Вопрос № 1
Система судоустройства Киевской Руси (государственная, вотчинная, церковная).
Судебные органы.
В Киеве не было раздела на гражданское и уголовное право, не было такого и в процессе. Те дела, которые признавались гражданскими, или уголовными рассматривались одинаково.
В период раннего феодализма судебных органов не существовало, как отдельных органов. И в центре, и на местах судебные функции выполняли органы власти. Судьями были князья, посадники, волостели.
Судебные функции выполняли – общинные суды, но их влияние было не велико. Они распространяли свою юрисдикцию, только на сельское население.
Суд состоял из 12 человек.
В более поздних источниках («Простаранная правда») ничего не говорится о судах.
По мере развития боярского землевладения развивался боярский иммунитет, и теперь бояре тоже стали присваивать себе судебные функции над своим зависимым населением.
Установление христианства на Руси повлекло и развитие церковной юрисдикции.
Существовало 3 ветви юрисдикции:
- государственная
- вотчинная
- церковная
Государственная
Две категории дел рассматривались только государством:
1. Душегубство – убийство.
2. Разбой.
Некоторые бояре пользовались правом судиться у государя. Государь мог рассматривать и первую инстанцию, и надзор. Но таких дел было не много. Появляются и вспомогательные судебные органы. «Русская правда» упоминает о мечнике, о детском, о вирники (сборщик виры).
Позднее появились такие помощники, как отроки, метельники (взыскивали судебные пошлины). Ябедники (человек, который выполнял функции прокурора, то есть был государственным обвинителем).
Органы церковного суда были высшие церковные власти: митрополит, епископы, игумены.
Вотчинная
Помимо суда государственного (князя и его администрации) в Киевской Руси активно формировался вотчинный суд – суд землевладельца над зависимым населением. Он формируется на основе иммунитетных пожалований (князь жалует монастырю Св. Георгия село Буйцы «с данию, с вирами и с продажами»). Можно назвать также суд общины, на котором могли решаться мелкие внутриобщинные дела. Но о функциях этого суда сведений в источниках не сохранилось.
Церковная
Все активнее происходило расширение церковной юрисдикции на Руси. Главным образом занимались рассмотрением брачно-семейных отношений.
Русские князья понимали, что церковная идеология самая обширная, поэтому они её поощряли.
Устав Владимира Мономаха говорит о таких делах:
1. Росрус – самовольное расторжение брака.
2. Ошибание – изнасилование.
3. Умыкание – похищение женщины.
4. Урекание – оскорбление словом.
5. Зеленечество – церковная кража.
6. Пря – спор между мужем и женой о имуществе (животе).
Церковь постепенно расширяла свое землевладение: прямой захват земель, договоры, подарки на помин души.
Органы церковного суда были высшие церковные власти: митрополит, епископы, игумены.
Возникли церковные сенории. Церковные феодалы: епископы, игумены, стали обладать иммунитетом => получили право судить.
ВЫВОД: церковный суд функционировал, как орган власти: суд по церковным и феодальным делам, но субъект должен быть подвластен церкви.
Вопрос № 2
Вопрос № 3
Особенности исполнения наказания по источникам древнерусского феодального права.
Существовали различные формы ответственности для мирян и для лиц духовных. Вместе с тем и сам характер наказания с точки зрения канонического церковного права имел свои особенности.
Особенность в том, что с точки зрения церкви не кара, не возмездие, а врачевание болезненного состояние души самих грешников.
Смертная казнь и телесные наказания действительно не упоминались в Русской Правде. Однако согласно летописям они существовали. Задолго до появления Русской Правды на Руси был распространен обычай решать спор на судебном поединке - поле. Кто одолеет в бою, тот и выигрывал дело. Русская Правда умалчивала о том, что этот обычай был сохранен и позднее, вплоть до XVI в. Существует мнение, что эти пробелы не случайны и связаны с влиянием духовенства, которое протестовало против сохранения языческих, "туземных", традиций в правовой системе Руси.
Вопрос № 4
Вопрос № 5
Вопрос № 6
Вопрос № 7
Порядок вынесения приговора и исполнения наказаний на примере Новгорода и Пскова.
