Правотворчество - это процесс возведения гос.воли в закон, её оформление в различных нормативно-правовых актах.
Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.
В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:
1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
2) правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства);
3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);
4) правотворчество органов местного самоуправления;
5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);
6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов)
можно выделить два основных способа правотворчества:
а) санкционирование государственной властью норм, которые сложились, реально существуют в виде фактического обычая, -либо в виде нормативных положений, вырабатываемых негосударственными образованиями данной политической системы (например, церковными учреждениями, общественными организациями) или складывающихся в частноправовой сфере (обычаи, деловые обыкновения, договорные принципы и прецеденты и др.);
б) прямая правоустановительная деятельность государственных органов, выраженная в правотворческих решениях и закрепленная в юридических нормативных актах, которым юридическая система придает значение формы писаного права.
Вопрос 23 Стадии правотворчества. Особенности законодательного процесса.
Правотворчество — это деятельность, длящаяся во времени и в определенной последовательности. Она проходит два этапа:
§ подготовки проекта нормативного акта;
§ его официального принятия.
Первый этап осуществляется в процессе прохождения следующих стадий:
§ принятие решения о подготовке проекта нормативного акта;
§ формирование рабочей группы и разработка концепции законопроекта;
§ подготовка его текста;
§ предварительное обсуждение проекта;
§ согласование содержания проекта нормативного акта с различными организациями;
§ предварительное утверждение проекта.
Если первый подготовительный этап может осуществляться вне правотворческого органа, то второй, официальный, проходит непосредственно в правотворческом органе. Он состоит из следующих стадий:
§ внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение;
§ обсуждение проекта;
§ принятие и подписание нормативного акта;
§ официальное оглашение, доведение до сведения адресатов.
Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина.
Законодательный процесс представляет собой систему относительно завершенных, самостоятельных и последовательно направленных действий специальных субъектов, в результате которых создается закон.
Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:
1.законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган.
2. обсуждение законопроекта –
*предварительное (неофициальное) (с привлечением заинтересованных лиц (экспертов, представителей соответствующих гос.и общ. организаций)
* официальное ( на уровне парламентских комиссий, комитетов и подкомитетов)
3. принятие закона –
- принятие закона Государственной;
- одобрение закона Советом Федерации;
- подписание закона Президентом РФ;
4.опубликование закона - стадия, необходимая для создания дубликатов официального текста, информационного обеспечения адресатов и заинтересованных лиц, а также для определения момента вступления закона в юридическую силу.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 195.