МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
профиль Психология образования
(код и наименование направления подготовки с указанием профиля)
Очная форма обучения
Составитель: Храпенко И.Б., канд.психол.наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО МАГУ | Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол №10 от 06.06 2016 г.) Зав. кафедрой _______________И.А. Синкевич |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).
Планы практических занятий
Практическое занятие 1.
Предмет, проблемы и задачи клинической психологии младших школьников.
План занятия.
1. Статус современного младшего школьника.
2. Социальная ситуация развития младшего школьника. Нормативные проблемы младшего школьника. Кризис 7 –ми лет.
3. Исследование и обследование младших школьников: основные проблемы и задачи. Проблемы экспертизы младших школьников. Медико-психолого-педагогическая комиссия.
4. Причины нарушения развития в младшем школьном возрасте.
Вопросы для обсуждения.
1. Оценка знаний и оценка личности младшего школьника – проблемы и последствия.
2. Проблема смены ведущей деятельности: от игры к учебе.
Основная литература
1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 - Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2015. - 272 с.
2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2012
3. Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. - М. : Юрайт, 2011. - 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю.Левченко. – М. : Академия, 2013.
Дополнительная литература
1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. - Воронеж, 2002.
2. Детская патопсихология. Хрестоматия / под ред. Н.Л.Белопольской. – М., 2004.
3. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : [учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по дефектол. спец.] / М. В. Жигорева. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2008. - 240 с. (20 экз.)
4. Зейгарник, Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник. - МГУ, 2004.
5. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2007.
6. Клиническая психология : Учебник. 3-е изд. / под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб. : Питер, 2007.
7. Косякова, О. О. Возрастные кризисы : [учеб. пособие] / О. О. Косякова. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 224 с. - (Высшее образование). (20 экз.)
8. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. (40 экз.)
9. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии А. Р. Лурия. – М. : Изд. центр «Академия», 2006.
10. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) / Лютова Е. К., Монина Г. Б. - СПб. : Речь. - 176 с. : ил. - (Психологический тренинг).
11. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-Информ, 2008 (и др. издания).
12. Могилева, В. Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером : [учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования] / Могилева В. Н. - М. : Академия, 2007. – 265 с.
13. Перре, М. Клиническая психология / М. Перре. – СПб. : Питер, 2007.
14. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. - Волгоград : Учитель, 2012. - 143 с.
15. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050600) "Педагогика" / под ред. У. В. Ульенковой. - СПб. : Питер, 2007. - 304 с. (12 экз.)
16. Тонконогий, И. М. Клиническая нейропсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / И. М. Тонконогий, А. Пуанте. - СПб. : Питер, 2007.
17. Хомская, Е. Д. Нейропсихология : учебник для студ., обуч. по направл. "Психология" и спец. "Психология" и "Клиническая психология" / Е. Д. Хомская ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд. - СПб. : Питер, 2008. (15 экз. и др. издания)
18. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов / Фурманов И. А. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 351, [1] с.
Задание для самостоятельной работы:
· подготовить ответы на вопросы;
· написать эссе по теме «Нормативный кризис 7-ми лет».
· выписать основные понятия, характеризующие нарушения психического развития в младшем школьном возрасте, сопоставить с данными полученными на дисциплине «Клиническая психология детей раннего и дошкольного возраста».
Практическое занятие 2.
Клинико-психологическая диагностика младших школьников.
Проблемы дифференциальной диагностики.
План занятия.
1. Изучение проблемы дефекта и компенсации как предпосылка клинико-психологической диагностики.
2. Общая характеристика методов клинической психологии (по Б. В. Зейгарник). Различение методов патопсихологии и психопатологии. Методы клинической психологии и психиатрии при работе с младшими школьниками.
3. Принципы построения эксперимента в клинической (медицинской) психологии и патопсихологии при работе с младшими школьниками.
4. Основные требования к составлению психодиагностических заключений.
5. Схема психологического обследования ребенка. Сбор анамнеза. Написание психологического заключения.
Основная литература
1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 - Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2015. - 272 с.
2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2012
3. Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. - М. : Юрайт, 2011. - 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю.Левченко. – М. : Академия, 2013.
Дополнительная литература
1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. - Воронеж, 2002.
2. Детская патопсихология. Хрестоматия / под ред. Н.Л.Белопольской. – М., 2004.
3. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : [учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по дефектол. спец.] / М. В. Жигорева. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2008. - 240 с. (20 экз.)
4. Зейгарник, Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник. - МГУ, 2004.
5. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2007.
6. Клиническая психология : Учебник. 3-е изд. / под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб. : Питер, 2007.
7. Косякова, О. О. Возрастные кризисы : [учеб. пособие] / О. О. Косякова. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 224 с. - (Высшее образование). (20 экз.)
8. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. В. Лебединский. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. (40 экз.)
9. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии А. Р. Лурия. – М. : Изд. центр «Академия», 2006.
10. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) / Лютова Е. К., Монина Г. Б. - СПб. : Речь. - 176 с. : ил. - (Психологический тренинг).
11. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-Информ, 2008 (и др. издания).
12. Могилева, В. Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером : [учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования] / Могилева В. Н. - М. : Академия, 2007. – 265 с.
13. Перре, М. Клиническая психология / М. Перре. – СПб. : Питер, 2007.
14. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. - Волгоград : Учитель, 2012. - 143 с.
15. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050600) "Педагогика" / под ред. У. В. Ульенковой. - СПб. : Питер, 2007. - 304 с. (12 экз.)
16. Тонконогий, И. М. Клиническая нейропсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / И. М. Тонконогий, А. Пуанте. - СПб. : Питер, 2007.
17. Хомская, Е. Д. Нейропсихология : учебник для студ., обуч. по направл. "Психология" и спец. "Психология" и "Клиническая психология" / Е. Д. Хомская ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд. - СПб. : Питер, 2008. (15 экз. и др. издания)
18. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов / Фурманов И. А. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 351, [1] с.
Задание для самостоятельной работы:
· подготовить ответы на вопросы;
· подготовить схему психологического заключения в электронной форме, для составления портфолио дисциплины.
Практическое занятие 3.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 194.