Вопрос №2 Понятие и источники права.
Пра́во— один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений, общепризнанного определения права не существует и в современной науке.
Источники права – официальная форма, в которой выражены правовые нормы; формы выражения гос.воли, её закрепление в письменном виде.
Правовой обычай – обычай, санкционированный гос-вом(гос-во признает правила в рез-те длительного повторения.)
Судебный прецедент – решение суда по какому-либо конкретному делу, которое в будущем применяется для решения других аналогичных дел судами того же уровня или ниже стоящими.
Нормативно-правовой акт – письменный документ, который принимается уполномоченными на то правотворческим органом гос-ва и устанавливает новые нормы права и изменяет или подменяет старые.
Нормативный договор
Нормативные акты делятся на 2 вида в зависимости от того, каким органом они приняты и какой юр.силой они обладают:
Законы-акт ,обладающий высшей юр.силой, принимаемый в осоом порядке – высшим органом представительной власти(парламентом/народом на референдуме)
Подзаконные акты
Вопрос №4 Законы и подзаконные акты. Нормативные и ненормативные правовые акты.
Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.
Законы — первичные, основополагающие нормативные акты. Их высшая юридическая сила состоит в том, что:
· все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им;
· они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами;
· законы никто не вправе отменить кроме органа, их издававшего.
Законы принимаются высшими органами государственной власти (парламентами) или непосредственно народом в ходе референдума.
Подзаконный нормативный акт — одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм.
Главное свойство состоит в отражении иерархии нормативных актов, их соподчиненности по юридической силе. Верховенство закона и подзаконность иных актов нашли конституционное закрепление.
Подзаконные акты являются незаменимым средством обеспечить исполнение законов. В механизме реализации законодательных норм подзаконным актам наряду с процессуальными законами принадлежит основополагающее значение в качестве юридической основы всей правореализующей деятельности.
В зависимости от положения органов, издающих подзаконные акты, их компетенции, а также характера и назначения самих актов, подзаконные акты делятся на несколько видов. Ведущее место среди подзаконных актов принадлежит указам президента, постановлениям правительства.
К ненормативным актам относятся акты, не содержащие общих правил поведения, являющиеся актами однократного применения и относящиеся к индивидуально конкретным отношениям. Ненормативными являются индивидуальные правовые акты (например, приговор суда, указ о награждении орденом, приказ о приеме на работу и т.п.) и ненормативные акты общего характера (например, решение властного органа об амнистии, решение суда о разрешении строительства водохранилища, приказ о проведении учебного семинара на предприятии и т.п.). Если индивидуально-правовой акт имеет разовое значение и касается индивидуально определенных лиц, то это – ненормативный акт общего характера: хотя и исчерпывается однократным исполнением, но предназначен для реализации многими субъектами.
Однако ненормативные правовые акты не являются источниками права, поэтому особое внимание следует уделить нормативно-правовым актам.
Нормативные акты имеют временные, пространственные, предметные и субъективные пределы своего функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено моментом вступления его в силу и моментом утраты им силы. В каждом государстве действуют нормы о порядке опубликования и вступления в силу законов и других правовых актов. В частности, в Российской Федерации федеральные конституционные, федеральные законы публикуются в официальных изданиях: "Российской газете" и "Собрании законодательства РФ". Они публикуются в этих изданиях в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ и вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если законом или актом законодательного органа не установлен другой порядок вступления их в силу.
Ориентация на удовлетворение частных интересов.
Вопрос №10 Система источников права в РФ.
Нормативная теория Черинг, Кельзин Котунов
Вопрос №1 Возникновение, понятие и признаки гос-ва. Его функции, механизм и формы.
Теории возникновения государства:
· теологическая теория (она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли);
· патриархальная теория (происхождение государства есть результат исторического разрастания патриархальной семьи);
· договорная теория (государство возникло в результате заключения общественного договора);
· Теория насилия (объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими, т.е. военно-политическим фактором);
· Органическая теория (общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному, объединение людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т. д.);
· марксистская теория (основная причина - раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлению частной собственности);
· Психологическая теория. (появление государства объясняется особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни.);
· Ирригационная теорию (возникновение государства есть необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах, в связи с чем сформировался слой управленцев).
Государство - особый институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, общих групп, классов.
Признаки государства:
*Территория. Это пространственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др.
*Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства.
*Публичная власть. Публичная власть иначе называется властью общественной, т. е. властью, способной организовать жизнь людей.
*Право. Это система общеобязательных правил поведения
*Правоохранительные органы. Они составляют особую систему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешняя разведка, налоговая полиция, таможенные органы и др.
*Армия. Она необходима для защиты территориальной целостности государства.
*Налоги. Это обязательные платежи с получаемого дохода граждан и организаций.
*Суверенитет. Это независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Иначе, суверенитет — это самостоятельность, неподчиненность государства кому-либо.
*Символы государства — гимн, герб, флаг.
*Верховенство государственной власти выражается в способности:
а) издавать общеобязательные для всего населения решения;
б) устанавливать и обеспечивать единый правопорядок на всей территории;
в) отменять постановления и решения негосударственных политических организаций;
г) определять права и обязанности граждан, должностных лиц;
д) воздействовать на население через специальные средства властвования, отсутствующие у других организаций.
*Государство обладает монополией на правотворческую деятельность. Только оно издает законы и подзаконные акты, которые общеобязательны для исполнения всеми членами общества и обеспечены принудительной силой государственного аппарата.
*Государство обладает монополией на легальное и легитимное применение силы, физическое принуждение..
Функции государства:
а) Внутренние функции - это основные направления деятельности государства внутри страны:
· функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства;
· функция легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидуумов;
· политическая функция (обеспечение народовластия и государственного суверенитета);
· экономическая функция (выработка экономической политики, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т. д.);
· социальная функция (создание системы социальной защиты населения, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.);
· экологическая функция (деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей);
· идеологическая функция (пропаганда определенных идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т. д.).
б) Внешние функции - это основные направления деятельности государства, проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими организациями или государствами:
· защита государства от внешней угрозы (строительство вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т. д.);
· функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в работе различных международных организаций, в военно-политических блоках и союзах и т. д.).
Государственный аппарат (механизм государства)— система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.
Форма государства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.
Форма гос-ва:
*Форма правления
**Монархия
**Республика
* Форма гос.устройства
** Унитарное
**Федерация
** Конфедерация
*Политический режим
**Демократический
** Авторитарный
** Тоталитарный
Дата: 2016-10-02, просмотров: 205.