Внешняя среда организационной системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента. Факторы, образующие внешнее окружение организации, подразделяются на две группы: прямого и косвенного воздействия.

 

Таблица. Организация как открытая система

 

Черты и свойства Характеристика, обоснование
Компоненты Система состоит из некоторого количества частей, называемых компонентами или элементами; они необходимы для достижения целей системы
Связи Компоненты системы связаны между собой, что обеспечивает непрерывность протекающих в системе процессов
Структура Форма связи организационно закреплена в структуре, что обеспе­чивает устойчивость и придает системе стабильность; для систем характерна иерархичность построения структур, т.е. наличие в них подсистем
Взаимодействие Компоненты воздействуют друг на друга своим нахождением в системе и выходом из нее, и только во взаимодействии всех элементов и связей возможны процессы, с помощью которых достигается результат
Процесс В системе одновременно осуществляется ряд процессов, каждый из которых связан с какими-либо изменениями. Процессы изменяют ресурсы, входящие в систему, превращают их в продукты и услуги |
Холизм и эмерджентные свойства Система —целостность (англ. holism, греч. hobs — целое), проявляющая свойства, которые возникают только в результате взаимодействия ее компонентов
Идентификация Свойства системы, на основании которых ее можно идентифицировать, т.е. отличить от других явлений, не входящих в систему; для этого надо определить границы, отделяющие систему от окружающей среды
Окружение Явления и факторы, которые, не являясь частью системы, существенно влияют на нее. Они образуют окружающую среду системы и своим воздействием могут менять ее поведение
Концепция Система — это концепция, особая форма которой отражает цели и ценности людей, которые являются ее неотъемлемыми элементами и реализуют собственные идеи о том, какой должна быть система

В первой группе представлены организации и люди, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых ими целей и задач: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, профессиональные союзы, торговые организации, правительственные органы, общества потребителей и пр. В условиях рыночной экономики давление рынка является самым существенным внешним фактором, поэтому необходимо постоянно отслеживать следующие параметры факторов деловой среды организации:

сложность рынка, определяемая тем, насколько рынок влияет на способы, темпы и технологию выполнения работ внутри самой организации;

степень диверсификации, характеризующая спектр продуктов, клиентов или услуг, предлагаемых на рынке и требующих ответных действий со стороны предприятия;

определенность и стабильность, помогающие или, наоборот, мешающие предприятию предсказывать ход и темпы изменений на данном рынке;

соотношение возможностей и угрозна данном рынке, предопределяющее его результирующую оценку для предприятия;

характер отношений с другими организациями, определяющий предсказуемость требований и запросов с их стороны, наличие прямых или опосредованных связей, степень зависимости от них и т.д. (см.: Хант Дж. У. Управление людьми в компаниях. Руководство для менеджера. М.: Олимп-Бизнес, 1999. С. 201). Во второй группе переменных внешней среды находятся факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность организации, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые ее менеджментом. В их составе отметим в первую очередь такие группы факторов, как политические, экономические, демографические, социально-культурные, технологические, экологические, географические, климатические. Рассмотрение содержания каждой из этих групп позволяет определить силу и возможное направление их воздействия на деятельность организации.

Влияние политическихфакторов вызывает необходимость изучения таких явлений общественной жизни, как стабильность власти, изменения в составе и политике правительства, характере проводимых реформ. Смена программ правительства может вызвать весьма серьезные сдвиги в характере поддержки национальной экономики, частного бизнеса, предпринимательства, государственного сектора экономики. Политическая нестабильность может увеличить риск долгосрочных инвестиций в экономику.

Экономические факторыоказывают влияние на организацию через такие параметры экономики, как динамика и темпы роста валового внутреннего продукта и продукции отраслей, оплата труда, производительность и эффективность.

Появление в результате структурной перестройки новых сфер деятельности с высокими показателями прибыльности и эффективности может оказать негативное влияние на положение организации из-за снижения инвестиций в ее отрасль. Изменение систем и размеров оплаты труда в экономике в целом или в конкретной отрасли может потребовать радикального пересмотра стратегии управления персоналом. В этой группе факторов следует рассматривать и другие экономические параметры, например: ситуацию с предложением денег, кредитно-денежную и налоговую политику, наличие рабочих мест и уровень безработицы, динамику доходов населения, разме­ры инфляции и т.п. Рост инфляции сокращает покупательную способность населения и таким образом влияет на оплачиваемый спрос со стороны потребителей продукции. Новые налоги могут привести к перераспределению доходов и вызвать неблагоприятные изменения в покупательной способности клиентов организации и т.д.

Анализ демографическихфакторов производится по показателям подвижности, половозрастного состава населения, коэффициентам смертности и рождаемости, динамики спроса и т.п.

Сокращение коэффициента рождаемости, например, может в какой-то период времени привести к снижению спроса на детские вещи, игрушки, учебники, детские сады и школы. Тенденция к старению общества заметно меняет вкусы населения и характер его покупок, увеличивая потребность в более удобных, но менее модных вещах, повышая спрос на определенные медицинские препараты, учреждения, социальное обслуживание.

Социально-культурныефакторы оказывают существенное влияние на выбор товаров и услуг, которые стремятся приобрести люди. Он отражает определенные вкус и моду, нравственные и религиозные нормы и характеризует отношение отдельного человека к работе, условиям и оплате труда.

