Принципы управления по целям
Составление целевых моделей — это начальный этап процесса управления по целям — концепции, широко используемой современным менеджментом. Ее суть состоит в следующем. Менеджмент как целостная система управления ориентируется на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией. Поэтому каждый руководитель, от высшего до низового, должен иметь четкие цели в рамках возложенных на него обязанностей. Соответствующую целевую ориентацию работы своего подразделения он должен обеспечивать в течение планового периода времени. Цели и задачи менеджмента не только доводятся, но и согласуются (путем предварительного обсуждения) с менеджерами всех уровней, которые направляют свои усилия, ресурсы и энергию на их достижение.
Процесс менеджмента по целям состоит из четырех этапов:
1. Определяется круг полномочий и обязанностей руководителей всех уровней.
2. Осуществляются разработка и согласование целей и задач управления в рамках установленных обязанностей.
3. Составляются реальные планы достижения поставленных целей.
4. Производятся контроль, измерение, оценка работы и полученных каждым руководителем показателей и по каналам обратной связи корректировка заданий, что может потребовать нового согласования целей.
Таким образом, если целеполагание — это начало всякой управленческой деятельности, то ее обязательным продолжением является определение видов работ, которые нужны для достижения Целей. Менеджеры не только составляют планы, но и организуют их выполнение путем формирования структур, процессов и методов для совместного и эффективного труда. Важное место в деятельности менеджеров занимает разработка систем показателей, с помощью которых измеряются и оцениваются результаты труда каждого отдельного работника подразделения, службы и предприятия в целом. Выполняя все перечисленные виды работ, менеджеры создают необходимые предпосылки для производительного и эффективного труда сотрудников предприятия и его подсистем. И это одна из причин того, что к их профессионализму и личностным качествам предъявляются высокие требования.
Достоинства и недостатки системы управления по целям
В многочисленных исследованиях, анализирующих концепцию управления по целям (результатам), отмечается ряд ее несомненных достоинств. Это прежде всего повышение эффективности работы за счет того, что каждый руководитель имеет четкое представление как о своих целях, так и о целях организации в целом. Усиливается мотивация к работе как результат непосредственного участия всех руководителей в установлении и согласовании целей. Каждый руководитель в этих условиях чувствует личную заинтересованность в их достижении. Как правило, при реализации этой концепции улучшаются взаимоотношения между руководителями и подчиненными, совершенствуются системы контроля и оценки работы каждого члена организации (в соответствии с достигнутыми результатами).
В то же время за годы использования этой системы выявились и некоторые ограничения эффективного применения управления по целям. Так, система не приносит успеха на плохо организованном и плохо управляемом предприятии, где принято за правило «спускать» цели сверху, не привлекая к их постановке и согласованию руководителей других уровней. Ее трудно использовать, если отсутствует личная мотивация и необходимая для управления информация, а также при неудовлетворительной организации контроля.
Кроме того, необходимо учитывать, что это трудоемкий, сложный и длительный процесс, который дает результат только там, где перед руководителями стоит проблема выбора действий для их выполнения. В противном случае администрирование подменяет инициативу, бюрократия ограничивает творчество, цели превращаются в принудительные задачи, а любые перемены рассматриваются как нежелательные.
Опыт также показывает, что при управлении по целям внимание руководителей концентрируется на достижении текущих и краткосрочных результатов, нередко в ущерб долгосрочным целям. Этот недостаток пытаются обойти путем планирования результатов по всему спектру времени, включая долго-, средне- и краткосрочные цели. В этом случае оценка полученных результатов также должна производиться таким образом, чтобы учитывать их в повседневной работе, в планах отчетного периода, при стратегическом планировании.
Организационная работа по выполнению планов
От организации работы по выполнению всей системы планов зависит в конечном счете успех любой компании и разработанной ею стратегии развития. Существует даже мнение, что при очень хорошей организации по воплощению средней стратегии можно добиться более высоких результатов по сравнению с теми, которые дает плохая организация блестящей по идеям стратегии.
Реализация системы планов — это повседневная трудоемкая работа, ориентированная на выполнение конкретных действий по проведению организационных изменений, чаще всего затрагивающих интересы всех работников организации. На этом этапе менеджеры всех уровней управления должны выступать как единая команда, в которой знание и понимание процессов выполнения функции организовывания и организационной работы одинаково важны для менеджеров всех уровней. Их главная задача — обеспечить позитивное и конструктивное восприятие всеми работающими действий по реализации планов.
Организация выполнения планов предприятия требует настройки всей системы организационных, психологических и экономических отношений на коллективную работу, в результатах которой должны быть заинтересованы руководители и весь коллектив. Она может потребовать радикального изменения стиля управления персоналом, центральными составляющими которого должны стать вера в людей, открытость и мужество. Для максимального использования и постоянного приращения потенциала работающих могут потребоваться разработка механизмов мотивации и овладение системой непрерывного обучения и повышения квалификации персонала. Все эти вопросы детально рассматриваются в последующих главах учебника.
ТЕМА .5 ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
Организационная структура, динамика ее изменений. Интеграция организаций. Определение понятий структуры; принципы и типовые подходы к построению структуры управления; характеристики структуры управления, ее элементы и связи; связь структуры управления с целями, задачами и функциями управления.
Иерархический и органический типы структур управления, принципы их построения, достоинства и недостатки; ситуационные факторы выбора структуры управления; виды структур управления.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 221.