В новой форме процесса доставка ответчика в суд зависела не от истца – эти функции брало на себя государство. Недельщик брал особые зазывные, запрещалась передача на поруки. Недельщик должен был сам арестовать ответчика, особенно это касалось лихих людей, т.е. преступников-рецидивистов.
Для отыскания лихих людей назначались «повальные обыски» - допрос свидетелей. Он применялся также с целью определить репутацию свидетелей. Это проводилось в отсутствие самого князя. При разногласиях показаний, дела решалось по показанию большинства. Такой сыск являлся обязательным доказательством – по обвинению в татьбе, краже, обликовании (клевете). Пытать такого лихого человека поручалось тем же недельщикам. В случае оговора назначалась очная ставка между оговоренным и оговорившим. Если оговорившей отказывался от своих слов в присутствии оговоренного, то он подвергался пыткам, а на оговоренного назначался «повальный обыск». Помимо «повального обыска» применялся такой вид, как освидетельствование и осмотр места происшествия.
Эти действия производились недельщиками и целовальниками (целовали крест, подтверждая честность слов).
Был осмотр сенокосы, повреждение межевых знаком, места поджогов, тел и трупов. Появились новые виды наказания:
1. Кинуть в тюрьму
2. Новые виды казней.
Вопрос № 8
Судоустройство в едином русском централизованном государстве (14-16вв).
Русское централизованное государство в основном оформилось в середине 16 века. Московское княжество было окружено русскими землями: Ростов, Новгород, Ярослав, Рязань.
Иван III превратил княжества в государства. При нем еще не было крепких связей. В период правления Ивана III его политика свидетельствует, что это уже было не удельное Московское государство, а национальное русское государство.
1497 год - единообразное применение права.
«Судебник 1497»:
Государственные судебные органы:
1. Центральные
2. Местные.
К Центральным относились:
1. Великий князь.
2. Боярская дума.
3. Путные бояре.
4. Приказы.
Местные:
1. Суды наместников и волостелей.
Дела могли переходить из низшей инстанции в высшую по докладу. Могла быть и жалоба истца и жалоба ответчика. Великий князь рассматривал дела в качестве суда первой инстанции – особо важные дела (лишь некоторые имели право идти на суд князя; это была привилегия. Были тарханные грамоты, кто ими обладал, тот мог пойти на суд князя).
И он также являлся высшей апелляционной инстанцией по отношению в низшим судам. Апелляция – пересмотр дела. Тогда все инстанции были апелляционными, всегда пересматривали дела.
Поэтому по вещанию великого князя о самостоятельном рассмотрении дела, обычно заканчивались словами: «Или кому я прикажу».
Связующим звеном между великим князем и остальными инстанциями была боярская дума. Орган был административным, но она состояла из введенных бояр, т.е. те, что были введены во дворец Великого князя и занимали высшую придворную должность.
Боярская дума разбирала споры о местничестве и иски служилых людей, которые не пользовались правом трудиться у князя. Боярская дума была судом высшей инстанции по отношению к местному суду.
Основная масса судебных дел рассматривалась приказами. Они были наиболее работающим звеном судебной системы русского государства.
На местах: наместники и волостели. Для осуществления управления на территории города (наместники), а в волостях – волостели. Наместники и волостели назначались князем из бояр на определенный срок (обычно на один год). Но дотации от великого князя они впоследствии не получали, а получали корм. Система кормлений с местного населения.
Стремление Судебника 1497 централизовать судебный аппарат особенно сказались на местах. Установили 2 вида кормлений:
- без боярского суда.
- С боярским судом.
Наместники и волостели имели решающее право с боярским судом окончательного решения. А без боярского суда не имели право окончательного решения, поэтому должны были спрашивать помощи у вышестоящего суда.
ВЫВОД: выстраивается система судебных органов.
Следующим звеном были духовные суды. Духовные суды подразделялись на суды:
- Суды Епископов (судья – епископ).
- Суды монастырские (судья – игумен).
Так же, как и кормленщики, епископы и игумены получали вознаграждение с подсудного им населения. Различия в том, что духовные суды рассматривали в основном дела духовенства, но также и другие дела.