Например, при концентрации внимания общественности на идее социальной ответственности бизнеса последний должен отреагировать введением ряда ограничений на свою деятельность или расширением своих социальных функций.

Группа технологическихфакторов отражает уровень научно-технического развития в обществе или в отрасли и в известном смысле предопределяет возможности проектирования и создания технической системы предприятия. Поэтому среди факторов этой группы особенно большое значение имеет анализ исследований и новых разработок, выявление прогрессивных изменений в интересующих данное предприятие отраслях. Все это в конечном счете предопределяет способность компании быстрее других применять новые технологии и продукты, а это, как правило, приводит к повышению конкурентоспособности организации.

Анализ географических факторовстановится особенно актуаль­ным в условиях нарастающей глобализации, когда мир все чаще воспринимается как единое целое, не разделенное на части отдельными государствами. Национальные границы теряют свое значение при определении масштабов распространения деятельности организаций, которые широко используют мировые технологические достижения и информационные технологии, принимают на работу людей из разных стран, ориентируют свой бизнес на удовлетворение потребностей людей разных национальностей и культур. Все это существенно влияет на формирование организаций, а к их менеджменту предъявляются требования учитывать разнообразие мира, людей и культур.

Такой же детальный анализ должен быть проведен по остальным группам факторов внешней среды второй группы.

Значение факторов внешней среды для развития организации повышается в связи с усложнением всей системы общественных связей и отношений. Их влияние на организацию может проявляться в виде:

возможностей, использование которых может оказать положительное влияние на деятельность организации;

угроз, характеризующих факторы, которые при их реализации представляют опасность для организации.

 

Внутренняя среда организационной системы

 

Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на осуществляемые здесь процессы. Именно они предопределяют структуру предприятия, необходимые ресурсы и культуру, которые отражают состояние и главные черты внутренней среды.

Под структурой организациипонимаются состав и соотношение входящих в нее подсистем, выделяемых по критериям производ­ственных и управленческих процессов. В соответствии с этим в составе каждой организации имеются производственная (управля­емая) и управленческая (управляющая) подсистемы. В структуре управления нередко создаются функциональные подсистемы, к которым относятся маркетинг, управление нововведениями, управление производством, управление персоналом и т.п.

Ресурсыкак фактор внутренней среды также связаны с протекающими в организации процессами. Для их осуществления необходимо иметь все виды ресурсов — трудовые, материальные, денежные, информационные — в количествах, обеспечивающих решение поставленных целей и задач. Особенностью данного фактора внутренней среды организации является его прямая связь с внешней средой, которая выступает в данном случае как «поставщик» всего необходимого. Отсюда понятна связь между состо­янием ресурсного обеспечения и качеством процессов, протекаю­щих в организации. Она проявляется через такие параметры, как, например, общий уровень образования в стране, состояние здоровья населения, технологическое развитие, системы и размеры оплаты труда и т.п. Культура организации— это совокупность коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм, оказывающих влияние на поведение отдельных индивидов и групп людей, а следовательно, и на процессы, протекающие в организации. В усло­виях глобализации менеджмент сталкивается с необходимостью учета ч людей, работающих в организациях. Особенно важно это для многонациональных корпораций, где заняты люди, представляющие страны с разными системами ценностей, моралью, обычаями и законами. В соответствии с исследованиями, проведенными Г. Хофстеде, различия в национальной культуре людей можно оценить по пяти параметрам, которые от­ражают:

Расстояние власти, т.е. уровень восприятия людьми разных стран власти в организациях и институтах.

Индивидуализм против коллективизма.

Количественные показатели жизни(такие, как уверенность, получаемые деньги и материальные блага, конкурентные пре­имущества) против качественных (степень оценки людьми от­ношений и заботы о благополучии других).

Отношение к неопределенности, характеризующее предпочтение структурированных (стремление избежать неопределенности) или неструктурированных (толерантность к неопределенности) ситуаций.

Долгосрочная ориентация против краткосрочной. Люди с культурой, ориентированной на долгосрочные цели, направляют свое внимание на будущее, ценят быстрое развитие и настойчивость. При краткосрочной ориентации высоко оценивается прошлое и настоящее, уважаются традиции и исполнение социальных обязательств.

Вот некоторые оценки культуры в разных странах, данные по результатам исследования Хофстеде. Высокие показатели расстояния власти в Китае и Западной Африке, низкие -в США и Нидерландах. Для большей части азиатских стран присущ коллективизм, в США наиболее высок по сравне­нию с другими странами индивидуализм. В Германии и Гонконге (Сянгане) высоко ценятся количественные параметры жизни, в России и Нидерландах они низкие. Для России и Франции характерно стремление избегать неопределенные ситуации, в США и Нидерландах этот показатель достаточно низок. Долгосрочную ориентацию демонстрируют Китай и Гонконг, краткосрочную — Франция и США.

Внутренняя среда организации связана с внешней, представляя собой ее органическую составляющую, получая из нее все необходимое для того, чтобы реализовывать свое предназначение и предлагая ей результаты своих усилий по преобразованию ресурсов в продукцию и услуги.

 

Классификация организаций

 

Критерии классификации

Сложность и разнообразие организаций как объектов управле­ния вызывают необходимость их группировки, позволяющей выделить виды организаций, обладающих однородными свойствами. В теории и практике менеджмента используются следующие признаки (критерии), на основании которых производится классификация организаций: формализация, формы собственности, отношение к прибыли, организационно-правовые формы, размеры, секторы экономики.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 212.