предложенную тему путем приведения каких-либо аргументов. Реферат строго индивидуальная работа. Написание реферата предполагает изложение самостоятельных рассуждений по теме, выбранной студентом и связанной с тематикой курса.
Эссе - это короткий текст, в котором автор раскрывает свое видение предложенной темы.
Эссе помогает учиться (так как, как правило, лучше запоминается то, о чем пишется, чем то, о чем читается), помогает привести мысли по теме в порядок, сформулировать тезисы и аргументы, определить круг вопросов, относящихся к теме.
Эссе предполагает свободное владение языком экономической теории, ясное изложение затрагиваемых понятий, демонстрирует понимание предмета студентом.
Эссе помогает располагать мысли в строгом логическом порядке, избегая повторения идей.
Использование цитат из прочитанного свидетельствует об осведомленности автора по рассматриваемому вопросу (при этом необходимо делать ссылки на источники информации).
Особое внимание следует обратить на выполнение предлагаемых в третьем разделе УМК практических заданий, задач, тестовых вопросов по отдельным темам курса. Теоретические положения лучше усваиваются при применении их к условным практическим ситуациям.
Для оказания методической помощи студентам в процессе самостоятельной работы по изучению дисциплины преподавателем проводятся индивидуальные консультации по графику, утвержденному кафедрой.
Рекомендации по работе с литературой
По экономической теории в настоящее время издано большое число учебников и учебных пособий, подготовленных как российскими, так и зарубежными учеными. Основными из них являются те, которые имеют гриф «Рекомендовано Министерством высшего профессионального образования», так как они составлены в соответствии с содержанием Государственного образовательного стандарта.
Из-за ограниченности времени, отводимого на лекционные занятия, в лекциях преподавателем разъясняются только узловые, наиболее сложные вопросы темы лекции. Поэтому для углубленного и всестороннего изучения каждой темы необходимо дополнять конспекты лекций выписками из рекомендованной учебной литературы. Для этого страницы в тетради для конспектов лекций можно разделить на две части. Вторая половина страницы как раз и будет предназначена для дополнений в процессе самостоятельной работы с учебной литературой.
При чтении учебной литературы могут встречаться новые термины. Поэтому при самостоятельной работе с учебной литературой рекомендуется иметь под рукой справочную литературу (словари по экономике), а также обращаться к глоссарию, который приводится в четвертом разделе УМК.
В экономической теории для обозначения многих понятий используются буквенные символы, которые необходимо запомнить. Их список приведен в конце четвертого раздела УМК.
Очень трудоемкой и ответственной частью самостоятельной работы студента является изучение литературы для подготовки и написания творческих работ - реферата, курсовой работы, эссе, доклада и т.п.
В процессе подготовки творческих работ студент должен научиться самостоятельноподбирать литературу по избранной проблеме, составлять план ее освещения, делать библиографический обзор по проблеме, оценивать степень изученности проблемы, анализировать статистические данные, использовать математический аппарат (графики, формулы), делать выводы, обобщения, систематизировать и грамотно, логически последовательно излагать изученный материал, умело использовать понятийный аппарат, оформлять письменную работу в соответствии с общепринятыми правилами.
Изучение литературы по выбранной теме желательно начинать с просмотра нескольких учебников по экономической теории. Это позволит получить общее представление о вопросах исследования. Дальнейший поиск необходимой информации предполагает знакомство с тремя группами источников.
Первая группа – это официальные документы российского Правительства.
Вторая группа включает монографии, научные сборники, справочники.
К третьей группе относятся материалы периодической печати – журнальные и газетные статьи. Именно в этой группе в основном содержатся новые сведения и факты, приводятся последние цифровые данные.
На начальном этапе подготовки творческой работы необходимо внимательно ознакомиться со многими источниками (не менее 15) и разными способами обрабатывать содержащийся в них материал (составлять конспекты, тезисы, делать выписки) для того чтобы осмыслить его содержание.
Выписки - это либо цитаты, то есть дословное изложение того или иного материала из источника, необходимые студенту для использования в творческой работе, либо краткое, близкое к дословному, изложение отдельных мест из источника, представленное в понимании студента. Выписки лучше делать на отдельных листах или на карточках для того, чтобы проще было структурировать собранный материал. Достоинство выписок состоит в точности воспроизведения авторского текста, в накоплении фактического материала, удобстве их использования при подготовке текста творческой работы. Выделяя из прочитанного текста самое главное и существенное, студент при составлении выписок глубже понимает читаемый текст. В выписках надо выделять отдельные места текста в зависимости от их значимости (подчеркивания цветными маркерами, замечания на полях). Составление выписок позволяет студенту время экономить время на изучение литературы. Каждую выписку необходимо снабжать ссылкой на источник с указанием страницы.
При изучении литературы необходимо обращать особое внимание на дискуссионные вопросы, нерешенные проблемы, пытаться высказывать свое отношение к ним, аргументировать свою точку зрения или отметить, какой из имеющихся в литературе точек зрения по данной проблематике придерживается автор и почему.
Рекомендации по работе с тестовой системой
В разделах 2 и 3 Учебно-методического комплекса представлены тесты по экономической теории (макроэкономике).
В данном разделе представлены тестовые вопросы четырех видов:
вопросы на выбор правильного ответа;
определение истинности или ложности предлагаемых утверждений (суждений);
задания на установление последовательности событий.
Перед каждым видом тестовых заданий дается краткая инструкция по их выполнению.
При выполнении тестов второго вида рядом с предлагаемым суждением необходимо поставить буквы «в» (если суждение верно), либо «н» (если суждение неверно).
Перед началом работы с тестами необходимо изучить учебный материал по соответствующей теме (конспекты лекций, учебники и учебные пособия, практикумы). Это поможет осмысливать вопросы и предлагаемые ответы на них, а не просто «угадывать» их. При работе с тестами полезно давать краткие обоснования выбора правильного ответа. Для исключения элемента случайности при выполнении тестовых заданий в аудитории преподавателем может быть предложено студентам письменно обосновать выбор ответов на некоторые вопросы.
Рекомендации по работе с практическими задачами
Решение задач предполагает объяснение хода решения с применением теоретических положений. Задачи с решениями и пояснениями содержатся в работе Поликарпова А. М. и Поликарповой Т. И. Система упражнений для развития экономического мышления. Практикум. Часть 2. Макроэкономика.
Примеры решения задач приводятся также во многих учебниках и учебных пособиях, в практикумах по экономической теории.
Примеры решения некоторых задач приводятся также в разделе 3 УМК.
2. 5. Рекомендации по подготовке к экзамену
При подготовке к экзамену необходимо, прежде всего, обратить внимание на уяснение понятийного аппарата учебной дисциплины, запомнить определения основных понятий и терминов, их условные обозначения, основные формулы и графики, уяснить причинно-следственные связи между экономическими параметрами.
В экзаменационные билеты по макроэкономике для студентов экономических специальностей, как правило, включаются два теоретических вопроса и задача. Опыт проведения экзаменов показывает, что наибольшие трудности у студентов при подготовке ответов на экзамене вызывает использование графиков.
Начинать подготовку к экзамену следует с прочтения конспектов лекций, так как именно при чтении лекций преподаватель обращает внимание на наиболее сложные вопросы, наиболее типичные ошибки в ответах студентов на экзаменах. При повторении теоретического материала во время подготовки к экзамену не следует заучивать его наизусть. Важно понять смысл и уметь передать его во время ответа на экзамене.
РАЗДЕЛ 3
Дата: 2016-10-02, просмотров: 242.