Важные уголовные дела (душегубство или разбой с поличным) рассматривались государственными судами, хоть и были приписаны к духовным судам. Кроме этого продолжал существовать Сместной (вобщий) суд – рассматривал дела, когда одной из сторон являлся представитель духовенства или крестьянин, проживающий на территории монастыря, а другой не относился к духовной сфере. 59 ст. «Судебника».
Вотчинный и помещичий суды. Компетенция этих судов определялась получением владельцем вотчины или помещиком иммунитета судить своих подчиненных. Из ведения этих судов изымались наиболее важные дела – душегубство и разбой с поличным. И хотя они и были совершены на территории вотчины или поместья, их рассматривали государственные суды.
Суд над чернотяжными крестьянами осуществлялся выборными судьями.
Дела разбирались в присутствии «лучших» представителей местного населения – сотники, старосты и представители вотчины.
Государственные судебные органы были высшей инстанцией. На рубеже 15 века идет формирование государственного аппарата, в том числе и судебного. Зарождение централизованной системы юстиции.
Вопрос № 9
Вопрос № 10
Вопрос № 11
Система судебных органов в период сословно-представительной монархии (1549 -1653 гг).
Конец 16-начало 17 века являлись периодом рассвета приказной системы. Более 90 центральных бюрократических учреждений – разного рода. Стройной структуры и штатного расписания.
Во главе каждого приказа был начальник – судья. Посольский, оружейный, стрелецкий, иноземный, аптекарский приказы. Судьи приказов назначались Боярской Думой. Это были думные или окольничьи дворяне – верхушки феодального класса. Можно говорить о зарождении дворянства.
Если в 1613 году думные дьяки возглавляли лишь одну треть приказов, то в 1680 почти четыре пятых приказов.
С созданием приказов появилось и обширное бумажное делопроизводство, которое было подчинено определенным канцелярским правилам. Наиболее грамотными были служители церкви – они назначались помощниками приказов.
Во многих приказов имелись дьяки, которые отвечали за делопроизводство. Дьяки вершили приказы, как судьи и составляли приговоры, а если требовалось доклад царю, то писали «доклад». Со слов царя дьяком делал «пометки», «резолюция». Здесь в приказах выплачивали зарплату.
Делились на столы и повытия. Старшие подьячие вместе с дьяками осуществляли основные дела. А младшие осуществляли переделку документов. В штате приказов были также рассыльные, сторожа и другие лица. Наиболее крупные приказы делились на столы и повытия.
Большинство приказов находилось в Кремле.
Все большее значение приобретает сыск и розыск. В этот период времени существовала довольно сложная система органов, отправлявших правосудие, наряду с государственными органами, существовали церковные и вотчинные органы юстиции. Государственные органы также делились на центральные и местные.
К центральным относился царь. Судил верхушку. Низшим сословиям нельзя было обращаться к царю. Царь, как судья, судил вместе со своими боярами. Постепенно, судебная деятельность государя сужалась и он рассматривал дела только исключительные. Зато расширилась деятельность Боярской Думы. В Боярской Думе рассматривала Судебная (Расправная) Палата.
Церковное право. Церковь в своей деятельности опиралась на целую систему норм канонического права.
Устанавливалась общность имущества супругов, власть мужа над женой и отца над детьми. Закон запрещал мужу распоряжаться приданным жены без её согласия. За женой сохранялось приданное, обеспечивалось частью имущество.
В середине 16 века церковные органы своими предписаниями запретили светские книги, поэтому появилась церковная система наказаний, а именно наложение покаяния (епитимия). Заточение в монастырь было одно из наказаний.
Процесс был устным. Первое слово предоставлялось истцу, который излагал свои требования, затем ответчику, затем снова истцу => состязательный процесс.
Изменения в доказательствах: вышли такие доказательства все виды ордалий. Приказ 1556 года был заменен крестным целованием, особое значение получили письменные доказательства.
Доказательства:
1. Крестное целование (присяга, скрепленная религиозной клятвой).
2. Послухи и свидетели.
3. Общая ссылка (обе стороны ссылаются на одних и тех же свидетелей).
4. Ссылка из виноватых.
5. Обыск (опрос окольных людей в спорных обстоятельствах дела; производилось «сыщиком». Показания окольных людей давались под присягой и закреплялись и записывались).
