Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.
Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны.
На данный момент таких субъектов федерации 85.
Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации.
Только Российская Федерация вправе обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории, следовательно, целостность и неприкосновенность всех входящих в ее состав территориальных единиц.
В качестве конституционной основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены такие принципы, как:
· государственная целостность;
· единство системы государственной власти;
· разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов;
· равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.
Вопрос № 59 Конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, разделение компетенций между ними.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации - это совокупность прав и обязанностей Российской Федерации как субъекта конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется следующими основными моментами:
1) Российская Федерация - суверенное государство. Государственный суверенитет принадлежит только Российской Федерации, но не субъектам Российской Федерации;
2) Российская Федерация имеет территорию, на которую распространяется ее суверенитет. Территория Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ включает в себя:
- территории ее субъектов (сухопутная территория);
- внутренние воды - воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, «исторических вод» и других водных пространств, расположенных в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается территориальное море;
- территориальное море - примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль;
- воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем высотой до 100 км.
Российская Федерация также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
3) государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ст. 68 Конституции РФ).
4) единое гражданство Российской Федерации.
5) наличие высших органов государственной власти
6) единая Конституция и правовая система.
7) единое экономическое пространство
8) государственные символы Российской Федерации
9) право участия в межгосударственных объединениях
Субъектов РФ:
Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами:
1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство.
2) каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ.
3) субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти.
4) каждый субъект РФ праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ.
В большинстве федеративных государств разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами осуществляется в федеральной конституции. Вместе с тем по отдельным вопросам допускается разграничение предметов ведения в законодательстве. В мировой практике можно обнаружить следующие виды компетенции:
- исключительная компетенция федерации, в сфере которой субъекты федерации вправе принимать законы лишь тогда и постольку, когда и поскольку они специально уполномочиваются на то федеральным законом; вопросы исключительной компетенции федерации перечисляются в конституции и не могут быть отнесены к иной компетенции без изменения конституции;
- исключительная компетенция субъектов федерации, в которую не вправе вмешиваться федерация; как исключительная, она существует лишь тогда, когда вопросы этой компетенции перечисляются в конституции;
- конкурирующая компетенция, которая означает, что субъекты федерации вправе принимать первичные решения по вопросам, перечисленным в конституции, лишь до тех пор и постольку, пока и поскольку эти вопросы не урегулированы федерацией;
- совместная компетенции федерации и ее субъектов, которая означает, что федерация принимает наиболее важные решения (например, основы законодательства), а субъекты федерации принимают свои законы в соответствии с федеральными.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 189.