Управление по целям (результатам)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Принципы управления по целям

 

Составление целевых моделей — это начальный этап процесса управления по целям — концепции, широко используемой современным менеджментом. Ее суть состоит в следующем. Менедж­мент как целостная система управления ориентируется на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организа­цией. Поэтому каждый руководитель, от высшего до низового, должен иметь четкие цели в рамках возложенных на него обязанностей. Соответствующую целевую ориентацию работы своего подразделения он должен обеспечивать в течение планового периода времени. Цели и задачи менеджмента не только доводятся, но и согласуются (путем предварительного обсуждения) с менеджерами всех уровней, которые направляют свои усилия, ресурсы и энергию на их достижение.

Процесс менеджмента по целям состоит из четырех этапов:

1. Определяется круг полномочий и обязанностей руководителей всех уровней.

2. Осуществляются разработка и согласование целей и задач управления в рамках установленных обязанностей.

3. Составляются реальные планы достижения поставленных целей.

4. Производятся контроль, измерение, оценка работы и полу­ченных каждым руководителем показателей и по каналам обратной связи корректировка заданий, что может потребовать нового согласования целей.

Таким образом, если целеполагание — это начало всякой управленческой деятельности, то ее обязательным продолжением явля­ется определение видов работ, которые нужны для достижения Целей. Менеджеры не только составляют планы, но и организуют их выполнение путем формирования структур, процессов и методов для совместного и эффективного труда. Важное место в деятельности менеджеров занимает разработка систем показателей, с помощью которых измеряются и оцениваются результаты труда каждого отдельного работника подразделения, службы и предприятия в целом. Выполняя все перечисленные виды работ, менеджеры создают необходимые предпосылки для производительного и эффективного труда сотрудников предприятия и его подсистем. И это одна из причин того, что к их профессионализму и личностным качествам предъявляются высокие требования.

 

Достоинства и недостатки системы управления по целям

 

В многочисленных исследованиях, анализирующих концепцию управления по целям (результатам), отмечается ряд ее несомненных достоинств. Это прежде всего повышение эффективности работы за счет того, что каждый руководитель имеет четкое представление как о своих целях, так и о целях организации в целом. Усиливается мотивация к работе как результат непосредственного участия всех руководителей в установлении и согласовании целей. Каждый руководитель в этих условиях чувствует личную заинтересованность в их достижении. Как правило, при реализации этой концепции улучшаются взаимоотношения между руководителями и подчиненными, совершенствуются системы контроля и оценки работы каждого члена организации (в соответствии с достигнутыми результатами).

В то же время за годы использования этой системы выявились и некоторые ограничения эффективного применения управления по целям. Так, система не приносит успеха на плохо организованном и плохо управляемом предприятии, где принято за правило «спускать» цели сверху, не привлекая к их постановке и согласованию руководителей других уровней. Ее трудно использовать, если отсут­ствует личная мотивация и необходимая для управления информа­ция, а также при неудовлетворительной организации контроля.

Кроме того, необходимо учитывать, что это трудоемкий, сложный и длительный процесс, который дает результат только там, где перед руководителями стоит проблема выбора действий для их выполнения. В противном случае администрирование подменяет инициативу, бюрократия ограничивает творчество, цели превращаются в принудительные задачи, а любые перемены рассматриваются как нежелательные.

Опыт также показывает, что при управлении по целям внимание руководителей концентрируется на достижении текущих и краткосрочных результатов, нередко в ущерб долгосрочным целям. Этот недостаток пытаются обойти путем планирования результатов по всему спектру времени, включая долго-, средне- и краткосрочные цели. В этом случае оценка полученных результатов также должна производиться таким образом, чтобы учитывать их в по­вседневной работе, в планах отчетного периода, при стратегическом планировании.

 

Организационная работа по выполнению планов

 

От организации работы по выполнению всей системы планов зависит в конечном счете успех любой компании и разработанной ею стратегии развития. Существует даже мнение, что при очень хорошей организации по воплощению средней стратегии можно добиться более высоких результатов по сравнению с теми, которые дает плохая организация блестящей по идеям стратегии.

Реализация системы планов — это повседневная трудоемкая работа, ориентированная на выполнение конкретных действий по проведению организационных изменений, чаще всего затрагива­ющих интересы всех работников организации. На этом этапе менеджеры всех уровней управления должны выступать как единая команда, в которой знание и понимание процессов выполнения функции организовывания и организационной работы одинаково важны для менеджеров всех уровней. Их главная задача — обеспечить позитивное и конструктивное восприятие всеми работающими действий по реализации планов.

Организация выполнения планов предприятия требует настройки всей системы организационных, психологических и экономических отношений на коллективную работу, в результатах которой должны быть заинтересованы руководители и весь коллектив. Она может потребовать радикального изменения стиля управления персоналом, центральными составляющими которого должны стать вера в людей, открытость и мужество. Для максимального исполь­зования и постоянного приращения потенциала работающих могут потребоваться разработка механизмов мотивации и овладение сис­темой непрерывного обучения и повышения квалификации пер­сонала. Все эти вопросы детально рассматриваются в последующих главах учебника.

 

ТЕМА .5 ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

 

Организационная структура, динамика ее изменений. Интеграция организаций. Определение понятий структуры; принципы и типовые подходы к построению структуры управления; характеристики структуры управления, ее элементы и связи; связь структуры управления с целями, задачами и функциями управления.

Иерархический и органический типы структур управления, принципы их построения, достоинства и недостатки; ситуационные факторы выбора структуры управления; виды структур управления.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 221.