6. Письменные доказательства (различного рода договоры, расписки, обязательства, применялся жребий – на сумму не менее 1 рубля)
Появилось новое понятие «срок исковой давности». Если не было доказательств во время процесса, то давался судом срок для представления доказательств и документов=> суд мог состоять из ряда заседаний, разделенный значительным промежутком времени, заносилось в протокол – «судный список».
Далее шел этап «Вершение» - здесь выносился приговор. Если одна из сторон не была согласна…называлась «доклад».
На «доклад» новые доказательства, выносился новый приговор. Пересмотр был сделан специальными судьями. Выдавалась «правильная грамота».
Если после выдачи «грамоты» открывались новые обстоятельства, то в сторону обиженного должен был заплатить тройную цену иска, подвергался наказанию.
Если оклеветал, то подвергался тому же наказанию, которому должен был подвергнутся обвняемый.
Вопрос № 12
Вопрос № 13
Вопрос № 14
Вопрос № 15
Вопрос № 16
Формирование новой судебной системы в период упрочения абсолютизма (конец 17 – 1-ая пол 18в).
Вопрос № 17
Вопрос № 18
Вопрос № 19
Вопрос № 20
Вопрос № 1
Система судоустройства Киевской Руси (государственная, вотчинная, церковная).
Судебные органы.
В Киеве не было раздела на гражданское и уголовное право, не было такого и в процессе. Те дела, которые признавались гражданскими, или уголовными рассматривались одинаково.
В период раннего феодализма судебных органов не существовало, как отдельных органов. И в центре, и на местах судебные функции выполняли органы власти. Судьями были князья, посадники, волостели.
Судебные функции выполняли – общинные суды, но их влияние было не велико. Они распространяли свою юрисдикцию, только на сельское население.
Суд состоял из 12 человек.
В более поздних источниках («Простаранная правда») ничего не говорится о судах.
По мере развития боярского землевладения развивался боярский иммунитет, и теперь бояре тоже стали присваивать себе судебные функции над своим зависимым населением.
Установление христианства на Руси повлекло и развитие церковной юрисдикции.
Существовало 3 ветви юрисдикции:
- государственная
- вотчинная
- церковная
Государственная
Две категории дел рассматривались только государством:
1. Душегубство – убийство.
2. Разбой.
Некоторые бояре пользовались правом судиться у государя. Государь мог рассматривать и первую инстанцию, и надзор. Но таких дел было не много. Появляются и вспомогательные судебные органы. «Русская правда» упоминает о мечнике, о детском, о вирники (сборщик виры).
Позднее появились такие помощники, как отроки, метельники (взыскивали судебные пошлины). Ябедники (человек, который выполнял функции прокурора, то есть был государственным обвинителем).
Органы церковного суда были высшие церковные власти: митрополит, епископы, игумены.
Вотчинная
Помимо суда государственного (князя и его администрации) в Киевской Руси активно формировался вотчинный суд – суд землевладельца над зависимым населением. Он формируется на основе иммунитетных пожалований (князь жалует монастырю Св. Георгия село Буйцы «с данию, с вирами и с продажами»). Можно назвать также суд общины, на котором могли решаться мелкие внутриобщинные дела. Но о функциях этого суда сведений в источниках не сохранилось.
Церковная
Все активнее происходило расширение церковной юрисдикции на Руси. Главным образом занимались рассмотрением брачно-семейных отношений.
Русские князья понимали, что церковная идеология самая обширная, поэтому они её поощряли.
Устав Владимира Мономаха говорит о таких делах:
1. Росрус – самовольное расторжение брака.
2. Ошибание – изнасилование.
3. Умыкание – похищение женщины.
4. Урекание – оскорбление словом.
5. Зеленечество – церковная кража.
6. Пря – спор между мужем и женой о имуществе (животе).
Церковь постепенно расширяла свое землевладение: прямой захват земель, договоры, подарки на помин души.
Органы церковного суда были высшие церковные власти: митрополит, епископы, игумены.
Возникли церковные сенории. Церковные феодалы: епископы, игумены, стали обладать иммунитетом => получили право судить.
ВЫВОД: церковный суд функционировал, как орган власти: суд по церковным и феодальным делам, но субъект должен быть подвластен церкви.
Вопрос № 2
Дата: 2016-10-02, просмотров: 248.